ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570022-01-2022-002171-15 от 20.07.2022 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело (УИД) № 57RS0022-01-2022-002171-15

Производство № 2а-1938/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2022 года г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Кальной Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Махутдиновой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Шекшуевой Наталии Владимировны к Департаменту строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и дорожного хозяйства Орловской области, администрации города Орла о признании незаконным решения государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Шекшуева Н.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и дорожного хозяйства Орловской области об оспаривании решения государственного органа.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании постановления Муниципального образования Город Орел от (дата обезличена)(номер обезличен) истец и члены её семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Ссылалась на то, что при подаче пакета документов (дата обезличена) на программу «Обеспечение жильём молодых семей (2006-2010 годы)» ведущий специалист ФИО4 ей разъяснил, что при достижении истцом возраста 35 лет ей Шекшуевой Н.В. и её детям ФИО5, (информация скрыта) года рождения и ФИО5, (информация скрыта) года рождения, выплатят денежные средства для улучшения жилищных условий, как участникам целевой программы. (дата обезличена) истцу исполнилось 35 лет, в связи с чем администрация г. Орла обязана была уведомить её, что она и её дети могут получить денежные средства, как участники программы «Обеспечение жильём молодых семей (2006-2010 годы)». Полагает, что бюджетные средства на целевую программу «обеспечение жильем молодых семей (2006-2020 годы)» были потрачены не по назначению, в связи с чем нарушены её права. Администрация г. Орла не уведомила истца о продвижении очереди на получение денежных средств, в связи с чем она вынуждена была обратиться за разъяснениями. 11.04.2019 обратилась с письменным заявлением в администрацию г. Орла по вопросу значащихся в списке участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей». В ответе на её заявление было указано, что она и её дети 25.04.2019 будут исключены их списка участников программы. Ссылалась на то, что так как она не получала официального уведомления от администрации г. Орла о снятии с учета, в декабре 2020 года истец обратилась с электронным обращением к Президенту Российской федерации по вопросу незаконного снятия с учета из программы «Обеспечение жильем молодых семей (2006-2010 годы)». 22.12.2020 получила ответ из управления Президента Российской федерации по работе с обращениями граждан и организаций, что вправе обратиться в Правительство Орловской области или суд. 28.12.2020 получила письмо из Департамента строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и дорожного хозяйства Орловской области, в котором сообщалось, что если истец полагает, что её права и законные интересы были нарушены, то она вправе обжаловать действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа в судебном порядке. Полагает, что права семьи истца были нарушены, так как им как участникам программы должны были выплатить денежные средства, согласно целевой программы, исключение из целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей (2006-2010 годы)» полагала незаконным.

Также просила восстановить срок на обжалование решения муниципального образования город Орел об исключении из целевой программы, так как уведомления о снятии с учета её семьи, она не получала.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация города Орла.

В процессе рассмотрения дела истец уточнила требования, просила признать незаконным решение администрации г. Орла об исключении её семьи из списка участников целевой программы «Обеспечение жильем участников программы. Также просила восстановить срок на обжалование решения, как пропущенный по уважительной причине, так как администрация города Орла о том, что принято такое решение её не уведомляла и само решение ей не направлялось.

В судебном заседании Шекшуева Н.В. требования с учетом уточнений поддержала. Ссылалась на то, что она и её семья незаконно были исключены из списка участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей», так как имеется ответ администрации г. Орла, что её очередь в списке 34, а, следовательно она полагает, что к моменту достижения ею возраста, после которого она не могла быть участником программы, её очередь должна была подойти и денежные средства её должны были быть выплачены. Полагала, что со стороны сотрудников административного органа были допущены следующие нарушения: не предоставлена (сокрыта) информация как участнику программы списка всех участников целевой программы за 2015-2020 годы, не представлена (сокрыта) информация о необходимости открытия расчетного счета, как можно использовать денежные средства по целевой программе и т.д., не предоставлены копии постановлений за 2006-2010 годы, 2011-2015 годы, 2014-2016 годы, 2017-2020 годы, где она Шекшуева Н.В. включена в список участников программы, не представлена копия постановления об исключении её из списка участников целевой программы, с указанием оснований. Поэтому ссылалась на то, что в настоящее время истцу не известно является ли она участником целевой программы и состоит ли она на очереди на получение социальной выплаты.

В судебном заседании представитель Департамента строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и дорожного хозяйства Орловской области по доверенности Михалина Е.В. возражала против удовлетворения требований истца. Ссылалась на то, что Департамент строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и дорожного хозяйства Орловской области является ненадлежащим ответчиком по делу, так как принятие решения о включении молодой семьи в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и исключение из него в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен), относится к полномочиям органа местного самоуправления – администрации г. Орла. Также полагала, что истцом пропущен срок на обращение в суд с иском об обжаловании действий (бездействий) об исключении из списка участников программы, так как о том, что Шекшуева Н.В. будет исключена из списка участников программы, её было известно ещё в 2019 году из письма администрации г. Орла.

Представитель Администрации г. Орла по доверенности Полякова Н.С. в судебное заседание не явилась, представлено ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Ранее в судебном заседании полагала, что административные исковые требований Шекшуевой Н.В. не подлежат удовлетворению, так как со стороны администрации г. Орла не было допущено незаконным действий по принятию решения об исключении семьи ФИО10 из списка участников программы. Пояснила, что 30.12.2019 администрацией г. Орла было принято постановление (номер обезличен), согласно которому семья ФИО10 была исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей, в связи с утратой оснований, дающих молодым семьям право на получение социальной выплаты, а именно достижение возраста 35 лет, так как предоставление социальных выплат семьям, чей возраст превысил 35 лет законом не предусмотрено. Также полагала, что истцом пропущен срок на обжалование решения об исключении её из списка участников целевой программы от 30.12.2019 года. Уважительные причины для восстановления срока отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица (далее – КАС РФ), участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При рассмотрении дела установлено, что на основании постановления Муниципального образования «Город Орел» От 16.05.2018 (номер обезличен) семья Шекшуевой Н.В., признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Управлению по делам молодежи, физкультуре, спорту, туризму администрации города Орла поручено рассмотреть вопрос об участии семьи Шекшуевой Н.В. в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы) в городе Орле»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы.

Впоследствии, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 889 в указанное постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" внесены изменения, период программы увеличен и определен на 2015-2020 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации" федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы прекращена досрочно. Соответственно, с 1 января 2018 года, реализация мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы подлежит осуществлению в рамках программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", включенной в перечень государственных программ Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей, являющихся участниками основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что 25.04.2019 административному истцу Шекшуевой Н.В. исполнилось 36 лет.

На основании постановления администрации города Орла от 30.12.2019 №5773 семья Шекшуевой Н.В. была исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы 1 «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области», муниципальной программы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Орле» в связи с утратой оснований, дающих молодым семьям право на получение социальной выплаты.

Таким образом, постановление администрации города Орла было принято в связи с тем, что семья истца утратила статус молодой семьи в связи с достижением ФИО9СВ 36-летнего возраста, вследствие чего отпали основания для включения их в список претендентов на получения соответствующей социальной выплаты.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Включение определенной семьи в список участников подпрограммы не гарантирует такой семье включение в список претендентов на получение социальной выплаты, поскольку возможность приобретения субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы обусловлена комплексом обстоятельств, связанных с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих переводу из списка участников в список претендентов, возрастом членов этих семей на момент формирования списков претендентов.

Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

Поскольку 25.04.2019 Шекшуевой Н.В. исполнилось 36 лет, то есть возраст истца превысил предел, допустимый для осуществления возможности быть участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", соответственно семья Шекшуевой Н.В. обоснованно была исключена из участников подпрограммы.

Кроме того, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации города Орла об исключении из спика молодых семей.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 статьи 219 КАС РФ определено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судом установлено, что оспариваемое истцом постановление администрации города Орла принято 30.12.2019 года.

Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления, истец ссылается на то, что о принятом постановлении она не была уведомлена, копия постановления в её адрес не направлялась.

Из материалов дела следует, что 06.05.2019 администрацией города Орла был дан ответ на заявление Шекшуевой Н.В., из которого следует, что в списке участников муниципальной программы «Обеспечение жильём молодых семей на 2017-2020 годы» на 11.04.2019 семья Шекшуевой Н.В. значилась под номером 34. В соответствии с условиями программы, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей – участников программы. Сообщалось, в связи с тем, что 25.04.2019 заявителю Шекшуевой Н.В. исполнилось 36 лет, её семья утратила основания, дающие молодым семьям – участникам программы право на получение социальной выплаты и будет исключена из списка участников программы.

28.12.2020 Шекшуевой Н.В. Департаментом строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и дорожного хозяйства Орловской области был дан ответ, из которого следовало, что по причине достижения Шекшуевой Н.В. возраста, превышающего 35 лет, она была исключена из Подпрограммы, как не соответствующая требованиям. Указанный ответ был направлен на электронную почту Шекшуевой Н.В., получен ею, что не оспаривалось в судебном заседании.

Таким образом, Шекшуевой Н.В. из ответа администрации города Орла от 06.05.2019 было известно о предстоящем исключении её семьи из списка участников программы, а из ответа Департамента от 28.12.2020 Шекшуевой Н.В. было уже известно о том, что её семья исключена из списка участников программы.

Однако в суд Шекшуева обратилась только 25.04.2022, то есть более чем через 1 год и 3 месяца с момента получения ответа от Департамента строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и дорожного хозяйства Орловской области и более чем через 2 года и 10 месяцев после ответа администрации города Орла, в котором ей сообщалось о том, что её семья будет исключена из списка, так как 25.04.2019 она достигла возраста 36 лет.

Ссылка административного истца на то, что администрация города Орла не уведомляла её о принятом решении об исключении из списка участников программы и не направляла копии постановления, не свидетельствует об уважительной причине пропуска срока на обжалование постановления администрации города Орла от 30.12.2019 и не может являться основанием для восстановления пропущенного более чем на 2 года и 10 месяцев срок для обжалования.

С учетом представленных в материалы дела ответов, суд полагает, что административный истец располагала соответствующей информацией задолго до того, как она обратилась в суд с административным исковым заявлением. Доказательств тому, что Шекшуева Н.В. объективно была лишена возможности оспорить указанное выше решение соответствующего органа по указанным в административном иске основаниям в установленный законом срок, не представлено.

Доказательств, препятствующих своевременному обращению в суд и уважительности причин пропуска процессуального срока, административный истец суду не представила, оснований для восстановления срока для обжалования из материалов дела не усматривается. Обстоятельств, объективно препятствующих реализации права на обращение в суд за защитой нарушенного права, судом не установлено.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Шекшуевой Н.В. о признании незаконным постановления администрации города Орла от 30.12.2019 «Об исключении из списка участников программы» и обязании включить в список.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Шекшуевой Наталии Владимировны к Департаменту строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и дорожного хозяйства Орловской области, администрации города Орла о признании незаконным и отмене решения органа местного самоуправления, постановления администрации города Орла об исключении молодых семей из списка участников по обеспечению жильем молодых семей от 30.12.20219 года - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.08.2022.

Судья Е.Г. Кальная