ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570022-01-2023-001568-94П от 11.08.2023 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД № 57RS0022-01-2023-001568-94 Производство № 2а-1924/2023

Решение

Именем Российской Федерации

11 августа 2023 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Соловьевой З.А.,

при секретаре Шебановой Т.С.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заводского района города Орла в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению-«Детский сад №88 комбинированного вида» г.Орла, Администрации города Орла, Управлению образования, спорта и физической культуры администрации города Орла о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор Заводского района города Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению-«Детский сад №88 комбинированного вида» г. Орла (далее-МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида» г. Орла), Администрации города Орла о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Заводского района г.Орла проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Заводского района г. Орла.

МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Орла присвоена 3 категории опасности объекта.

МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Орла не оборудовано на 1-м этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Выявленные в образовательном учреждении вышеуказанные нарушения негативным образом влияют на состояние законности в данной сфере, снижают антитеррористическую защищенность данного учреждения, нарушают права несовершеннолетних и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, на безопасность их жизни и здоровья.

Непроведение вышеуказанных мероприятий может способствовать несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что оказывает отрицательное воздействие на его комплексную безопасность, антитеррористическую защищенность.

Данное учреждение посещает неопределенный круг лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд за защитой их прав.

Учредителем общеобразовательного учреждения является муниципальное образование «Город Орёл», функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Орла в лице управления образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Орёл».

Таким образом, обязанность по финансированию деятельности учреждений возлагается на учредителя.

Просили обязать администрацию г. Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение денежных средств из бюджета г. Орла в размере, необходимом для оборудования МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида» г. Орла помещением на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).Обязать МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида» г. Орла в течение 2 месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

С учетом уточнения исковых требований прокурор Заводского района г.Орла просил обязать администрацию города Орла в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом для оборудования МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида» г. Орла помещения на 1-м этаже для охраны, а также размещения в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Обязать Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла в течение 1 месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида» г. Орла.Обязать МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида» г. Орла в течение 3 месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны, а также размещения в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Судом для участия в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла.

В качестве заинтересованных лиц для участия в деле привлечены Финансовое управление администрации города Орла, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Орловской области (далее-ФГКУ «УВО ВНГ России по Орловской области»).

В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г.Орла Верижникова Е.В. административные исковые требования поддержала.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Орла и заинтересованных лиц Финансового управления администрации города Орла, Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла Данковская Н.Г. административные исковые требования не признала. В случае удовлетворения требований просила увеличить срок исполнения решения суда.

Представитель административного ответчика МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида» г. Орла не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Управления образования, спорта и физической культуры администрации города Орла не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель ФГКУ «УВО ВНГ России по Орловской области» Ситников М.И. пояснил, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу пунктов 3, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (статьи 50, 51).

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции, обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Bсоответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного,начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовомуобеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признаетохрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Согласно п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

На основании ст. 28 Федерального закона № 273 - ФЗ образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников образовательных учреждений во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация проявлений терроризма.

Согласно п. «а» ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

В силу ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).

Пунктами 5, 17, 24 - 26 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий)

возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся

правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) и др.

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте

(территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункт «д» пункт 24 Требований).

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются, в том числе следующие мероприятия:

оснащение объектов (территорий) охранной сигнализации (подпункт «а» пункт 25 Требований);

оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (подпункт «в» пункт 25 Требований).

Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов.

Установлено, что прокуратурой Заводского района г.Орла проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Заводского района г. Орла.

МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Орла присвоена 3 категории опасности объекта.МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Орла не оборудовано на 1-м этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Выявленные в образовательном учреждении вышеуказанные нарушения негативным образом влияют на состояние законности в данной сфере, снижают антитеррористическую защищенность данного учреждения, нарушают права несовершеннолетних и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, на безопасность их жизни и здоровья. Непроведение вышеуказанных мероприятий может способствовать несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что оказывает отрицательное воздействие на его комплексную безопасность, антитеррористическую защищенность. Данное учреждение посещает неопределенный круг лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд за защитой их прав.Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию и финансированию муниципальных учреждений. В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Уставом города Орла (принят Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22.06.2005 № 72/753-ГС) администрация города Орла: в рамках предусмотренного в местном бюджете финансирования разрабатывает и утверждает планы и программы по решению отдельных вопросов местного значения; управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности в соответствии порядком, утвержденным Орловским городским Советом народных депутатов; создает муниципальные предприятия и учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а также осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Орловской области), создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.Статьей 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетник обязательств и бюджетник ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетник обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяетпорядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.Учредителем общеобразовательного учреждения является муниципальное образование «Город Орёл», функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Орла в лице управления образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Орёл».В соответствии с п.5 Положения «Об управлении образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла», утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2015 N3/0013-ГС, управление образования, спорта и физической культуры администрацииг. Орла обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Пунктом 1.8 положения определено, что управление образования осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципальными бюджетными образовательными учреждениями муниципальных заданий, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных образовательных организаций, осуществляет иные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении образовательных организаций.Таким образом, в настоящее время не обеспечено наличие на 1 этаже здания МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида» г.Орла помещения охраны с размещенными в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), что влечет нарушение прав граждан, в том числе, несовершеннолетних детей, может создать угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу. Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. На основании пункта 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, и возлагая обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений законодательства «О противодействии терроризму» на администрацию г.Орла, суд учитывает, что на администрацию г.Орла как орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, организации дошкольного образования, созданию условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Несоответствие муниципальных образовательных организаций обязательным требованиям безопасности свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего административного ответчика устранить допущенные нарушения.

То обстоятельство, что функции и полномочия учредителя от имени администрации г.Орла осуществляет Управление образования, не освобождает администрацию г.Орла как уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения указанных выше обязанностей, поскольку администрация г.Орла, несмотря на делегирование полномочий учредителя Учреждения, является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем в отношении Учреждения, непосредственно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, в соответствии с Уставом обеспечивает составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, а потому решение вопросов по финансированию мероприятий по установки ограждения по периметру здания школывозможно лишь при непосредственном участии указанного органа. Таким образом, возложение на администрацию г.Орла обязанности по обеспечению финансирования названных мероприятий не противоречит действующему законодательству и соответствует компетенции администрации.

В связи с чем, административные исковые требования прокуратуры Заводского района г.Орла, действующей в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, рассматривая довод административного ответчика о сроках для исполнения решения суда, суд учитывает следующие обстоятельства.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).

Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункт 11).

Учитывая конкретные обстоятельства дела, требования разумности, суд приходит к выводу об обязании администрации г. Орла в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение денежных средств Управлению образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла для оборудования МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида» г.Орла помещения на 1-м этаже для охраны, а также размещения в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), обязании Управления образования, спорта и физической культуры администрации города Орла в течение 6 месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида» г. Орла, обязании МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Орла в течение 6 месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны, а также размещения в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Увеличение срока исполнения решения суда в большем размере приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Заводского района города Орла в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению-«Детский сад №88 комбинированного вида» г.Орла, Администрации города Орла, Управлению образования, спорта и физической культуры администрации города Орла о понуждении к совершению действий-удовлетворить.

Обязать администрацию г. Орла в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение денежных средств Управлению образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла для оборудования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-«Детский сад №88 комбинированного вида» г.Орлапомещения на 1-м этаже для охраны, а также размещения в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Обязать Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла в течение 6 месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению-«Детский сад №88 комбинированного вида» г.Орла.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-«Детский сад №88 комбинированного вида» г.Орла в течение 6 месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны, а также размещения в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2023 года.

Судья З.А. Соловьева