ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570022-01-2023-002260-55 от 27.11.2023 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД №-57RS0022-01-2023-002260-55

производство №2а-2476/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2023 года город Орел

Заводской районный суд города Орла в составе:

председательствующего, судьи Соловьевой З.А.,

при секретаре Шебановой Т.С.,

с участием помощника прокурора Орловского района Орловской области Гущиной И.В.,

представителя КУ ОО «Орелгосзаказчик» - Пушкова П.П.,

представителя Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской областиПрошкиной О.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик», Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о признании незаконным бездействие, и обязании произвести действия,

установил:

прокурор Орловского района Орловской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик», Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о признании незаконным бездействие, и обязании произвести действия.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Орловского района по обращению депутата Орловского областного совета народных депутатов Рыбакова В. А. проведена проверка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Орловского муниципального округа, по результатам которой выявлены нарушения.

В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога Орел-Знаменское, на которой расположен мост (д. Болотово), находится в ведении КУ ОО «Орелгосзаказчик».

Согласно акту ОГИБДД ОМВД России «Орловский» от (дата обезличена) на мостовом сооружении в д. Болотово Орловского муниципального округа Орловской области отсутствуют несколько элементов пешеходного ограждения в нарушение требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017«Дороги автомобильные и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также покрытие тротуаров местами имеет отдельные разрушения, площадью более 0,2 кв.м., а именно 0,3 кв.м. и 0,4 кв.м., в нарушение требований ГОСТ Р50597-2017«Дороги автомобильные улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

(дата обезличена) прокуратурой района в адрес КУ ОО «Орелгосзаказчик» внесено представление об устранении указанных нарушений, которые до настоящего времени не устранены.

Несоответствие автодорог нормативным требованиям создает угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права и законные интересы жителей на безопасность дорожного движения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что полномочия в сфере дорожной деятельности должностными лицами КУ «Орелгосзаказчик» реализуются ненадлежащим образом.

Просит признать незаконным бездействие КУ ОО «Орелгосзаказчик» по содержанию автомобильной дороги Орел-Знаменское, на которой расположен мост (д. Болотово) и обязать принять меры по приведению указанной автомобильной дороги и пешеходного ограждения моста в соответствии с требованиями п. ГОСТ Р 50597-2017«Дороги автомобильные и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Обязать КУ ОО «Орелгосзаказчик» оборудовать автомобильную дорогу Орел-Знаменское на которой расположен мост (д. Болотово) элементами пешеходного ограждения в соответствии с требованиями п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также привести покрытие тротуаров автомобильной дороги Орел- Знаменское на которой расположен мост (д.Болотово) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017«Дороги автомобильные и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

С учетом уточнения административных исковых требований, проситобязать Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской областив течение 3 месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу выделить денежные средства казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» для приведения мостового сооружения через реку Мезенка, расположенного на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Орел-Знаменское» (17+240км, д.Болотово) Орловского муниципального округа Орловской области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

Признать незаконным бездействие Казенного учреждения Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» по содержанию мостового сооружения через реку Мезенка, расположенного на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Орел-Знаменское» (17+240км, д.Болотово) Орловского муниципального округа Орловской области.

Обязать Казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» в течение 6 месяцев с даты выделения денежных средств принять меры по приведению мостового сооружения через реку Мезенка, расположенного на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Орел-Знаменское» (17+240км, д.Болотово) Орловского муниципального округа Орловской области в соответствие с требованиямиГОСТ Р 50597-2017.

Судом для участия в деле в качестве административного ответчика привлеченДепартамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, в качестве заинтересованного лица УМВД России по Орловской области.

УГИБДД УМВД РФ по Орловской области исключено из числа заинтересованных лиц.

В судебном заседании прокурор Орловского района Орловской области Гущина И.В. уточненныеадминистративные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика КУ ОО «Орелгосзаказчик» по доверенности Пушков П.П. в судебном заседании заявленные административные исковые требования с учетом их уточнения признал, пояснив, что ответчик готов устранить выявленные недостатки.

Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области по доверенности Прошкина О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, заявленных к Департаменту, поскольку денежные средства на ремонт указанной дороги выделяются из бюджета в соответствии с принятыми нормативными актами Орловской области, правом произвольного распоряжения финансовыми средствами Дорожного фонда Орловской области без учета нормативных правовых актов Департамент не наделен.

В судебное заседание представитель УМВД России по Орловской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 №-196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно статье 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Статьей 13 вышеуказанного закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

На основании пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №- 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочныхмест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Содержание автомобильных дорог согласно пункта 1 статьи 17 данного закона осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

При этом из пункта 2 статьи 15 указанного закона следует, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту пункта 13.2 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.

Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.

Сцепные качества дорожного покрытия должны обеспечивать безопасные условия движения транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью при условии соответствия их эксплуатационного состояния установленным требованиям.Сроки выполнения работ по улучшению сцепных качеств устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза; ровность дорожного покрытия должна обеспечивать безопасные условия движения с установленной для данного класса и категории автомобильной дороги скоростью движения.Требования к ровности покрытий устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза; возвышение обочины и разделительной полосы над уровнем проезжей части при отсутствии бордюра не допускается.Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см; обочины не должны иметь деформаций, повреждений, указанных в пункте 13.2 подпункта а) настоящей статьи для дорожных покрытий. До устранения дефектов обочин должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения; не допускается уменьшение фактического расстояния видимости на автомобильной дороге соответствующих классов и категорий ниже минимально требуемого в результате выполняемых эксплуатационных действий или отсутствия таковых.

Мосты, путепроводы и иные дорожные сооружения в течение срока их службы должны сохранять предусмотренное проектной документацией положение в пространстве, а их техническое состояние должно обеспечивать безопасную эксплуатацию сооружения, а также механическое сопротивление всего сооружения в целом и отдельных его частей расчетным нагрузкам и воздействиям. Техническое состояние несущих элементов пролетного строения сооружения должно обеспечивать проектную величину грузоподъемности. Состояние подмостового пространства должно обеспечивать безопасный пропуск высоких вод установленной вероятности превышения расчетного паводка и ледохода. (п.13.3)

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №-1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», устанавливающие требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, и направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

На основании Постановления Коллегии администрации Орловской области от 07.02.2003 №-22 на областное государственное учреждение «Орелгосзаказчик» возложены функции государственного заказчика по строительству объектов жилищно-коммунального назначения, социальной сферы, объектов дорожного и газового хозяйства области, финансируемых за счет средств областного бюджета, за КУ ОО «Орелгосзаказчик» закреплено областное государственное имущество на праве оперативного управления.

Пунктом 2 распоряжения Коллегии администрации Орловской области от 15.02.2005 №-28-р «О мерах по совершенствованию структуры дорожного хозяйства области» за ОГУ «Орелгосзаказчик» закреплено на праве оперативного управления недвижимое и движимое государственное имущество области, необходимое для обеспечения деятельности филиала, согласно приложениям №1, 2.

Находящиеся в собственности Орловской области автомобильные дороги общего пользования регионального значения, в том числе автодорога Орел-Знаменское закреплена за КУ ОО «Орелгосзаказчик» на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением коллегии администрации Орловской области от 15.02.2005 № 28-р.

Таким образом, содержание указанной автодороги отнесено к компетенции КУ ОО «Орелгосзаказчик».

При разрешении спора судом было установлено, что прокуратурой Орловского района по обращению депутата Орловского областного совета народных депутатов Рыбакова В. А. проведена проверка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Орловского муниципального округа.

Согласно акту ОГИБДД ОМВД России «Орловский» от (дата обезличена) на мостовом сооружении в д. Болотово Орловского муниципального округа Орловской области отсутствуют несколько элементов пешеходного ограждения, в нарушение требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017«Дороги автомобильные и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также покрытие тротуаров местами имеет отдельные разрушения, площадью более 0,2 кв.м., а именно 0,3 кв.м. и 0,4 кв.м., в нарушение требований ГОСТ Р50597-2017«Дороги автомобильные улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Из ответа КУ ОО «Орелгосзаказчик» от 26.04.20213, адресованного прокурору Орловского района, следует, что в соответствии с планом мая месяца, запланированы работы по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильной дороги Орел-Знаменское в целях поддержания транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, обеспечивающего безопасность и бесперебойное движение транспортных средств. ГУП ОО Дорожная служба» выдано указание по выправке перильного ограждения на мосту (мост через р.Мезенка) на автомобильной дороге Орел-Знаменское.

(дата обезличена) прокуратурой Орловского района Орловской области в адрес КУ ОО «Орелгосзаказчик» внесено представление об устранении указанных нарушений.

Согласно ответа прокуратуры на представление, следует, что ГУП ОО «Дорожная служба» внесено в плановое задание июня месяца работы по восстановлению перильного ограждения, а также устранения повреждений покрытия тротуаров на мосту в п.Болотово, автодороги Орел-Знаменское, согласно проекта организации дорожного движения, утвержденного УГИБДД УМВД России по Орловской области, согласно Контракта (номер обезличен)-сод. от (дата обезличена), в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Также установлено, что (дата обезличена) между КУ ОО «Орловский областной государственный заказчик» и ООО «ДорМостПроект» заключен контракт (номер обезличен) по предпроектномуобследованию моста через реку Мезенка на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Орел-Знаменское км 17+240 в Орловском районе Орловской области.

Согласно технического паспорта моста через реку Мезенка на км 17+240 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Орел-Знаменское рекомендовано выполнить капитальный ремонт.

(дата обезличена) руководителю Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ по Орловской области КУ ОО «Орловский областной государственный заказчик» направило письмо с просьбой установления срока по расчету финансирования выполнения работ по капитальным ремонтам искусственных дорожных сооружений в (дата обезличена) году до (дата обезличена), в том числе моста через р. Мезенка на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Орел-Знаменское км 17+240.

(дата обезличена) Департаментдорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ по Орловской области направило в КУ ОО «Орловский областной государственный заказчик» письмо, в котором просит завершить работу по определению начальной (максимальной) цены контрактов по капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения и представить не позднее 1 сентября 2023 года предложения по объему финансирования выполнения работ по капитальному ремонту.

(дата обезличена) Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ по Орловской области КУ ОО «Орловский областной государственный заказчик» направило стоимость проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по капитальному ремонту и ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального и межрегионального значения в (дата обезличена) году.

(дата обезличена) хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ по Орловской области направило в КУ ОО «Орловский областной государственный заказчик» письмо, в котором просит предоставить не позднее (дата обезличена) предложения по финансированию выполнения работ по капитальному ремонту, с указанием протяженности объектов, исходя из общего финансирования на данные цели на (дата обезличена) год не более 250 млн. рублей.

(дата обезличена) Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ по Орловской области КУ ОО «Орловский областной государственный заказчик» направило перечень для достижения показателя «Протяженность приведенных в нормальное состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения». В п.4 указан капитальный ремонт моста через реку Мезенка на км 17+240 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Орел-Знаменское (с 5+380 по 30+890) в Орловском муниципальном округе Орловской области.

Также указано, что достижение показателя «Протяженность приведенных в нормативное состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или муниципального и местного значения «Региональная и местная дорожная сеть», установленного на 2024 год (451 п.м.) не менее 191,05 п.м. в общем объемом финансирования не более 250 000 руб. не представляется возможным.

(дата обезличена) Департаментдорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ по Орловской области направило в КУ ОО «Орловский областной государственный заказчик» письмо, в котором просит не позднее (дата обезличена) предоставить предложения по финансированию выполнения работ по ремонту искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах регионального или муниципального значения под «ключ» (проектно-изыскательские работы, строительно-монтажные работы) с указанием объема финансирования (не более 214 млн. рублей) протяженности объектов.

(дата обезличена) КУ ОО «Орловский областной государственный заказчик» направило в Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ по Орловской области КУ ОО «Орловский областной государственный заказчик» письмо выделить денежные средства на приведение в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 мостового сооружения на автодороге Орел-Знаменское общей ориентировочной стоимостью 192 359,4 тыс. руб. в рамках капитального ремонта.

Также указывают, что в целях проведения капитального ремонта данного мостового сооружения КУ ОО «Орелгосзаказчик» направлялись в Департамент письма ((номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена)) с предложениями о включении в Программу дорожных работ с указанием ориентировочной стоимости проведения проектных и строительно-монтажных работ (ПИР-11 493,94 тыс.руб., СМР-180 865,46 тыс.руб.)

Учитывая, что в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 и ТР ТС 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза» до настоящего времени не устранены дефекты мостового сооружения через реку Мезенка, расположенного на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Орел-Знаменское» (17+240км, д. Болотово) Орловского муниципального округа Орловской области, суд приходит к выводу, что ответчиком КУ ОО «Орелгосзаказчик» допущено нарушение действующего законодательства по содержанию указанной дороги, в связи с чем заявленные требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Установив указанные обстоятельства, суд признает бездействие Казенного учреждения Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» в части ненадлежащего содержания мостового сооружения через реку Мезенка, расположенного на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Орел-Знаменское» (17+240км, д.Болотово) Орловского муниципального округа Орловской области.

Принимая во внимание, установленные по делу обстоятельства, а также то, что для проведения мостового сооружениячерез реку Мезенка, расположенного на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Орел-Знаменское» (17+240км, д.Болотово) Орловского муниципального округа Орловской области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017необходимо выделение денежных средств, то на Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, как на учредителя КУ ОО «Орелгосзаказчик» должнабыть возложена обязанность по выделению денежных средств на указанные цели.

Учитывая, чтовыделение денежных средств ограничено нормативными законодательными актами и финансовые средства расходуются исключительно в доведенных лимитах, в связи, с чем требования прокурора об обязании Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области выделить денежные средства КУ ОО «Орелгосзаказчик» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит не исполнимыми в заявленный срок. В данном случае, суд считает реальным установление не менее четырех месяцев для выделения КУ ОО «Орелгосзаказчик» денежных средств,с даты вступления настоящего решения в законную силу.

Согласно части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Исходя из статьи 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Определяя срок, в течение которого ответчику КУ ОО «Орелгосзаказчик» надлежит совершить возлагаемые на него действия, суд учитывает объем предстоящих работ, возможность выполнения решения суда ответчиком только в лимитах предоставленного финансирования, что объективно требует значительного времени, в связи с чем полагает необходимым установить срок для исполнения решения – в течение 6 месяцев со дня выделения Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области денежных средств на указанные цели, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, что предусмотрено положениями статьи 189 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик», Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о признании незаконным бездействие, и обязании произвести действия, – удовлетворить частично.

Обязать Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской областив течение 5 месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу выделить денежные средства казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» для приведения мостового сооружения через реку Мезенка, расположенного на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Орел-Знаменское» (17+240км, д.Болотово) Орловского муниципального округа Орловской области в соответствие требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

Признать незаконным бездействие Казенного учреждения Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» по содержанию мостового сооружения через реку Мезенка, расположенного на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Орел-Знаменское» (17+240км, д.Болотово) Орловского муниципального округа Орловской области.

Обязать Казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» в течение 6 месяцев с даты выделения денежных средствпринять меры по приведению мостового сооружения через реку Мезенка, расположенного на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Орел-Знаменское» (17+240км, д.Болотово) Орловского муниципального округа Орловской области в соответствие с требованиямиГОСТ Р 50597-2017.

В удовлетворении административного иска в остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 11.12.2023.

Судья З.А. Соловьева