ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570027-01-2022-000710-59 от 07.06.2022 Северного районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД № 57RS0027-01-2022-000710-59

Производство № 2а-503/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2022 года г. Орел

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Тишаевой Ю. В.,

при секретаре Бухвостовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла административное дело по административному исковому заявлению Бюджетного профессионального учреждения Орловской области «Орловский технологический техникум» к Государственной инспекции труда в Орловской области, старшему государственному инспектору труда (по охране труда) Шебанову Сергею Николаевичу, врио руководителя Государственной инспекции труда в Орловской области –главного государственного инспектора труда в Орловской области Авдееву Сергею Викторовичу о признании незаконными предписания Государственной инспекции труда в Орловской области и решения по жалобе на предписание,

УСТАНОВИЛ:

Бюджетное профессиональное учреждение Орловской области «Орловский технологический техникум» (далее – БПОУ ОО «Орловский технологический техникум») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Орловской области о признании незаконным предписания и решения по жалобе на предписание. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в декабре 2021 года Государственной инспекцией труда в Орловской области проведена внеплановая документарная проверка соблюдения БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» требований трудового законодательства. 13 декабря 2021 года в БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» от Государственной инспекции труда в Орловской области посредством электронной почты поступил запрос, датированный 06.12.2021 года о предоставлении документов в связи с рассмотрением обращения Карагодиной О. Н. от 16.04.2021 года, а также решение о проведении внеплановой документарной проверки от 06.12.2021 года. По результатам проверки 23.12.2021 года БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» выдано предписание № 57/7-1434-21-ОБ/12-6133-И/11-80, в соответствии с которым необходимо пересчитать и выплатить Карагодиной О. Н. компенсационную доплату за совмещение должности мастера производственного обучения за ноябрь-декабрь 2020 года, февраль-март 2021 года. Требование предписания не содержит указания на нормы законодательства, которые нарушены, требования предписания не конкретны. При проведении проверки инспектор труда руководствовался Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который в силу ст. 26.3 названного закона и статьи 353 Трудового кодекса РФ в настоящее время на надзор за исполнением трудового законодательства не распространяется. С оспариваемым предписанием административный истец не согласен, так как доплата за совмещение должности мастера производственного обучения производилась Карагодиной О. Н. с соблюдением требований действующего трудового законодательства. Карагодина О. Н. принята на работу в техникум с 26.08.2020 года на должность мастера производственного обучения на целую ставку. С 01.09.2020 года на основании личного заявления работника и приказа директора образовательного учреждения она переведена на должность преподавателя на целую ставку с совмещением должности мастера производственного обучения в объеме 0,2 ставки. По мнению инспектора труда надбавки по должности мастера производственного обучения должны рассчитываться исходя из должностного оклада преподавателя из-за отсутствия дополнительного соглашения к трудовому договору о переводе работника. Оплата труда преподавателей осуществляется исходя из рассчитанной из тарифной ставки стоимости педагогического часа (то есть исходя из нормы отработанных часов), а мастеров производственного обучения – по окладу (то есть исходя из нормы отработанных дней). Несмотря на отсутствие дополнительного соглашения, в рамках проверки инспектору была представлена копия трудового договора, заключенного с Карагодиной О. Н. при приеме на работу, в котором содержится размер оклада по должности мастера производственного обучения, составляющий 8 298,72 рублей. Исходя из установленной системы оплаты труда мастеров производственного обучения оплата за совмещение Карагодиной О. Н. по должности мастер производственного обучения должна рассчитываться в соответствии с объемом выполненной работы по конкретной должности. Оплата труда работника, занимающего конкретную должность, по иной должности недопустима. БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» обжаловало предписание старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Шебанова С.Н. 08.02.2022 года и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Орловской области Авдеевым С. В. принято решение об оставлении предписания без изменения, а жалобы – без удовлетворения. Предписание составлено без анализа действующих норм трудового законодательства, включает в себя неисполнимое требование. Проверка проведена на основании обращения Карагодиной О. Н. спустя несколько месяцев. По изложенным основаниям просит суд признать недействительными результаты проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Орловской области, в отношении БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» по обращению Карагодиной О. Н. в рамках контрольно-надзорного мероприятия; признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Орловской области от 23.12.2021 года № 57/7-1434-21-ОБ/12-6133-И/11-80 и его отменить; признать незаконным решение от 08.02.2022 года и. о. руководителя Государственной инспекции труда в Орловской области по жалобе на предписание от 23.12.2021 года № 57/7-1434-21-ОБ/12-6133-И/11-80.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены старший государственный инспектор труда (по охране труда) Шебанов С.Н., врио руководителя Государственной инспекции труда в Орловской области – главного государственного инспектора труда в Орловской области Авдеев С.В., заинтересованными лицами привлечены Карагодина О. Н. и Департамент образования Орловской области.

Представитель административного истца БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» Тетерина Ю. В., действующая по доверенности, в судебном заседании административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Орловской области по доверенности Медведев М. А. с административным исковым заявлением не согласился, представил письменные возражения, в которых указал, что обращение Карогодиной О. Н. было зарегистрировано 16.04.2021 года, но поскольку она в своем заявлении просила провести проверку с условием о сохранении конфиденциальности, заявителю был дан ответ о невозможности проведения проверки на таких условиях. 06.12.2021 года Карагодиной О. Н. была подана жалоба на действия (бездействие) старшего инспектора труда Шебанова С. Н., выразившееся в не проведении контрольно-надзорных мероприятий по ее обращению, поданному в апреле 2021 года, которая также содержала просьбу о проведении контрольно-надзорного мероприятия. В отношении старшего инспектора труда была проведена служебная проверка, по результатам которой в соответствии с приказом от 29.12.2021 года № 109 к старшему инспектору труда Шебанову С. Н. было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. 15.12.2021 года Карагодина О. Н. дала согласие на разглашение своих персональных данных. В ходе проведения проверки были установлены нарушения трудового законодательства в отношении Карагодиной О. Н. в виде ненадлежащего расчета выплат за выполнение трудовых обязанностей на 0,2 ставки мастера производственного обучения по внутреннему совмещению. Было установлено, что Карагодина О. Н. была принята на работу на должность мастера производственного обучения 26.08.2020 года с тарифной ставкой (окладом) 8298,72 рублей. Приказом от 01.09.2020 года № 72/1-к Карагодина О. Н. на основании ее заявления была переведена на должность преподавателя на постоянной основе с тарифной ставкой 11 498,88 рублей с возложением на нее обязанностей по совмещению должности мастера производственного обучения в размере 0,2, при этом ни в приказе от 01.09.2020 года, ни в каком-либо ином документе не определен порядок, согласно которому должна исчисляться дополнительная оплата в размере 0,2 за совмещение должности мастера производственного обучения. В нарушение требований ст. 72 Трудового кодекса РФ работодатель не обеспечил заключение дополнительного соглашения, согласно которому был бы оформлен перевод работника Карагодиной О. Н. с должности мастера производственного обучения на должность преподавателя, а также дополнительное соглашение к нему, в котором бы был указан порядок расчета доплаты за совмещение должности мастера производственного обучения. В приказе от 01.09.2020 года № 72/1 указана только одна тарифная ставка (оклад) в размере 11 498,88 рублей и указаны надбавки за кабинет, за работу по совмещению должности мастера производственного обучения, поэтому расчет надбавки за совмещение работы по должности мастера производственного обучения должен производиться исходя из указанной в приказе тарифной ставки (оклада) преподавателя. В дополнение суду пояснил, что по результатам проверки было выдано обязательное для исполнения предписание, которое является законным и исполнимым.

Административные ответчики Шебанов С.Н. и Авдеев С.В., надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Заинтересованное лицо Департамент образования Орловской области надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил. От представителя Департамента Давыдовой Л. Н. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента образования Орловской области.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

В силу положений пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

На основании статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда (пункт 2).

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).

В соответствии со статьей 68 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) прием на работу оформляется трудовым договором. Работодатель вправе издать на основании заключенного трудового договора приказ (распоряжение) о приеме на работу. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (статья 67 ТК РФ).

Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия совмещения должностей определены в статье 60.2 ТК РФ, в соответствии с которой с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Согласно статье 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу положений статьи 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

В соответствии с положениями ст. 353 ТК РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В силу положений ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений; иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что на основании обращения Карагодиной О. Н. врио руководителя Государственной инспекции труда в Орловской области 06.12.2021 года было принято решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» по соблюдению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Лицом, уполномоченным на проведение проверки был назначен старший государственный инспектор труда (по охране труда) Шебанов С. Н.

По результатам проверки был составлен акт № 57/7-1434-21-ОБ/12-6124-И/11-80 от 23.12.2021 года, в котором отражены, в том числе нарушения требований ст. 67 и ст. 136 Трудового кодекса РФ, допущенные работодателем при оформлении трудовых отношений с Карагодиной О. Н. и начислении ей заработной платы. При переводе Карагодиной О. Н. на иную должность не было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору в части правил начисления и выплаты работнику заработной платы при работе в новых условиях при совмещении должностей (преподавателя и мастера производственного обучения).

При начислении заработной платы Карагодиной О. Н. заработная плата по должности преподаватель начислялась работнику исходя из оклада в размере 11 498,88 рублей, а доплата за совмещение должности мастера производственного обучения начислялась в размере 20% оклада ( 8298,72 руб.) по должности мастера производственного обучения (без категории).

Административным истцом не оспаривался факт отсутствия дополнительного соглашения к трудовому договору, заключенному с Карагодиной О. Н., в котором был бы указан порядок начисления доплаты за совмещение должностей преподавателя и мастера производственного обучения.

По результатам проверки старшим государственным инспектором труда (по охране труда) Шебановым С. Н. в адрес БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» внесено предписание N 57/7-1434-21-ОБ/12-6133-И/11-80 об устранении выявленных нарушений законодательства в срок до 17.01.2022 года. К указанному сроку необходимо было произвести перерасчет доплаты и выплатить Карагодиной О. Н. компенсационную доплату за совмещение должности мастера производственного обучения за ноябрь-декабрь 2020 года, февраль-март 2021 года.

БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» обжаловало предписание руководителю Государственной инспекции труда в Орловской области. Решением врио руководителя Государственной инспекции труда в Орловской области – главного государственного инспектора труда в Орловской области Авдеевым С.В. предписание оставлено без изменения, а жалоба директора БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» - без удовлетворения.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Проверяя обоснованность предъявленного административного иска, судом установлено, что Карагодина О. Н. в период с 26.08.2020 года и до 08.04.2021 года состояла в трудовых отношениях с БПОУ ОО «Орловский технологический техникум». Приказом № 66-к была принята на работу на должность мастера производственного обучения, с условием полной занятости по основному месту работы, с установлением тарифной ставки (оклада) в размере 8 298,72 рублей, и доплатой до минимального размера оплаты труда (МРОТ).

В этот же день, 26.08.2020 года с ней был заключен трудовой договор № 44/20, по условиям которого, работодатель выплачивает работнику тарифную ставку в размере 8298,72 рублей, а также надбавки и доплаты, установленные законодательством РФ: доплата до МРОТ и компенсационная выплата на приобретение книгоиздательской литературы (методический материал) в сумме 100 рублей.

Приказом № 72/1-к от 01.09.2020 года Карагодина О. Н., на основании её личного заявления, была переведена на должность преподавателя с установлением ей тарифной ставки (оклада) в размере 11 498,88 рублей. В приказе о переводе работника на другую работу имеется указание на следующие надбавки и доплаты: компенсационная выплата на приобретение книгоиздательской литературы (методический материал) в сумме 100 рублей, надбавка за ведение кабинета в размере 15% и доплата за совмещение должности мастера производственного обучения в размере 0,20.

В качестве основания для издания приказа указаны: личное заявление сотрудника и изменение к трудовому договору от 26.08.2020 года № 44/20. Вместе с тем, в нарушение требований статьи 72 ТК РФ соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора в письменной форме с Карагодиной О. Н. заключено не было.

Сторонами трудового договора в период работы Карагодиной О. Н. в БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» было заключено одно дополнительное соглашение к трудовому договору № 44/20 от 26.08.2020 года, в соответствии с которым работнику с его согласия за дополнительную плату поручена дополнительная работа по должности преподавателя по проведению теоретических занятий в группе № 3 по программе профессионального обучения «Кондитер» в объеме 66 учебных часов и практических занятий в объеме 26 учебных часов на период с 03 сентября 2020 года по 29 июня 2021 года.

В соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, действующей в период с 01.09.2013 года и по 01.03.2022 года, должности «преподаватель» и «мастер производственного обучения» отнесены к должностям педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при чем должность «преподаватель» относится профессорско-преподавательскому составу, а должность «мастер производственного обучения» отнесена к иным педагогическим работникам.

В соответствии с должностными инструкциями преподавателя и мастера производственного обучения, утвержденными директором БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» 29.06.2018 года, приказом директора на преподавателя могут быть возложены следующие функции: заведование учебным кабинетом или лабораторией; руководство предметной (цикловой) комиссией и функции куратора, а на мастера производственного обучения - заведование кабинетом, лабораторией, мастерской, гаражом; руководство предметной (цикловой) комиссией (при наличии высшего профессионального образования).

В соответствии с Положением об оплате труда работников БПОУ ОО «Орловский технологический техникум», разработанным на основании постановления Правительства Орловской области от 12.08.2011 года № 267 (с изменениями на 26 марта 2018 года № 113), система оплаты труда работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ и Орловской области, содержащими нормы трудового права, настоящим положением, а также с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников образовательного учреждения.

Базовая ставка (должностной оклад) формируется из базовой единицы и повышающих коэффициентов.

Положением о порядке и условиях выплат компенсационного и стимулирующего характера в БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» установлены компенсационные выплаты работникам техникума, в том числе педагогического состава.

Согласно п. 2.2 и п. 2.5 названного Положения выплаты компенсационного характера определяются техникумом в пределах фонда оплаты труда, формируемого из объема ассигнований областного бюджета, и устанавливаются к ставкам (должностным окладам) в процентах и (или) абсолютных размерах и не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Выплаты компенсационного характера устанавливаются приказом директора техникума и конкретизируются в трудовых договорах работников.

Пунктом 2.7 Положения установлены доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в размере выплат до 300%.

Выплаты за заведование кабинетом специальных дисциплин, учебными мастерскими и лабораториями согласно п. 2.8.4 Положения не могут превышать 15%.

Размер доплат работнику техникума за совмещение профессий (должностей) и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания или объема дополнительной работы ( п. 2.9 Положения).

В жалобе, поступившей на рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Орловской области, Карагодина О. Н. указывала на неправильное начисление ей заработной платы за весь период ее работы в БПОУ ОО «Орловский технологический техникум». Также указывала на нарушение работодателем требований ст. 72 Трудового кодекса РФ, обязывающей работодателя заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору в письменной форме в случае изменения сторонами условий трудового договора.

Судом установлено, что между работником и работодателем не было достигнуто соглашение об изменении ими условий трудового договора в части установления размера доплаты за совмещение Карагодиной О.Н. должности мастера производственного обучения.

Согласно представленным расчетным листкам и пояснениям бухгалтера Сергеевой И. О., допрошенной судом в качестве свидетеля, доплата за совмещение должности мастера производственного обучения производилась Карагодиной О. Н. в размере 0,2 ставки от тарифной ставки (оклада) мастера производственного обучения без категории, тогда как Положением о порядке и условиях выплат компенсационного и стимулирующего характера в БПОУ ОО «Орловский технологический техникум» доплата за совмещение профессий (должностей) установлена в процентах, до 300%.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, в силу положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Поскольку Карагодина О. Н. наряду с работой по должности преподавателя выполняла дополнительную работу по поручению работодателя путем совмещения должности мастера производственного обучения на основании приказа от 01.09.2020 года № 72/1-к, при этом сторонами трудового договора не было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором бы был определен порядок и размер доплаты за такое совмещение, то при наличии разногласий между работником и работодателем относительно размера выплаченной компенсационной выплаты за совмещение, суд приходит к выводу о законности оспариваемого административным истцом предписания старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Шебанова С. Н.

Оспариваемое предписание Государственной инспекцией труда в Орловской области вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, соответствуют требованиям Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Доводы административного истца о том, что требования предписаний для учреждения неисполнимы и административным ответчиком нарушены сроки рассмотрения обращения Карагодиной О. Н. о нарушении ее трудовых прав, суд находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска БПОУ ОО «Орловский технологический техникум».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Бюджетного профессионального учреждения Орловской области «Орловский технологический техникум» к Государственной инспекции труда в Орловской области, старшему государственному инспектору труда (по охране труда) Шебанову Сергею Николаевичу, врио руководителя Государственной инспекции труда в Орловской области –главного государственного инспектора труда в Орловской области Авдееву Сергею Викторовичу о признании незаконными предписания Государственной инспекции труда в Орловской области и решения по жалобе на предписание отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2022 года.

Судья Ю.В. Тишаева