ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 570027-01-2023-001166-65 от 27.09.2023 Северного районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД № 57RS0027-01-2023-001166-65

Производство № 2а-1136/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2023 года г. Орел

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Щукина М.А.,

при помощнике судьи Исайкиной Л.В.,

с участием административного истца и представителя заинтересованного лица ТОС «Уличный комитет №4 Северного района г. Орла» Амелиной Г.Н. и ее представителя Трянзиной Н.В.,

представителя административных ответчиков администрации г. Орла, Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла Быковской С.С.,

представителя административного ответчика МКУ «ОМЗ г. Орла» Дорониной С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла административное дело по административному исковому заявлению Буниной Веры Владимировны, Амелиной Галины Николаевны, Пусторнаковой Марины Николаевны к муниципальному образованию «город Орел» в лице администрации г. Орла, муниципальному унитарному предприятию «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла», Управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла, муниципальному казенному учреждению «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Бунина В.В., Амелина Г.Н. и Пусторнакова М.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию «город Орел» в лице администрации г.Орла и Муниципальному унитарному предпринятую «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» о признании незаконным бездействия. В обоснование заявленных требований указано, что в частном секторе Северного района г.Орла дорожное покрытие, проходящее по пер. Черемховский, ул. Прокуровская и ул. Благининой, длительное время находится в ненадлежащем состоянии, имеет многочисленные выбоины и ямы. Кроме того, отсутствует тротуар и пешеходная дорожка. Проезжая часть дороги по пер.Черемховский и часть улицы Благининой, с которой он соединяется, не имеет твердого покрытия из асфальтобетона. В связи с этим жителями указанного района подавалось коллективное обращение. Письмом от 07.11.2022 года № 28/30984 УМВД России по г. Орлу подтвердило указанную информацию, и МКУ «ОМЗ» было вынесено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Письмом от 14.06.2023 № 391/ж-2023 прокуратурой Северного района г.Орла было сообщено, что в адрес МУП «Спецавтобаза» и МКУ «ОМЗ г.Орла» было внесено представление, согласно которому в ходе проверки было установлено, что состояние дорожного покрытия на указанном участке находится в ненадлежащем состоянии, имеются провалы, выбоины в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017, что угрожает безопасности участников дорожного движения. Также установлено, что на протяжении автомобильной дороги по ул.Прокуровской до пересечения с пер.Черемховский в нарушение требований п.4.6.1.1 ГОСТР Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение. В письме от 21.11.2022 № Кол-4909 администрации г.Орла указано, что ремонт данных дорог планируется рассмотреть в 2023 году. Вместе с те, из сведений о контракте № 0154300014623000136, размещенных в сети Интернет, следует, что в 2023 году запланирован капитальный ремонт автомобильной дороги г.Орла по ул.Благининой – ул.Беговая от Московского шоссе до границы г.Орла, то есть там, где частные дома отсутствуют. При этом часть дороги, соединяющая ул.Благининой с пер.Черемховским, в план дорожно-строительных работ не вошла, в то время как пер.Черемховский, являющийся основной дорогой, соединяющейся с Московском шоссе, служит выходом пешеходов к остановкам общественного транспорта и школьным и дошкольным учреждениям. 29.04.2023 года жители повторно обратились в МО «Город Орел» в лице администрации г.Орла с требованием обеспечить капитальный ремонт автомобильной дороги города Орла в части ул.Благининой, соединяющейся с пер.Черемховский, а также по пер.Черемховскому и ул.Прокуровской. Указанное обращение было получено адресатом 04.05.2023 года. однако ответ на него не последовало. 07.07.2023 года жители вновь обратились в администрацию г.Орла, уведомив об отсутствии ответа на свое обращение, однако повторное обращение так же было проигнорировано. Аналогичные заявления о необходимости обеспечения ремонта дорог направлялись 07.07.2023 года в МУП «Спецавтобаза» по санитарной очистке г.Орла, МКУ «ОМЗ г.Орла», однако они так же были оставлены без ответа. Таким образом, на протяжении длительного времени администрацией г.Орла не предпринимались меры по приведению дороги по пер.Черемховский, ул.Прокуровская и ул.Благининой в соответствие с нормативными требованиями. Данная дорога в настоящее время не соответствует требованиям технических регламентов и иным нормативным документам, в том числе требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ 32947-2014 в части отсутствия на дороге тротуаров и электрического освещения, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих по пер.Черемховскому, ул.Прокуровской и ул.Благининой, а также неопределенного круга лиц. По изложенным основаниям административные истцы просят признать незаконным бездействие МО «Город Орел» в лице администрации г.Орла, выразившееся в неисполнении обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание, по пер.Черемховский, ул.Прокуровской и ул.Благининой; в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов обязать МО «Город Орел» в лице администрации г.Орла организовать выполнение работ по капитальному ремонту дороги по пер.Черемховский, ул.Прокуровская и ул.Благининой с обустройство тротуаров, установкой объектов стационарного и его обеспечением.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству административных истцов к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечено Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла». Так же исключены из числа заинтересованных лиц и привлечены в качестве административных ответчиков муниципальное унитарное предприятие "Спецавтобаза" по санитарной очистке г. Орла и муниципальное казенное учреждение «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» (далее МКУ "ОМЗ г. Орла", МУП "Спецавтобаза" по санитарной очистке г. Орла).

Административные истцы уточнили требования, окончательно просили признать незаконным бездействие МО «город Орел» в лице администрации г.Орла, Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла, МКУ «ОМЗ г.Орла» и МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла», выразившееся в неисполнении обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание, по пер.Черемховскому, ул.Прокуровской и ул.Благининой, обязать управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла осуществить финансирование деятельности МКУ «ОМЗ г.Орла» по выполнению работ по капитальному ремонту дороги по пер.Черемховский, ул.Прокуровская и ул.Благининой с обустройством тротуаров, установкой объектов стационарного электрического освещения и его обеспечением в целях устранения нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 52766-2007, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла» в течение 6 месяцев со дня доведения денежных средств организовать выполнение работ по капитальному ремонту дороги по пер. Черемховский, ул. Прокуровская и ул. Благининой с обустройством тротуаров, установкой объекты стационарного электрического освещения и его обеспечением в целях устранения нарушений ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007.

В судебном заседании административный истец Амелина Г.Н., действующая так же в интересах заинтересованного лица ТОС «Уличный комитет № 4 Северного района г.Орла» и ее представитель по устному заявлению Трянзина Н.В. заявленные требований, с учетом уточнений, поддержали.

Административные истцы Бунина В.В. и Пусторнакова Н.В., надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Представитель административных ответчиков МО «город Орел» в лице администрации г.Орла и Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла по доверенности Быковская С.С. возражала против удовлетворения заявленных требований. Представила суду письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что администрация г.Орла не несет обязанности по осуществлению финансирования казенного учреждения, не доводит денежные средства, не распределяет их в отношении МКУ «ОМЗ г.Орла», которое создано, в частности, для реализации комплекса мероприятий по благоустройству территории г.Орла, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, сооружений, прилегающих территорий, и которому постановлением от 24.12.2012 переданы в оперативное управление объекты улично-дорожной сети г.Орла. Постановлением администрации г.Орла от 31.01.2023 года № 350 «О принятии в муниципальную казну и закрепление муниципального имущества на праве оперативного управления» автомобильные дороги переданы из муниципальной казны и закреплены на праве оперативного управления за МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла». Данное учреждение осуществляет дорожную деятельность в рамках муниципального задания, содержащего полный перечень объектов улично-дорожной сети г.Орла, требующей необходимого ремонта. Целью создания МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» является оперативное содержание автомобильных дорог местного значения, а не осуществление капитального ремонта. Несмотря на то, что объекты улично-дорожной сети г.Орла в настоящее время переданы в оперативное управление МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла», работы по капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения осуществляются в рамках муниципальных контрактов в пределах выделенного финансирования в порядке очередности, устанавливаемой МКУ «ОМЗ г.Орла». Вместе с тем, Постановлением администрации г.Орла от 21.12.2921 года № 5461 утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие улично-дорожной сети г.Орла на 2022-2026 годы», задачами которой является проведение ремонта объектов улично-дорожной сети г.Орла, а также содержание улично-дорожной сети г.Орла для обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах г.Орла. Ответственным исполнителем программы и главным распорядителем бюджетных средств является управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла, соисполнителем – МКУ «ОМЗ г.Орла». В настоящее время программа находится на стадии исполнения, перечень объектов, подлежащих ремонту в 2023 году, сформирован, исходя из объемов доведенного финансирования, в связи с чем включение в перечень дополнительных мероприятий, в том числе за счет исключения других, не представляется возможным. По итогам проведения конкурентных процедур на разработку проектно-сметной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы и выполнение реконтных работ по объекту «Капитальный ремонт автомобильных дорог г.Орла на улица частной жилой застройки» между МКУ «ОМЗ г.Орла» и подрядной организацией ООО «Монолитстрой» заключен муниципальный контракт от 12.05.2023 года № 56. В соответствии с условиями контракта, ремонт дороги по ул.Благининой запланирован на 2025 год. Капитальный ремонт дорог до настоящего времени не производился. В Рамка содержания улично-дорожной сети г.Орла в июле 2023 года выполнены работы по отсыпке асфальтогранулятом дороги по пер.Черемховскому. Капитальный ремонт дорог по пер.Черемховскому и ул.Прокуровской в рамках вышеуказанной муниципальной программы запланирован в 2025-2026 гг. Кроме того, ук5азанные дороги включены в резервный перечень объектов, возможность ремонта которых будет рассмотрена ранее в случае выделения дополнительного финансирования из Дорожного фонда Орловской области, либо возникновения экономии по итогам проведения конкурентных процедур. Кроме того, административными истцами не подтверждено и не доказано наличие оснований для обустройства тротуаров с учетом положений п.4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 по ул.Благининой, ул.Прокуровской, пер.Черемховскому. Обустройство тротуаров и пешеходных дорожек в соответствии с разделом 4.5.1 ГОСТ Р52766-2007 осуществляется при проектировании новых и реконструкции существующих городских и сельских муниципальных образований, а также автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты. В рассматриваемом случае административными истцами не представлены в материалы дела доказательства того, что на участке вышеуказанных автомобильных дорог при проектировании было предусмотрено обустройство тротуаров. Также не доказано наличие фактической возможности обустройства тротуаров на участке дорог по пер. Черемхомскому, ул. Благининой, ул. Прокуровской с учетом нормативно установленных требовании к ширине тротуара и проезжей части спорной дороги, а также с учетом фактического расстояния от дорожного полотна до ближайшей застройки. Таким образом, незаконное бездействие со стороны администрации г.Орла отсутствует. Кроме того, в силу принципа разделения властей суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать вопрос о понуждении данного органа к решению вопроса о необходимости и целесообразности строительства автомобильных дорог местного значения, а также их капитального ремонта и реконструкции.

В дополнение к доводам, изложенным в возражениях на административный иск, представитель административных ответчиков по доверенности Быковская С.С. просила суд в случае удовлетворения заявленных требований определить срок для исполнения решения по вопросу финансирования продолжительностью 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика МКУ «ОМЗ г.Орла» по доверенности Доронина С.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что для того, чтобы работы по ремонту дороги начали выполниться, необходимо выделение денежных средств. Кроме того, необходимо время для проведения торгов.

Представитель административного ответчика МУП "Спецавтобаза" по санитарной очистке г. Орла, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Пунктом 3 ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

Состояние дорог, недостаточное развитие дорожной инфраструктуры и несоответствие между количеством эксплуатируемого автомобильного транспорта и качеством дорог являются одними из основных причин, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.

В соответствии с пунктом 25 части 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории муниципального, городского округа.

Пунктом 5 части 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется, в частности, за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятыми и введенными в действие письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис, предусмотрено, что для обеспечения безопасности и удобства движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры, инженерное оборудование, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без изменения скорости, траектории движения и необходимости резкого торможения.

В соответствии с п.5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Пунктами 4.5.1.2, 4.5.1.3, 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. элементы обустройства. Общие требования» предусмотрено, что в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м.

Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

В судебном заседании установлено, что на основании заявлений жителей Северного района г.Орла по пер.Черемховскому, ул.Прокуровской и ул.Благининой о несоблюдении требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения в отношении соответствующего участка дороги УМВД России по г.Орлу и прокуратурой Северного района г.Орла были проведены проверки. Согласно письму прокуратуры Северного района г.Орла от 14.06.2023 года, в ходе проверки было установлено, что состояние дорожного покрытия на указанном участке находится в ненадлежащем состоянии, имеются провалы, выбоины в нарушение в 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, что угрожает безопасности участников дорожного движения. Так же установлено, что на протяжении автомобильной дороги по ул.Прокуровской до пересечения с пер.Черемховский в нарушение требований п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение (л.д.49).

Из указанного письма так же следует, что в связи с установленными нарушениями, выразившимися в непринятии своевременных мер по ремонту дорожного покрытия и отсутствия освещения на участке дороги, прокуратурой района в адрес начальника МУП «Спецавтобаза» и МКУ «ОМЗ г.Орла» вынесены представления об устранении нарушений федерального законодательства.

Письмом от 21.11.2022 № Кол-4909, направленным в ответ на коллективное обращение в УГИБДД УМВД России по Орловской области, администрация Северного района г.Орла сообщила, что ремонт проезжих частей дорог производится в рамках мероприятий муниципальной программы «Комплексное развитие улично-дорожной сети города Орла на 2022-2026 годы». Принимая во внимание, что в настоящее время программа находится на стадии исполнения, включить в перечень мероприятий ремонт дорог по пер.Черемховскому, ул.Прокуровской и ул.Благининой не представляется возможным. Ремонт данных дорог в рамках указанной программы планируется рассмотреть в 2023 году, в случае доведения дополнительного финансирования из Дорожного фонда Орловской области либо возникновения экономии по итогам проведения конкурентных процедур. При отсутствии целевого финансирования, учитывая отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств из средств Дорожного фонда Орловской области, МКУ «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» не имеет правовых оснований для проведения конкурентных процедур по определению подрядной организации на выполнение дорожных работ.

В соответствии с п.5 ст.8 Устава города Орла в соответствии с законодательством к ведению города Орла относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.9, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно пунктам 1, 2 ст.161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Судом установлено и следует из Устава МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла», что Учреждение осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Орла и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) (п.2.1.13). Учредителем Учреждения является муниципальное образование «город Орел». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «город Орел» осуществляет администрация г.Орла в лице Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла (п.1.3).

Постановлением администрации города Орла от 21.12.2021 года № 5461 утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие улично-дорожной сети г.Орла на 2022-2026 годы». В рамках указанной программы МКУ «ОМЗ г.Орла» является ответственным исполнителем подлежащего исполнению в рамках данной программы мероприятия «содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, приобретение дорожной техники, необходимой для содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения».

С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, исходя из того, что судом было установлено, что автомобильная дорога по пер. Черемховскому, ул. Прокуровской и ул. Благининой г. Орла эксплуатируется с нарушением обязательных требований, что выражается в наличии провалов, выбоин дорожного покрытия, отсутствии тротуаров и отсутствии источников искусственного освещения на протяжении автомобильной дороги по ул. Прокуровской до пересечения с пер. Черемховский, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения и иных граждан, суд находит требования административных истцов в части требований к Управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла и МКУ «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» законными и обоснованными.

При этом оснований для признания незаконным бездействия МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» не имеется, поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено факта неисполнения данным предприятием возложенных на него обязанностей в отношении спорных участков дороги.

Так же не имеется оснований для удовлетворения требований административных истцов о признании незаконным бездействия муниципального образования «город Орел» в лице администрации г.Орла, поскольку, как было установлено судом, распорядителем бюджетных средств города Орла в отношении МКУ «ОМЗ г.Орла» является Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла.

С учетом изложенного, исходя из того, что судом было установлено ненадлежащее содержание вышеуказанных дорог, при вынесении решения судом не принимаются во внимание доводы административных ответчиков о том, что в соответствии с условиями муниципального контракта между МКУ «ОМЗ г.Орла» и ООО «Монолитстрой», заключенного по итогам проведения конкурентных процедур на разработку проектно-сметной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы и выполнение ремонтных работ по объекту «Капитальный ремонт дорог г.Орла на улицах частной застройки», ремонт дороги по ул.Благининой запланирован на 2025 год, а капитальный ремонт дорог по пер.Черемховскому и ул.Прокуровской запланирован в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие улично-дорожной сети г.Орла на 2022-2026 годы», запланирован на 2025-2026 гг. При этом судом так же учитывается, что, в частности, в отношении ненадлежащего дорожного покрытия по пер.Черемховскому и ул.Прокуровской г.Орла еще в 2016 года имели место обращения со стороны ТОС «Уличный комитет № 4 Северного района г.Орла» и со стороны Буниной В.В. в администрацию г.Орла, по факту данных обращений проводились проверки, в том числе, с выездом на место (л.д.175-178), однако до настоящего времени дорожное покрытие на соответствующих участках дороги в надлежащее состояние приведено не было.

Так же при вынесении решения суд не принимает во внимание доводы административных ответчиков о невозможности обустройства на спорных участках дороги тротуаров. Вопреки доводам ответчиков, именно на них в силу положений Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается бремя доказывания отсутствия оснований для обустройства тротуаров с учетом требований нормативных документов.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и полагает необходимым обязать Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла осуществить финансирование деятельности МКУ «ОМЗ г.Орла» по выполнению работ по капитальному ремонту дороги по пер.Черемховский, ул.Прокуровской и ул.Благининой с обустройством тротуаров, установкой объектов стационарного электрического освещения и его обеспечением в целях устранения требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по капитальному ремонту дороги по пер.Черемховский, ул.Прокуровской и ул.Благининой с обустройством тротуаров, установкой объектов стационарного электрического освещения и его обеспечением в целях устранения требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007. Определяя указанные сроки устранения установленных судом нарушений, суд, с учетом обстоятельств дела, исходит из реальной возможности исполнить решение суда в установленный срок.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Буниной Веры Владимировны, Амелиной Галины Николаевны, Пусторнаковой Марины Николаевны к Управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла, муниципальному казенному учреждению «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла и муниципального казенного учреждения «Объединенный муниципальный заказчик города Орла», выразившееся в неисполнении обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание, по пер.Черемховскому, ул.Прокуровской и ул.Благининой.

Обязать Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла осуществить финансирование деятельности муниципального казенного учреждения «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» по выполнению работ по капитальному ремонту дороги по пер.Черемховский, ул.Прокуровская и ул.Благининой с обустройством тротуаров, установкой объектов стационарного электрического освещения и его обеспечением в целях устранения нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 52766-2007, в течение 3х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Объединенный муниципальный заказчик города Орла»в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по капитальному ремонту дороги по пер.Черемховский, ул.Прокуровская и ул.Благининой с обустройством тротуаров, установкой объекты стационарного электрического освещения и его обеспечением в целях устранения нарушений ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007

В удовлетворении требований к муниципальному образованию «город Орел» в лице администрации г. Орла, муниципальному унитарному предприятию «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2023 года.

Судья М.А. Щукин