Дело (УИД) № 58RS0007-01-2019-001140-47 (производство № 2а-844/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Городище 07 ноября 2019 года
мотивированное решение
изготовлено: 12 ноября 2019 года
Городищенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Надысиной Е.В.,
при секретаре Чиркиной Е.Г.,
с участием помощника прокурора Городищенского района Пензенской области Герасимова А.А.,
представителя ответчика - главы администрации Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Городищенского района Пензенской области к администрации Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области о признании незаконными действий по организации водоснабжения и понуждении к организации водоснабжения в законном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Городищенского района Пензенской области обратился в суд с административным иском к администрации Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области, указав, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении органами местного самоуправления Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области, выявлены нарушения положений статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также положений ч.2 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которой осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В муниципальной собственности муниципального образования Турдакский сельсовет Городищенского района Пензенской области находятся объекты холодного водоснабжения: водонапорная сеть, протяженностью 1708м, с кадастровым номером <номер>; водопроводная сеть, протяженностью 9612 м., кадастровый номер <номер>; водопроводная сеть, протяженностью 4346 м., кадастровый номер <номер>; водопроводная сеть, протяженностью 10370 м., кадастровый номер <номер>; водонапорная башня, с кадастровым номером <номер>, водонапорная башня с артезианской скважиной, с кадастровым номером <номер>, водонапорная башня с артезианской скважиной, с кадастровым номером <номер>, водонапорная башня с артезианской скважиной, с кадастровым номером <номер>, насосная станция, с кадастровым номером <номер>.
Полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения реализованы администрацией Турдакского сельсовета посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения в безвозмездное пользование ООО «Александровское».
Ссылаясь на положения ч.2 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», прокурор Городищенского района Пензенской области указывает на незаконность передачи объектов централизованных систем холодного водоснабжения Турдакского сельсовета в безвозмездное пользование, ничтожность указанной сделки, на необходимость передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области только по концессионным соглашениям (за исключением предусмотренных законом случаев), просит признать незаконными действия администрации Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области по организации водоснабжения населения, выразившееся в передаче объектов централизованной системы холодного водоснабжения в безвозмездное пользование, непринятии мер к передаче указанных объектов по концессионным соглашениям; понудить администрацию Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области принять меры по передаче централизованных систем холодного водоснабжения муниципального образования в соответствии с требованиями ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», путем заключения концессионных соглашений, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Городищенского района Пензенской области Герасимов А.А. в судебном заседании требования прокурора Городищенского района Пензенской области поддержал, просил признать незаконными действия администрации Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области по организации водоснабжения населения, выразившиеся в передаче объектов централизованной системы холодного водоснабжения в безвозмездное пользование, непринятии мер к передаче указанных объектов по концессионным соглашениям; понудить администрацию Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области принять меры по передаче централизованных систем холодного водоснабжения муниципального образования в соответствии с требованиями ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», путем заключения концессионных соглашений, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика - администрации Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области ФИО1 в судебном заседании требования признала, пояснив, что в настоящее время ряд мероприятий по подготовке документации для решения вопроса по заключению концессионных соглашений проведена: в Управление по регулированию тарифов и Энергосбережению Пензенской области направлено заявление на проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, направлены сведения о составе имущества, в отношении которого проводится конкурс.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в муниципальной собственности муниципального образования Турдакский сельсовет Городищенского района Пензенской области находятся объекты холодного водоснабжения: водонапорная сеть, протяженностью 1708м, с кадастровым номером <номер>; водопроводная сеть, протяженностью 9612 м., кадастровый номер <номер>; водопроводная сеть, протяженностью 4346 м., кадастровый номер <номер>; водопроводная сеть, протяженностью 10370 м., кадастровый номер <номер>; водонапорная башня, с кадастровым номером <номер>, водонапорная башня с артезианской скважиной, с кадастровым номером <номер>, водонапорная башня с артезианской скважиной, с кадастровым номером <номер>, водонапорная башня с артезианской скважиной, с кадастровым номером <номер>, насосная станция, с кадастровым номером <номер>. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами.
Полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения реализованы администрацией Турдакского сельсовета посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения в безвозмездное пользование ООО «Александровское».
Согласно положениям ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п.1 ч.1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 21 Устава Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области, администрация Турдакского сельсовета является исполнительно - распорядительным органом и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.
Объекты централизованных систем холодного водоснабжения находятся в муниципальной собственности муниципального образования Турдакский сельсовет Городищенского района Пензенской области.
Согласно ч.2 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Согласно ч.3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Из системного толкования указанных норм права следует, что в отношении государственных и муниципальных систем водоснабжения, имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования - по концессионным соглашениям, который призван обеспечивать более широкие по сравнению с арендой возможности реализации инвестиционных программ в сфере водоснабжения.
При таких обстоятельствах передача объектов централизованных систем холодного водоснабжения Турдакского сельсовета в безвозмездное пользование является незаконной.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1 указанной статьи); сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 указанной статьи).
Согласно ч.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
С учетом изложенных выше обстоятельств следует признать, что сделки по передаче в безвозмездное пользование объектов централизованной системы водоснабжения администрацией Верхнеелюзанского сельсовета СПОК «Сервис», ничтожны, как противоречащие требованиям действующего законодательства, указанным выше, а именно - положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 5 ч.1 ст. 3 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно положениям ч.2 ст. 3 вышеуказанного Закона общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.
Действия администрации по организации водоснабжения не направлены на достижение цели обеспечения развития централизованных систем холодного водоснабжения путем развития эффективных форм управления этими системами.
При таких обстоятельствах требования прокурора Городищенского района Пензенской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Городищенского района Пензенской области к администрации Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области о признании незаконными действий администрации Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области по организации водоснабжения населения и понуждении к принятию мер по передаче централизованных систем холодного водоснабжения муниципального образования по концессионному соглашению, удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области по организации водоснабжения населения, выразившиеся в передаче объектов централизованной системы холодного водоснабжения в безвозмездное пользование, непринятии мер к передаче указанных объектов по концессионным соглашениям.
Понудить администрацию Турдакского сельсовета Городищенского района Пензенской области к принятию мер по передаче централизованных систем холодного водоснабжения муниципального образования в соответствии с требованиями ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (путем заключения концессионных соглашений), в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд, через Городищенский районный суд Пензенской области, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Городищенского районного суда
Пензенской области Е.В.Надысина