ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580010-01-2021-000131-37 от 12.04.2021 Земетчинского районного суда (Пензенская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Пензенской области

Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Козырьковой О.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного)производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по размещению в ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru) информации о многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: Пензенская область, Земетчинский район, с. Матчерка, ул. Центральная, д. 120, 121, 122, 123, 124, 125, в отношении которых выбран способ управления – непосредственное управление многоквартирным домом, а также муниципальной программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры на территории Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области», и обязать администрацию Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области принять меры по размещению в ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru) информации о многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: Пензенская область, Земетчинский район, с. Матчерка, ул. Центральная, д. 120, 121, 122, 123, 124, 125, в отношении которых выбран способ управления – непосредственное управление многоквартирным домом, а также муниципальной программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры на территории Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области».

Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Земетчинского района Пензенской области проведена проверка исполнения администрацией Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области законодательства в жилищно-коммунальной сфере при размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее ГИС ЖКХ), в ходе которой выявлены нарушения.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение законодательства в сфере ЖКХ, административный ответчик не разместил в государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ) информацию о многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: Пензенская область, Земетчинский район, с. Матчерка, ул. Центральная, д. 120, 121, 122, 123, 124, 125, в отношении которых выбран способ управления – непосредственное управление многоквартирным домом, а также муниципальной программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры на территории Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области», что влечет массовое нарушение прав неопределенного круга лиц, препятствует реализации права на получение ими информации.

При подаче административного искового заявления прокурор Земетчинского района Пензенской области ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с ч. 2 ст. 291 КАС РФ.

В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству административный ответчик не представил возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, просил рассмотреть дело без его участия.

Поскольку все лица, участвующие в процессе, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным, дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствие со ст. 291 КАС РФ.

Суд, исследовав письменные материалы административного дела, полагает, что требования административного истца обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ФЗ от 21.07.2014 года № 209-ФЗ), государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

К субъектам, размещающим информацию в системе (далее - поставщики информации), относят органы местного самоуправления, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления.

Пунктом 3 раздела 7 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2016 года № 42350) определено, что в государственной информационной системе органы местного самоуправления обязаны опубликовать общую информацию, в том числе, кадастровый номер многоквартирного дома (путем выбора его из информации, содержащейся в системе) либо информация об отсутствии у многоквартирного дома кадастрового номера в случае, если такой номер не присвоен; год ввода МКД в эксплуатацию и его площадь; сведения об основных конструктивных элементах многоквартирного дома, оборудовании и системах инженерно- технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме и др.) о многоквартирных домах, собственниками помещений в которых не выбран способ управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, а также в случаях, если собственниками помещений выбран способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

Разделом 6 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2016 года № 42350) установлен состав информации, размещаемой в ГИС ЖКХ органами местного самоуправления.

К информации, размещаемой органами местного самоуправления, относится: информация о муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации, информация о готовности к отопительному сезону (периоду) объектов жилищно-коммунального хозяйства, информация об иных муниципальных программах в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно приказу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 504, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 934/пр от 30.12.2014 года «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

Как следует из материалов административного дела, прокуратурой Земетчинского района Пензенской области во исполнение надзорных полномочий проведена проверка исполнения администрацией Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области законодательства в жилищно-коммунальной сфере при размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее ГИС ЖКХ), в результате которой установлено, что в нарушение законодательства в сфере ЖКХ, административный ответчик не разместил в государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ) информацию о многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: Пензенская область, Земетчинский район, с. Матчерка, ул. Центральная, д. 120, 121, 122, 123, 124, 125, в отношении которых выбран способ управления – непосредственное управление многоквартирным домом, а также муниципальной программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры на территории Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области». Отсутствие указанной информации подтверждается скриншотом с сайта https://dom.gosuslugi.ru (ГИС ЖКХ).

Неисполнение административным ответчиком указанных правовых норм свидетельствует о его бездействии при исполнении публичной обязанности обеспечения доступности к информации о деятельности органов местного самоуправления, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и препятствует реализации их права на получение информации.

При таких обстоятельствах суд полагает административное исковое заявление прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправлении, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков.

Учитывая, что административный ответчик является органом местного самоуправления, государственная пошлина с него взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по размещению в ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru) информации о многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: Пензенская область, Земетчинский район, с. Матчерка, ул. Центральная, д. 120, 121, 122, 123, 124, 125, в отношении которых выбран способ управления – непосредственное управление многоквартирным домом, а также муниципальной программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры на территории Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области».

Обязать администрацию Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области принять меры по размещению в ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru) информации о многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: Пензенская область, Земетчинский район, с. Матчерка, ул. Центральная, д. 120, 121, 122, 123, 124, 125, в отношении которых выбран способ управления – непосредственное управление многоквартирным домом, а также муниципальной программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры на территории Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области».

Администрации Матчерского сельсовета Земетчинского района Пензенской области сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу - прокурору Земетчинского района Пензенской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья