ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580010-01-2021-000316-64 от 21.07.2021 Земетчинского районного суда (Пензенская область)

Дело №58RS0010-01-2021-000316-64 № 2а-184/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июля 2021 года р.п. Земетчино

Пензенской области

Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Козырьковой О.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного)производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в невнесении изменений, установленных действующим законодательством, в Положение о территориальном планировании Генерального Плана муниципального образования, а также в непринятии стратегии социально-экономического развития Раевского сельсовета и исполнить соответствующую обязанность.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Земетчинского района Пензенской области проведена проверка деятельности должностных лиц администрации Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области в сфере градостроительной деятельности и бюджетных правоотношений, в ходе которой установлены следующие нарушения.

Статьей 2 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

В силу ч.1 ст. 8 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст. 9 «Градостроительного кодекса Российской Федерации», территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 5.2 статьи 9 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.

Согласно ч.1 ст. 18 «Градостроительного кодекса Российской Федерации», документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

На основании ч. 3 ст. 23 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа

Федеральным законом от 31.07.2020 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч.1 ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым, материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат: сведения об утвержденных документах стратегического планирования, указанных в части 5.2 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения.

Проверкой установлено, согласно договору подряда от 17.04.2017 № 46/17-П, для администрации Раевского сельсовета разработано и утверждено Положение о территориальном планировании Генерального Плана Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области.

Однако вышеуказанное положение сведения об утвержденных документах стратегического планирования, указанных в части 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса, о национальных проектах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание не содержит.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - стратегическое планирование в Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ), стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.

На основании п. 1, 10, 33 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации; документ стратегического планирования - документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования; стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.

В силу ст. 6 Федерального закона № 172-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования в числе прочих относится разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ч. 10 ст. 10 Федерального закона № 172-ФЗ, органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования (п. 1 ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 172-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 172-ФЗ, документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В тоже время проверкой установлено, что органом местного самоуправления муниципального образования стратегия социально-экономического развития муниципального образования не разработана.

Причинами и условиями указанных нарушений являются ненадлежащее исполнении своих обязанностей должностными лицами администрации Раевского сельсовета, ответственными за данное направление работы, а также отсутствие должного контроля со стороны руководителя.

В целях устранения выявленных нарушений 23.03.2021 в администрацию Раевского сельсовета внесено представление, которое на настоящее время рассмотрено, однако, нарушения до настоящего времени не устранены.

Таким образом, административным ответчиком нарушены требования действующего законодательства.

Бездействие администрации Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в своевременном невнесении изменений, установленных действующим законодательством в Положение о территориальном планировании Генерального Плана муниципального образования, а также в непринятии стратегии социально-экономического развития Раевского сельсовета, воспрепятствует устойчивому социально-экономическому развитию территорий, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений на территории Раевского сельсовета.

При подаче административного искового заявления прокурор Земетчинского района Пензенской области ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с ч. 2 ст. 291 КАС РФ.

В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству административный ответчик не представил возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, просил рассмотреть дело без его участия.

Поскольку все лица, участвующие в процессе, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным, дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствие со ст. 291 КАС РФ.

Суд, исследовав письменные материалы административного дела, полагает, что требования административного истца обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Как следует из материалов административного дела, прокуратурой Земетчинского района Пензенской области проведена проверка деятельности должностных лиц администрации Раевского сельсовета Пензенской области в сфере градостроительной деятельности и бюджетных правоотношений. Проверкой, что на основании договора подряда от 17.04.2017 № 46/17-П, для администрации Раевского сельсовета разработано и утверждено Положение о территориальном планировании Генерального Плана Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области.

Однако данное положение не содержит сведений об утвержденных документах стратегического планирования, указанных в части 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса, о национальных проектах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание.

Проверкой также установлено, что органом местного самоуправления муниципального образования не разработана стратегия социально-экономического развития муниципального образования.

23.03.2021 в администрацию Раевского сельсовета Земетчинкого района Пензенской области внесено представление.

Из сообщения административного ответчика о результатах рассмотрения представления прокурора от 22.04.2021 года № 31 следует, что представление прокурора органом местного самоуправления рассмотрено, однако, нарушения, выявленные в сфере градостроительной деятельности и бюджетных правоотношений, до настоящего времени не устранены.

Бездействие администрации Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в своевременном невнесении изменений, установленных действующим законодательством в Положение о территориальном планировании Генерального Плана муниципального образования, а также в непринятии стратегии социально-экономического развития Раевского сельсовета, воспрепятствует устойчивому социально-экономическому развитию территорий, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений на территории Раевского сельсовета.

При таких обстоятельствах суд полагает административное исковое заявление прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправлении, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков.

Учитывая, что административный ответчик является органом местного самоуправления, государственная пошлина с него взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, невнесении изменений, установленных действующим законодательством, в Положение о территориальном планировании Генерального Плана муниципального образования, а также в непринятии стратегии социально-экономического развития Раевского сельсовета и исполнить соответствующую обязанность

Администрации Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу - прокурору Земетчинского района Пензенской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья