ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580012-01-2020-000949-80П от 20.07.2020 Каменского городского суда (Пензенская область)

Дело (УИД) № 58RS0012-01-2020-000949-80 производство № 2а-531/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2020 года г. Каменка

Каменский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Лавровой С.А.,

с участием старшего помощника Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Шапкина А.И.,

при секретаре Макеевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Каменке административное дело по административному иску Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять комплекс мер по обеспечению безопасности на гидротехническом сооружении,

У С Т А Н О В И Л:

Каменский межрайонный прокурор Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области проведена проверка соблюдения в сфере антитеррористической защищенности гидротехнических сооружений, расположенных на территории администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района.

Проверкой установлено, что администрацией Покрово-Арчадинского сельсовета не в полном объеме соблюдаются требования законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений.

В ходе проверки было установлено, что в собственности администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области находится гидротехническое сооружение протяженностью 112 м. ...

В нарушение требований законодательства декларации безопасности на вышеуказанное гидротехническое сооружение в администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области не имеется, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте на гидротехническое сооружение не заключен, финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, не созданы.

Указанные нарушения могут повлечь серьезные негативные последствия в сфере безопасности гидротехнических сооружений, что недопустимо.

Просит признать незаконным бездействие администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области, выразившееся в не принятии комплекса мер по обеспечению безопасности на гидротехническом сооружении протяженностью 112 м. ..., путем разработки декларации безопасности объекта, создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, а также не заключении договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Обязать администрацию Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области принять комплекс мер по обеспечению безопасности на гидротехническом сооружении протяженностью 112 м. ..., путем разработки декларации безопасности объекта, создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, а также заключения договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В судебном заседании старший помощник Каменского межрайонного прокурора Шапкин А.И. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района не явился, извещен.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Неопределенный круг лиц, в интересах которых направлен иск, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.

Согласно п.1 Устава Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области МО – Покрово-Арчадинский сельсовет Каменского района Пензенской области обладает статусом сельского поселения.

В состав территории Покрово-Арчадинского сельсовета входят следующие населенные пункты: деревня Александровка, деревня Алексеевка 1-я, село Ахматовка, село Казанская Арчада, разъезд Лермонтовский, деревня Надеждинка, село Покровская Арчада, село Пустынь, село Усть-Атмис.

В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).

В соответствии с Законом Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО

"О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области" за сельскими поселениями Пензенской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 4 статьи 3 данного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В судебном заседании установлено, что администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области на праве собственности принадлежит узел гидротехнического сооружения, назначение: нежилое, протяженность 112 м, ..., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 20.08.2013.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области на основании решения о проведении проверки ... от 10.06.2020 проведена проверка исполнения законодательства о терроризме, о безопасности ГТС в администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" № 117-ФЗ от 21.07.1997 безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" определены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, в том числе: обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно абзацу 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требования о представлении деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ, при эксплуатации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Согласно ст. 15 Закона N 117-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее по тексту - Закон N 225-ФЗ) договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 225-ФЗ к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства декларации безопасности на вышеуказанное гидротехническое сооружение в администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области не имеется, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте на гидротехническое сооружение не заключен, финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, не созданы, указанное подтверждается актом проверки от 15.06.2020, объяснениями главы администрации ФИО1

Наличие на момент рассмотрения дела судом нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности гидротехнических сооружений подтверждается материалами дела и не оспаривалось стороной ответчика.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что выявленные Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области в рамках проведенной проверки нарушения требований антитеррористической защищенности гидротехнических сооружений потенциально могут способствовать возникновению террористических актов и иных противоправных деяний, а в случае возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций - повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.

Таким образом, суд находит заявленные Каменским межрайонным прокурором Пензенской области административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика, администрацию Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу принять комплекс мер по обеспечению безопасности на гидротехническом сооружении. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены, в связи с чем, госпошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять комплекс мер по обеспечению безопасности на гидротехническом сооружении – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области, выразившееся в не принятии комплекса мер по обеспечению безопасности на гидротехническом сооружении протяженностью 112 м. ..., путем разработки декларации безопасности объекта, создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, а также не заключении договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Обязать администрацию Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области принять комплекс мер по обеспечению безопасности на гидротехническом сооружении протяженностью 112 м. ..., путем разработки декларации безопасности объекта, создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, а также заключения договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Установить администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области срок для исполнения решения суда – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области.

Председательствующий: С.А.Лаврова

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2020 года.