Дело № 58RS0018-01-2020-001492-73 2а-1983/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2020 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Кузнецовой О.В.
при секретаре Куликовой М.А.,
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крутиковой Татьяны Юрьевны к администрации города Пензы о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Крутикова Т.Ю. обратилась в суд с данным административным исковым заявлением указав, что 13.02.2020 года Панин А.А., в интересах инвалида 2 группы Крутиковой Т.Ю., в соответствии со статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации обратился непосредственно в администрацию города Пензы (отдел распределения муниципального жилищного фонда) с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с приложением следующих документов: копия паспорта Крутиковой Т.Ю.; копия паспорта Панина А.А.; копия доверенности; копия справки об инвалидности; копия паспорта Жарковой Т.В.; информация о зарегистрированных лицах в комнате (расписка прилагается); справка о пенсии; копия выписки из ЕГРН на комнату. При сдаче документов специалист администрации города Пензы Г.Т. устно сообщила об отсутствии в комплекте следующих документов: сведений о доходах в отношении Жарковой Т.В., совместно зарегистрированной с Крутиковой Т.Ю.; копии паспорта собственника жилого помещения (Д.А.). Представитель Крутиковой Панин А.А. сообщил специалисту администрации города Пензы Г.Т.., что Жаркова Т.В. в настоящее время не работает, на бирже труда не стоит и не имеет заработка. До подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении представитель Крутиковой А.А. консультировался с начальником отдел распределения муниципального жилищного фонда администрации города Пензы М.В. Л, которая пояснила, что даже если член семьи не работает и не получает другие социальные выплаты, все равно по закону необходима справка о доходах за последние 12 месяцев. При этом пояснила, что копия трудовой книжки не является таким документом по причине отсутствия в перечне необходимых документов, установленных законом. Поскольку иные документы, подтверждающие доход Жарковой Т.В. за последние 12 месяцев отсутствуют по причине безработице, 10 марта 2020 года представитель Крутиковой А.А. привез в отдел распределения муниципального жилищного фонда администрации города Пензы и сдал специалисту Г.Т. копию паспорта собственника жилого помещения (Д.А.)., копию паспорт Жарковой Т.В. (предыдущая копия плохо откопировалась), а также копию трудовой книжки Жарковой Т.В. 01.04.2020 года Крутиковой Т.Ю. письмом от 27.03.2020 г. за N 22 начальник отдел распределения муниципального жилищного фонда администрации города Пензы Л сообщила об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приложив выписку из постановления главы администрации города Пензы от 27.03.2020 г. № 419 содержащую такой отказ. В соответствии с п.1.1 выписки основанием для отказа послужило - не представление сведений о доходах заявителя и членов семьи заявителя за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления. Считает данное решение незаконным, необоснованным и нарушающим ее права и законные интересы. К заявлению о постановке на учет была приложена справка о пенсии Крутиковой Т.Ю. за двенадцать месяцев с 01.02.2019 г. по 31.01.2020 г. В связи с тем, что другой член семьи Жаркова Т.В. является временно безработной и иного дохода не имеет, была приложена копия трудовой книжки. Как подтвердить доход члена семьи в случае его отсутствия Закон не содержит. Данной «лазейкой», а по сути, пробелом в законодательстве воспользовался глава администрации города Пензы и принял решение об отказе в постановке на учет. Иных оснований для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении обжалуемое решение не содержит. Административный истец просила признать решение администрации города Пензы, выраженное в постановлении администрации города Пензы от 27.03.2020 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязать администрацию города Пензы поставить Крутикову Т.Ю. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
К участию в данном деле в качестве заинтересованного лица привлечена Жаркова Т.В.
Административный истец Крутикова Т.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца Крутиковой Т.В.- Панин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы и обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Просил удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации города Пензы – Машенцева Д.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, по доводам и обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо Жаркова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила удовлетворить административные исковые требования, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что 13.02.2020 г. Крутикова Т.Ю., действуя через представителя Панина А.А., обратилась в администрацию города Пензы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Администрация города Пензы в письме от 13.02.2020 г. № 76 уведомила Крутикову Т.Ю. о недостаточности (несоответствии) представленных документов, установленных Административным Регламентом предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации города Пензы от 30 мая 2012 г. № 630, а именно: не представлены копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Российской Федерации членов семьи заявителя (согласно приложенной к заявлению информации собственником жилого помещения является Д.А..); не представлены сведения о доходах членов семьи заявителя за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления ( не представлены сведения о доходах Жарковой Т.В. за период с февраля 2019 г. по январь 2020 г.), для признания заявителя и членов его семьи малоимущими, обязанность по представлению которых жилищным законодательством возложена на заявителя; не представлены сведения о рыночной стоимости транспортных средств, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи ( при наличии транспортного средства в собственности).
Постановлением администрации города Пензы от 27.03.2020 г. № 419 Крутиковой Т.Ю. с составом семьи 1 человек, зарегистрированной по адресу: Адрес , где на общей площади 11,7 кв.м. по месту жительства зарегистрированы 2 человека ( жилое помещение принадлежит на праве собственности Д.А.(без регистрации)), было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно не представлены сведениях о доходах членов семьи заявителя за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договором социального найма, и порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Пензенской области установлен Законом № 948 - ЗПО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Пензенской области"
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 948- ЗПО, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется уполномоченным органом на основании заявления гражданина, поданного им в письменной форме либо в форме электронного документа, по его выбору, в уполномоченный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным им в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, установленных законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявления о принятии на учет такого гражданина, поданного его законным представителем.
Согласно пункту 1-1 данной статьи граждане для признания их
малоимущими в целях получения жилых помещений по договорам социального найма дополнительно представляют документы (справки), содержащие:
1) сведения о недвижимом имуществе (садовых домах, гаражах и иных строениях, помещениях и сооружениях), земельных участках, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащих налогообложению, в случае если права на указанные объекты не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о постановке на учет;
3) сведения о рыночной стоимости транспортных средств, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи, или стоимости вышеуказанных транспортных средств, определенной на основании Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в случае проведения заявителем оценки стоимости имущества);
4) сведения о стоимости подлежащего налогообложению недвижимого имущества (жилых помещений, садовых домов, гаражей и иных строений, помещений и сооружений), находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, определенной на основании Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в случае проведения заявителем оценки стоимости имущества).
Пунктом 7 статьи 3 Закона № 948-ЗПО установлено, что уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о постановке на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Отказ в постановке на учет допускается в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Решение об отказе в постановке на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В случае предоставления гражданином соответствующего заявления через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения о постановке на учет либо отказе в постановке на учет, направляется в указанный многофункциональный центр не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения, если иной способ получения не указан заявителем.
Согласно пункту 1 части 1 стать 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В подтверждение отсутствия у члена семьи Крутиковой Т.Ю. – Жарковой Т.В. доходов за период с февраля 2019 г. по январь 2020 г. административным истцом представлена копия трудовой книжки на имя Жарковой Т.В.
Оценив изложенные обстоятельства на основании приведенных выше правовых положений, суд приходит к выводу, что обязанность предоставления сведений о доходах заявителя за 12 месяцев до обращения для принятия на учет регламентирована и установлена Законом Пензенской области от 22.12.2005 г. № 948 –ЗПО, поскольку административным истцом такие сведения о доходах члена своей семьи Жарковой Т.В. на рассмотрение администрации города Пензы представлены не были, то решение об отказе в постановке Крутиковой Т.Ю. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принято правомерно, при соблюдении норм действующего законодательства.
То обстоятельство, что административным истцом была представлена копия трудовой книжки Жарковой Т.В. не свидетельствует о неправильности отказа в признании административного истца малоимущим, поскольку трудовая книжка с записью об увольнении 05.04.2018 г., при отсутствии иных доказательств, таких как сведения из Пенсионного фонда, налогового органа и т.д., не может свидетельствовать об отсутствии дохода.
С учетом изложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Крутиковой Татьяны Юрьевны к администрации города Пензы о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение принято 05.10.2020 года.