ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580018-01-2022-000299-95 от 18.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

№2а-789/2022

№58RS0018-01-2022-000299-95

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 марта 2022 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Турчака А.А.,

при секретаре Саулиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в выдаче разрешения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском в порядке административного судопроизводства, в котором указал, что 01.11.2021 г. он как собственник земельного участка с кадастровым номером Данные изъяты, обратился в Администрацию города Пензы с заявлением о выдаче разрешения на разработку проекта межевания территории и проекта планировки территории, ограниченной Данные изъяты Цель подготовки документации - перераспределение земельного участка с кадастровым номером Данные изъяты и прилегающих к нему земель, находящихся в муниципальной и государственной неразграниченной собственности с последующим образованием нового земельного участка. Работы по подготовке документации по планировке территории планировалось осуществить за счет собственных средств.

Заявление было подано е учетом всех требований Порядка подготовки документации по планировке территории городского округа города Пензы и принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа города Пензы, утвержденного постановлением Администрации г. Пензы от 18.01.2019 года № 65 (далее - Порядок).

Письмом Администрации города Пензы за исх. № 10754 от 10.11.2011 года ему было отказано в принятии решения о разработке проекта межевания территории, в связи с тем, что Администрацией города Пензы принято постановление от 12.08.2020 № 1124/1 «О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Пушкина, Ставского, ФИО2, ФИО3» (далее - Постановление). Инициатором разработки данного проекта является Управление градостроительства и архитектуры города Пензы.

Как указано в письме Администрации города Пензы, на основании Постановления будет разработана градостроительная документация на элемент планировочной структуры, в отношении которого он запрашивает разрешение на подготовку проекта межевания территории и что после утверждения градостроительной документации он вправе обратиться в администрацию города Пензы за разрешением о разработке проекта внесения изменений в утвержденный проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Данные изъяты.

С вышеуказанным отказом Администрации города Пензы не согласен и просил признать незаконным отказ Администрации города Пензы в принятии решения о разработке проекта межевания территории, выраженный в письме Администрации города Пензы за исх. № 10754 от 10.11.2011 года; Обязать Администрации города Пензы выдать ФИО1 разрешение па разработку проекта межевания территории и проекта планировки территории, ограниченной ул. Данные изъяты.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представители административного истца ФИО1 – ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме, просили административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации г.Пензы ФИО6, действующая на основании доверенности, административный иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером Данные изъяты.

Административный истец 01.11.2021 г. обратился в администрацию г.Пензы с заявлением о выдаче разрешения на разработку проекта межевания территории и проекта планировки территории, ограниченной ул. Данные изъяты. Цель подготовки документации - перераспределение земельного участка с кадастровым номером Данные изъяты и прилегающих к нему земель, находящихся в муниципальной и государственной неразграниченной собственности с последующим образованием нового земельного участка. Работы по подготовке документации по планировке территории планировалось осуществить за счет собственных средств.

10.11.2021г. №10754 административный ответчик направил ФИО1 письмо, в котором сообщил, что Администрацией города Пензы принято постановление от 12.08.2020 № 1124/1 «О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Пушкина, Ставского, ФИО2, ФИО3» (далее - Постановление). Инициатором разработки данного проекта является Управление градостроительства и архитектуры города Пензы.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

Согласно ч.1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Согласно ч. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Порядок подготовки документации по планировке территории городского округа города Пензы регламентируется постановлением администрации г. Пензы от 18.01.2019 № 65 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории городского округа города Пензы и принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа города Пензы».

Согласно Постановления администрации г. Пензы от 18.01.2019 № 65 в целях принятия решения о подготовке документации по планировке территории инициатор направляет в администрацию:

1) заявление о подготовке документации по планировке территории;

2) проект задания на разработку документации по планировке территории;

3) проект задания на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, в случае если необходимость выполнения инженерных изысканий предусмотрена федеральным законодательством, или в случае отсутствия необходимости выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории - пояснительная записка, содержащая обоснование отсутствия необходимости выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории.

Администрация в течение 20 дней со дня получения документов:

1) осуществляет проверку их соответствия положениям, предусмотренным пунктами 4 и 5 настоящего Порядка;

2) по результатам проверки принимает решение о подготовке документации по планировке территории либо отказывает в принятии такого решения с указанием причин такого отказа;

3) в письменной форме уведомляет инициатора о принятом решении.

Решение о подготовке документации по планировке территории принимается в форме постановления администрации, утверждающего одновременно задание на разработку документации по планировке территории, задание на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории (в случае если необходимость выполнения инженерных изысканий предусмотрена федеральным законодательством), а также сроки направления предложений физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа города Пензы подлежит опубликованию администрацией в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а именно в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте администрации города Пензы в сети "Интернет".

В соответствии с п. 8 постановления администрации г. Пензы от 18.01.2019 № 65 администрация принимает решение об отказе в подготовке документации по планировке территории в случае, если:

1) отсутствуют документы, необходимые для принятия решения о подготовке документации по планировке территории, предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка;

2) полномочия по принятию решения о подготовке проекта планировки территории не отнесены к компетенции Администрации;

3) заявление и (или) проект задания на разработку документации по планировке территории, представленные инициатором, не соответствуют положениям, предусмотренным пунктами 4 и 5 настоящего Порядка;

4) у Администрации отсутствуют средства, предусмотренные на подготовку документации по планировке территории, при этом инициатор в заявлении и проекте задания на разработку документации по планировке территории не указал информацию о разработке документации по планировке территории за счет собственных средств.

Поскольку перечень оснований в отказе в подготовке документации по планировке территории закрытый и расширительному толкованию не подлежит, административный истец имел право обратиться к административному ответчику с заявлением о даче разрешения на подготовку документации по планировке территории, основания в отказе в даче такого разрешения положениями постановления администрации г.Пензы не предусмотрены, то требования ФИО1 о признании незаконным отказа администрации г. Пензы в принятии решения о разработке проекта межевания территории, выраженной в письме Администрации г.Пензы №10754 от 10.11.2011 являются обоснованными.

Довод представителя административного ответчика, что ФИО1 не утерял права для обращения с подобным заявлением, но лишь только после подготовки проекта планировки территории подготовленного на основании Постановления администрации г.Пензы №1124/1 от 12.08.2021 судом отклоняется, т.к. ч.1 ст.46 Градостроительного кодекса РФ возможность обращения с заявлением о даче разрешения о подготовке документации по планировке территории не ставит в зависимость от выполнения дополнительных условий и административным ответчиком не представлено доказательств, что для рассмотрения и утверждения не может быть представлено одновременно несколько проектов планировки территории.

Вместе с тем, по смыслу статьи 227 КАС РФ суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках своих полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции.

Поскольку выдача разрешения по подготовке проекта планировки территории предусматривает представление и проверку ряда документов, которые судом не рассматривались и не обсуждались, то с учетом всех обстоятельств дела и заявленного требования об обязании административного ответчика дать такое разрешение, суд считает необходимым обязать Администрацию г.Пензы рассмотреть заявление ФИО1 о даче разрешения на разработку проекта межевания территории и проекта планировки территории, ограниченной ул.Данные изъяты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО1 к Администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в выдаче разрешения удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации г. Пензы в принятии решения о разработке проекта межевания территории, выраженной в письме Администрации г.Пензы №10754 от 10.11.2011.

Обязать Администрацию г.Пензы рассмотреть заявление ФИО1 о даче разрешения на разработку проекта межевания территории и проекта планировки территории, ограниченной ул.Данные изъяты.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2022 года.

Судья А.А. Турчак