ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580021-01-2022-000112-12 от 06.05.2022 Малосердобинского районного суда (Пензенская область)

Дело № 58RS0021-01-2022-000112-12

Производство № 2а-74/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пензенской области

Малосердобинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Тюиной Н.Л.,

с участием прокурора Малосердобинского района Пензенской области Тюняева Ю.Р.,

при секретаре Недошивиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Малосердобинского района Пензенской области в интересах Шмелева Александра Владимировича к администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области о признании постановления администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области № 85 от 16.11.2021 года «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным и понуждении в предоставлении права на льготу,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Малосердобинского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Шмелева Александра Владимировича к администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области о признании незаконным постановления администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области от 16.11.2021 года № 85 «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязании ответчика включить Шмелева А.В. в списки кандидатов на получение социальной поддержки по обеспечению жильем по дате постановки на учет, с 10.04.2003 года.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области законодательства «О Ветеранах» в части постановки на учет ветерана боевых действий Шмелева А.В. в список получателей мер социальной поддержки, в результате которой выявлены нарушения. В ходе проверки установлено, что Шмелев А.В. является ветераном боевых действий на основании выданного удостоверения от 12.10.2004 года (серия БК ). Шмелевым А.В. подано заявление в адрес администрации Топловского сельсовета Малосердобинского района о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий (получения жилых помещений).

Шмелев А.В. согласно постановлению администрации Топловского, сельсовета Малосердобинского района от 10.04.2003 года № 14 «О постановке граждан на учет на внеочередное получение жилья» был поставлен на учет на внеочередное получение жилья участника боевых действий. На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что Шмелеву А.В. принадлежит 3/10 (8,94 кв., метра) доли квартиры по адресу: <адрес>. Общая площадь квартиры по адресу: <адрес> составляет 29,8 кв., метров. Зарегистрирован Шмелев А.В. по адресу: <адрес>, по данному адресу Шмелев А.В. собственником жилого помещения не является и по данному адресу не проживает. Собственником жилого дома по адресу: <адрес> общей площадью 52, 8 кв., метра является (мать) ФИО4 на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.03.2010 года (№ <адрес>).

Постановлением администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области от 16.11.2021 № 85 «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ» Шмелев Александр Владимирович снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, зарегистрированного по адресу: <адрес> в связи с утратой оснований, дающих право на улучшение жилищных условий (площадь на одного человека превышает учетную норму по поселению).

Прокурор Малосердобинского района Пензенской области Тюняев Ю.Р. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Просит административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Административный истец Шмелев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области сельского совета Малосердобинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте слушания дела, представив в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие. Исковые требования признает.

Представитель заинтересованного лица - УСЗН администрации Малосердобинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте слушания дела.

Представитель заинтересованного лица - Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте слушания дела, представив в суд отзыв на административное исковое заявление. Административные исковые требования оставляет на усмотрение суда.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, полагает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основания.

Положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и предоставлено право обжалования в суд решений действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц.

Согласно п.2 ч. 2 ст.1 Кодекса об административном судопроизводстве РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) ( ч.11 ст.226 КАС РФ).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия ( бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца ( ч.2 ст.227 КАС РФ).

Согласно статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место жительства и пребывания, а также гарантировала право на жилище.

Ветераны боевых действий в соответствии с п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах» имеют право на меры социальной поддержки, в том числе на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом 4 части 1 ст.21 Федерального закона от 12.01.2005 года № 5 -ФЗ «О ветеранах», ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно действующего законодательства порядок получения жилья указанной категории граждан зависит от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилые помещения должны предоставляться в порядке очередности.

Согласно статьи 55 ЖКРФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно абз.1 п.1 раздел 1 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам боевых действий, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 31 марта 2010 года № 161-пП: право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата) имеют следующие категории ветеранов боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, имеющие право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями): члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.

Согласно п.1 раздел 2 Порядка, предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, уполномоченным Правительством Пензенской области (далее - уполномоченный орган).Право гражданина на получение единовременной денежной выплаты подтверждается свидетельством о праве на единовременную денежную выплату (далее-свидетельство). Выдачу свидетельства осуществляет уполномоченный орган по утвержденной им форме.

Согласно п.2 раздел 2 Порядка: свидетельство предоставляется гражданам, указанным в пункте 1 раздела 1 Порядка в порядке очереди, которая формируется уполномоченным органом.

Установление очередности граждан, претендующих на получение свидетельства, осуществляется в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был включен органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (далее - органы местного самоуправления) в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях. Члены семей умерших (погибших) инвалидов, участников боевых действий, состоявших до 1 января 2005 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в списки по дате постановки на учет инвалида, участника боевых действий при условии, если они были включены органами местного самоуправления в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи умершего инвалида, ветерана боевых действий.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 -ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц указанных в подпуктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона предоставляется право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что Шмелев А.В. является ветераном боевых действий на основании выданного удостоверения от 12.10.2004 года (серия БК 0401555).

Шмелевым А.В. подано заявление в адрес администрации Топловского сельсовета Малосердобинского района о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий (получения жилых помещений).

Согласно постановлению администрации Топловского сельсовета Малосердобинского района от 10.04.2003 года № 14 «О постановке граждан на учет на внеочередное получение жилья» Шмелев А.В. поставлен на учет на внеочередное получение жилья участника боевых действий.

На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что Шмелеву А.В. принадлежит 3/10 (8,94 кв., метра) доли квартиры по адресу: <адрес> квартиры по адресу: <адрес> составляет 29,8 кв., метров.

Шмелев А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, по данному адресу Шмелев А.В. собственником жилого помещения не является и по данному адресу не проживает.

Собственником жилого дома по адресу: <адрес> общей площадью 52, 8 кв., метра является (мать) ФИО4 на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.03.2010 года (№ <адрес>).

Постановлением администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области от 16.11.2021 № 85 «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ» Шмелев Александр Владимирович снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, зарегистрированного по адресу: <адрес> в связи с утратой оснований, дающих право на улучшение жилищных условий (площадь на одного человека превышает учетную норму о поселению).

Основанием для снятия Шмелева А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении послужило то, что он зарегистрирован в жилом доме, по адресу: <адрес>. площадью 52,8 кв.м. совместно с матерью ФИО4, и следовательно имеет 1/2 долю данного домовладения.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

При этом регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что Шмелев А.В. членом собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не является, одной семьей с матерью ФИО4 в указанном жилом помещении не проживает, совместного хозяйства с ней не ведет, уход за истцом она не осуществляет, у него имеется доля в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где он фактически проживает с супругой и дочерью. Сама по себе регистрация не свидетельствует о том, что у Шмелева А.В. в собственности имеется 1/2 доля указанного домовладения.

При указанных обстоятельствах суд удовлетворяет требования прокурора и считает необходимым признать незаконным постановление администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области № 85от 16.11.2021 года «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», и восстановить Шмелева А.В. в списках кандидатов на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем по дате постановки на учет.

Руководствуясь ст.ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Малосердобинского района Пензенской области в интересах Шмелева Александра Владимировича к администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области о признании постановления администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области № 85 от 16.11.2021 года «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным и понуждении в предоставлении права на льготу, удовлетворить.

Признать постановление администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области № 85 от 16.11.2021 года «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»в части снятия Шмелева Александра Владимировича, являющегося ветераном боевых действий, в связи с утратой оснований, дающих право на улучшение жилищных условий, незаконным.

Обязать администрацию Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области включить Шмелева Александра Владимировича ( участника боевых действий) в списки кандидатов на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем по дате постановки на учет 10.04.2003 года, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Малосердобинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 11 мая 2022 года.

Судья Н.Л.Тюина