(УИД) №58RS0025-01-2021-000069-10
Производство №2а-138/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нижний Ломов 24 февраля 2021 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Богдановой О.А.,
при секретаре судебного заседания Зобниной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, отмене постановления,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, отмене постановления, указав, что в октябре 2020 года она обратилась в администрацию города Нижний Ломов с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1 000 кв. метров, адрес земельного участка: отсутствует, описание местоположения земельного участка: <адрес>, цель использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства. Постановлением администрации города Нижний Ломов от 23 октября 2020 года №446 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» схема земельного участка была утверждена. Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт, ему был присвоен кадастровый №. В декабре 2020 года она обратилась в администрацию города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка (заявление от 25 декабря 2020 года), расположенного по <адрес>, кадастровый №, согласно схеме, утверждённой постановлением администрации города Нижний Ломов от 23 октября 2020 года №446 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». В январе 2021 года ФИО1 был получен ответ на её заявление, в котором административным ответчиком указано, что предоставление вышеуказанного земельного участка в аренду будет осуществляться на торгах, проводимых в форме аукциона, вся информация об аукционе будет опубликована на официальном сайте администрации города Нижний Ломов (ответ от 11 января 2021 года №27). Однако позже административным истцом было получено постановление администрации города Нижний Ломов от 19 января 2021 года №17 «Об отмене постановления администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области от 23 октября 2020 года №446 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Указанный отказ, выраженный в постановлении администрации города Нижний Ломов от 19 января 2021 года №17, административный истец считает незаконным, поскольку в постановления от 19 января 2021 года не указаны доводы, препятствующие утверждению схемы расположения земельного участка, представленной заявителем, в связи с чем полагает, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка. Оспариваемое постановление нарушает права административного истца на установление границ земельного участка, который свободен от прав третьих лиц, а отсутствие мотивированного ответа об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, нарушает права заявителя и создаёт препятствия в реализации прав на получение земельного участка. Просит признать незаконным отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженный в постановлении администрации города Нижний Ломов от 19 января 2021 года №17, отменить постановление администрации города Нижний Ломов от 19 января 2021 года №17 «Об отмене постановления администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области от 23 октября 2020 года №446 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что земельный участок, схема которого была первоначально утверждена администрацией города Нижний Ломов, и на который она претендовала для получения в аренду, относится к землям общего пользования и не может быть предоставлен в аренду, так как исходя из выписки из ЕГРН, имеющейся в материалах дела, земельный участок с кадастровым № по <адрес>, относится к территориальной зоне Ж-1, вид разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства. Данная зона до настоящего времени не изменена, препятствий в постановке данного земельного участка на кадастровый учёт не имелось, в том числе и ввиду наличия охранной зоны на данном земельном участке, поскольку в случае установления таких обстоятельств Управление Росреестра по Пензенской области указанный земельный участок не поставило бы на кадастровый учёт. Наличие дизайн проекта с размещением в будущем скверов в районе ул. Сергеева г. Нижний Ломов не подтверждает, что земельный участок, схема которого была утверждена административным ответчиком, входит в состав земельных участков, где предполагается разбить скверы, так как межевание земельных участков под размещение скверов до настоящего времени не проведено, на кадастровый учёт до настоящего времени не поставлены. Кроме того, полагала, что административным ответчиком нарушен порядок предоставления муниципальной услуги – рассмотрения её заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, так как административным ответчиком не издано постановление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, что свидетельствует о несоблюдении им Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утверждённого постановлением администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №835 от 30 декабря 2019 года.
Представитель административного ответчика администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области – ФИО2, действующая по доверенности №0325 от 18 декабря 2020 года, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании с заявленными ФИО1 требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 46-48 т. №1). Дополнительно пояснила, что земельный участок по <адрес>, относится к землям общего пользования (п. 12 ст. 85 ЗК РФ), а потому в силу п. 18 ч. 8 ст. 39.11 ЗК РФ не может быть предметом аукциона. В силу раздела 4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утверждённого постановлением администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №835 от 30 декабря 2019 года, комиссией, созданной на основании распоряжения администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №2/1 от 18 января 2021 года, была проведена проверка полноты и качества предоставления муниципальной услуги, в ходе которой было выявлено нарушение в виде вынесения постановления №446 от 23 октября 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ввиду чего комиссией было принято решение об отмене данного постановления. При вынесении постановления №17 от 19 января 2021 года администрация города Нижний Ломов руководствовалась пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Издав такое постановление, администрация города Нижний Ломов тем самым отказала ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка и соответственно рассмотрела её заявление от 15 октября 2020 года. Постановление №17 от 19 января 2021 года было вручено лично ФИО1, но доказательств, подтверждающих вручение данного постановления ФИО1, у них не имеется. Также она не может указать и дату вручения ФИО1 копии оспариваемого постановления. Доказательством, подтверждающим, что на спорном земельном участке располагается охранная зона, что также не позволяет утвердить схему расположения земельного участка, является схема расположения земельного участка, представленная ФИО1 при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка. Доказательством, подтверждающим, что спорный участок относится к землям общего пользования, является муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на территории города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области на 2018-2022 годы», утверждённой постановлением администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №187 от 29 марта 2018 года, концепцией формирования комфортной городской среды на территории города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области, разработанная с целью размещения скверов на ул. Сергеева г. Нижний Ломов. Однако не отрицала, что межевание земельных участков под размещение скверов до настоящего времени не проведено, на кадастровый учёт земельные участки не поставлены.
Выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (ч. 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьёй 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (ч. 3).
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Статьёй 11 ЗК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2).
Согласно ч. 5 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13).
Как следует из материалов дела, 15 октября 2020 года ФИО1 обратилась в администрацию города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1 000 кв. метров, описание местоположения земельного участка: <адрес>, цель использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства, для последующего обращения в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду. К указанному заявлению ФИО1 была приложена схема расположения земельного участка (л.д. 187, 189-190 т. №1, 49 т. №2).
Постановлением администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №835 от 30 декабря 2019 года утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (л.д. 9 т. №2).
Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее - Администрация) при предоставлении муниципальной услуги (л.д. 10-42 т. №2).
Так, в п. 1.2 указанного Административного регламента предусмотрено, что заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются гражданин или юридическое лицо (далее - заявители).
Подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в целях его образования осуществляется в соответствии с пунктами 4-8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление муниципальной услуги осуществляет Администрация (п. 2.2).
Результатом предоставления муниципальной услуги является: постановление Администрации «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», подготовленная Администрацией схема расположения земельного участка (при необходимости); постановление Администрации «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» с указанием оснований для отказа (п. 2.3).
Срок предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка в случае утверждения схемы расположения земельного участка в целях подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка составляет 30 календарных дней со дня поступления заявления в Администрацию (п. 2.4.2).
При подготовке схемы расположения земельного участка также учитываются материалы и сведения:
- землеустроительной документации, утвержденной в установленном порядке;
- положения об особо охраняемой природной территории, утвержденного в установленном порядке;
- о наличии зон с особыми условиями использования территорий;
- о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
- о местоположении границ земельных участков;
- о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами Пензенской области, муниципальными программами, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2.5.1).
Муниципальная услуга по утверждению схемы расположения земельного участка в целях подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка предоставляется на основании заявления по форме согласно приложению 1 к Регламенту, которое подаётся или направляется в Администрацию заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Заявление и прилагаемые к нему документы (электронные образы документов) должны соответствовать требованиям, установленным приказом Минэкономразвития РФ от 14 января 2015 года №7 (п. 2.6.1).
К заявлению прилагаются следующие документы копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (п. 2.6.3).
Заявитель вправе представить, в том числе схему расположения земельного участка в случаях, определённых в пунктах 4 – 8 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе. Содержание схемы расположения земельного участка в форме электронного документа должно соответствовать содержанию схемы расположения земельного участка в форме документа на бумажном носителе (п. 2.6.4).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются Приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762 (п. 2.6.9).
Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
- несоответствие схемы форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы, срок действия которого не истек;
- разработка схемы с нарушением предусмотренных статьёй 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;
- поступление в срок, установленный п. 4 ст. 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ, в Администрацию уведомления из Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка (п. 2.8).
В п. 3.2.3 указанного Административного регламента определено, что критериями подготовки схемы расположения земельного участка и проекта постановления Администрации об утверждении схемы расположения земельного участка являются при наличии хотя бы одного из оснований:
- указание заявителем в заявлении на необходимость подготовки Администрацией схемы расположения земельных участков, за исключением случая, определённого абзацем четвёртым настоящего подпункта;
- отсутствие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, в п.п. 5-9, 13-19 п. 8 ст. 39.11Земельного кодекса РФ (в случае образования земельного участка в целях подготовки к аукциону);
- поступление в срок, установленный п. 4 ст. 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ, в Администрацию уведомления из Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области о согласовании схемы расположения земельного участка (в случае если она подлежит согласованию в соответствии со ст. 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ);
- наличие письменного согласия заявителя об утверждении иного варианта схемы расположения земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путём проведения аукциона, за исключением случая, определённого абзацем 4 настоящего подпункта.
Подготовленный проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка направляется на согласование с уполномоченными лицами, указанными в листе согласования к проекту, после чего направляется на рассмотрение Главе администрации для принятия решения. Подписанное постановление Администрации направляется ответственному Специалисту администрации для регистрации.
Результатом административной процедуры является подготовка схемы расположения земельного участка, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвёртым настоящего подпункта, и её утверждение.
Результатом административной процедуры в случае, определённом в абзаце четвёртом настоящего подпункта, является утверждение схемы расположения земельного участка.
Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является подписанное Главой администрации постановление об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка.
Постановление об утверждении схемы расположения земельного участка направляется заявителю в течение одного календарного дня со дня его принятия способом, определенным в заявлении.
Максимальный срок выполнения административной процедуры в случае рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона - 30 календарных дней со дня поступления заявления в Администрацию.
Как следует из материалов дела, заявление ФИО1 от 15 октября 2020 года было принято администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района, поскольку оно соответствовало требованиям, установленным к нему Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», в связи с чем в последующем было рассмотрено.
Постановлением администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №446 от 23 октября 2020 года была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории: площадью 1 000 кв. метров, описание местоположения земельного участка: <адрес>, территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент «Ж-1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами, вид разрешённого использования образуемого земельного участка: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населённых пунктов (л.д. 191 т. №1).
Земельный участок, имеющий местоположение: <адрес>, был поставлен на кадастровый учёт 26 ноября 2020 года и в этот же день ему был присвоен кадастровый №, что отражено в выписке из ЕГРН от 26 ноября 2020 года (л.д. 193-194 т. №1).
14 января 2021 года администрация города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области направила в адрес ФИО1 письмо №27 от 11 января 2021 года, в котором указала, что предоставление земельного участка с кадастровым №, общей площадью 1000 кв. метров, имеющего местоположение: <адрес>, будет осуществляться на основании ст. 39.11 Земельного Кодекса РФ на торгах, проводимых в форме аукциона, в том случае, если земельный участок не обременён объектом недвижимости. Земельный участок будет оценён и выставлен на торги, проводимые в форме аукциона на право заключения договора аренды (л.д. 195, 196,197 т. №1).
В соответствии с пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи.
Пи этом п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что 12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» предусмотрено, что текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определённых административными процедурами по предоставлению муниципальной услуги, сроков исполнения административных процедур по предоставлению муниципальной услуги, за принятием решений, связанных с предоставлением муниципальной услуги осуществляется постоянно Главой администрации, а также специалистами, ответственными за выполнение административных действий, входящих в состав административных процедур, в рамках своей компетенции.
Текущий контроль осуществляется путём проведения проверок исполнения положений Регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы, связанные с предоставлением муниципальной услуги.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. главы администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №2/1 от 18 января 2021 года была создана комиссия для проведения проверки полноты и качества предоставления муниципальной услуги (л.д. 51 т. №2).
Из протокола №1 от 18 января 2021 года усматривается, что Комиссией было принято решение об отмене постановления администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №446 от 23 октября 2020 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (л.д. 52-54 т. №2).
Постановлением администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №17 от 19 января 2021 года постановление администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №446 от 23 октября 2020 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» было отменено (л.д. 198 т. №1).
При этом, отменяя постановление №446 от 23 октября 2020 года, администрация города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области руководствовалась ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ, ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Уставом города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (постановление администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №17 от 19 января 2021 года).
В судебном заседании из объяснений представителя административного ответчика ФИО2 установлено, что вынеся постановление №17 от 19 января 2021 года, тем самым администрация города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области рассмотрела заявление ФИО1 от 15 октября 2020 года, зарегистрированное 16 октября 2020 года, об утверждении схемы расположения земельного участка и отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Между тем, процедура отмены постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» не предусмотрена, как и не предусмотрен отказ заявителю при обращении с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка путём вынесения постановления об отмене постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Напротив, в п. 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка в целях подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка являются:
- наличие оснований, предусмотренных п. 16 ст. 11.10, п.п. 5-9, 13-19 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ.
- поступление в срок, установленный п. 4 ст. 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ, в Администрацию уведомления из Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка.
В п. 3.2.4 указанного Административного регламента определено, что основанием для начала административной процедуры является выявление специалистом администрации оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также поступление в Администрацию уведомления из Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка (в случае если она подлежит согласованию в соответствии со ст. 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ).
Специалист администрации подготавливает проект постановления Администрации об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и обеспечивает его подписание Главой администрации.
Критерии принятия решения о подготовке проекта постановления Администрации об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка:
- наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ и п.п. 5-9, 13-19 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ (в случае образования земельного участка в целях подготовки к аукциону);
- поступление в Администрацию уведомления из Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка (в случае если она подлежит согласованию в соответствии со ст. 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ).
Подготовленный проект постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка направляется на согласование с уполномоченными лицами, указанными в листе согласования к проекту, после чего направляется на рассмотрение Главе администрации для принятия решения. Подписанное постановление Администрации направляется ответственному Специалисту администрации для регистрации.
Результатом административной процедуры является подготовка постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является подписанный Главой администрации приказ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Постановление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка направляется заявителю в течение одного календарного дня со дня его принятия способом, определенным в заявлении.
Максимальный срок выполнения административной процедуры в случае рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона - 30 календарных дней со дня поступления заявления в Администрацию.
Таким образом, указанным Административным регламентом определён порядок рассмотрения заявления гражданина, обратившегося в администрацию города Нижний Ломов с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Однако, исходя из анализа представленных административным ответчиком документов, суд приходит к выводу о том, что процедура рассмотрения заявления административного истца ФИО1 заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с которым она обратилась 15 октября 2020 года в администрацию города Нижний Ломов, была нарушена административным ответчиком, так как издав постановление №17 от 19 января 2021 года об отмене постановления №446 от 23 октября 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка, административный ответчик фактически не рассмотрел заявление ФИО1 от 15 октября 2020 года и соответственно не принял по нему одно из решений (постановление об утверждении или об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка), как того требуют положения Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Таким образом, отказ администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области в утверждении схемы расположения земельного участка, выразившийся в вынесении административным ответчиком постановления №17 от 19 января 2021 года об отмене постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка №446 от 23 октября 2020 года, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя ФИО1, препятствуя к реализации её права на рассмотрение поданного ей заявления об утверждении схемы расположения земельного участка от 15 октября 2020 года в установленные сроки и в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утверждённого постановлением администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района №835 от 30 декабря 2019 года.
При этом ссылка представителя административного ответчика ФИО2 на то, что постановление №17 от 19 января 2021 года было принято администрацией в порядке контроля за соблюдением последовательности действий, определённых административными процедурами по предоставлению муниципальной услуги, не может быть принята во внимание, поскольку, как указывалось выше, Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», в том числе и раздел 4, на который ссылается представитель административного ответчика, не содержит процедуры отмены постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а напротив, предусматривается последовательность действий администрации города Нижний Ломов в случае отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что доказательств, свидетельствующих о совершении администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области действий, предусмотренных Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утверждённым постановлением администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района №835 от 30 декабря 2019 года, выразившихся в рассмотрении заявления ФИО1 от 15 октября 2020 года и вынесении постановления об отказе в утверждении схемы расположения схемы земельного участка на кадастровом плане территории, представителем административного ответчика в ходе судебного разбирательства не представлено, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области в утверждении схемы расположения земельного участка, выразившийся в вынесении постановления об отмене постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, подлежит признанию незаконным, а постановление администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №17 от 19 января 2021 года «Об отмене постановления администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №446 от 23 октября 2020 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, поданное административное исковое заявление ФИО1 является обоснованным, и подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Следовательно, в силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ права административного истца ФИО1 подлежат восстановлению путём возложения на административного ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя ФИО1 путём повторного рассмотрения заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка от 15 октября 2020 года и принятия решения в установленном Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утверждённым постановлением администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №835 от 30 декабря 2019 года, порядке в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, на административного ответчика необходимо возложить обязанность по сообщению Нижнеломовскому районному суду и административному истцу ФИО1 об исполнении решения в 10-ти дневный срок со дня устранения допущенных нарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из объяснений административного истца ФИО1 следует, что копию постановления №17 от 19 января 2021 года она получила 20 января 2021 года.
Сведений о дате получения ФИО1 (либо о направлении в её адрес) копии указанного постановления материалы дела не содержат, административным ответчиком не предоставлено.
Административный иск подан ФИО1 25 января 2021 года, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области в утверждении схемы расположения земельного участка, выразившийся в вынесении постановления об отмене постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Отменить постановление администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №17 от 19 января 2021 года «Об отмене постановления администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №446 от 23 октября 2020 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Обязать администрацию города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя ФИО1 путём повторного рассмотрения заявления ФИО1 от 15 октября 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка и принять решение в установленном законом порядке в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области сообщить об исполнении решения Нижнеломовскому районному суду и административному истцу ФИО1 в 10-ти дневный срок со дня устранения допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Богданова
Решение в окончательной форме принято 01 марта 2021 года.
Судья О.А. Богданова