ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580026-01-2021-000912-47 от 19.01.2022 Никольского районного суда (Пензенская область)

УИД №58RS0026-01-2021-000912-47

Дело №12-1/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Никольского районного суда Пензенской области Бондарь М.В.,

с участием представителей заявителя ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Никольского районного суда жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Азия Цемент» на постановление государственного инспектора Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.11.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Азия Цемент»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Приволжского МУГАДН от 10.11.2021 года №АДН-00834 ООО «Азия Цемент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

ООО «Азия Цемент», не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой указал, что погрузка цемента была осуществлена в соответствии с действующим законодательством. 29.07.2021 между ООО «Азия Цемент» и ООО «Владимирстройторгцемент» был заключен договор поставки товара (цемента). Для выполнения заказа покупателя обществом был привлечен перевозчик ООО «МОСГИДРОТРЕЙД», с которым был заключен договор от 05.08.2021 перевозки груза автомобильным транспортом. 20.09.2021 согласно транспортной накладной № 00ЦБ-032083 общество осуществило отгрузку груза - портландцемент в транспортное средство MAN 19.400, государственный регистрационный знак <№>, для отправки в адрес грузополучателя в количестве 25,66 тн (вес нетто).Транспортное средство под погрузку было подано 19.09.2021 года в 23:10:48, убыло транспортное средство с погрузки 20.09.2021 года в 01:23:38. Вес порожнего транспортного средства составил 13,66 тн (вес тары), общий вес транспортного средства с цементом 39,32 тн (вес брутто). После погрузки цементовоз был опломбирован, отметок о нарушении целостности пломбы в транспортной накладной не содержится. Взвешивание производилось на автомобильных весах, дата поверки 22.03.2021, действительно до 21.03.3022. Транспортное средство имеет 5 осей (грузовой тягач седельный - 2 оси, полуприцеп-цистерна - 3 оси) и в соответствии с Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом допустимая масса транспортного средства - автопоезда седельного и прицепного с наличием 5 осей составляет 40 тонн. Это же транспортное средство проходило государственный контроль на АПВГК Н. ФИО3 км 143+486 г. Шатки Нижегородской области 20.09.2021 и перегруза ни по одной из осей не было. Административным органом не представлено доказательств тому, что :

- превышение нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов возникло именно в момент погрузки груза в транспортное средство, а не во время транспортировки груза в адрес грузополучателя. В момент перевозки цемент может перемещаться, являясь сыпучим грузом.

- Акт № 175 от 20.09.2021 составлен некорректно. Так, общий вес, отраженный в акте 38,660 тн, явно не соответствует фактическому весу транспортного средства, указанному в транспортной накладной - 39,32 тн. Указано на превышение общей массы на 0,019 тн, тогда как общий вес в 40 тн. не превышен.

- В пунктах 13 и 14 применены разные погрешности (при измерении массы 0,5%, при измерении осевых нагрузок 0,2 %). Полагает, что это свидетельствует о том, что взвешивание на стационарном посту весового контроля (СПВК)-1 384 км а/д М-7 «Волга» произведено некорректно.

- Административным органом установлено, что допустимая (нормативная) нагрузка на одиночную ось на 384 км автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» составляет 10 тн. Достоверными сведениями о категории дороги являются зарегистрированные в Едином государственном реестре автомобильных дорог сведения. Административный орган указывает на то, что на контролируемом участке дороги установлен дорожный знак 3.12 (ограничение нагрузки на ось 10 тонн), в соответствии с проектом организации дорожного движения.

- Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственником автодороги изменены сведении и представлены новые сведения для их внесения в реестр, а также проект организации дорожного движения и законность установки дорожного знака 3.12. Таким образом, в нарушение установленной категории дорог применяется нормативная нагрузка на ось 10 тн, вместо 11,5 тн.

Просит отменить постановление № АДН-00934 от 10.1.2021 года Приволжского МУГАДН о привлечении ООО «Азия Цемент» к административной ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Представители ООО «Азия Цемент», ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержали по основаниям, в ней указанным.

Представитель Приволжского МУГАДН, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судья, выслушав участников судебного разбирательства, изучив и проверив материалы административного дела в отношении ООО «Азия Цемент», а также доводы, изложенные в жалобе, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Частью 10 ст.12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства, и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.

В соответствии с п.23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу п.17 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года №272, под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению №1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению №2.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза, и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями указанной статьи (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ).

Из норм, содержащихся в ч. 15 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ и ч. ч. 8, 12 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» следует, что погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ, грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Как следует из материалов дела, 20.09.2021 года в 09:52 по адресу: СКП-1 (Нижний Новгород) 384 км а/д М-7 «Волга», при осуществлении государственного контроля транспортных средств в процессе их эксплуатации, было проверено транспортное средство марки МАН, государственный регистрационный знак <№>, принадлежащий перевозчику ООО «МОСГИДРОТРЕЙД», с полуприцепом, государственный регистрационный знак <№>, осуществляющего перевозку груза (портландцемент 25,66 т по транспортной накладной № 00ЦБ-032083 от 20.09.2021 года, по маршруту Пензенская область, Никольский район, с. Усть-Инза - Владимирская область г. Ковров.

По результатам проверки был составлен Акт № 175 от 20.09.2021, в котором зафиксирована нагрузка на 2 (вторую) одиночную ось с двускатными колесами транспортного средства 11,78 тонн, что превышает разрешенную нагрузку (10 тонн) на 17,8 %. Перевозка осуществлялась без специального разрешения.

Согласно товарно-транспортной накладной от 20.09.2021 года № 00ЦБ-032083 грузоотправителем является ООО «Азия Цемент».

Было выявлено, что в 23:10 19.09.2021 года по адресу: 442650, <...> ООО «Азия Цемент» осуществило погрузку груза в указанное транспортное средство с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения согласно Акту № 175 от 20.09.2021 результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами:

протоколом об административном правонарушении АДН-01266 от 18.10.2021 года,

протоколом инструментального обследования № 020/21 от 20.09.2021 года,

договором поставки товара (навал) № 20210729-8К от 29.07.2021 года, заключенным между ООО «Азия Цемент» и ООО «Владимирстройторгцемент»,

договором об организации перевозки груза автомобильным транспортом № 20210805-3Д от 05.08.2021 года, заключенным между ООО «Мосгидротрейд» и ООО «Азия Цемент»,

транспортной накладной от 20.09.2021 года № 00ЦБ-032083;

актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства № 175 от 20.09.2021 года,

и иными материалами дела, которым дана оценка должностным лицом административного органа на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Вывод должностного лица о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволили должностному лицу сделать вывод о том, что Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Деяние Общества квалифицировано по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

Согласно выписки из Единого государственного реестра автомобильных дорог, 384 км автодороги М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа, относится к категории 1Б.

Вместе с тем, как следует из проекта организации дорожного движения указанного участка дороги, находящегося в ведении ФКУ Упрдор Москва-Нижний Новгород, на нем установлен знак 3.12 (ограничение нагрузки на ось 10 тонн).

Из ответа Росавтодора на запрос суда от 14.01.2022 года № 03-26/879 следует, что допустимая нагрузка на ось транспортного средства на участке СКП-1 (Нижний Новгород) км 384 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва-Владимир -Нижний Новгород - Казань - Уфа составляет 10 тонн.

Из ответа ФКУ Упрдор Москва-Нижний Новгород от 17.01.2022 года № 191 на запрос суда следует, что последняя реконструкция в районе км 384 автомобильной дороги М-7 выполнялась в 60-е годы XX века, с устройством 4-х полос движения в каждом направлении и имелаI категорию. Нормативная нагрузка для расчета прочности дорожной одежды принималась по существующему на тот момент нормативному документу ГОСТ 9314-59 «Автомобили и автопоезда». Весовые параметры и габариты». Согласно данному СНиП осевая масса (нагрузка на дорогу, передаваемая колесами одиночной наиболее нагруженной оси) для дорог I категории и автомобилей группы А не должна превышать 10 т. С тех пор, по настоящее время реконструкция автомобильной дороги на данном участке не осуществлялась. Велись работы по ремонту конструкции дорожной одежды и обустройству техническими средствами дорожного движения. Таким образом, к настоящему моменту расчетная нагрузка, передаваемая колесами одиночной наиболее нагруженной оси, на рассматриваемом участке по-прежнему 10 т.

Вместе с тем, согласно СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги», в качестве расчетной нагрузки принимается нормативная статистическая нагрузка на одиночную ось расчетного автомобиля равная 11,5 т. Для доведения данного параметра до нормативного необходима реконструкция участка с переустройством основания, однако, в настоящее время данный вид работ не предусмотрен программой Управления.

Вопреки доводам жалобы, данный знак отражен в проекте организации дорожного движения указанного участка дороги, в соответствии с информацией, указанной на сайте ФДА Росавтодор.

Установка дорожного знака 3.12 в установленном законом порядке не оспорена, и недействительной не признана.

При указанных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, как на момент вынесения обжалуемого постановления, так и на момент рассмотрения настоящей жалобы, в открытом доступе на сайте ФДА Росавтодор отражена нормативная нагрузка на ось 10 тонн на 384 км автодороги М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа(расчетные (нормативные) нагрузки автомобильных дорог общего пользования федерального значения по состоянию на 2021 год).

Вместе с тем, с учетом установленных при рассмотрении настоящей жалобы обстоятельств, судья полагает, что имеются основания для частичного удовлетворения жалобы и снижения назначенного ООО «Азия Цемент» административного наказания в виде административного штрафа.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Как следует из бухгалтерского баланса от 30.09.2021 год, на момент вынесения по делу постановления о привлечении к административной ответственности, у ООО «Азия Цемент» имелись долгосрочные кредиты на сумму 6 186 216 000 руб., и краткосрочные кредиты на сумму 732 876 000 руб.

Установленные обстоятельства носят исключительный характер, связанный с финансовым положением ООО «Азия Цемент», свидетельствуют о тяжелом материальном положении Общества.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что назначение ООО «Азия Цемент» административного наказания даже в пределах минимального размера, установленного санкцией части 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, носит обременительный характер для данного субъекта экономической деятельности, влечет избыточное ограничение его имущественных прав и интересов, в связи с чем не отвечает целям административной ответственности, и считает, что имеются основания для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ.

С учетом положений части 1 статьи 3.1, статьи 4.1 - 4.3 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение, с учетом применяемых ограничений из-за коронавируса, которые в значительной степени препятствовали экономической деятельности хозяйствующих субъектов, судья находит возможным принятое по делу постановление в отношении ООО «Азия Цемент» изменить, в части назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 10 статьи 12.21.1. КоАП РФ, но не менее половины минимального размера, то есть до 125 000 рублей.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Азия Цемент» удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.11.2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Азия Цемент» изменить, в части назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 125 000 (ста двадцати пяти тысяч) рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу ООО «Азия Цемент», без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Никольский районный суд Пензенской области.

Судья :