Дело (УИД) №58MS0061-01-2022-001093-67
Производство №2-487/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижний Ломов 04 октября 2022 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
в составе судьи Суховой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Фоминой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по теплоснабжению и по встречному иску ФИО1 к МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов о признании незаконным начисление платы за теплоснабжение, возложении обязанности по перерасчёту платы за коммунальную услугу по отоплению,
УСТАНОВИЛ:
МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов Нижнеломовского района обратилось к мировому судье судебного участка №1 Нижнеломовского района Пензенской области с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по теплоснабжению, указав, что ответчик ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, лицевой счет №. В период с октября 2020 года по февраль 2022 года она не оплачивает жилищно-коммунальную услугу (отопление), в результате чего образовалась задолженность перед МКП «Тепловая компания» за потребленную тепловую энергию в размере 22904,95 рублей. Начисления за коммунальную услугу по отоплению произведены на основании Постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06.05.2011г., Постановления №1708 от 28.12.2018 по формуле 2(3),2 (5) для МКД без ОДПУ, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений МКД 2550,6 кв.м., общей площади помещений, входящих в состав общего имущества (МОП) 264,3 кв.м., площади квартиры № - 35,7 кв.м..
МКП «Теплоком» является поставщиком тепловой энергии на территории г. Нижний Ломов Пензенской области. МКД №, в котором зарегистрирована ответчик ФИО1, расположенный по адресу: <адрес>, подключен к системе центрального отопления и регулярно получает тепловую энергию от котельной «Северная». Данный факт подтверждается схемой теплоснабжения г. Нижний Ломов Нижнеломовского района до 2042 года.
Сочетание централизованного отопления МКД и индивидуального отопления отдельных квартир законом не предусмотрено. Схемой теплоснабжения предусмотрено подключение МКД к централизованной системе теплоснабжения. В случае, когда МКД оборудован системой отопления по присоединенной сети, объектом теплоснабжения является именно многоквартирный дом, а не отдельные в нем помещения.
Действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии всех жилых помещений в многоквартирных домах. При демонтаже радиаторов отопления обогрев помещений МКД не прекращается. Установка в помещении газового оборудования (отопительных котлов), само по себе, не свидетельствует о неиспользовании системы центрального отопления.
Право потребителей на отказ от предоставления и оплату услуг централизованного отопления в МКД, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома. Приборы отопления служат частью отопительной системы МКД, демонтаж которых приводит к нарушению порядка теплоснабжения дома. Если с момента постройки МКД рассчитан на централизованное отопление, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую систему подачи тепла.
Отключение отдельных собственников помещений в МКД от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения, не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Отказ потребителя от снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть ресурсоснабжающей организации не влечет за собой отказ от доли в общем имуществе собственников в части доли во внутридомовой системе теплоснабжения, которая остается подключенной к сетям теплоснабжения ресурсоснабжающей организации и продолжает осуществлять функции по передаче тепловой энергии.
Таким образом, граждане, демонтировавшие приборы отопления, подключенные к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в МКД, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.
Переход на индивидуальное газовое отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, в связи с чем, оно должно производиться в соответствии с требованиями ЖК РФ. В связи с демонтажем внутридомовой централизованной системы теплоснабжения при переходе на индивидуальное отопление квартир, происходит уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, поэтому на основании части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Ответчику ФИО1 необходимо предоставить в МКП «Теплоком» г. Нижний Ломов следующие документы:
- протокол общего собрания собственников помещений о переводе жилого многоквартирного дома <адрес> на индивидуальное отопление;
- разрешение администрации г. Нижний Ломов о переводе жилого многоквартирного дома <адрес> на индивидуальное отопление;
- акт приемочной комиссии.
Поскольку ответчик ФИО1 не предоставила перечисленные выше документы, МКП «Теплоком» г. Нижний Ломов производит расчеты о взыскании задолженности за отопление без учета имеющегося в квартире индивидуального отопления.
На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст.153, 155 ЖК РФ, ст.ст.309, 310 ГК РФ, п.п. 6, 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 №354, истец просил взыскать с ФИО1 за период с 01.10.2020 по 28.02.2022 задолженность за коммунальную услугу по теплоснабжению в размере 22 904 руб. 95 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 887 рублей, а всего 23 791 руб. 95 коп..
Определением мирового судьи судебного участка №1 Нижнеломовского района Пензенской области от 20.07.2022 для совместного рассмотрения с первоначальным иском принят встречный иск ФИО1 к МКП «Тепловая компания» о признании незаконным начисление платы за теплоснабжение, возложении обязанности по перерасчёту платы за коммунальную услугу по отоплению, гражданское дело по подсудности передано для рассмотрения в Нижнеломовский районный суд.
Во встречном иске ФИО1 указала, что квартира <адрес> принадлежит ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону. С октября 2020 года она получает квитанции на оплату коммунальных услуг за отопление в квартире. В 2016 году в ее квартире установлено индивидуальное отопление, МКП «Тепловая компания» услуги по отоплению квартиры и подъезда не оказывает. Услуги, которыми она пользуется, оплачены. Договор на предоставление услуги теплоснабжения квартиры между ней и МКП «Тепловая компания» не заключался. Она обращалась в тепловую компанию с заявлением о перерасчете отопления, но реакции не последовало. Перерасчет никто не сделал.
На основании изложенного, просила расчет за коммунальную услугу по отоплению, сделанный МКП «Тепловая компания» о взыскании задолженности за период с 01.10.2020 по 28.02.2022 в сумме 22904,95 руб. в МОП и квартире признать незаконным, обязать МКП «Тепловая компания» сделать перерасчёт за период с 01.10.2020 по 28.02.2022 в сумме 22904,95 руб.
В судебное заседание представитель истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску МКП «Тепловая компания» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чём представил заявление, в котором одновременно указал, что исковые требования МКП «Тепловая компания» поддерживает, в удовлетворении встречного иска просил отказать.
Ответчик по первоначальному иску и истец по встречному иску ФИО1 и ответчик ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом всеми возможными способами, судебные повестки возвращены за истечением срока хранения, телефонные звонки об извещении о времени и месте судебного заседания ФИО1 и ФИО2 прерывали, ФИО1 о времени судебного заседания была извещена голосовым сообщением на автоответчик; информация о рассмотрении дела была своевременно размещена на Интернет сайте Нижнеломовского районного суда.
В соответствии со ст.165.1 ГК РФ, ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску МКП «Тепловая компания», ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску ФИО1 и ответчика ФИО2
В письменном отзыве на встречное исковое заявление ответчик по встречному иску указал, что Постановлением от 20.12.2018 №46-П Конституционный суд РФ постановил: «Правительству Российской Федерации надлежит – руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения, в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея ввиду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений – при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ №1708 от 28.12.2018 внесены поправки в Правила предоставления коммунальных услуг в части порядка расчета стоимости отопления. В частности, Приложение № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06.05.20211 №3574 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 №184) дополнено п. 3(6), согласно которому:
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
МКД №, расположенный по адресу: <адрес>, подключен к системе центрального отопления и получает тепловую энергию от котельной «Северная». Данный факт подтверждается схемой теплоснабжения г. Нижний Ломов Нижнеломовского района до 2042 года.
Сочетание централизованного отопления МКД и индивидуального отопления отдельных квартир законом не предусмотрено. Схемой теплоснабжения предусмотрено подключение МКД к централизованной системе теплоснабжения. В случае, когда МКД оборудован системой отопления по присоединенной сети, объектом теплоснабжения является именно многоквартирный дом, а не отдельные в нем помещения.
Действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии всех жилых помещений в многоквартирных домах. При демонтаже радиаторов отопления обогрев помещений МКД не прекращается. Установка в помещении газового оборудования (отопительных котлов), само по себе не свидетельствует о неиспользовании системы центрального отопления.
Право потребителей на отказ от предоставления и оплату услуг централизованного отопления в МКД, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома. Приборы отопления служат частью отопительной системы МКД, демонтаж которых приводит к нарушению порядка теплоснабжения дома. Если с момента постройки МКД рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую систему подачи тепла.
Отключение отдельных собственников помещений МКД от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения, не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Отказ потребителя от снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть ресурсоснабжающей организации не влечет за собой отказ от доли в общем имуществе собственников в части доли во внутридомовой системе теплоснабжения, которая остается подключенной к сетям теплоснабжения ресурсоснабжающей организации и продолжает осуществлять функции по передаче тепловой энергии. Таким образом, граждане, демонтировавшие приборы отопления, подключенные к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в МКД, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.
Статьёй 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (ред. от 31.07.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрено, что в целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия в жилом или нежилом помещении отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, установки индивидуальных источников тепловой энергии в помещении в многоквартирном доме в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги представляет в адрес исполнителя копии документов, подтверждающих проведение такого переустройства. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению с учетом указанных документов с расчетного периода, в котором предоставлены подтверждающие документы.
Переход на индивидуальное газовое отопление жилого помещения в многоквартирном доме требует переустройства жилого помещения, в связи с чем оно должно производиться в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с демонтажем внутридомовой централизованной системы теплоснабжения при переходе на индивидуальное отопление квартир, происходит уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, поэтому на основании ч.3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с ч.1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Исключительным полномочием органов местного самоуправления в области жилищных отношений является согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт 7 части 1 статьи 14 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
На основании изложенного, ответчику ФИО1 необходимо предоставить в МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов следующие документы: - протокол общего собрания собственников помещений о переводе жилого многоквартирного дома № по адресу: <адрес> на индивидуальное отопление; - разрешение администрации г. Нижний Ломов о переводе жилого многоквартирного дома <адрес> на индивидуальное отопление; - акт приемочной комиссии.
МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов не может производить начисления за отопление в нарушение действующего законодательства РФ и незаконно применять положение п.3 (6) Правил, исключив из расчетов по оплате теплоснабжения площади квартир, в которых незаконно смонтировано индивидуальное отопление, при этом выставлять нулевые показания по оплате теплоснабжения в данных квартирах.
Как следует из письменного возражения ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску ФИО1, с исковым заявлением МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов о взыскании задолженности за коммунальную услугу по теплоснабжению она не согласна, поскольку в 2016 году в квартире проведено индивидуальное отопление, и она регулярно оплачивает услуги по газовому счетчику ООО «Газпром межрегионгаз Пенза», так же заключен договор о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, подъезды же в МКД не отапливаются.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности наобщее имуществодома(статья 290).
Как следует из пункта 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с пунктами 3 и 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей,правила пользования жилыми помещениями, а такжеправиласодержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно частям 1 и 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленногочастью 3 статьи 169настоящего Кодекса.
По правилам ст. 154 ЖК РФ (части 2-3) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1)платуза содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту -Правила).
В силу положений пунктов 6 и 7 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг(конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками 1/2 доли квартиры, общей площадью 35,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (свидетельство о праве на наследство по закону № от 12.09.2013, свидетельство о праве на наследство по закону № от 12.09.2013, выписка из ЕГРН от 29.03.2022 №).
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с п.1 ст. 540 ГК РФ, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Статьей 544 вышеуказанного Кодекса регламентировано, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1, 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.
Исключительным полномочием органов местного самоуправления в области жилищных отношений является согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт 7 части 1 статьи 14 ЖК РФ).
В соответствии со ст. ст. 25, 26 Жилищного кодекса РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования являются переустройством жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, данный документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещении (ч. ч. 5, 6 ст. 26 Жилищного кодекса РФ).
Вышеназванная форма решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266.
В соответствии с ч.1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
При этом из части 3 ст.36 ЖК РФ следует, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Как установлено в судебном заседании, жилой дом по <адрес> оборудован и подключен к системе централизованного теплоснабжения, посредством которой происходит отопление жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, поставку тепловой энергии осуществляет МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов.
Заявляя встречные требования к МКП «Тепловая компания» о признании незаконным начисления платы за коммунальную услугу по теплоснабжению, ФИО1 ссылается на то, что такая услуга ей не оказывается, поскольку в квартире установлено индивидуальное отопление.
В подтверждение встречных исковых требований ФИО1 представлены товарный чек от 25.06.2016 выданный ИП ФИО3, подтверждающий покупку газового оборудования; справку УК «Влан» от 06.06.2022 из которой следует, что в первом подъезде дома <адрес> отсутствует прибор отопления, первый подъезд центральным отоплением не пользуется; а также копия фото подъезда дома.
Однако названые документы не могут свидетельствовать о соблюдении строительных норм и правил при оборудовании индивидуального отопления в квартире <адрес>.
Какие-либо иные документы, подтверждающие законность перевода квартиры на индивидуальное отопление, истцом по встречному иску не представлены.
Между тем, на момент проведения работ по переустройству в принадлежащем в настоящее время ФИО4 жилом помещении (в 2016 году) действовали вышеуказанные нормы Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования являются переустройством жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения; завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии, а уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
Однако доказательств получения в установленном законом порядке решения органа местного самоуправления на переустройство жилого помещения - квартиры № путём оборудования индивидуального отопления, а также приёмки им названного объекта после переустройства в эксплуатацию, суду не представлено.
При этом в схему теплоснабжения г. Нижний Ломов жилое помещение № не включено, как использующее индивидуальное отопление.
Согласно Ведомственным строительным нормам, правилам оценки физического износа жилых зданий, утвержденным приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 N 446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения, в частности. Элементами системы отопления являются магистрали, стояки, отопительные приборы, запорная арматура, калориферы. Сам термин "система" предполагает взаимосвязанность и взаимозависимость ее элементов, поэтому демонтаж одного из элементов фактически означает демонтаж всей системы. Система центрального отопления не только греет воздух в жилом помещении, но частично передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения (здания), предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Жилое помещение, лишенное системы центрального отопления, утрачивает качественные квалифицирующие характеристики жилого помещения.
Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 ЖК РФ, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
На момент установки в квартире ФИО4 индивидуального отопления действовали Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, подпунктом «в и «е» пункта 35 которых потребителю запрещается самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Л. и Т.", право требовать проведения расчетов в индивидуальном порядке имеют те собственники, которые произвели установку индивидуальных систем, соблюдая предписанный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, и при переходе на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим.
Специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем.
В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению (например, путем печного отопления и т.п.).
Тем не менее подавляющее большинство многоквартирных домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.
Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
По смыслу положений Федерального закона N 190 от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении", отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома, тогда как внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. и изменения порядка распределения расходов для потребителей возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями статей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Представленные истцом по встречному иску документы не подтверждают соблюдение порядка переустройства жилого помещения, а также не свидетельствуют о том, что произведенные в жилом помещении работы по установке газового оборудования осуществлялись в соответствии с существовавшими на тот момент стандартами, нормами и правилами, а результаты данных работ не нарушают права и законные интересы других граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, не будут создавать угрозу их жизни и безопасности.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом по встречному иску не представлены доказательства получения согласия собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома и переход на индивидуальное отопление с использованием отопительного газового оборудования, согласования в установленном законом порядке переустройства квартиры с органом местного самоуправления и внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома, принятия приёмочной комиссией жилого помещения после его переустройства.
Доказательств обращения ФИО1 к собственникам помещений многоквартирного дома по вопросу сохранения системы отопления в квартире в переустроенном состоянии, заключающемся в переводе системы отопления жилого помещения на индивидуальное отопление от газового котла, не представлено.
Также отсутствуют доказательства того, что схемой теплоснабжения дома определены условия организации поквартирного отопления.
Таким образом, ответчиком по первоначальному иску и истцом по встречному иску не подтверждена законность установки индивидуального источника тепловой энергии в соответствии с требованиями действующего на момент проведения работ законодательства.
Кроме того, установка индивидуального газового отопительного прибора не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцом по встречному иску не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется, в том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым, отапливая как индивидуально квартиру, так и весь объект теплоснабжения в целом, помещение не лишено теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые и нежилые помещения, но и общее имущество многоквартирного жилого дома.
Тот факт, что в жилом помещении была демонтирована система центрального отопления путем отрезки батарей от общего стояка не означает, что теплоснабжение помещения прекратилось, поскольку, через помещения истца, проходят стояки центрального отопления. Наличие в жилых помещениях собственной системы автономного отопления с 2016 года не исключает использование внутридомовой системы отопления.
Отсутствие элементов отопления в подъезде многоквартирного жилого не может служить достаточным основанием для освобождения ответчиков от обязанности вносить плату за отопление мест общего пользования в многоквартирном доме.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего оказания МКП «Теплоком» коммунальной услуги по теплоснабжению.
Также материалами дела подтверждается, что квартира ответчиков по первоначальному иску до 2016 года была присоединена к центральной системе отопления дома. Вследствие чего, договор теплоснабжения с ответчиком был заключен с момента фактического присоединения ее квартиры к сетям теплоснабжения, то есть до 2016 года. МКП «Тепловая компания» с 01 октября 2020 года и до настоящего времени поставляет тепловую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения в многоквартирный дом, в котором проживают ответчики по первоначальному иску, а собственники помещений в доме её принимают и потребляют При этом смена оказывающей данные услуги организации не свидетельствует о том, что ранее заключенный договор был расторгнут либо его условия были изменены настолько, что это повлекло бы за собой освобождение ответчика от оплаты за оказанную коммунальную услугу теплоснабжения.
Не свидетельствует о незаключенности договора теплоснабжения и отсутствие договора в письменном виде.
В соответствии со ст.42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия в жилом или нежилом помещении отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, установки индивидуальных источников тепловой энергии в помещении в многоквартирном доме в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги представляет в адрес исполнителя копии документов, подтверждающих проведение такого переустройства. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению с учетом указанных документов с расчетного периода, в котором предоставлены подтверждающие документы.
Пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в содержании общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Учитывая, что ФИО4 не представлены документы, подтверждающие законность переустройства квартиры (перехода на индивидуальное отопление), а сам по себе факт установки индивидуального отопления не влечет за собой такие правовые последствия, как прекращение договора центрального теплоснабжения с момента устройства в квартире автономного газового отопления, суд приходит к выводу об обоснованности начисления истцом по первоначальному иску ФИО4, как собственникам квартиры в МКД, платы за коммунальную услугу по теплоснабжению.
Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения, не является правовым основанием для освобождения потребителя услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению, поскольку указанные собственники остаются потребителями тепловой энергии и не изменяет нормативно введенный порядок предоставления коммунальной услуги и расчета оплаты за данную услугу, соответствующий Правилам предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения встречных исковых требований ФИО1 к МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов о признании незаконным начисления платы за теплоснабжение и возложении обязанности по перерасчёту платы за коммунальную услугу по отоплению, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов с октября 2020г. производит расчет платы за коммунальную услугу -отопление собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на основании норм действующего законодательства РФ, изложенных в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г №354, с учётом Постановления №1708 от 28.12.2018.
Согласно представленному расчёту за период с 01.10.2020 по 28.02.2022 у ответчиков ФИО4 образовалась задолженность за коммунальную услугу по теплоснабжению в размере 22 904 рублей 95 копеек.
Данный расчет произведен в соответствии с нормами действующего законодательства, суд считает его верным.
Ответчиком - истцом ФИО1 и ответчиком ФИО2 правильность данного расчёта не оспаривается.
С учётом вышеизложенного, данная задолженность подлежит взысканию с ответчиков по первоначальному иску исходя из размера доли в праве общей долевой собственности, принадлежащей ответчикам, поскольку в силу ст. 249 ГК РФ собственники жилого помещения, принадлежащего им на праве общей долевой собственности, несут обязанности по оплате коммунальных услуг соразмерно своей доле в праве собственности.
При таких обстоятельствах требования МКП «Тепловая компания» следует признать обоснованными.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).
Согласно платёжному поручению №570 от 24.05.2022 истец по первоначальному иску при его подаче оплатил государственную пошлину в размере 887 рублей.
Учитывая, что требования первоначального истца удовлетворяются в полном объеме, с ответчиков ФИО1 и ФИО2 в пользу истца надлежит взыскать возврат государственной пошлины по 443 рубля 50 копеек с каждой.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по теплоснабжению удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов задолженность по оплате коммунальной услуги по теплоснабжению за период с 01 октября 2020 года по 28 февраля 2022 года в размере 11 452 (одиннадцать тысяч четыреста пятьдесят два) рубля 48 копеек и расходы по уплате государственной пошлины 443 (четыреста сорок три) рубля 50 копеек, а всего 11 895 (одиннадцать тысяч восемьсот девяносто пять) рублей 98 копеек.
Взыскать с ФИО2 в пользу МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов Нижнеломовского района задолженность по оплате коммунальной услуги по теплоснабжению за период с 01 октября 2020 года по 28 февраля 2022 года в размере 11 452 (одиннадцать тысяч четыреста пятьдесят два) рубля 48 копеек и расходы по уплате государственной пошлины 443 (четыреста сорок три) рубля 50 копеек, а всего 11 895 (одиннадцать тысяч восемьсот девяносто пять) рублей 98 копеек.
Встречные исковые требования ФИО1 к МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов о признании незаконным начисление платы за теплоснабжение квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, возложении обязанности произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.А.Сухова
Решение принято в окончательной форме 07.10.2022
Судья Т.А.Сухова