Дело № 2а-639/2022
УИД № 59RS0017-01-2022-000820-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Губаха 09 августа 2022 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Брызгалова В.Д., при секретаре судебного заседания Лештаевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Губахинского городского округа Пермского края к начальнику отдела старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску Управления федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю ФИО1 , Отделению судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску Управления федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, заинтересованные лица: ООО «ЮА «Советник»,
У С Т А Н О В И Л:
администрация Губахинского городского округа Пермского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску Управления федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю ФИО1 , Отделению судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску Управления федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю (далее - ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю), Управлению федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю (далее - УФССП России по Пермскому краю) о признании незаконными и отмене постановлений, вынесенных начальником отделения - судебным приставом ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; об отмене «постановления об отмене постановления о возбуждении ИП» от ДД.ММ.ГГГГ№; об отмене «постановления об отмене постановления о возбуждении ИП» от ДД.ММ.ГГГГ№; об отмене «постановления об отмене постановления о возбуждении ИП» от ДД.ММ.ГГГГ№; об отмене «постановления об отмене постановления о возбуждении ИП» от ДД.ММ.ГГГГ№. Мотивировав требования тем, что постановлениями начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ отменены «постановления об отмене постановления о возбуждении ИП» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, исполнительные производства возобновлены (получены ДД.ММ.ГГГГ). Административный истец считает оспариваемые постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и нарушающими права и законные интересы административного истца. Поскольку начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю ФИО1 следовала достижению цели не допущения истечения срока предъявления взыскателем исполнению судебных приказов, а так же возможного ухудшения статистических данных в работе отделения судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю при выполнении планово - прогнозных показателей, установленных УФССП по Пермскому краю. При этом, на рассмотрении Губахинского городского суда находились административные иски ООО «Юридическое агентство Советник» об оспаривании действий судебных приставов - исполнителей по вынесению постановлений от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановлений о возбуждении ИП (на текущую дату фактически требования административных исковых заявлений удовлетворены начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю Родыгиной К.А). Так же обращаем внимание суда на нарушение законодательства об исполнительном производстве. В силу п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае смерти взыскателя - гражданина (должника-гражданина), если установленные судебным актом требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику. О смерти граждан - должников по исполнительным производства судебным приставам исполнителям стало известно: ДД.ММ.ГГГГ - о смерти должника 1 (умер ДД.ММ.ГГГГ) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ - о смерти 2 (умерла ДД.ММ.ГГГГ) исполнительные производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - о смерти 3 (умер ДД.ММ.ГГГГ) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, после получения из уполномоченных органов информации о смерти должников, судебные приставы не прекратили исполнительные производства и не подали соответствующие заявления в суд. При этом имеется факт длительного бездействия судебных приставов – исполнителей, как по розыску должников, так и по получению своевременной информации об их смерти. Оспариваемые постановления не соответствуют правовым принципам, регламентированным ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», правовым нормам ст. 13, ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об исполнительном производстве», тем самым ставит в неравное положение административного истца, ущемляет его интересы, не обеспечивает баланс интересов сторон, ставя в более выгодное положение сторону взыскателя. Начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю ФИО1 принимая решение об отмене «постановлений об отмене постановления о возбуждении ИП от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ пыталась защитить права взыскателя, при этом не учла права и законные интересы Муниципального образования, т.е. нарушила их.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, представлены письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, возражений и ходатайств не представили.
Суд, с учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся участников процесса, явка которых обязательной не признавалась.
Изучив материалы дела и материалы исполнительного производства №-ИП, №-ИП, №-ИП и №-ИП суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Принудительным исполнением судебных решений в Российской Федерации осуществляют территориальные органы Федеральной службы судебных приставов и ее территориальные органы (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» исполнение исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства казенных, бюджетных (автономных) учреждений организуют органы Федерального казначейства.
Судом установлено и из материалов дела следует, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ с 4, 1 солидарно в пользу ________________ взыскана задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в размере ________________ а также расходы по уплате госпошлины в размере ________________ руб. Определением мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ произведена замена стороны (взыскателя) по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ на правопреемника ________________. ДД.ММ.ГГГГ________________ направлено заявление о возбуждении исполнительно производства. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП. Определением мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ произведена замена стороны - должника по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ, с 1 на муниципальное образование Губахинский городской округ в лице Администрации Губахинского городского округа Пермского края, в пределах оставшейся суммы долга – ________________
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ с 2, 5, солидарно в пользу ________________ взыскана задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере ________________, пени в размере ________________ а также расходы по уплате госпошлины в размере ________________ДД.ММ.ГГГГ________________ направлено заявление о возбуждении исполнительно производства. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП. Определением мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ произведена замена стороны – с должника по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ, 2 на муниципальное образование Губахинский городской округ в лице Администрации Губахинского городского округа Пермского края.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ с 2, 5, солидарно в пользу ________________ взыскана задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере ________________ а также расходы по уплате госпошлины в размере ________________ДД.ММ.ГГГГ________________ направлено заявление о возбуждении исполнительно производства. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП. Определением мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ произведена замена стороны - должника по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ, с 2 на муниципальное образование Губахинский городской округ в лице Администрации Губахинского городского округа Пермского края.
Решением мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с 3 в пользу ________________ взыскана задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере ________________, пени в размере ________________ а также расходы по уплате госпошлины в размере ________________ДД.ММ.ГГГГ________________ направлено заявление о возбуждении исполнительно производства. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП. Определением мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ произведена замена стороны - должника по решению мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, 3 на муниципальное образование Губахинский городской округ в лице Администрации Губахинского городского округа Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ постановлениями заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю 6 отменены постановления о возбуждении исполнительных производств №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что исполнительные документы не подлежат исполнению Федеральной службой судебных приставов, указано, что в соответствии со ст. 239, 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнительные документы подлежат исполнению в органах Федерального казначейства.
Вместе с тем, постановления судебного пристава-исполнителя от 18.04.2022 нельзя признать законными, поскольку нормы права, на которые сослался судебный пристав-исполнитель в обоснование отмены постановления о возбуждении исполнительного производства, не применимы к спорным правоотношениям.
В силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Как наследники выморочного имущества, публично-правовые образования наделяются Гражданским кодексом Российской Федерации особым статусом, отличающимся от положения других наследников по закону, поскольку для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (абзац второй пункта 1 статьи 1152), на них не распространяются правила о сроке принятия наследства (статья 1154), а также нормы, предусматривающие принятие наследства по истечении установленного срока (пункты 1 и 3 статьи 1155); при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (абзац второй пункта 1 статьи 1157); при этом свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается в общем порядке (абзац третий пункта 1 статьи 1162).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 239 данного Кодекса).
Пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Доли в праве собственности на жилые помещения являются выморочным имуществом, и Администрация Губахинского городского округа Пермского края осуществляет полномочия собственника этого имущества, унаследовавшего его в силу прямого указания закона. Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок исполнения судебных актов о взыскании с органа местного самоуправления в пользу кредитора денежных средств, полученных в результате реализации выморочного имущества, не определен.
Кроме того, судебные акты по делам наследования выморочного имущества не обращают взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам казенного учреждения, а предусматривают взыскания в пределах стоимости выморочного имущества. Порядок обращения взыскания на имущество определен частью 2 статьи 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а реализация отдельных видов имущества регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, действия по реализации имущества на основании решения суда осуществляются исключительно службой судебных приставов.
Вместе с тем, постановления об отмене постановлений о возбуждении исполнительных производств, предметом рассмотрения настоящего иска не являются, в связи с чем, основания для признания их незаконными отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ постановлениями начальника отдела - старшим судебным приставом ОСП г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю ФИО1 отменены «постановления об отмене постановлений о возбуждении ИП от ДД.ММ.ГГГГ», исполнительные производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительные производства возобновлены.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Из системного толкования положений процессуального закона следует, что решение о признании бездействия незаконным должно преследовать своей целью восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание КАС РФ о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Следовательно, административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда на момент рассмотрения административного дела отсутствует нарушение прав административного истца, заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Учитывая, что постановления об отмене «постановлений об отмене постановлений о возбуждении ИП от 18.04.2022» старшим судебным приставом вынесены в установленном законом порядке, в рамках предоставленных ему полномочий, при этом административный истец не указал на конкретные права и законные интересы, которые были нарушены спорными постановлениями, не указаны правовые последствия, которые являются следствием таких нарушений, суд приходит к выводу об оставлении без удовлетворении административного иска.
При принятии решения суд принимает во внимание, что оспариваемые административным истцом действия не повлекли каких-либо неблагоприятных, не устранимых последствий для административного истца, существенно не повлияли на исход спорных правоотношений, обратного административным истцом не доказано и не опровергнуто. При этом, доводы административного истца о том, что начальник ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю преследовала интересы взыскателя, своего объективного подтверждения не нашли.
Довод представителя заявителя о том, после получения из уполномоченных органов информации о смерти должников, судебные приставы не прекратили исполнительные производства и не подали соответствующие заявления в суд, правового значения для рассмотрения настоящего заявления не имеет, поскольку определениями мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью 1, 2, 3 произведена замена стороны – должника на муниципальное образование Губахинский городской округ в лице администрации Губахинского городского округа Пермского края, которые вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
По изложенным основаниям, суд отказывает административному истцу в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления администрации Губахинского городского округа Пермского края к начальнику отдела старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску Управления федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю ФИО1 , Отделению судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску Управления федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю (далее - ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю), Управлению федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю (далее - УФССП России по Пермскому краю) о признании незаконными и отмене постановлений, вынесенные начальником отделения - судебным приставом ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; об отмене «постановления об отмене постановления о возбуждении ИП» от ДД.ММ.ГГГГ№; об отмене «постановления об отмене постановления о возбуждении ИП» от ДД.ММ.ГГГГ№; об отмене «постановления об отмене постановления о возбуждении ИП» от ДД.ММ.ГГГГ№; об отмене «постановления об отмене постановления о возбуждении ИП» от ДД.ММ.ГГГГ№, отмене указанных постановлений, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий В.Д. Брызгалов