ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 590029-01-2023-001269-85 от 18.10.2023 Нытвенского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-972/2023

УИД № 59RS0029-01-2023-001269-85

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2023 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,

при секретаре Копытовой О.Г.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Нытвенского района Бурлакова О.В.,

рассмотрев в судебном заседании по административному иску Прокурора Нытвенского района, действующего в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» в лице Администрации Нытвенского городского округа Пермского края о признании незаконным бездействие администрации Нытвенского городского округа, выразившееся в не приведение автомобильных дорог в соответствие с ГОСТ, возложении обязанности привести автомобильные дороги в соответствие с ГОСТ,

установил:

Прокурор Нытвенского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа, просит признать незаконным бездействие администрации Нытвенского городского округа, выразившееся в не приведение автомобильных дорог <адрес> в соответствие с п. 7.1., 7.2 «ГОСТ 33180- 2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 № 1120-ст). Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ <адрес>» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанность привести автомобильные дороги <адрес> в соответствие с п. 7.1., 7.2 «ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 № 1120-ст) в части обустройства водоотведения в срок до 31.12.2027.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, дорожной деятельности. Проверкой установлено, что на основании распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Нытвенского городского округа от 01.11.2022 из казны муниципального образования «Нытвенский городской округ» МБУ «Благоустройство» в безвозмездное пользование переданы дороги общего пользования местного значения Нытвенского городского округа согласно перечню автомобильных дорог, являющегося приложением к распоряжению от 01.11.2022 , МБУ «Благоустройство», в частности, переданы автомобильные дороги <адрес>. В рамках проводимой проверки прокуратурой района, совместно с государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Нытвенскому городскому округу 20.07.2023 совершены выезды на автомобильные дороги, указанные в обращении.

В рамках проведенных проверочных мероприятий, инициированных на основании обращения ФИО1, установлено, что на автомобильных дорогах по <адрес> надлежащий водоотвод с покрытия проезжей части автомобильных дорог не обеспечен, водоотводные канавы отсутствуют, что не соответствует действующему законодательству. Бездействие носит длительный характер, жители указанных улиц обращаются в органы местного самоуправления с 2004 года. Вместе с тем должных мер до сих пор не принято, автомобильные дороги находятся в ненормативном состоянии. Локальный сметный расчет по обустройству водоотведения на указанных участках дорог не составлен, источник финансирования и сроки обустройства не определены, следовательно, должных и своевременных мер по обустройству водоотведения на данных участках дорог не принято. Выявленные недостатки относятся к недостаткам содержания автомобильных дорог и противоречат требованиям действующего законодательства, что влечет нарушение прав граждан на пользование автомобильными дорогами, соответствующими по своему состоянию установленным требованиям законодательства.

Выявленные нарушения стали возможными по причине ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами администрации Нытвенского городского округа, ответственными за содержание автомобильных дорог, в связи с чем, 28.07.2023 в адрес главы администрации Нытвенского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения. Согласно ответа на представление от 28.07.2023 администрация Нытвенского городского округа выразила несогласие с требованиями ввиду того, что указанные дороги имеют естественный уклон более 3%, что обеспечивает беспрепятственный водоотвод с дорожного полотна на полосу отвода. Также указывают на то, что работы по обустройству водоотведения относятся к работам, проводимым при капитальном ремонте автомобильных дорог. Разработка проектно-сметной документации и последующий капитальный ремонт возможны только после включения данных автодорог в муниципальную программу «Развитие дорожной инфраструктуры Нытвенского городского округа», программа дорожных работ на 2023-2025 гг. не предусматривает мероприятий по обустройству водоотведения указанных автомобильных дорог.

Учитывая, что в настоящее время локальный сметный расчет на обустройство водоотведения автомобильных дорог администрацией Нытвенского городского округа не составлен, источники финансирования указанных работ не определены, при этом учитывая доводы администрации Нытвенского городского округа о том, что программа дорожных работ на 2023-2025 гг. не предусматривает мероприятий по обустройству водоотведения указанных автомобильных дорог, целесообразным является установить срок для добровольного устранения нарушений 31.12.2027.

Таким образом, администрацией Нытвенского городского округа не предпринят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обустройству вышеуказанных участков автомобильных дорог, что в свою очередь, отрицательно сказывается на правах гражданах, использующих автомобильные дороги, а также на обеспечении безопасности дорожного движения. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав граждан

В судебном заседании помощник прокурора Бурлаков О.В. исковые требования поддержал по доводам, указанным в заявлении, пояснил, что до настоящего времени администрацией Нытвенского городского округа мероприятий приведения автомобильных дорог в соответствие с ГОСТ не начато, контракт не заявлен, локальный сметный расчет на обустройство водоотведения автомобильных дорог не составлен, источники финансирования указанных работ не определены, т.е. бездействие администрации Нытвенского городского округа подтверждается. Срок исполнения нарушений обоснованный, достаточный для того чтобы Муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» в лице Администрации Нытвенского городского округа <адрес> заложить в бюджет Нытвенского городского округа средства для финансирования работ, в целях устранения данных нарушений. Бездействие администрации Нытвенского городского округа выражается в том, что не принят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обустройству спорной автомобильной дороги, что в свою очередь, отрицательно сказывается на правах граждан, использующих автомобильные дороги, а также на обеспечении безопасности дорожного движения. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав граждан.

Представитель ответчика администрации Нытвенского городского округа Турбакова Т.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело без ее участия, представлено возражение, где указано, что администрация является ненадлежащим ответчиком, необходимо рассмотреть вопрос о переводе МБУ «Благоустройство» в соответчики, просит увеличить срок исполнения, отказать в удовлетворении иска в части признания незаконным бездействия.

Представитель заинтересованного лица МБУ «Благоустройство» Чичев Т.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит провести заседание в его отсутствие, представлен отзыв, где указано, что работы, связанные с обустройством водоотведения, относятся к капитальному ремонту. Проведение капитального ремонта требует продолжительное время, выделение значительных бюджетных средств. Установление срока исполнения до 31.12.2030 будет отвечать требованиям исполнимости.

Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, дорожные ограждения относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального, межмуниципального, местного значения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ (ст. 14 ФЗ № 257-ФЗ).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ).

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.18 ст.5 ФЗ № 257-ФЗ).

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 7.1., 7.2 «ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 № 1120-ст) состояние покрытия проезжей части дороги должно обеспечивать с нее водоотвод. Покрытие проезжей части должно иметь уклон к водоотводным устройствам, а водоотводные сооружения не должны быть размыты, заилены, заросшие травой или кустарником.

Согласно п. 11.1 «СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» (утв. Приказом Минстроя России от 01.08.2018 № 474/пр) положения раздела 11 распространяются на проектирование земляного полотна улиц и дорог населенных пунктов с проезжей частью, устраиваемой в бортовых камнях, с отводом воды в закрытую систему водоотвода, при наличии подземных коммуникаций, сооружений и т.п. Земляное полотно улиц и дорог населенных пунктов с проезжей частью, обочинами, системой водоотвода и другими элементами, характерными для автомобильных дорог общего пользования, проектируют в соответствии с требованиями СП 34.13330.

В соответствии с п. 3.26 «Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр) канавой боковой придорожной является канава, проходящая вдоль земляного полотна для сбора и отвода поверхностных вод, с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального профиля.

В п. 7.59 «Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр) указано, что для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5%о и в исключительных случаях - не менее 3%о.

Вероятность превышения расчетных паводков при сооружении водоотводных канав и кюветов принимают для дорог категорий I и II - 2%, категории III - 3%, категорий IV и V - 4%,а при возведении водоотводных сооружений с поверхности мостов и дорог - для дорог категорий I и II - 1%, категории III - 2%, категорий IV и V - 3%.

Подпунктом "а" пункта 13.2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827, установлено, что водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.

Согласно п. 4.1 «ГОСТ Р 59611 -2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию», утвержденного приказом Госстандарта от 05.08.2021 № 689-ст (далее - ГОСТ Р 59611-2021), система дорожного водоотвода - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод с целью обеспечения надежной и безопасной работы всех сооружений и конструктивных элементов: обеспечения устойчивости земляного полотна, прочности дорожной одежды, устойчивости искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей) на проектируемой автомобильной дороге.

П. 4.2 ГОСТ Р 59611-2021 предусмотрено, что для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать в соответствии с ГОСТ 33100- 2014 (пункты 7.29, 7.30) следующие мероприятия: поперечные уклоны на проезжей части и обочинах; боковые продольные канавы, кюветы, поперечные канавы; нагорные канавы; испарительные бассейны; прикромочные (продольные) и откосные телескопические (поперечные) лотки; дождеприемные колодцы и ливневую канализацию; мосты и трубы.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (п. 3 ст. 15 ФЗ № 257-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что на основании обращения ФИО1 прокуратурой Нытвенского района решено провести проверку по исполнению требований законодательства о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения (л.д. 14-39, 50-51).

В соответствии с Распоряжением Управления земельно-имущественных отношений администрации Нытвенского городского округа от 01.11.2022 МБУ «Благоустройство» в безвозмездное пользование переданы дороги общего пользования местного значения Нытвенского городского округа, в т.ч. автомобильные дороги <адрес> (л.д. 40-42).

В ответ на требование сообщается, что согласно приложению к Распоряжению Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа от 01.11.2022 г. автомобильная дорога по <адрес> под номером 240 V технической категории в гравийном исполнении протяженностью 1,250 км, а/д по <адрес> под номером 243 V технической категории в гравийном исполнении протяженностью 0,350 км, а/д дорога по <адрес> под номером 245 V технической категории в гравийном исполнении протяженностью 0,350 км, а/д по <адрес> под номером 244 V технической категории в гравийном исполнении протяженностью 0,300 км, а/д по <адрес> под номером 246 V технической категории в гравийном исполнении протяженностью 0,200 км. На данные автомобильные дороги имеются проекты организации дорожного движения и технические паспорта за исключением <адрес>, на которую документация будет уточняться. На кадастровый учет автомобильные дороги не поставлены. Содержание данной автомобильной дороги осуществляется силами МБУ «БЛАГОУСТРОЙСТВО» <адрес>. В рамках текущего содержания производятся работы в летний период времени по восстановлению поперечного профиля без добавления материала и профилированию дорог, в зимний период времени - профилирование снежного покрова на проезжей части. За период с 15.05.2023 г. по 23.05.2023 г. на основании гражданско- правового договора (1/К) от 17.03.2023 г. были проведены работы по ремонту автомобильной дороги в данном районе от <адрес> на основании судебного решения по делу №2-391/2021 от 31.05.2021 г. В рамках данного договора были проведены работ по исправлению профиля существующего основания, подъем уровня проезжей части путем устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований из смесью песчано-гравийной обогащенной, очистка и восстановление водоотводных канав (л.д. 43-44).

На л.д. 45-49, 64 имеется акт ОГИБДД ОМВД по Нытвенскому городскому округу выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 10.07.2023, фотографии участки дороги <адрес>; карта-схема расположения участков дорог в микрорайоне <адрес>.

В материалы дела представлено представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Нытвенского городского округа об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности (л.д. 52-57).

21.08.2023 администрацией Нытвенского городского округа дан ответ о рассмотрении представления, указано, что по обращению ФИО1 с требованиями Представления не согласны. Согласно требований п.7.1, 7.2 ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» не допускается не обеспечение водоотвода на проезжей части. <адрес>, имеют естественный уклон в сторону реки <адрес> более 3%, что обеспечивает беспрепятственный водоотвод с дорожного полотна на полосу отвода. Улицы сухие, луж и застоя воды не выявлено. <адрес> имеет водоотводные канавы. Согласно действующей «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 402 от 16.11.2012 года, замена изношенных звеньев прикромочных и телескопических лотков, дренажей, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, элементов подводящих и отводящих русел у водопропускных труб, элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода относится к работам, проводимым при капитальном ремонте автомобильных дорог. Капитальный ремонт участков автомобильных дорог должен производиться комплексно, на всем протяжении ремонтируемого участка автомобильной дороги и возможен только после разработки соответствующей проектно-сметной документации. Разработка проектно- сметной документации и последующий капитальный ремонт возможны только после включения данных автодорог в муниципальную программу «Развитие дорожной инфраструктуры Нытвенского городского округа». На данный момент необходимая проектно-сметная документация отсутствует, а программа дорожных работ на 2023-2025гг. год не предусматривает мероприятий по устройству систем водоотвода. Оснований для привлечения к ответственности должностных лиц не имеется (л.д. 58-63).

В материалы дела представлена выкопировка карты по <адрес>, гражданско-правовой договор (1/К) от 17.03.2023 на ремонт участка автомобильной дороги по <адрес> и проулка от <адрес> до <адрес>, акт о приемке выполненных работ от 23.05.2023, акт осмотра территории от 15.06.2022 от <адрес> до <адрес>, технический паспорт автомобильной дороги <адрес>, проект организации дорожного движения <адрес>.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на автомобильных дорогах по <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, по <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> надлежащий водоотвод с покрытия проезжей части автомобильных дорог не обеспечен, водоотводные канавы отсутствуют, что не соответствует требованиям действующего законодательства, что непосредственно влияет на безопасность движения, права граждан на безопасное дорожное движение.

Администрацией Нытвенского городского округа ненадлежащим образом принимаются меры по содержанию дороги в нормативном состоянии. Данный факт ответчиком не опровергнут.

Невыполнение указанных мероприятий отрицательно сказывается на правах граждан на пользование автомобильными дорогами, соответствующими по своему состоянию установленным требованиям законодательства, создает угрозу безопасности дорожного движения и травматизации населения.

Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь приведенными выше положениями, исходя и установленных фактических обстоятельств дела, приходит к выводу о том, что отсутствие надлежащего водоотвода с покрытия проезжей части, водоотводных канав является небезопасным, поскольку не соответствуют требованиям законодательства в области дорожного движения, а обязанность их содержания и ремонта лежит на Администрации Нытвенского городского округа, на которую как на орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Возражения представителя ответчика о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, суд считает не состоятельным.

Поскольку Администрация Нытвенского городского округа реализует вышеуказанные полномочия посредством Отраслевого органа – МКУ «Благоустройство», являющегося ее структурным подразделением, что не освобождает уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения обязанностей не только в рамках полномочий по содержанию и ремонту автомобильных дорог, возложенных на нее федеральными законами, но и осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Ответчик, имея возможность для соблюдения правил и норм по безопасности дорожного движения в пределах своей компетенции, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, судом установлено, что данное бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на охрану здоровья, возникает реальная угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц при отсутствии надлежащего водоотвода с покрытия проезжей части, водоотводных канав на автомобильных дорогах, находящихся в населенном пункте.

На основании вышеизложенного суд признает требования прокурора <адрес> обоснованными, законными и возлагает на ответчика обязанность привести автомобильные дороги <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, по <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, <адрес> в соответствие с п. 7.1., 7.2 «ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 № 1120-ст) в части обустройства водоотведения.

Вместе с тем срок, предложенный истцом для приведения автомобильной дороги в соответствии с нормативными требованиями, суд считает недостаточным.

С учетом требований бюджетного законодательства и объема предстоящих строительных работ, которым предшествует разработка проектной документации, суд полагает необходимым установить срок для устранения нарушений до 31.12.2028.

Вопрос о продлении сроков исполнения решения суда в случае их недостаточности при возникновении исключительных обстоятельств, не связанных с недобросовестными действиями ответчика в процессе принятия мер, направленных на приведение автомобильной дороги в соответствии с нормативными требованиями, может быть разрешен на стадии исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном ст.358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Нытвенского городского округа, выразившееся в не приведении автомобильных дорог <адрес> в соответствие с п. 7.1., 7.2 «ГОСТ 33180- 2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 № 1120-ст).

Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанность привести автомобильные дороги <адрес> в соответствие с п. 7.1., 7.2 «ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 № 1120-ст) в части обустройства водоотведения в срок до 31.12.2028 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А.Пищикова

Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2023.