ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 59Д от 06.07.2022 Красногорского городского суда (Московская область)

50RS0-59 Дело а-6237/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 июля 2022 года

Красногорский городской суд в составе

председательствующего судьи Белоусовой М. А.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по МО о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязании осуществить государственную регистрацию прав,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с требованиями к Управлению Росреестра по МО о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязании осуществить государственную регистрацию прав.

В обоснование своих требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020202:200, расположенный по адресу: , мкр-н Опалиха, пер.Вишневый, уч.8. Земельный участок был выделен истцу Постановлением Главы Опалиховской поселковой администрации от 15.03.1995г. и от 30.11.1995г. для индивидуального жилищного строительства с выдачей свидетельства на право собственности на землю серия РФ-Х1 50-11- 5 от ДД.ММ.ГГГГ. На указанном земельном участке истцом в 1996 году был построен объект недвижимости (индивидуальный жилой дом), который был поставлен на государственный учет Красногорским БТИ с оформлением технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением поставленному на учет объекту инвентарного номера 4786. 30.06.2012г. Управлением Росреестра по Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии индивидуальный жилой дом был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:11:0020202:1575, как актуальный, ранее учтенный объект недвижимости с ранее присвоенным инвентарным номером 090:029-11299, без внесения сведений о зарегистрированных правах.

Для регистрации права собственности и актуализации данных в кадастровом учете на жилой дом по заказу истца от 16.02.2021г. ГБУ МО «МОБТИ» были проведены работы по оформлению технического плана на здание общей площадью 739,00 кв.м. и получены необходимые согласования в Администрации городского округа Красногорск МО.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в Управление Росреестра по было подано заявление №КУВД-001/2022-9644626 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 50:11:0020202:1575, согласно описи к заявлению приложены следующие документы: - свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 15 12.2015г. 50-ББ ; - договор от 25.03.2002г. ; - разрешительное письмо от 28.02 1995г ; - чек от ДД.ММ.ГГГГ об уплате госпошлины

Приложение технического плана на объект недвижимости к заявлению о регистрации права Росреестром не допускается.

В связи с чем, 12.03.2022г. одновременно с заявлением о государственной регистрации права истцом было подано заявление №КУВД-001/2022-9645071 о государственном кадастровом учете для внесения изменений в сведения по объекту недвижимости с кадастровым номером 50.11.0020202:1575 и уточнением его местоположения на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020202:200 согласно прилагаемого Технического плана, что подтверждается описью МБУ "МФЦ городского округа Красногорск" MFC-0555/2022-498327-1 от 12.03.2022г.

В обоих заявлениях №КУВД-001/2022-9644626 (на регистрацию права) и №КУВД- 001/2022-9645071 (о государственном кадастровом учете) имеется указание на совместное их рассмотрение (графа 14) для обеспечения полноты и достоверности представленных сведений для регистрационных действий, в том числе отсутствовавших в ЕГРН.

На поданное истцом заявление №КУВД-001/2022-9644626 о государственной регистрации права административным ответчиком было принято решение от 25.03.2022г. №КУВД-001/2022-9644626/1 о приостановлении государственной регистрации права. Причиной приостановления указано: «отсутствие в сведениях ЕГРН информации о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости с кадастровым ».

Истец не согласен с указанным решением, поскольку в техническом плане в разделах геодезических измерений, характеристик и декларации об объекте указан кадастровый номер земельного участка 50:11:0020202:200, внесённого в ЕГРН, к которому привязан и в пределах которого расположен объект недвижимости с кадастровым номером 50:11:0020202:1575, в выданных согласованиях Администрации на объект недвижимости указан кадастровый номер земельного участка, заявлением №КУВД-001/2022-9645071 от ДД.ММ.ГГГГ с приложением технического плана указывалось: уточнение местоположения объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020202:200, в графе 14 обоих заявлений (№КУВД-001/2022-9644626 и №КУВД-001/2022-9645071 имеется указание на совместное их рассмотрение для обеспечения полноты и достоверности представленных сведений для регистрационных действий.

На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2022-9644626/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 50:11:0020202:1575, обязать осуществить государственную регистрацию прав на объект недвижимости на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик Управление Росреестра по МО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ.

Судебное разбирательство в соответствии со ст. 150 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещавшихся о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.

Исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

На основании ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ по делам об оспаривании в суде решений, действий (бездействий) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, на истца возлагается бремя доказывания нарушения его прав и соблюдение сроков обращения в суд, на ответчика – законность принятого решения, действия (отсутствие бездействия) прав.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) административного ответчика необходимо установить совокупность условий – как нарушение положений нормативных актов, так и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Как усматривается из материалов дела, административный истец оспаривает уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском обратился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ соблюден.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Статьей 29 Закона № 218-ФЗ предусмотрено проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления.

Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав перечислены в ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцом в Управление Росреестра по было подано заявление №КУВД-001/2022-9644626 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 50:11:0020202:1575, согласно описи к заявлению приложены следующие документы:

- свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 15 12.2015г. 50-ББ ;

- договор от 25.03.2002г. ;

- разрешительное письмо от 28.02 1995г ;

- чек от ДД.ММ.ГГГГ об уплате госпошлины

12.03.2022г. одновременно с заявлением о государственной регистрации права истцом было подано заявление №КУВД-001/2022-9645071 о государственном кадастровом учете для внесения изменений в сведения по объекту недвижимости с кадастровым номером 50.11.0020202:1575 и уточнением его местоположения на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020202:200 согласно прилагаемого Технического плана, что подтверждается описью МБУ "МФЦ городского округа Красногорск" MFC-0555/2022-498327-1 от 12.03.2022г.

В обоих заявлениях №КУВД-001/2022-9644626 (на регистрацию права) и №КУВД-001/2022-9645071 (о государственном кадастровом учете) имеется указание на совместное их рассмотрение (графа 14) для обеспечения полноты и достоверности представленных сведений для регистрационных действий, в том числе отсутствовавших в ЕГРН.

На поданное истцом заявление №КУВД-001/2022-9644626 о государственной регистрации права административным ответчиком было принято решение от 25.03.2022г. №КУВД-001/2022-9644626/1 о приостановлении государственной регистрации права. Причиной приостановления указано: «отсутствие в сведениях ЕГРН информации о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости с кадастровым ».

На поданное истцом заявление №КУВД-001/2022-9645071 о государственном кадастровом учете административным ответчиком было принято решение от 22.03.2022г. №КУВД-001/2022-9645071/1 о приостановлении государственного кадастрового учета. Причиной приостановления указано: «отсутствие в сведениях ЕГРН информации о зарегистрированных правах на объект капительного строительства в отношении которого подано заявление».

Исчерпывающий перечень случаев, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, содержится части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ч. 3 указанной статьи государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления (п. 1), прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3), образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи (п. 4).

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Судом установлено, что с заявлением №КУВД-001/2022-9645071 был представлен технический план, согласно которому в разделах геодезических измерений, характеристик и декларации об объекте указан кадастровый номер земельного участка 50:11:0020202:200, внесённого в ЕГРН, к которому привязан и в пределах которого расположен объект недвижимости с кадастровым номером 50:11:0020202:1575, в выданных согласованиях Администрации на объект недвижимости указан кадастровый номер земельного участка 50:11:0020202:200, в заявлении №КУВД-001/2022-9645071 от ДД.ММ.ГГГГ с приложением технического плана указывалось: уточнение местоположения объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020202:200.

Принимая во внимание, что все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета были предоставлены административным истцом совместно с заявлениями №КУВД-001/2022-9644626 и №КУВД-001/2022-9645071, поданными им лично через МФЦ, в каждом из которых было указано на совместное их рассмотрение (в графе 14 обоих заявлений) у государственного регистратора отсутствовали основания для приостановления государственной регистрации прав.

При таких обстоятельствах суд не может принять как законное и обоснованное решение от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2022-9644626/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 50:11:0020202:1575.

Кроме того, судом принято во внимание, что отдельное рассмотрение поданных административным истцом заявлений приведет к невозможности осуществления как государственного кадастрового учета, так и государственной регистрации прав, а другой порядок представления заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов законом в данном случае не предусмотрен.

Что касается требований возложить обязанность на административного ответчика совершить действия по государственной регистрации права на указанный объект недвижимости, то суд полагает необходимым отметить следующее.

Признавая незаконным действие (бездействие) органа государственной власти или органа местного самоуправления, суд вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия.

В силу ст.ст. 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой иные органы власти и выполнять их функции. Иное означало бы вмешательство в компетенцию, в частности, Управления к полномочиям которого, отнесено осуществления государственного кадастрового учета.

Поскольку судебный акт не может подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, учитывая изложенное, требования об обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию прав объекта недвижимости: индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 50:11:0020202:1575, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов, не подлежат удовлетворению.

С учетом положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в целях восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по повторно рассмотреть в установленные законом порядке и сроки вопрос о регистрации права собственности регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 50:11:0020202:1575, с учетом поданного административным истцом заявления от ДД.ММ.ГГГГ КУВД-001/2022-9645071.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление REF Дело \* MERGEFORMAT ФИО1 к Управлению Росреестра по МО о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязании осуществить государственную регистрацию прав – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2022-9644626/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 50:11:0020202:1575.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по повторно рассмотреть в установленные законом порядке и сроки вопрос о регистрации права собственности регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 50:11:0020202:1575.

Административное исковое заявление в части требований об обязании осуществить государственную регистрацию прав – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Белоусова М. А.

В окончательной форме решение суда принято 18 июля 2022 года