ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 59Д от 17.01.2024 Красногорского городского суда (Московская область)

50RS0-59 Дело а-1883/2024 (2а-12865/2023;)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2024 года <адрес>

Красногорский городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Белоусовой М. А.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании незаконным ответа, возложении обязанности,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с требованиями к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании незаконным ответа, возложении обязанности.

В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет в налоговом органе с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), что подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе серии 50 .

ФИО1 является ФИО2 христианкой. По религиозным убеждениям считает для себя неприемлемым и оскорбительным использование ИНН. Как гражданин РФ, настаивает, что введение ИНН нарушает ее личные права и ограничивает свободу, гарантированные ст. 18, 19, 21, 23, 24, 27, 28, 55, 56 Конституции РФ, а также пп. 2, 3 ст. 2 и пп. 3, 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Дополнительно указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Архиерейский ФИО2 Церкви принял заявление «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», в котором сказано: «Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия - отслеживать его перемещения, покупки, расчёты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением «идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут».

По мнению административного истца, законность отказа от ИНН подтверждаются также официальным ответом Управления МНС РФ по <адрес> на вх. -р от ДД.ММ.ГГГГ, в котором говорится, в частности, что «В случае Вашего отказа в присвоении налоговыми органами ИНН по религиозным соображениям, Вы имеете право написать заявление об отказе в получении уведомления или свидетельства о постановлении на налоговый учет. Никаких юридических последствий в случае отказа в получении уведомления или свидетельства о постановке на налоговый учет действующим законодательством РФ для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не предусмотрено. Если свидетельство о постановке на налоговый учет Вами уже получено, Вы можете сдать его в налоговую инспекцию по месту жительства...».

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением в ИФНС России по <адрес> с просьбой аннулировать присвоенный ИНН по религиозным убеждениям и указывать в документах вместо ИНН фамилию, имя и отчество.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 получила ответ из ИФНС России по <адрес> за , в котором отказано в удовлетворении заявления административного истца, поскольку проводимая налоговыми органами работа по учету физических лиц с применением идентификационного номера налогоплательщика осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Данный ответ административный истец считает незаконным и подлежащим отмене.

На основании изложенного, административный истец просил признать отказ ИФНС России по <адрес> - ответ на обращение за от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать ИФНС России по <адрес> аннулировать (отменить) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный ФИО1 на основании свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе серии 50 от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила административное исковое заявление удовлетворить.

Представитель административного ответчика Инспекции ФНС России по <адрес>ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать. Ранее в материалы дела представлены возражения на административный иск, согласно которым проводимая налоговыми органами работа по учету физических лиц с применением идентификационного номера налогоплательщика осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. На основании пп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет физических лиц. ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРН (6 знаков) и контрольное число (2 знака). Таким образом, ИНН фактически является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков. ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.

Заинтересованное лицо Управление ФНС России по МО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ.

Судебное разбирательство в соответствии со ст. 150 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещавшихся о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.

Исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

На основании ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ по делам об оспаривании в суде решений, действий (бездействий) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, на истца возлагается бремя доказывания нарушения его прав и соблюдение сроков обращения в суд, на ответчика – законность принятого решения, действия (отсутствие бездействия).

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) административного ответчика необходимо установить совокупность условий – как нарушение положений нормативных актов, так и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в ч. 6 приведенной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом (ч. 7).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

Приведенные законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке гл. 22 КАС РФ выяснять причины такого пропуска.

Как усматривается из материалов дела, административный истец оспаривает ответ от ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском обратился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ пропущен.

В ходе судебного разбирательства, административным истцом даны пояснения, что копия оспариваемого ответа получена ею нарочно накануне подачи настоящего иска (ДД.ММ.ГГГГ). Доказательств направления указанного ответа в адрес заявителя ранее указанного времени административным ответчиком не представлено.

Учитывая приведенные обстоятельства, нормы права, суд приходит к выводу, что причины пропуска административным истцом трехмесячного срока подачи административного искового заявления носят уважительный характер, в связи с чем он подлежит восстановлению.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 была поставлена на учет в налоговом органе с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), что подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе серии 50 . ФИО1 является плательщиком налога.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением в ИФНС России по <адрес> с просьбой аннулировать присвоенный ИНН по религиозным убеждениям и указывать в документах вместо ИНН фамилию, имя и отчество.

На указанное обращение Инспекцией ФНС России по <адрес> подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором заявителю разъяснены положения налогового законодательства о порядке присвоения, применения и признания недействительным ИНН, а также указано об отсутствии процедуры аннулирования или отказа от присвоенного ИНН по религиозным убеждениям.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Ответ на обращение гражданина должен соответствовать нормам законодательства, действующего на момент выдачи такого ответа, в том числе с применением норм, регламентирующих порядок осуществления соответствующим государственным органом его функций в настоящий момент времени.

Таким образом, обращение ФИО1 было рассмотрено уполномоченным лицом и ему дан мотивированный ответ органом, к компетенции которого относится рассмотрение поставленных в обращении вопросов.

Несогласие заявителя с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика при рассмотрении обращения. Данных о необъективности рассмотрения обращения заявителя не установлено в ходе рассмотрения дела в связи со следующим.

Статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В силу ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом.

Частями 1 и 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Полномочия налоговых органов, как федеральных органов исполнительной власти, установлены Налоговым кодексом РФ, принятым и веденным в действие федеральным законом.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет физических лиц. Ведение налоговыми органами в установленном порядке учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица (п. 7 ст. 83 НК РФ). При этом налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (п. 10 ст. 83 НК РФ).

Процедура постановки на учет в налоговом органе на основании сведений, полученных от органов, поименованных в ст. 85 Кодекса, происходит без участия физических лиц, в отношении которых поступили сведения.

В соответствии с п. 7 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Статьей 84 НК РФ предусмотрено, при постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Поскольку административный истец является гражданином Российской Федерации и плательщиком налогов, он правомерно поставлен на учет в налоговом органе как налогоплательщик.

Из анализа приведенных норм закона следует, что постановка на налоговый учет лиц, являющихся плательщиками налогов, является прямой обязанностью налогового органа, установленной федеральным законом.

Пунктом 3.1 Порядка и условий присвоения, применения, а так же изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ № БГ-3-09\178, указано, что ИНН присваивается налоговым органом физическому лицу (в том числе иностранному гражданину) по месту жительства и формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРП (6 знаков) и контрольное число (2 знака).

Как неоднократно указывали Конституционный суд РФ и Верховный Суд РФ, требование п. 7 ст. 84 НК РФ о присвоении единого по всем видам налогов и сборов на всей территории Российской Федерации идентификационного номера налогоплательщика не нарушает свободу совести и вероисповедания и не затрагивает конституционные права граждан.

В приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, утвердившем Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц, в качестве единственного основания изменения присвоенного налогоплательщику идентификационного номера называется изменение структуры номера в связи с внесением изменений в раздел 2 данного Порядка (п. 5.1), а основаниями признания идентификационного номера налогоплательщика - физического лица недействительными - изменение нормативно-правовой базы (п. 5.6) и смерть физического лица (п. 5.8).

Такого основания к изменению или признанию недействительным идентификационного номера налогоплательщика, либо обезличивание ИНН, в связи с религиозными убеждениями, ни налоговое и гражданское законодательство России не содержит.

Идентификационный номер налогоплательщика по своей структуре, определенной приказом МНС России, не содержит в себе информации личного характера, касающейся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений, в том числе и затрагивающих религиозные убеждения конкретного физического лица.

ФИО1 является гражданином Российской Федерации, на нее распространяется действие законодательства Российской Федерации. Исполнение требований законодательства государства является равной обязанностью всех граждан Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что налоговым органом право истца на имя, а также право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениям не нарушены, правовых оснований, позволяющих ФИО1 состоять на учете в налоговом органе без присвоения идентификационного номера налогоплательщика не имеется, возможности признания присвоенного ИНН и его обезличивания по основаниям, изложенным административным истцом, не предусмотрено.

Из положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3); а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

Частью 1 статьи 62 и частью 11 статьи 226 КАС РФ определено, что лицо, обратившееся в суд, обязано доказывать обстоятельства, на которые ссылается как на основания заявленных требований.

Допустимых и бесспорных доказательств указывающих на нарушение своих прав, свобод и законных интересов, административным истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности аннулировать (отменить) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный ФИО1 без ее ведома на основании свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Белоусова М. А.

В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>