Дело № 5/1-95/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Нерюнгри 12 августа 2020 года
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Ткачев В.Г., с участием защитника ПК АС «Пламя» ФИО1, действующей на основании доверенности, помощника прокурора Цепиловой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу производственного кооператива Артель старателей «Пламя» на постановление Административной комиссии муниципального образования «Нерюнгринский район» № 372 от 11.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.9 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия) (далее – КоАП РС (Я), в отношении
Производственного кооператива Артель старателей «Пламя», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН № КПП №
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 372 от 11.06.2020 административной комиссии МО «Нерюнгринский район» ПК АС «Пламя» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.9 КоАП РС (Я), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данными постановлением, ПК АС «Пламя» обратилось с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении изменить в части размера административного штрафа, указывая, что в качестве отягчающего вину общества обстоятельства указано, что у ПК АС «Пламя» на ТТП «Иенгринское» имеется 9 участков, на которые получены лицензии на пользование недрами, и не по одному из них не подано заявление на этнологическую экспертизу. Заявитель в жалобе указывает, что в процессе привлечения к административной ответственности правонарушение было фактически устранено, так как артель заблаговременно приступила к проведению данной процедуры – 19.11.2019 заключила договор на проведение определения ущерба, оплатило данные услуги, учитывая значительность сумм, не имела возможности обратиться в другую организацию, кроме того, на тот период времени предприятие, проводившую оценку, являлось единственным учреждением в сфере данных услуг. Ранее на выполнение такого вида работы договоры не заключались. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой срок выполнения работы был нарушен. Указывает, что в данном случае от Артели не зависело соблюдение сроков по договору. Заявление на проведение экспертизы было направлено в Министерство Арктики сразу после получения ответа. Заявитель считает, что не обосновано указано на наличие отягчающих обстоятельства. Артель имеет несколько лицензий на пользование недрами, однако производственная деятельность в 2020 году ведется лишь на двух участках.
В судебном заседании защитник ПК Артель старателей «Пламя» ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить и изменить наказание на предупреждение.
Помощник прокурора Цепилова М.С. в судебном заседании с доводами заявителя согласилась, считает, что в рассматриваемой ситуации имеются смягчающие вину обстоятельства, в связи с чем штраф следует снизить до минимального размера, предусмотренного санкций статьи 4.9 КоАП РС (Я).
Суд, выслушав доводы защитника, позицию прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ) территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - территории традиционного природопользования) – особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.
Статья 8 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ предусматривает, что образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
В силу статьи 11 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Согласно статье 13 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.
Решением Иенгринского наслежного Совета депутатов № 3-12 от 22.04.2014 образована территория традиционного природопользования местного значения «Иенгринское». Данным решением утверждено Положение о территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (далее – Положение).
Решение наслежного совета депутатов и утвержденное им Положение было опубликовано в периодическом издании «Бюллетень органов местного самоуправления Нерюнгринского района» № 5 (553) от 09.02.2017, а также на официальном сайте МО «Нерюнгринский район» в сети Интернет.
Пункт 6.2 Положения предусматривает, что любая хозяйственно-экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (далее – Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV заказчиком этнологической экспертизы выступает юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое будет осуществлять намечаемую хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (часть 3). Этнологическая экспертиза проводится в обязательном порядке (часть 8). Этнологическая экспертиза проводится до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (часть 9).
В соответствии со статьей 4.9 КоАП РС (Я) нарушение правового режима территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (далее - малочисленные народы), установленного положением о территориях традиционного природопользования малочисленных народов, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия) или органом местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ПК АС «Пламя» осуществляет деятельность на основании лицензии № от 22.10.2009 со сроком действия до 31.12.2020, которая выдана Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) на осуществление ПК Артель старателей «Пламя» разведки и добычи россыпного золота на месторождение <данные изъяты>
Помимо этого ПК АС «Пламя» получена лицензия № от 28.04.2018 со сроком действия до 30.04.2021, выданная на разведку и добычу россыпного золота на участке <данные изъяты>
Вышеуказанные лицензируемые участки недр расположены в зоне традиционного природопользования местного значения «Иенгринский».
13.06.2019 прокурором г. Нерюнгри получено письмо из прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 11.06.2019 с требованием о принятии мер прокурорского реагирования по вопросу о соблюдении требований, связанных с проведением этнологической экспертизы.
19.06.2019 и.о. заместителем прокурора г. Нерюнгри в адрес ПК АС «Пламя» направлено требование о предоставлении документов в связи с проведением проверки по указанию прокуратуры республики в части отсутствия этнологической экспертизы субъектами предпринимательской деятельности на территории проживания малочисленных народов.
В ответе от 21.06.2019, направленном в прокуратуру Республики Саха (Якутия), и.о. заместителя прокурора г. Нерюнгри сообщает, что по результатам проведенной проверки выявлены факты отсутствия, в том числе у ПК АС «Пламя», этнологической экспертизы, в связи с чем 20.06.2019 в адрес данной организации направлено представление об устранении выявленных правонарушений.
14.04.2020 к прокурору г. Нерюнгри обратился председатель общественного экологического совета при главе СП «Иенгринский эвенкийский национальный наслег», указывая, что на территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринский» в 2020 году продолжается осуществление работ при отсутствии заключения этнологической экспертизы.
14.04.2020 заместителем прокурора г. Нерюнгри вынесено решение о проведении проверки в отношении ПК АС «Пламя» в связи с поступлением вышеуказанного обращения.
При проведении проверки прокурором было установлено, что ПК АС «Пламя» приступило к производству работ по добыче золота в сезоне 2020 года, однако, заключение этнологической экспертизы у кооператива отсутствует.
Таким образом, после выявления прокурором в 2019 году факта нарушения ПК АС «Пламя» правового режима территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское», указанная артель старателей вновь допустила нарушения установленного правого режима территории традиционного природопользования, о чем прокурору стало известно при проведении проверки в апреле-мае 2020года.
Постановлением заместителя прокурора г. Нерюнгри от 07.05.2020 в отношении ПК АС «Пламя» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.9 КоАП РС (Я).
11.06.2020 административная комиссия МО «Нерюнгринский район» вынесла в отношении ПК АС «Пламя» постановление № 372, которым признала кооператив виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.9 КоАП РС (Я).
Суд соглашается с выводами прокурора, а также коллегиального органа о том, что в действиях ПК АС «Пламя» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.9 КоАП РС (Я).
Между тем, коллегиальным органом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не было учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
По общему правилу, установленному в части 2 статьи 4.2 КоАП РФ, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, могут быть признаны любые обстоятельства, в том числе, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако данное правило не применимо к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, так как по смыслу частей 1, 3 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются только такие обстоятельства, которые перечислены в части 1 статьи 4.3 КоАП РФ или же предусмотрены в статьях КоАП РФ.
Следовательно, судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, не вправе произвольно признавать в качестве отягчающих такие обстоятельства, которые прямо не предусмотрены КоАП РФ.
В постановлении административной комиссии МО «Нерюнгринский район» от 11.06.2020 № 372 в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, указано, что у ПК АС «Пламя» на ТТП «Иенгринское» имеется 9 участков, на которые получены лицензии на пользование недрами, и не по одному из них не подано заявление на этнологическую экспертизу.
Однако КоАП РФ не предусматривает вышеуказанное обстоятельства, учтенное административной комиссией при назначении наказания, в качестве отягчающего, а, следовательно, данное обстоятельство не должно было влиять на выбор вида и размера наказания.
С учетом этого, в рассматриваемой ситуации отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют.
В то же время, судом в качестве смягчающего вину обстоятельства учитывается признание производственным кооперативом вины в совершенном правонарушении, и совершение им реальных действий по устранению выявленного нарушения.
Санкция статьи 4.9 КоАП РС (Я) предусматривает административное наказание в виде предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности снижения размера назначенного штрафа до 50 000 руб. При этом, изменение вида наказания на предупреждение в данной ситуации невозможно, так как отсутствуют основания, перечисленные в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в частности в результате не проведения в установленном порядке этнологической экспертизы создана реальная угроза причинения вреда исконной среде обитания малочисленных народов, в том числе объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии Муниципального образования «Город Нерюнгри» от 11 июня 2020 года № 372 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статью 4.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, изменить, назначив Производственному кооперативу Артель старателей «Пламя» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Судья В.Г. Ткачев