ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5/1-95/20 от 12.08.2020 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 5/1-95/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Нерюнгри 12 августа 2020 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Ткачев В.Г., с участием защитника ПК АС «Пламя» ФИО1, действующей на основании доверенности, помощника прокурора Цепиловой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу производственного кооператива Артель старателей «Пламя» на постановление Административной комиссии муниципального образования «Нерюнгринский район» № 372 от 11.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.9 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия) (далее – КоАП РС (Я), в отношении

Производственного кооператива Артель старателей «Пламя», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН КПП

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 372 от 11.06.2020 административной комиссии МО «Нерюнгринский район» ПК АС «Пламя» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.9 КоАП РС (Я), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данными постановлением, ПК АС «Пламя» обратилось с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении изменить в части размера административного штрафа, указывая, что в качестве отягчающего вину общества обстоятельства указано, что у ПК АС «Пламя» на ТТП «Иенгринское» имеется 9 участков, на которые получены лицензии на пользование недрами, и не по одному из них не подано заявление на этнологическую экспертизу. Заявитель в жалобе указывает, что в процессе привлечения к административной ответственности правонарушение было фактически устранено, так как артель заблаговременно приступила к проведению данной процедуры – 19.11.2019 заключила договор на проведение определения ущерба, оплатило данные услуги, учитывая значительность сумм, не имела возможности обратиться в другую организацию, кроме того, на тот период времени предприятие, проводившую оценку, являлось единственным учреждением в сфере данных услуг. Ранее на выполнение такого вида работы договоры не заключались. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой срок выполнения работы был нарушен. Указывает, что в данном случае от Артели не зависело соблюдение сроков по договору. Заявление на проведение экспертизы было направлено в Министерство Арктики сразу после получения ответа. Заявитель считает, что не обосновано указано на наличие отягчающих обстоятельства. Артель имеет несколько лицензий на пользование недрами, однако производственная деятельность в 2020 году ведется лишь на двух участках.

В судебном заседании защитник ПК Артель старателей «Пламя» ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить и изменить наказание на предупреждение.

Помощник прокурора Цепилова М.С. в судебном заседании с доводами заявителя согласилась, считает, что в рассматриваемой ситуации имеются смягчающие вину обстоятельства, в связи с чем штраф следует снизить до минимального размера, предусмотренного санкций статьи 4.9 КоАП РС (Я).

Суд, выслушав доводы защитника, позицию прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ) территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - территории традиционного природопользования) – особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.

Статья 8 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ предусматривает, что образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

В силу статьи 11 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Согласно статье 13 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

Решением Иенгринского наслежного Совета депутатов № 3-12 от 22.04.2014 образована территория традиционного природопользования местного значения «Иенгринское». Данным решением утверждено Положение о территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (далее – Положение).

Решение наслежного совета депутатов и утвержденное им Положение было опубликовано в периодическом издании «Бюллетень органов местного самоуправления Нерюнгринского района» № 5 (553) от 09.02.2017, а также на официальном сайте МО «Нерюнгринский район» в сети Интернет.

Пункт 6.2 Положения предусматривает, что любая хозяйственно-экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (далее – Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV заказчиком этнологической экспертизы выступает юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое будет осуществлять намечаемую хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (часть 3). Этнологическая экспертиза проводится в обязательном порядке (часть 8). Этнологическая экспертиза проводится до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (часть 9).

В соответствии со статьей 4.9 КоАП РС (Я) нарушение правового режима территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (далее - малочисленные народы), установленного положением о территориях традиционного природопользования малочисленных народов, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия) или органом местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что ПК АС «Пламя» осуществляет деятельность на основании лицензии от 22.10.2009 со сроком действия до 31.12.2020, которая выдана Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) на осуществление ПК Артель старателей «Пламя» разведки и добычи россыпного золота на месторождение <данные изъяты>

Помимо этого ПК АС «Пламя» получена лицензия от 28.04.2018 со сроком действия до 30.04.2021, выданная на разведку и добычу россыпного золота на участке <данные изъяты>

Вышеуказанные лицензируемые участки недр расположены в зоне традиционного природопользования местного значения «Иенгринский».

13.06.2019 прокурором г. Нерюнгри получено письмо из прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 11.06.2019 с требованием о принятии мер прокурорского реагирования по вопросу о соблюдении требований, связанных с проведением этнологической экспертизы.

19.06.2019 и.о. заместителем прокурора г. Нерюнгри в адрес ПК АС «Пламя» направлено требование о предоставлении документов в связи с проведением проверки по указанию прокуратуры республики в части отсутствия этнологической экспертизы субъектами предпринимательской деятельности на территории проживания малочисленных народов.

В ответе от 21.06.2019, направленном в прокуратуру Республики Саха (Якутия), и.о. заместителя прокурора г. Нерюнгри сообщает, что по результатам проведенной проверки выявлены факты отсутствия, в том числе у ПК АС «Пламя», этнологической экспертизы, в связи с чем 20.06.2019 в адрес данной организации направлено представление об устранении выявленных правонарушений.

14.04.2020 к прокурору г. Нерюнгри обратился председатель общественного экологического совета при главе СП «Иенгринский эвенкийский национальный наслег», указывая, что на территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринский» в 2020 году продолжается осуществление работ при отсутствии заключения этнологической экспертизы.

14.04.2020 заместителем прокурора г. Нерюнгри вынесено решение о проведении проверки в отношении ПК АС «Пламя» в связи с поступлением вышеуказанного обращения.

При проведении проверки прокурором было установлено, что ПК АС «Пламя» приступило к производству работ по добыче золота в сезоне 2020 года, однако, заключение этнологической экспертизы у кооператива отсутствует.

Таким образом, после выявления прокурором в 2019 году факта нарушения ПК АС «Пламя» правового режима территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское», указанная артель старателей вновь допустила нарушения установленного правого режима территории традиционного природопользования, о чем прокурору стало известно при проведении проверки в апреле-мае 2020года.

Постановлением заместителя прокурора г. Нерюнгри от 07.05.2020 в отношении ПК АС «Пламя» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.9 КоАП РС (Я).

11.06.2020 административная комиссия МО «Нерюнгринский район» вынесла в отношении ПК АС «Пламя» постановление № 372, которым признала кооператив виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.9 КоАП РС (Я).

Суд соглашается с выводами прокурора, а также коллегиального органа о том, что в действиях ПК АС «Пламя» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.9 КоАП РС (Я).

Между тем, коллегиальным органом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не было учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По общему правилу, установленному в части 2 статьи 4.2 КоАП РФ, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, могут быть признаны любые обстоятельства, в том числе, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако данное правило не применимо к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, так как по смыслу частей 1, 3 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются только такие обстоятельства, которые перечислены в части 1 статьи 4.3 КоАП РФ или же предусмотрены в статьях КоАП РФ.

Следовательно, судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, не вправе произвольно признавать в качестве отягчающих такие обстоятельства, которые прямо не предусмотрены КоАП РФ.

В постановлении административной комиссии МО «Нерюнгринский район» от 11.06.2020 № 372 в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, указано, что у ПК АС «Пламя» на ТТП «Иенгринское» имеется 9 участков, на которые получены лицензии на пользование недрами, и не по одному из них не подано заявление на этнологическую экспертизу.

Однако КоАП РФ не предусматривает вышеуказанное обстоятельства, учтенное административной комиссией при назначении наказания, в качестве отягчающего, а, следовательно, данное обстоятельство не должно было влиять на выбор вида и размера наказания.

С учетом этого, в рассматриваемой ситуации отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют.

В то же время, судом в качестве смягчающего вину обстоятельства учитывается признание производственным кооперативом вины в совершенном правонарушении, и совершение им реальных действий по устранению выявленного нарушения.

Санкция статьи 4.9 КоАП РС (Я) предусматривает административное наказание в виде предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности снижения размера назначенного штрафа до 50 000 руб. При этом, изменение вида наказания на предупреждение в данной ситуации невозможно, так как отсутствуют основания, перечисленные в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в частности в результате не проведения в установленном порядке этнологической экспертизы создана реальная угроза причинения вреда исконной среде обитания малочисленных народов, в том числе объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление административной комиссии Муниципального образования «Город Нерюнгри» от 11 июня 2020 года № 372 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статью 4.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, изменить, назначив Производственному кооперативу Артель старателей «Пламя» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Судья В.Г. Ткачев