ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 600001-01-2022-001106-77 от 26.04.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2а-1220/2022

УИД №60RS0001-01-2022-001106-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Медончак Л.Г.

при секретаре Жеребцовой Е.И.

с участием:

представителя административного истца Живчиковой Н.А. – Сысоевой С.Н.

представителя административного ответчика Комитета по социальной защите Псковской области – Чертороговой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Живчиковой Н.А. к Комитету по социальной защите Псковской области о признании бездействия по непредоставлению субсидии на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, обязании осуществить ежегодную подачу заявок на выделение субсидии из средств федерального бюджета и ежегодно формировать список претендентов из числа бывших несовершеннолетних узников на приобретение и строительство жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Живчикова Н.А. обратилась в суд с иском к Комитету по социальной защите Псковской области (далее – в том числе Комитет) о признании бездействия по непредоставлению субсидии на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, обязании осуществить ежегодную подачу заявок на выделение субсидии из средств федерального бюджета и ежегодно формировать список претендентов из числа бывших несовершеннолетних узников на приобретение и строительство жилых помещений.

В обоснование требований указала, что является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей. 26.07.2010 соответствующим актом обследования жилого дома по месту ее регистрации по адресу: <адрес>, данный объект признан не пригодным для проживания; иного жилого помещения на каком-либо праве не имеет.

28.03.2011 приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области она включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения; в настоящее время ее порядковый номер – №**.

При этом, данная очередь продвигается только за счет естественной убыли, т.е. смерти; финансирование такой категории нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствует.

В свою очередь Комитет по социальной защите Псковской области действий по получению необходимого финансирования не предпринимает, список претендентов из числа бывших несовершеннолетних узников на приобретение и строительство жилых помещений ежегодно не формирует, т.е. фактически уклоняется от выполнения своих обязанностей.

В связи с этим, а также принимая во внимание, что в ином порядке обеспечить защиту прав не представляется возможным, с учетом уточнения требований просила суд признать бездействие Комитета по социальной защите Псковской области незаконным и восстановить нарушенное право путем обязания Комитета осуществлять ежегодно подачу заявок на выделение субсидии из средств федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки бывших несовершеннолетних узников на приобретение и строительство жилых помещений и обязания ежегодно формировать список претендентов из числа бывших несовершеннолетних узников на приобретение и строительство жилых помещений.

Административный истец Живчикова Н.А. в судебное заседание не явилась, о дне и времени разбирательства извещалась надлежащим образом, воспользовалась правом на участие в деле через представителя.

Представитель административного истца Живчиковой Н.А. – Сысоева С.Н. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Одновременно пояснила, что бездействие Комитета по социальной защите населения Псковской области выразилось именно в ненаправлении соответствующих заявок и неформировании Списка. При этом полагала, что Живчикова Н.А. подлежит обеспечению субсидией в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Представитель административного ответчика Комитета по социальной защите Псковской области - Черторогова Н.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что финансирование категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, к которым относится Живчикова Н.А., осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако, на протяжении длительного времени денежные средства на эти цели не поступают, а возможность осуществить выплату самим Комитетом за счет собственных источников законодательством не предусмотрена. При этом, сама форма заявки на истребование денежных средств в отношении данной категории граждан, порядок ее формирования и направления законодателем не определены.

Что касается требования об обязании ежегодно формировать список претендентов из числа бывших несовершеннолетних узников на приобретение и строительство жилых помещений, то указала, что правовых последствий в отношении Живчиковой Н.А. совершение таких действий не повлечет, поскольку он (список) формируется исключительно после получения денежных средств и с учетом их размера в отношении лиц, числящихся в очереди.

Также, обратила внимание, что неоднократно в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ направлялись обращения с целью разрешения вопроса о выделении либо возможности расходования иных предоставляемых денежных средств в том числе в отношении рассматриваемой категории граждан. Однако, несмотря на такие предпринятые меры, финансирование не осуществляется, а предоставленные разъяснения не позволяют использовать иные поступающие средства ввиду их целевого характера и строго определенного назначения.

Выслушав объяснения участников разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Живчикова Н.А., <данные изъяты> года рождения, имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Согласно сведениям ЕГРН и ГП «БТИ» (<данные изъяты> филиал) Живчикова Н.А. является собственником здания по адресу: <адрес> (л.д.9, 14, 15).

26.07.2010 соответствующими актом обследования и заключением названный объект признан непригодным для постоянного проживания (л.д.10-13).

12.08.2010 постановлением Администрации <данные изъяты> района №769 Живчикова Н.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении согласно п.3 ч.1 ст.51 и ст.52 Жилищного кодекса РФ (л.д.8).

05.03.2011 Живчикова Н.А. обратилась в Главное государственное управление социального развития Псковской области с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения (л.д.20).

28.03.2011 приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области №** Живчикова Н.А. включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.19).

Согласно представленным сведениям Живчикова Н.А. на момент разрешения настоящего дела состоит на учете под порядковым номером №**; до настоящего времени ни жильем, ни субсидией не обеспечена.

Обращаясь в суд с заявленными требования в порядке административного судопроизводства, Живчикова Н.А. указывает на необоснованное бездействие Комитета по социальной защите Псковской области, связанное с неистребованием необходимого финансирования на обеспечение нуждающихся лиц соответствующей субсидией на приобретение или строительство жилого помещения путем направления соответствующих заявок, неформированием списка претендентов из числа бывших несовершеннолетних узников на приобретение и строительство жилых помещений.

Разрешая заявленные требования по существу, суд учитывает и руководствуется следующим.

В соответствии с положениями п.«к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; ч.2 ст.76 Конституции РФ - по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента РФ от 15.10.1992 №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (далее – Указ №1235).

В соответствии с п.1 Указа №1235 бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Названный Указ №1235 фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.01.2005 (далее – ФЗ №122-ФЗ).

Согласно п.8 ст.154 ФЗ №122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны закреплены в Федеральной законе от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ №5-ФЗ).

Так, согласно ст.15 ФЗ №5-ФЗ названной категории лиц предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.23.2 ФЗ №5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,15,17-19,21 ФЗ №5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом, п.3 ст.23.2 ФЗ №5-ФЗ установлено, что объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу п.3.1 ст.23.2 ФЗ №5-ФЗ по письменным заявлениям обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

15.10.2005 Постановлением №614 Правительства РФ утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее – Правила №614).

В соответствии с абз.1 п.3 Правил №614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в п.1 Правил №614, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с абз.2 п.3 Правил №614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (далее – Указ №714) осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.

В силу п.4 и п.5 Правил №614 перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Перечисленные нормативно-правовые акты закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как «вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (далее – Указ №714).

Согласно п.1 Указа №714 в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

При этом Указом №714 уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

Однако, в предусмотренный названным Указом перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.

Поскольку категория граждан, имеющая статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», в Указе №714 не поименована, то реализация их права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа (Обзор Верховного Суда РФ за 3 квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012).

Таким образом, довод стороны административного истца о том, что Живчикова Н.А. вправе претендовать на меру социальной поддержки по обеспечению жильем согласно Указа №714, является необоснованным.

При этом, право граждан, имеющих статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями ФЗ №5-ФЗ «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства.

Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в ранее приведенном абз.1 п.3 Правил №614.

При этом, изучение буквального содержания Правил №614 свидетельствует о том, что форма заявки для истребования денежных средств (субвенций) в отношении такой категории граждан как «бывшие несовершеннолетние узники…» не разработана и не утверждена, т.е. фактически порядок истребования средств на нужды рассматриваемой категории лиц не установлен; сроки направления таких заявок также не определены.

Более того, 25.12.2017 приказом №1710/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утверждены формы заявок на предоставление субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Вместе с тем, форма заявок на предоставление субвенции из федерального бюджета в отношении категории «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей» названным приказом также не утверждена.

Таким образом, Комитет в отсутствие установленного и закрепленного порядка и формы самой заявки объективной возможности на совершение действий по ее (заявки) формированию и направлению с целью истребования денежных средств не имел, в связи с чем оснований полагать о наличии какого-либо бездействия с его стороны в данной части у суда также не имеется.

В силу подп.5.4.64 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1038, главным распорядителем средств федерального бюджета является названное Министерство.

При этом, из представленных суду стороной административного ответчика письменных доказательств усматривается, что в целях изыскания денежных средств, возможности использования иных выделяемых субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение рассматриваемой категории лиц, Комитет, иные органы направляли в том числе и в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответствующие запросы, оставленные по итогу без удовлетворения.

Сами по себе выделяемые субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации в целях реализации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, носят целевой характер, в связи с чем осуществить расходование выделяемых средств на иные, не предусмотренные цели, Комитет не вправе; собственными материальными ресурсами он не обладает.

14.08.2006 постановлением №326 Администрации Псковской области утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – Положение №3262).

В силу п.1 Положения №326 оно определяет порядок предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 01.01.2005, в отношении которых федеральным законодательством, указанным в п.п.3 и 4 ст.1 Закона области от 05.04.2019 №1943-ОЗ «О реализации переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки», установлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

Согласно п.2 Положения №326 граждане, изъявившие желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, обращаются по месту проживания в территориальный отдел г.Пскова Комитета по социальной защите Псковской области или уполномоченные Комитетом по социальной защите Псковской области учреждения с заявлением о предоставлении субсидии.

Правилами п.4 и п.5 Положения №326 закреплено, что Комитет на основании представленных территориальными отделами или уполномоченными учреждениями документов формирует:

1) сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения;

2) список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Сводный список формируется исходя из времени постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.8 Положения №326 Комитет, исходя из общего размера средств федерального бюджета, предусмотренных Псковской области на предоставление меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению жильем и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Псковской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, формирует ежегодно до 1 февраля список претендентов на получение субсидий в текущем году. Формирование указанного списка осуществляется в соответствии с очередностью граждан в сводном списке.

Таким образом, исходя из буквального содержания перечисленных норм Положения №326, возможность формирования ежегодно Списка претендентов на получение субсидий в текущем году в соответствии с очередностью граждан в нем связана с фактом выделения денежных средств на обеспечения рассматриваемой категории граждан, т.е. фактическое предоставление и получение компетентным органом денежных средств является непосредственным основанием для составления такого Списка.

Поскольку за прошедшее время и до настоящего момента денежные средства на обеспечение категории «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей» не выделялись, то требование об обязании Комитета по социальной защите Псковской области ежегодно формировать список претендентов из числа бывших несовершеннолетних узников на приобретение и строительство жилых помещений является необоснованным и, по сути, преждевременным в условиях отсутствия финансирования.

Возможность принятия такого решения на будущее законом не предусмотрена ввиду отсутствия оснований полагать, что такие действия не будут совершены в добровольном порядке.

Само по себе удовлетворение заявленных Живчиковой Н.А. требований в данной части каких-либо правовых последствий не повлечет.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что какого-либо бездействия со стороны Комитета по социальной защите Псковской области в отношении Живчиковой Н.А. в целом места не имело.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Живчиковой Н.А. к Комитету по социальной защите Псковской области о признании бездействия по непредоставлению субсидии на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, обязании осуществить ежегодную подачу заявок на выделение субсидии из средств федерального бюджета и ежегодно формировать список претендентов из числа бывших несовершеннолетних узников на приобретение и строительство жилых помещений – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Г.Медончак

Решение в окончательной форме изготовлено 04 мая 2022 года.