Дело № 60RS0015-01-2022-000474-67
Производство № 2а-242/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Опочка 26 июля 2022 года
Псковской области
Опочецкий районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Ефимова В.А., при помощнике судьи Саркиной И.М., секретаре Удальцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, действующей по письменной доверенности в интересах ФИО2 к Администрации Опочецкого района Псковской области о признании незаконными и отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 17.12.2021 и решения от 06.05.2022 о продлении действия данного предписания
у с т а н о в и л :
ФИО1, действующая по письменной доверенности в интересах ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Опочецкого района Псковской области в котором (с учетом уточнений) просит признать незаконными и отменить предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 17.12.2021 и решение от 06.05.2022 о продлении действия данного предписания.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что ФИО2 на праве собственности принадлежат доли в праве на земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства(приусадебные участки), общей площадью 37699 кв.м., расположенный по адресу: , о чем в ЕГРН сделана запись регистрации от 21.07.2017 № 60:12:008:6-60/007/2017-1, от 02.12.2014 г. № 60-60-04/010/2014-416. Данный земельный участок принадлежит ФИО2 на основании Договора купли-продажи земельного участка от 01.12.2014 и Договора дарения доли земельного участка от 20.05.2016. Согласно официальным сведениям из Росреестра, земельный участок с кадастровым номером № площадью 37699 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположен на территории населенного пункта: . По документам, представленным в разное время Администрацией сельского поселения «Глубоковская волость», данный земельный участок расположен на территории , то есть входит в территорию населенного пункта.
На принадлежащей ФИО2 доле земельного участка он возвел двухэтажный дом и придомовые постройки, регистрацию которых в настоящее время оформляет.
17.12.2021 Администрация Опочецкого района после проведения проверки вынесла ФИО2 предписание в котором указала, что принадлежащий ему и другим лицам земельный участок с кадастровым номером № как расположенный в территориальной зоне сельскохозяйственного использования и не предусматривающей права возведения объектов капитального строительства, до 17.06.2022 необходимо привести в надлежащее состояние для дальнейшего его использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования. По мнению истца таким образом Административный ответчик потребовал снести жилой дом с постройками в пределах домовладения.
06.05.2022 Администрация Опочецкого района приняла решение о продлении действия данного предписания до 15.09.2022.
Считает, что данное предписание является незаконным, так как его выполнение лишит ФИО2 и его семью единственного жилья.
Административный истец ФИО2 и его представитель адвокат ФИО1 в судебном заседании полностью поддержали заявленные требования, настаивая на том, что в силу ч.2 ст. 4 Федерального закона от 7.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» административный истец имел право на возведение жилого дома и надворных построек на спорном земельном участке как имеющий разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и расположенный в пределах населенного пункта . При этом, не оспаривая право Администрации Опочецкого района на вынесение оспариваемого предписания.
Представители административного ответчика ФИО3 и ФИО4 действовавшие по письменным доверенностям в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, указывая на то, что административный истец возвел жилой дом и надворные постройки на землях сельскохозяйственного назначения, что в силу действующего законодательства, не допустимо, в связи с чем и было вынесено оспариваемое предписание, срок действия которого был продлен во исполнение Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 « Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Изучив материалы административного дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В силу частей 1-3 статьи 4 указанного Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ФИО5 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Согласно п. 28.19 ст. 28 "Устава муниципального образования "Опочецкий район" Псковской области" (принятого решением Собрания депутатов Опочецкого района от 21.03.2002 и зарегистрированного в Администрации Псковской области 21.06.2005 N 144-р) Администрация района по вопросам местного значения осуществляет муниципальный земельный контроль на межселенной территории муниципального района.
На основании п.7 ч.1.7 Решения Собрания депутатов Опочецкого района от 28.12.2021 N 250 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "Опочецкий район" инспекторы при осуществлении муниципального земельного контроля имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и зарегистрированных правах от 09.03.2022, земельный участок с кадастровым номером № площадью 37699 кв.м.+/-340 с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес : категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Как следует из распоряжения Администрации Опочецкого района от 14.10.2021 № 309-р определено в период времени с 13.12. по 17.12.2021 провести внеплановую выездную и документарную проверку соблюдения земельного законодательства в отношении ФИО2 с местом нахождения объекта проверки: земельный участок площадью 37699 кв.м. с кадастровым номером № категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно Акту проверки органом муниципального контроля физического лица №35 от 17.12.2021 по адресу: на основании распоряжения Администрации Опочецкого района от 14.10.2021 на земельном участке с кадастровым номером № обнаружены несколько капитальных одноэтажных и двухэтажных строений, используемых для проживания, хозяйственные постройки (сараи, теплицы, навесы) древесно-кустарниковые насаждения а также одноэтажное и трехэтажное строения. Документы удостоверяющие право пользования вышеуказанными строениями, собственниками земельного участка не представлены. Возведенные строения на данном земельном участке являются самовольными постройками. Указанный земельный участок расположен в территориальной зоне сельскохозяйственного использования. Ведение личного подсобного хозяйства в сельскохозяйственной зоне предусматривает производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. Наличие объектов капитального строительства на земельном участке зафиксировано в фототаблице.
Как следует из предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 17.12.2021, вынесенного и.о. начальника отдела муниципального имущества ФИО7 ФИО2 предписано устранить допущенное нарушение земельного законодательства в срок до 17.06.2022 а именно: привести земельный участок в надлежащее состояние для дальнейшего использования его по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
Как следует из письма Администрации Опочецкого района Псковской области от 06.05.2022 № 1742/21, ФИО2 уведомлен о продлении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, выданного ему 17.12.2021.
Как установлено судом на основании представленных документов административным ответчиком, на земельном участке относящемся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования- для ведения личного подсобного хозяйства, возведены жилой дом и надворные постройки что безусловно является нарушением действующего законодательства.
Доводы административного истца и его представителя о том, что земельный участок находится в пределах населенного пункта в связи с чем, у административного истца имеется право на возведении строений являются не состоятельными так как не подтверждены документально.
На момент рассмотрения административного иска земельный участок учтен как земельный участок относящийся к землям сельскохозяйственного назначения и находится за пределами границ населенного пункта и в связи с этим относится к полевому земельному участку, в связи с чем может использоваться собственником исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и сооружений.
Административный ответчик в пределах своих полномочий, что не оспаривается и административным истцом, вынес оспариваемое предписание, которое содержит требование в соответствии с действующим законодательством.
Продление же срока в течении которого административному истцу надлежит устранить выявленные нарушения земельного законодательства осуществлено административным ответчиком не самостоятельно, а во исполнение Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, что также является законным.
При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют в связи с чем, суд считает необходимым в их удовлетворении отказать.
В соответствии со ст. 103 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Учитывая то, что решение состоялось в пользу ответчиков, понесенные административными истцами судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ФИО1, действующей по письменной доверенности в интересах ФИО2 к Администрации Опочецкого района Псковской области о признании незаконными и отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 17.12.2021 и решения от 06.05.2022 о продлении действия данного предписания полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Ефимов
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 5.08 2022.
Председательствующий В.А. Ефимов