ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610004-01-2022-005945-23 от 29.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

УИД № 61RS0004-01-2022-005945-23

Дело № 2а-3715/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2022 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,

при секретаре Белой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административным ответчикам Военной прокуратуре Ракетных войск стратегического назначения, Главной военной прокуратуре об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Военной прокуратуре Ракетных войск стратегического назначения, Главной военной прокуратуре об оспаривании решения, мотивировав свои требования следующим. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в органы Прокуратуры Российской Федерации с заявлением о реабилитации, в соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ, своего деда, участника Великой Отечественной Войны - ФИО2, года рождения, рядового Красной Армии, -го запасного стрелкового полка, 16-й запасной стрелковой дивизии . 15-ДД.ММ.ГГГГ решением военного трибунала в/ч в , по ряду «контрреволюционных» политических статей УК УССР, ФИО2 был приговорен к 20 годам каторжных работ с конфискацией имущества. ФИО2 умер на каторге Тайшетского лагеря системы ДД.ММ.ГГГГ. в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ полагает, что для разрешения вопроса о реабилитации ФИО2 истец должна самостоятельно обратиться в иностранное государство. Генеральная прокуратура Российской Федерации, в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ на жалобу истца на бездействие Прокуратуры Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ посчитала, что компетенциями в отношении реабилитации военнослужащих обладает Военная прокуратура. Обращение истца было перенаправлено в Главную военную прокуратуру Российской Федерации. Главная военная прокуратура в своём ответе от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч. 3 ст. 8 закона № 59-ФЗ, направила обращение истца для разрешения в Военную прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения. В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ Военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения полагает, что для решения вопроса о реабилитации ФИО2 истец должна самостоятельно обратиться в иностранное государство. Истец не согласна с бездействием Военной прокуратуры РВСН по обращению истца по вопросу реабилитации ФИО2 Истец полагает, что органы прокуратуры должны были принять решение по вопросу о реабилитации ФИО2 и полагает свои права и права ФИО2 нарушенными. Истец ФИО1, 1970 года рождения, является гражданкой Российской Федерации и никогда не являлась в прошлом, и не является в настоящий момент гражданкой Республики Молдова. Истец проживает на территории Ростовской области с 1970 года, владеет государственным языком Российской Федерации - русским языком. Государственным языком Республики Молдовы - молдавским (румынским), истец не владеет. Истец не согласна с позицией Военной Прокуратуры РВСН в части того, что вопрос о реабилитации ФИО2 должен рассматриваться в иностранном государстве, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О реабилитации жертв политических репрессий». Задаваясь вопросом о месте дислокации в/ч на момент военного трибунала от 15-ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2 истец, на основе открытых источников информации в сети Интернет, восстановила следующую картину: осенью года в/ч - 16-ая запасная стрелковая бригада была передислоцирована из ближе к фронту в с последующим преобразованием 16-й запасной стрелковой бригады в дивизию, т.е произошло увеличение численности воинской части. Принимая во внимание информацию Генеральной Прокуратуры о том, что ФИО2 был призван в Красную Армию в апреле 1944 года, истец делает вывод, что на момент прибытия ФИО2 в в/ч 47784, данная часть уже была расквартирована в . На этом основании истец полагает, что суд военно-полевого трибунала от 15-ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2 состоялся в , т.е. на территории в то время РСФСР и современной Российской Федерации. Поскольку ФИО2 был осужден военным трибуналом в/ч в на территории Российской Федерации, то истец, основываясь на положениях вышеприведенной статьи 2 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», полагает, что и вопрос о реабилитации ФИО2 должен быть решен на территории Российской Федерации в соответствии с Российским законодательством посредством компетентного реабилитирующего органа - Прокуратуры Российской Федерации. Истец полагает, что бездействие органов Прокуратуры и направление гражданки Российской Федерации в иностранное государство за разрешением её обращения по вопросу о реабилитации советского военнослужащего, действующим законодательством не предусмотрено. Истец полагает, что деятельность по обнаружению, хранению, доступу, изучению или извлечению уголовных дел, не является обязанностью граждан-заявителей, а входит в обязанности органов Прокуратуры Российской Федерации, в соответствии с положениями законов: «О реабилитации жертв политических репрессий»; Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ и иными законодательными актами и ведомственными приказами, регулирующих и регламентирующих деятельность органов Прокуратуры в Российской Федерации. На основании изложенного, истец просила суд признать бездействие (ответ от ДД.ММ.ГГГГ) административного ответчика - Военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения по обращению административного истца о реабилитации военнослужащего Красной Армии, участника Великой Отечественной Войны - ФИО2, года рождения, незаконным. Обязать административного ответчика - Военную прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения принять в соответствии с положениями закона «О реабилитации жертв политических репрессий» решение по реабилитации военнослужащего Красной Армии, участника Великой Отечественной Войны - ФИО2, года рождения.

В судебное заседание явилась истец ФИО1, требования административного иска поддержала, настаивала на их удовлетворении.

В судебное заседание явилась представитель административных ответчиков: Военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения, Главной военной прокуратуры – ФИО5, возражала против удовлетворения требований, заявила о применении срока исковой давности.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Согласно статье 2 вышеуказанного закона, его нормы в части порядка реабилитации распространяется:

на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года;

на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МГБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);

на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.

Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были, в том числе, подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение (пункт «в» статьи 3 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»).

В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте «в» статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел.

В соответствии со статьей 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей) в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраивания национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

Согласно статье 3.1 названного Закона на граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

Статьей 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» определено, что подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменившими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 февраля 2009 года № 135-О-П «По жалобе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Б. положением статьи 2 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» содержащееся во втором абзаце статьи 2 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» нормативное положение предполагает, что данный Закон - без каких-либо исключений - распространяется на граждан Российской Федерации и иных названных в нем лиц, которые начиная с 25 октября (7 ноября) 1917 года подверглись политическим репрессиям на территории Российской Федерации в ее исторических границах.

Как следует из материалов дела, административный истец обратилась в органы Прокуратуры Российской Федерации с заявлением о реабилитации, в соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ, своего деда, участника Великой Отечественной Войны - ФИО2, года рождения, рядового Красной Армии, -го запасного стрелкового полка, 16-й запасной стрелковой дивизии РККА. 15-ДД.ММ.ГГГГ решением военного трибунала в/ч в , по ряду «контрреволюционных» политических статей УК УССР, ФИО2 был приговорен к 20 годам каторжных работ с конфискацией имущества. ФИО2 умер на каторге Тайшетского лагеря системы ГУЛАГ ДД.ММ.ГГГГ.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ Военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения полагает, что для решения вопроса о реабилитации ФИО2 истец должна самостоятельно обратиться в иностранное государство.

Обращаясь к административным ответчикам, истец просила обязать ответчиков принять решение о реабилитации ФИО2

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт того, что ФИО2 подвергался репрессиям на территории Российской Федерации по политическим мотивам - по национальному признаку.

Как следует из материалов дела, рядовой 101 ЗСП ФИО2, 1903 года рождения, уроженец и житель Молдавской ССР, призванный в Красную Армию в апреле года Братушанским РВК, 15-ДД.ММ.ГГГГ военным трибуналом в/ч на основании ч. 2 ст. 54-10, ст. 54-11 УК УССР и ч. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ осужден к 20 годам каторжных работ с конфискацией принадлежащего ему лично имущества.

Архивное уголовное дело в отношении ФИО2, хранившееся в органах безопасности , в 1962 году направлено в КГБ Молдавской ССР.

Кроме того, в ходе проведенной органами прокуратуры проверки, ФИО6 постоянно проживал на территории Молдавской ССР. При этом он осужден в соответствии с Уголовным кодексом Украинской ССР 1927 года, согласно ст. 2 которого он распространяет свое действие на преступления, совершенные в границах УССР, а также на преступления, совершенные гражданами УССР и иных союзных республик за границей, в случае, если их задержат и отдадут под суд либо следствие на территории УССР.

Следовательно, нормы Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в части порядка реабилитации на Гурьева И.П. не распространяются, поскольку он не относится к лицам, указанным в статье 2 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Соответственно, в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ Военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения обосновано отказала в принятии решения о реабилитации.

С учетом приведенных выше нормативных актов и установленных фактических обстоятельств дела, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Из материалов дела следует, что с требованиями об оспаривании письма Военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного процессуальным законом срока.

При рассмотрении дела уважительных причин пропуска процессуального срока стороной административного истца не представлено, доказательств тому, что имелись обстоятельства, объективно препятствующие своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, также отсутствуют.

Принимая во внимание положения ч. 8 ст. 219 КАС РФ, согласно которым пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, а также то обстоятельство, что административным истцом не представлено наличия уважительных причин пропуска срока исковой давности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, ч. 8 ст. 219, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к административным ответчикам Военной прокуратуре Ракетных войск стратегического назначения, Главной военной прокуратуре об оспаривании решения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2022 года.

Судья Л.В. Захаренко