ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610005-01-2021-002138-26 от 12.04.2021 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

«12» апреля 2021 года дело № 2а-1712/2021

город Ростов-на-Дону УИД № 61RS0005-01-2021-002138-26

Октябрьский районный суд города Ростова-на-Дону в составе судьи Черняковой К.Н., при ведении протокола судебного заседании секретарём судебного заседания Смагиной А.А., при участии:

административного истца ФИО1;

представителя административных ответчиков Могильной Ю.А. (доверенности от 09.04.2021 .25.04/73, от ... г..25.02/249, диплом от ... г.);

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону, заместителю главы администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону ФИО2, об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – административный истец, ФИО1) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону (далее – администрация района, административный ответчик) об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании совершить действие. В ходе подготовки к рассмотрению настоящего административного дела судом привлечен в качестве административного ответчика заместитель главы администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону ФИО2 (далее – заместитель главы администрации района ФИО2, административный ответчик). В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец ссылается на то, что ... г. им в администрацию района подано уведомление о проведении публичного мероприятия 17.04.2021 на площади Ленина с 16 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. пикет, цель пикета: «Публичное выражение мнения ростовчан о несогласии с планами собственника участка по адресу: <...> по возведению объекта коммерческой недвижимости (магазина), а также выражение мнения о необходимости организации рекреационной зоны на данном участке». Решением административного ответчика от 05.04.2021 № 59.25.04/418 отказано в согласовании проведения публичного мероприятия. Полагая свои права нарушенными, административный истец просит суд признать незаконным решение администрации района от 05.04.2021 № 59.25.04/418, обязать администрацию района не препятствовать проведению заявленного публичного мероприятия с указанными целями, а именно – пикета заявленного на 17.04.2021 с 16 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин., на площади Ленина, обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при его проведении.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании возражала относительно административных исковых требований, представила письменные возражения дополнительные доказательства по делу, просила отказать в удовлетворении административного иска.

Административный ответчик заместитель главы администрации района в судебное заседание не явился, обеспечил явку представителя, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие, его явка не признана обязательной. Учитывая положения статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие не явившейся стороны.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06 2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, под пикетированием понимается - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

На основании ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.

Областным законом Ростовской области 27.09.2004 №146-ЗС «О некоторых вопросах, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Ростовской области», в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ, определяет порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Ростовской области, порядок использования специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест (далее - специально отведенные места), порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с указанным Федеральным законом, а также регулирует иные вопросы, связанные с проведением публичных мероприятий, отнесенные федеральным законодательством к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Областного закона Ростовской области № 146-ЗС, уведомление о проведении публичного мероприятия на территории городского округа «Город Ростов-на-Дону» подается в исполнительно-распорядительный орган указанного городского округа в случаях, если его планируется провести на территории нескольких районов в городе или на улице Большая Садовая, Театральной площади, площади Советов.

В остальных случаях уведомление о проведении публичного мероприятия подается в соответствующий территориальный орган исполнительно-распорядительного органа указанного городского округа.

Из материалов дела следует, что 02.04.2021 ФИО1 обратился в администрацию района с уведомлением о проведении 17.04.2021 на площади Ленина с 16 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. публичного мероприятия - пикета, цель пикета: «Публичное выражение мнения ростовчан, о несогласии с планами собственника участка по адресу: <...> по возведению объекта коммерческой недвижимости (магазина), а также выражение мнения о необходимости организации рекреационной зоны на данном участке», с количеством участников до 100 человек.

В уведомлении административным истцом указано на осуществление стояние с плакатами. При проведении публичного мероприятия будет соблюден общественный порядок и оказание медицинской помощи (л.д. 7).

Письмом заместителя главы администрации района от 05.04.2021 № 59.25.04/418 со ссылкой на ранее направленные письма по результатам рассмотрения ранее поданных уведомлений (от 22.03.2021 № 59.25.04/357, от 25.03.2021 № 59.25.04/379, от 29.03.2021 № 59.25.04/394), сообщается о не возможности согласования заявленного публичного мероприятия, с предложением об изменении указанной в уведомлении цели публичного мероприятия и подачи нового уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствии с требованиями Федерального закона № 54-ФЗ (л.д. 9-10).

Доводы рассматриваемого письма администрации района административный истец считает несостоятельными, незаконными и ущемляющими его права, а заявленную цель публичного мероприятия соответствующей требованиям закона.

Административный истец расценивает данный ответ как отказ в проведении пикетирования, который нарушает его права, закрепленные положениями статьи 31 Конституции РФ, а также п. 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.05.2012 № 12-П указал, что исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования) могут затрагивать права широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, Конституцией РФ гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, не является абсолютным и может быть ограничено федеральными законами в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданам своих взглядом, мнений и требований посредством организации и проведении мирных публичных акций.

Федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения разумных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом № 54-ФЗ, согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия.

Исходя из ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Отказ в согласовании публичного мероприятия в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ допускается только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с данным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Таким образом, оспариваемый ответ не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия. Заявителю предложено привести в соответствие с действующим законодательством цели планируемого публичного мероприятия, что не было им сделано и при повторном обращении.

Следует отметить, что по смыслу Федерального закона № 54-ФЗ, необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, причем обязанность по обеспечению возложена как на организатора, мероприятия, так и на орган, рассматривающий уведомление.

В силу ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Названная правовая норма, являясь общей по своей природе, конкретизируется требованиями п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, предусматривающей, что в уведомлении о проведении публичного мероприятия указывается его цель.

В уведомлении от ... г., целью проведения публичного мероприятия указано: «Публичное выражение мнения ростовчан, о несогласии с планами собственника участка по адресу: <...> по возведению объекта коммерческой недвижимости (магазина), а также выражение мнения о необходимости организации рекреационной зоны на данном участке».

Вместе с тем, данная формулировка допускает неопределенное и неоднозначное толкование, поскольку не раскрывает содержания цели, не ясно чем именно вызван протест, чьи и какие права граждан нарушаются, кто их нарушает и каким именно образом, что не позволило органу местного самоуправления определить возможность соблюдения законности при проведении пикетирования, принять соответствующие меры по уведомлению органов, которых касаются вопросы, указанные в цели мероприятия, принять меры для обеспечения общественного порядка и безопасности как участников заявленного мероприятия, так и иных граждан, находящихся в месте его проведения.

В абзаце 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержится: цель публичного мероприятия, указанная в уведомлении о его проведении, должна быть определенной и не допускающей ее произвольного или неоднозначного толкования, а также отражать планируемый результат проведения публичного мероприятия.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Выполнение административным ответчиком требований действующего законодательства и предложение устранить несоответствия указанной в уведомлении цели публичного мероприятия, не свидетельствует об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца оспариваемым решением административного ответчика, материалы дела не содержат.

В ходе судебного разбирательства административный истец также не привел доводы относительно планируемого результата проведения публичного мероприятия. Из рассматриваемого уведомления не следует требования к кому-либо (собственник земельного участка, орган местного самоуправления) о переводе спорного земельного участка в рекреационную зону, либо о его выкупе и переводе в рекреационную зону, как пояснил административный истец в судебном заседании.

Из представленных суду писем администрации района от 22.03.2021 № 59.25.04/357, от 25.03.2021 № 59.25.04/379, от 29.03.2021 № 59.25.04/394, а также оспариваемого ответа от 05.04.2021 № 59.25.04/418, следует принадлежность спорного земельного участка частному лицу, в связи с чем, администрация района доводит до сведения заявителя о том, что действия собственника вышеуказанного земельного участка, связанные со строительством и установкой фонтана, нормы законодательства не нарушают, понуждение граждан к совершению каких-либо действий против их воли, публичный призыв к физическому лицу с целью отказа воспользоваться своим правом по распоряжению принадлежащим ему недвижимым имуществом в таком случае является нарушением конституционных прав.

С учетом изложенного, суд считает требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону, заместителю главы администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону ФИО2, об оспаривании решения органа местного самоуправления, полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд города Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2021 года.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья К.Н. Чернякова