ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610009-01-2022-000689-06 от 14.04.2022 Азовского городского суда (Ростовская область)

Дело а-1052/2022

УИД № 61RS0009-01-2022-000689-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2022 года г. Азов

Азовский городской суд Ростовской области в составе председательству­ющего судьи Нижникова В.В., при секретаре Севостьяновой Е.В., с участием представителя административного истца ФИО5, рассмотрев в от­крытом судебном заседании административное дело по админи­стративному иску ФИО2 к Комитету имущественных отношений <адрес> о признании незаконным решения, об обязании утвердить схему расположения земельного участка, об обязании заключить соглашение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 (далее также административный истец) обратился в суд с административным иском к Комитету имущественных отношений <адрес> (далее также Комитет, административный ответчик) о признании незаконным решения Комитета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об обязании Комитета заключить соглашение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

В обосновании требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил административному ответчику заявление об утверждении схемы расположения земельного участка <адрес>

Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ).

Административный истец считает, что отказ нарушают его законные права.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного истца ФИО5 в судебное заседание явился, административный иск просил удовлетворить по доводам изложенным письменно.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.

Судебное заседание проведено в порядке статьи 150 КАС РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления (часть 3 статьи 62 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил административному ответчику заявление об утверждении схемы расположения земельного участка <адрес>

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов указаны в статье 39.6 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случаях предоставления: земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

На момент обращения административного истца с заявлением имелось предусмотренное подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основание для предоставления без проведения торгов спорного земельного участка в аренду.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается (пункты 1 и 5).

Согласно статье 17 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" урегулированы вопросы предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ростовской области или муниципальной собственности, гражданам для выпаса скота и сенокошения. При этом в соответствии с частью 5 указанной статьи порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области, гражданам для выпаса скота и сенокошения определяется администрацией Ростовской области.

Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Комитет указал, что имеется противоречие планируемого вида разрешенного использования, утвержденного правилами землепользования и застройки <адрес><адрес> так как не предусмотрен вид разрешенного использования «<адрес>

Согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Между тем Комитетом каких-либо доказательств суду или административному истцу не представлено.

На основании изложенного суд считает решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и анализируя установленные на их основе обстоятельства применительно к вышеприведенным нормативным положениям, суд соглашается с доводами административного истца о незаконности оспариваемого решения. Никаких обоснованных доводов отказа административным ответчиком в оспариваемом решении не приведено.

В соответствии с частью 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренной статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Частью 3 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании административного ответчика согласовать предоставление земельного участка в аренду.

На основании изложенного суд считает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка.

Руководствуясь статьями 175-179 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 к Комитету имущественных отношений <адрес> о признании незаконным решения, об обязании утвердить схему расположения земельного участка, об обязании заключить соглашение удо­влетворить частично.

Признать незаконным решение Комитета имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.

Обязать Комитет имущественных отношений <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский област­ной суд через Азовский городской суд Ростовской области с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 28.04.2022 года.