ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610009-01-2023-004589-59 от 12.02.2024 Азовского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-657/2024

УИД № 61RS0009-01-2023-004589-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 февраля 2024 года г. Азов

Азовский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Нижникова В.В., при секретаре Севостьяновой Е.В., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации г. Азова ФИО2, представителя административного ответчика МУП г. Азова «Теплоэнерго» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 ФИО10 к администрация г. Азова и МУП г. Азова «Теплоэнерго» о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 ФИО11 (далее также административный истец) обратилась в суд с иском к администрации г. Азова Ростовской области (далее также администрация) МУП г. Азова «Теплоэнерго» (далее также МУП) о признании бездействия незаконным.

Административный истец указала, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 61:45:0000114:413, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, б-р. Петровский, д. 20. Указанное помещение не имеет центрального отопления и отапливается с помощью электрических приборов.

12.10.2023 административный истец обратилась к Главе администрации с требованием о признании в порядке предусмотренном законом соответствующим не нормативным актом органа местного самоуправления индивидуальным отопление принадлежащего на праве собственности административному истцу встроенного нежилого помещения по адресу: Ростовская область, г. Азов, б-р. Петровский, д. 20, и согласовать его наличие.

Администрация письмом от 10.11.2023 указала, что перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения муниципального образования, предусматривающего такую возможность. Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть согласованным с теплоснабжающей организацией, чтобы получить согласования органа местного самоуправления. При отсутствии вышеуказанных критериев, переустройство является незаконным. В адрес МУП не представлены разрешительные документы на демонтаж системы отопления, произведенного в установленном законодательством порядке.

Административный истец просит суд признать неправомерным бездействие администрации в не рассмотрении по существу требования о признании в порядке, предусмотренном законом соответствующим не нормативным актом органа местного самоуправления индивидуальным отопление принадлежащего на праве собственности административному истцу встроенного нежилого помещения по адресу: Ростовская область, г. Азов, б-р. Петровский, д. 20, и согласовать его наличие. Признать встроенное нежилое помещение изначально индивидуально отапливаемым.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного истца ФИО1, который также является представителем заинтересованных лиц: ФИО12 и ФИО13 в судебное заседание явился, административный иск просил удовлетворить. Указал, что встроенное нежилое помещение изначально было индивидуально отапливаемым, никогда не отапливалось от централизованного отопления, однако МУП регулярно взыскивает денежные средства за отопление помещения.

Представитель административного ответчика администрации ФИО2 в судебное заседание явилась, в удовлетворении требований просила отказать. Пояснила, что многочисленные судебные акты свидетельствуют о том, что помещение отапливалось централизовано, однако административный истец самостоятельно демонтировала централизованную систему отопления.

Представитель административного ответчика МУП ФИО3 в судебное заседание явился, в удовлетворении требований просил отказать. Пояснил, что многочисленные судебные акты свидетельствуют о том, что помещение отапливалось централизовано, однако административный истец самостоятельно демонтировала централизованную систему отопления

Судебное заседание проведено в порядке статьи 226 КАС РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Судом установлено, что административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 61:45:0000114:413, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Ростовская область, г. Азов, б-р. Петровский, д. 20.

12.10.2023 административный истец обратилась к Главе администрации с требованием о признании в порядке предусмотренном законом соответствующим не нормативным актом органа местного самоуправления индивидуальным отопление принадлежащего на праве собственности административному истцу встроенного нежилого помещения по адресу: Ростовская область, г. Азов, б-р. Петровский, д. 20, и согласовать его наличие.

Администрация письмом от 10.11.2023 № 50/04-10/4114 указала, что перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения муниципального образования, предусматривающего такую возможность. Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть согласованным с теплоснабжающей организацией, чтобы получить согласования органа местного самоуправления. При отсутствии вышеуказанных критериев, переустройство является незаконным. В адрес МУП не представлены разрешительные документы на демонтаж системы отопления, произведенного в установленном законодательством порядке.

Представитель административного истца пояснил в судебном заседании, что административный истец требовал выдать документ, который бы подтверждал, что нежилого помещение изначально являлось индивидуально отапливаемым.

Судом установлено, что согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19.12.2023 решение суда первой инстанции от 12.05.2023 по гражданскому делу № 2-15852023 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО4 ФИО14 без удовлетворения. Указанными судебными актами с ФИО4 ФИО15 в пользу МУП взыскана задолженность по коммунальной услуге «Отопление» с ноября 2022 года по февраль 2023 года.

Кроме этого, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19.12.2023 установлено следующее. Факт подключения нежилого помещения к централизованной системе отопления и потребление административным истцом тепловой энергии было установлено решениями Азовского городского суда Ростовской области от 30.08.2018 по гражданскому делу № 2-1920/2018, от 05.02.2021 по гражданскому делу № 2-392/2021 оставленным без изменения апелляционным определением Ростовского областного суда от 08.06.2021 и кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03.02.2022.

Также апелляционным определением от 19.12.2023 установлено, что ФИО4 ФИО16 на иной вид теплоснабжения не переходила, не устанавливала теплоизоляцию на проходящие через ее помещение стояки отопления многоквартирного дома и смежных с отапливаемыми помещениями стен и перекрытий. Согласно акту обследования спорного нежилого помещения от 07.09.2016 было установлено, что через подвальные помещения проходят металлические трубопроводы системы отопления и расположены стояки системы отопления, а также установлен радиатор системы отопления. Актом обследования спорного нежилого помещения от 25.10.2018 было установлено, что радиаторы отопления были самостоятельно демонтированы, в помещении имеются стояки с отводами для радиаторов отопления.

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, судебными актами было установлено, что спорное помещение не являлось изначально индивидуально отапливаемым. Административный истец самостоятельно демонтировала радиаторы централизованной системы отопления, при этом порядок перехода на индивидуальное отопление административным истцом не соблюден.

В соответствии со статьями 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также ЖК РФ) установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения являются переустройством жилого помещения, которое должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу статьи 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии, который должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с ФЗ РФ "О государственном кадастре недвижимости".

Положениями пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.

Поскольку демонтаж стояков отопления и обогревающих элементов от централизованной системы отопления многоквартирного дома представляет собой изменение инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт помещения, то является переустройством, которое должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства.

Отказ собственника помещения от коммунальной услуги по отоплению путем демонтажа обогревающих элементов (радиаторов) не может быть реализован без соблюдения приведенных выше норм ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, и не влечет расторжение договора теплоснабжения в установленном законом порядке.

Отключение помещения в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального источника тепловой энергии предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, на проведение такого переустройства помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, а также разрешение органа местного самоуправления. Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей и энергоснабжающей организациями, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления и энергоснабжения.

Суд приходит к выводу о том, что требования административного иска удовлетворению не подлежат, так как письмом от 10.11.2023 № 50/04-10/4114 администрация подробно разъяснила порядок перехода на индивидуальную систему отопления. Требования, предъявленные ФИО4 ФИО17 в письме от 12.10.2023, о выдаче администрацией ненормативного акта в обход существующей процедуры, являются не предусмотренными законом. Судебными актами ФИО4 ФИО18 неоднократно разъяснялся порядок перехода на индивидуальную систему отопления.

Руководствуясь статьями 175-179 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО4 ФИО19 к администрация г. Азова и МУП г. Азова «Теплоэнерго» о признании бездействия незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд Ростовской области с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 27.02.2024.