ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610020-01-2019-000975-69 от 13.02.2019 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-996/2019

УИД № 61RS0020-01-2019-000975-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2019 г. г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

при секретаре Сугейко Д.А.,

с участием административного истца Сапронова Ф.И.,

адвоката Ивановой Н.В., действующей на основании ордера №.... от 13.02.2019,

представителя административного ответчика Администрации г. Новошахтинска – Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности №.... от 06.05.2019,

представителя административного ответчика МКУ г. Новошахтинска «Управление городского хозяйства» - Кирилюк Е.А., действующей на основании доверенности №.... от 01.06.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сапронова Ф.И. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области, муниципальному казенному учреждению города Новошахтинска "Управление городского хозяйства" о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просит: признать незаконным бездействие Администрации г. Новошахтинска Ростовской области и МКУ УЖКХ г. Новошахтинска Ростовской области по созданию Межведомственной комиссии и проведении оценки соответствия жилого дома по <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47; обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области и МКУ г. Новошахтинска «Управление городского хозяйства» создать Межведомственную комиссию и провести обследование жилого дома на предмет пригодности для круглогодичного проживания в нем, принадлежащего ему на праве личной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. С 1997 г. он обращался в различные инстанции с жалобами на бездействие Администрации г. Новошахтинска в создании межведомственной комиссии для проведения обследования его дома на предмет непригодности (пригодности) его для проживания граждан. Его жалобы передавались по инстанциям, но межведомственная комиссия создана не была, обследование дома не проведено, несмотря на то, что собранные за это время им документы компетентных организаций свидетельствуют о том, что санитарно-эпидемиологическое состояние дома неудовлетворительное, условия проживания не соответствует САНПиН 2.1.212645-10, износ дома составляет 75%, состояние несущих конструкций – недопустимое, капитальный ремонт не рентабелен, рекомендована разборка, безопасная эксплуатация здания невозможна, жилой дом подлежит сносу. В декабре 2019 г. он в очередной раз обратился в Администрацию г. Новошахтинска с заявлением о признании его дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, просил создать межведомственную комиссию и провести обследование дома. К заявлению были приложены документы, подтверждающие его право собственности на дом № 21 по ул. Ковпака в г. Новошахтинске, техническое заключение МУП «ОКС» г. Новошахтинска с техническим паспортом. Иные документы он не обязан предоставлять в соответствии с постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006. Администрация г. Новошахтинска отказала ему в принятии его документов к рассмотрению, не сославшись ни на одну норму закону, указав лишь, что имеется расхождение площади дома в договоре и техническом паспорте, что не может служить причиной отказа выхода комиссии, которая была обязана выйти и обследовать дом с привлечением необходимых специалистов. Данный отказ нарушает его конституционные права, поскольку данное заключение необходимо ему, так как он является жертвой политических репрессий, имеет иные льготы, на основании которых может рассчитывать на выделение жилья от государства, так как является родителем погибшего при исполнении военнослужащего, ветераном труда. Его жилье непригодно для проживания, что подтверждается соответствующими документами, а Администрация г. Новошахтинска отказывает ему в реализации его прав.

В судебном заседании административный истец Сапронов Ф.И. уточнил заявленные требования, просил признать незаконным не бездействие Администрации города, а отказ в создании МВК и в проведении обследования принадлежащего ему дома. В остальном поддержал заявленные требования с учетом уточнений по основаниям, изложенным в иске. Просил требования удовлетворить.

Представитель административного истца Сапронова Ф.И. – адвокат Иванова Н.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала уточненные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что разница в 40 см между площадью дома Сапронова Ф.И., указанной в договоре купли-продажи и техпаспорте на этот дом по состоянию на 2011 г. не может являться недостоверной информацией и влечь за собой отказ к принятия документов к рассмотрению на заседании МВК. Эта разница в площади образовалась за счет установления собственником подпорок в комнате с целью недопущения обрушения потолка, в целях безопасности проживающих в доме граждан. Просит удовлетворить уточненные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области – Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что изменение площади жилого дома должно быть узаконено в установленном законом порядке, в ином случае представленные Сапроновым Ф.И. на рассмотрение документы, содержат недостоверную информацию, что является основанием для отказа в рассмотрении документов, установленным п. 19.2 Положения о создании межведомственной комиссии. Просит отказать в удовлетворении требований.

Представитель административного ответчика МКУ г. Новошахтинска «Управление городского хозяйства» - Кирилюк Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку МКУ г. Новошахтинска «Управление городского хозяйства» права Сапронова Ф.И. не нарушала, полномочиями по рассмотрению документов о признании дома непригодным для проживания, не обладает.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом, согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Сапронов Ф.И. обратился в Администрацию г. Новошахтинска с заявлением, в котором просил создать межведомственную комиссию и направить в его адрес для обследования принадлежащего ему на праве собственности жилого дома №.... по <адрес>, и последующей подготовки МВК заключения о пригодности (непригодности) для проживания, которые направить в его адрес почтой.

Администрация г. Новошахтинска Ростовской области за исх. №.... от 18.12.2018 направила в адрес Сапронова Ф.И. уведомление о том, что в связи с тем, что в процессе проверки документов был установлен факт предоставления недостоверной информации – не соответствует общеполезная и жилая площадь жилого дома №.... по <адрес>, указанная в договоре купли-продажи жилого дома от 24.04.1999 и копии технического паспорта на жилой дом от 31.12.2010, в связи с чем данное обращение не может быть рассмотрено на очередном заседании комиссии.

Суд не может согласиться с указанным решением административного ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.п. 6 и 8 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (Положение).

В соответствии с п. 7 этого Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (п. 46 Положения).

В соответствии с третьим абзацем п. 46 Положения в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных п. 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия возвратить без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Постановлением Администрации г. Новошахтинска от 10.05.2016 № 366 создана межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования "город Новошахтинск".

В соответствии с п. 19 указанного Положения, утвержденного постановлением Администрации г. Новошахтинска, секретарь МВК в течение 7 рабочих дней с момента регистрации заявления осуществляет следующие действия: проверяет пакет документов, представленных заявителем, и соответствие сведений, указанных в них. После чего, в случае соответствия документов предъявленным требованиям, выносит их на рассмотрение МВК, либо уведомляет заявителя об отказе в рассмотрении на заседании МВК в случае, если заявитель представил неполный пакет документов, предусмотренных п. 14 Положения; предоставил недостоверную информацию, если указанные обстоятельства были установлены в процессе рассмотрения документов; обратился с заявлением об отказе рассмотрения заявления и комплекта документов в процессе подготовки документов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрация г. Новошахтинска Ростовской области отказала в принятии заявления Сапронова Ф.И. о признании его дома пригодным (непригодным) для проживания, сославшись на предоставлением им недостоверной информации, касающейся площади жилого дома, указанной в договоре купли-продажи и техническом паспорте по состоянию на 2010 г.

Поскольку указанное выше Положение о сознании межведомственной комиссии, утверждённое постановлением Администрации г. Новошахтинска от 10.05.2016 № 366, не содержит разъяснения, что входит в понятие недостоверной информации, что, по мнению суда, позволяет вольно трактовать данное понятие достаточно произвольно, распространяя его на любые случаи предоставления документов в той либо иной степени неугодных к рассмотрению указанным органом, суд полагает обратиться к изначальному определению понятия «недостоверный».

В соответствии с Толковым словарём русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой, Толковым словарём под редакцией А.П. Евгеньевой, понятие «недостоверный» определяется как вызывающий сомнения в своей достоверности, сомнительный.

Таким образом, применительно к рассматриваемым спорным правоотношения, недостоверную информацию можно определить как информацию, которая содержит сведения, не соответствующие действительности.

Оценивая представленные административным истцом документы для рассмотрения МВК г. Новошахтинска, суд полагает, что Сапронов Ф.И. предоставил на рассмотрение Администрации г. Новошахтинска Ростовской области, напротив, документы, соответствующие действительности, отражающую реальную площадь принадлежащего ему на праве собственности дома №.... по <адрес>, поскольку наряду с правоустанавливающими документами – договором купли-продажи жилого дома № б/н от 24.04.1999, в котором указана общая площадь жилого дома №.... по <адрес> 45,6 кв.м, им была представлена справка МП БТИ г. Новошахтинска №.... от 09.02.2011, адресованная главному архитектору г. Новошахтинска о том, что ранее учтенная площадь жилого дома изменилась на 0,4 кв.м и в настоящее время составляет 45,2 кв.м.

Таким образом, суд полагает, что административным истцом была предоставлена достоверная информация, отражающая актуальные сведения о технических характеристиках принадлежащего ему жилого дома, в связи с чем отказ в принятии заявления с приложениями к рассмотрению на очередном заседании МВК Администрации г. Новошахтинска является незаконным.

С учетом изложенного выше суд полагает, что фактически Администрация г. Новошахтинска Ростовской области уклонилась от рассмотрения заявления с приложениями, направленными в ее адрес административным истцом Сапроновым Ф.И. и вынесла формальное решение об отказе в принятии указанных документов к рассмотрению в связи с несоответствием их установленным требованиям.

Более того, фактически позиция Администрации г. Новошахтинска Ростовской области сводится к тому, что принять указанные документы Сапронова Ф.И. к рассмотрению на МВК возможно будет лишь после того, как последний узаконить проведенные перепланировку и переустройство, и зарегистрирует их в установленном порядке, что также является необоснованным, учитывая произведенные изменения в площади жилого дома, а тем более, соотнося их с его фактическим состоянием.

При этом в судебном заседании представитель Администрации г. Новошахтинска Ростовской области не смог пояснить, какие препятствия создает изменение площади жилого дома №.... по <адрес> на 40 см для принятия документов к рассмотрению МВК и дальнейшего принятия соответствующего решения в пределах компетенции указанного органа, отсутствуют такие документы и в материалах дела.

Суд обращает особое внимание, что административный истец в течение многих лет пытается добиться того, чтобы компетентным органом было принято решение о признании пригодным (непригодным) для проживания принадлежащего ему жилого дома.

Суд также полагает отметить, что непринятие своевременных мер к устранению нарушений требований закона и длительное бездействие, а в рассматриваемом случае отказ в принятии документов к рассмотрению, со стороны Администрации г. Новошахтинска, как уполномоченного органа, может повлечь за собой необратимые последствия и создает угрозу не только проживающих в указанном доме граждан, но и неопределенного круга лиц.

При разрешении данного заявления суд также обращает внимание на некорректно сформулированные административным истцом требований, которые, несмотря на предложение суда, административный истец пожелал оставить практически в первоначальной редакции, немного их уточнив. Тем не менее, из позиции административного истца в судебном заседании следует, что он считает незаконным отказ в принятии документов к рассмотрению на МВК. Также Сапронов Ф.И. дал суду пояснения о том, что целью его обращения в суд является принятие уполномоченным органом поданных им документов к рассмотрению на заседании МВК в связи с чем, суд, при разрешении заявленных требований, считает корректным исходить из данной редакции заявленных требований, полагая, что требования о создании МВК являются необоснованными, поскольку как отмечено выше, указанная комиссия создана на территории Муниципального образования «Город Новошахтинск» и ее создание для рассмотрения каждого отдельного заявления не требуется, а требования об обязании МВК провести обследование жилого дома являются преждевременными, поскольку в рамках рассматриваемого заявления, административному истцу было отказано в принятии документов к рассмотрению, а не в проведении обследования принадлежащего ему жилого дома.

С учетом изложенного выше, суд полагает, что отказ Администрации г. Новошахтинска в принятии документов, поданных Сапроновым Ф.И. для рассмотрения на МВК, является незаконным, нарушающим как указанные выше нормы законодательства, так и права административного истца, а требования о возложении на указанного административного ответчика обязанности принять данные документы к рассмотрению на очередном заседании МВК в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу – законными и обоснованными, и подлежащими частичному удовлетворению только в отношении требований к ответчику Администрации г. Новошахтинска Ростовской области. В части требований к ответчику МКУ г. Новошахтинска «Управление городского хозяйства» суд полагает отказать в их удовлетворении, поскольку хотя представитель данного учреждения входит в состав МВК, но в его компетенцию не входит принятие оспариваемых решение, права административного истца МКУ г. Новошахтинска «УГХ» нарушены не были.

При этом суд обращает внимание на то, что срок обращения административного истца с указанным заявлением не пропущен, поскольку первоначальное обращение в суд с аналогичным заявлением имело место быть в пределах трехмесячного срока – 22.02.2019, указанное заявление было оставлено без движения, а впоследствии возвращено в связи с неисполнением требований судьи, указанных в определении.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Сапронова Ф.И. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области, муниципальному казенному учреждению города Новошахтинска "Управление городского хозяйства" о признании незаконным отказа в принятии документов к рассмотрению, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации г. Новошахтинска Ростовской области от 18.12.2018 №.... в принятии заявления (с приложениями) Сапронова Ф.И. по вопросу пригодности (непригодности) для проживания жилого дома по <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области принять заявление (с приложениями) Сапронова Ф.И. по вопросу пригодности (непригодности) для проживания жилого дома по <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 и рассмотреть его на заседании Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного искового заявления Сапронова Ф.И. в части требований, предъявленным к муниципальному казенному учреждению города Новошахтинска "Управление городского хозяйства" – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме составлено 20.05.2019.