ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 630030-01-2020-003590-02 от 23.03.2021 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Дело (УИД) № 63RS0030-01-2020-003590-02

Производство № 2а-302\2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2021 года г.Тольятти

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Лифановой Л.Ю., при секретаре Челюкановой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, административное дело по административному иску ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6 к Администрации городского округа Тольятти об оспаривании бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Администрации г.о.Тольятти, выразившегося в необеспечении жителей п.Федоровка г.о.Тольятти местами в детских дошкольных образовательных учреждениях согласно требованиям Приказа Министерства строительства Самарской области от 24.12.2014г. № 526-п к числу мест и пешеходной доступности; возложении обязанности обеспечить жителей местами в детских дошкольных образовательных учреждениях.

В обоснование своих требований административные истцы указали, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности. Приказом Министерства строительства Самарской области от 24.12.2014г. № 526-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области» установлены предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения для населения муниципальных образований Самарской области, в том числе в графе 2 таблицы раздела 3 предписан минимально допустимый уровень обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями жителей, а именно: количество мест на 1 тысячу жителей – 55 мест, пешеходная доступность в городских населенных пунктах – 300 метров. В микрорайоне Федоровка г.о.Тольятти 3547 жителей, из чего следует, что жители Федоровки должны быть обеспечены не менее чем 195 местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Однако до сих пор в микрорайоне ответчик не организовал ни одного. Ближайшее муниципальное дошкольное образовательное учреждение расположено в другом микрорайоне на расстоянии более 5 км от Федоровки, что не соответствует предписанным требованиям пешеходной доступности в 300 метров. Истцы считают, что данным своим бездействием административный ответчик нарушает права жителей мкр. Федоровка на общедоступное дошкольное образование.

Административный истец ФИО5 в судебном заседании административный иск поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, пояснила, что проживает в мкр. Федоровка, несовершеннолетних детей не имеет, но имеет внуков, которые обеспечены местами в муниципальных дошкольных учреждениях, которые находятся в ближайшем к мкр. Федоровка - мкр. Шлюзовой Комсомольского района г.о.Тольятти, куда приходится их возить на общественном транспорте, что далеко и неудобно.

Административные истцы ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений о причине неявки суду не сообщили. Их явка обязательной в силу закона не является, судом обязательной не признавалась. В силу ст.150 КАС РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, и пояснила, что указанный административными истцами Приказа Минстроя Самарской области распространяется на действия по планированию территории при новой застройке; п.Федоровка к таким населенным пунктам не относится. В настоящее время на территории г.о.Тольятти действует муниципальная программа «Развитие инфраструктуры градостроительной деятельности г.о.Тольятти на 2017-2022 годы», в рамках мероприятий которой в 2021 году запланирована подготовка проекта планирования территории и проекта межевания территории мкр. Федоровка, цель которой выявить свободные для строительства территории, а также назначены публичные слушания, в ходе которых юридические лица, граждане, в том числе истцы, имеют возможность внести свои предложения по необходимости размещения каких-либо объектов, в том числе детских дошкольных учреждений.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания незаконным решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу ст.226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, в защиту которых подано административное исковое заявление, а на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Бездействие – это поведение, выражающееся в не совершении действий, которые орган организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, должны были совершить в силу возложенных на них правовых обязанностей, вытекающих из предписаний закона, иных нормативно-правовых актов, должностных обязанностей.

Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (п.13); утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (п.26).

Истцы, оспаривая бездействие Администрации г.о.Тольятти, ссылаются на неисполнением органом местного самоуправления требований Приказа Министерства строительства Самарской области от 24.12.2014г. № 526-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области».

Вышеуказанный Приказ издан в соответствии со ст. 7 и гл. 3.1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 Закона Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», Положением о министерстве строительства Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225, в целях приведения региональных нормативов градостроительного проектирования в соответствие с требованиями действующего законодательства. Приказом установлены, в том числе, предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения для населения муниципальных образований Самарской области, в том числе в графе 2 таблицы раздела 3 предписан минимально допустимый уровень обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями жителей, а именно: количество мест на 1 тысячу жителей – 55 мест, пешеходная доступность в городских населенных пунктах – 300 метров.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательство Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пунктами 7, 14 ч. 4 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ установлено, что материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилам землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектам коммунальной транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной допустимости таких объектов для населения; иные материалы для обоснования положений по планировке территорий.

Согласно п. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (пункт 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.

Статья 29.2 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 Градостроительного кодекса РФ, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» Региональные нормативы градостроительного проектирования Самарской области (далее – региональные нормативы) устанавливают: предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения указанными в статье 7.1 настоящего Закона, населения муниципальных образований Самарской области и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований Самарской области. Региональными нормативами устанавливаются предельные значения расчетных показателей в отношении объектов местного значения в области образования: общеобразовательных организаций.

Соблюдение региональных нормативов является обязательным при подготовке документации по планировки территории.

Таким образом, Региональные нормативы градостроительных регламентов Самарской области, утвержденные Приказом министерства строительства Самарской области от 24.12.2014г. № 526-п, на которые ссылаются административные истцы, применяются на стадии планировки территории.

При планировании территории поселок Федоровка являлся самостоятельным населенным пунктом, не входил в состав г.Тольятти, был включен в границы городского округа Тольятти в виде микрорайона на основании Закона Самарской области № 69-ГД от 26.02.2005г., соответственно вышеуказанные нормативы при планировании территории не действовали и должны были использоваться органом местного самоуправления.

В настоящее время на территории г.о. Тольятти действует муниципальная программа «Развитие инфраструктуры градостроительной деятельности городского округа Тольятти на 2017 - 2022 годы» (далее по тексту - Муниципальная программа), утвержденная постановлением мэрии г.о.Тольятти от 14.10.2016 г. №3220-п/1.

Согласно пп. 4.10 п. 4 Перечня мероприятий Муниципальной программы подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории мкр. Федоровка Комсомольского района г.о. Тольятти предусмотрено провести в 2021 году.

Согласно решению Думы городского округа Тольятти от 23.12.2020г. №787 «О бюджете городского округа Тольятти на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в перечень приоритетных расходов, возможныхк утверждению в бюджете городского округа Тольятти при условии перевыполнения доходной части бюджета на 2021 год включены расходы на выполнение работ по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории мкр. Федоровка Комсомольского района в размере 4 750 тыс. руб. (Приложение 13 к решению Думы от 23.12.2020 №787).

Указанное решение опубликовано в газете «Городские ведомости» от 30 декабря 2020 года № 96 (2355) стр. 79 и размещено на официальном сайте Думы городского округа Тольятти в сети «Интернет»: www.dumatlt.ru.

Согласно ответу департамента градостроительной деятельности от 21.01.2021г. департаментом подготовлено техническое задание на подготовку документации по планировке территории мкр. Федоровка Комсомольского района, выполнен запрос коммерческих предложений и расчет начальной максимальной цены контракта.

Постановлением Администрации г.о.Тольятти от 16.03.2021г. № 1194-п\1 «О подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории мкр. Федоровка Комсомольского района г.о.Тольятти», который опубликован в газете «Городские ведомости» от 19 марта 2021г. № 19 (2375), утверждено задание на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территорий, установлен срок подачи физическими и юридическими лицами предложений, касающихся порядка, сроков подготовки и содержания проекта планировки территории и проекта межевания территории мкр. Федоровка Комсомольского района г.о.Тольятти, до 30.03.2021г., назначены публичные слушания по этому вопросу.

Впоследствии на основании разработанного и утвержденного проекта планировки и межевания территории будет выдано разрешение на строительство объекта муниципального значения.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что незаконного бездействия Администрацией г.о.Тольятти не допущено.

В нарушении положений ст.226 КАС РФ административными истцами не доказано нарушение их прав, свобод и законных интересов отсутствием дошкольного образовательного учреждения в пределах расчетных показателей обеспеченности согласно Региональным нормативам, в том числе не представлены доказательства того, что они проживают в мкр. Федоровка, имеют детей дошкольного возраста, нуждающихся в дошкольных образовательных учреждениях и не обеспеченных местами в них.

Из пояснений административного истца ФИО5 следует, что ее внуки местами в муниципальных детских дошкольных учреждениях обеспечены.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании совокупности собранных по делу доказательств вышеуказанных обстоятельств не установлено, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного искового иска ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6 к Администрации городского округа Тольятти об оспаривании бездействия.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г.Тольятти в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Лифанова

Решение в окончательной форме принято 30.03.2021 года