Дело № 64RS0027-01-2021-001336-27
Производство № 2а-137/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года г. Петровск
Петровский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Раат О.С., при секретаре Хамраевой Е.Н., с участием представителя административного истца ФИО1 – адвоката Афанасьева Ю.А., действующего на основании ордера № 30 от 03.03.2022 года, представителя административного ответчика – администрации Петровского муниципального района Саратовской области – ФИО2, действующего на основании доверенности № 11483 от 03.12.2021 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к первому заместителю главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области ФИО3 ФИО7, администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным решения должностного лица, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к первому заместителю главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области ФИО3, администрации Петровского муниципального района Саратовской области в котором просит: признать незаконным отказ первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области ФИО3 от 03.09.2021 года за № 13 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ФИО1 на праве собственности земельном участке общей площадью 1000 кв.м, кадастровый номер № расположенном по адресу: <адрес>; обязать администрацию Петровского муниципального района Саратовской области принять решение о разрешении строительства индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке. В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью 1000 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок относится к категории – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, ограничение прав и обременение объекта недвижимости отсутствуют. 24.08.2021 года ФИО1 обратился в администрацию Петровского муниципального района Саратовской области с заявлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома. Своим ответом за № 13 от 03.09.2021 года первый заместитель главы администрации ФИО3 запретил производство индивидуального жилищного строительства, так как земельный участок расположен в границах территориальной зоны Р-Ж (Резервные территории для целей комплексного жилищного строительства). В данной зоне, согласно Правил землепользования и застройки территории муниципального образования г. Петровска не предусмотрено размещение индивидуальной застройки. С решением административного ответчика ФИО1 не согласен, так как отказ является надуманным, связан с наличием неприязненных отношений к ФИО1 среди некоторых руководящих работников администрации. Каких-либо официальных ограничений (обременений) земельный участок на сентябрь 2021 года не имеет. Какого-либо решения о выкупе земельного участка для муниципальных нужд ФИО1 не получал. Полагая свое право по распоряжению принадлежащей собственностью нарушенным, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец ФИО1 о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не предоставил. В судебном заседании 15.03.2022 года ФИО1 просил удовлетворить заявленные административные исковые требования.
Представитель административного истца ФИО1 – адвокат Афанасьев Ю.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – первый заместитель главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области ФИО3, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в возражениях на административное исковое заявление просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований ФИО1, административное дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного ответчика – администрации Петровского муниципального района Саратовской области ФИО2, действующий на основании доверенности № 11483 от 03.12.2021 года, в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требований просил отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.
Пунктом 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 ст. 51 ГрК РФ и другими федеральными законами.
Частью 7 ст. 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с ч. 15 ст. 48 настоящего Кодекса проектной документации; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в п. 1 ч. 5 ст. 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в п. 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; 8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; 9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории; 10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории.
В соответствии с ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7 настоящей статьи документов.
Частью 11 ст. 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного ч. 11.1 настоящей статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления согласно п. 13 ст. 51 ГрК РФ отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Из материалов административного дела следует, что земельный участок общей площадью 1000 кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 22.12.2011 года. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, ограничение прав и обременение объекта недвижимости отсутствуют.
27.08.2021 года ФИО1 обратился в администрацию Петровского муниципального района Саратовской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> К данному уведомлению были приложены: копия паспорта заявителя, копия договора купли-продажи земельного участка от 22.12.2011 года, копия свидетельства о государственной регистрации права 64-АГ 435296 от 28.12.2011 года, копия выписки из ЕГРН о земельном участке.
Из уведомления от 03.09.2021 года № 13 за подписью первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района ФИО3 следует, что ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования г. Петровск Петровского муниципального района Саратовской области (далее - ПЗЗ МО г.Петровск) земельный участок с кадастровым номером 64:45:030722:82 расположен в территориальной зоне Р-Ж (Резервные территории для целей комплексного жилищного строительства). В данной зоне согласно ПЗЗ МО г. Петровск не предусмотрено размещение индивидуальной жилой застройки.
В соответствии со ст. 5 ПЗЗ МО г.Петровск принятые до введения в действие настоящих Правил нормативные правовые акты администрации муниципального образования г. Петровск в отношении территории г. Петровск по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам. Объекты недвижимости, существовавшие на законных основаниях до вступления в силу настоящих Правил или до вступления в силу изменений в настоящие Правила, являются несоответствующими настоящим Правилам в случаях, когда эти объекты: 1) имеют вид, виды использования, которые не предусмотрены как разрешенные для соответствующих территориальных зон (часть III настоящих Правил); 2) имеют вид, виды использования, которые поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон (ст. 31 настоящих Правил), но расположены в санитарно-защитных зонах и водоохранных зонах, в пределах которых не предусмотрено размещение соответствующих объектов в соответствии со ст. 32 настоящих Правил; 3) имеют параметры меньше (площадь и линейные размеры земельных участков, отступы построек от границ участка) или больше (плотность застройки – высота (этажность) построек, процент застройки, коэффициент использования участка) значений, установленных ст. 29 настоящих Правил применительно к соответствующим зонам.
Статьями 26, 28, 29 ПЗЗ МО г. Петровск утверждена карта градостроительного зонирования территории г. Петровск, виды территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории г. Петровска и градостроительные регламенты.
Согласно ст. 29 ПЗЗ МО г. Петровск жилая зона Р-Ж Резервные территории для целей комплексного жилищного строительства - зона резервных территорий для целей комплексного жилищного строительства Р-Ж выделена для формирования жилых районов с возможностью определения параметров жилой застройки и набора услуг по мере принятия решений о застройке территории органами местного самоуправления. Зона предназначена для обеспечения правовых условий формирования селитебных территорий при перспективном градостроительном развитии. При необходимости осуществляется зонирование таких территорий, и вносятся изменения в соответствии с порядком, предусмотренных главой 7 настоящих Правил.
Земельный участок ФИО1 расположен в зоне Р-Ж, а в силу действующих ПЗЗ МО г. Петровск в данной зоне не предусмотрено размещение индивидуальной жилой застройки.
ПЗЗ МО г. Петровск ФИО1 в установленном законом порядке не обжаловал, с заявлением об изменении вида территориальной зоны или внесения изменений в ПЗЗ МО г. Петровск ФИО1 в администрацию в установленном порядке не обращался.
Из смысла ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, полностью или в части только в том случае, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем, совокупность названных условий для удовлетворения требований ФИО1 судом при рассмотрении заявленных административных исковых требований не установлена. Соответственно, основания для удовлетворения исковых требований административного истца отсутствуют.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к первому заместителю главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области ФИО3 ФИО8, администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным решения должностного лица, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Петровский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2022 года.
Председательствующий подпись О.С. Раат