Дело № 2а-575/2020
УИД № 65RS0005-02-2020-000602-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2020 года город Корсаков
Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Гаврилюк Н.А.,
при секретаре Головиной В.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 3 февраля 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к межведомственной комиссии по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, администрации Корсаковского городского округа о признании незаконным решения, возложении обязанностей оказать услугу и принять решение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 через представителя ФИО1 обратился в суд к ответчикам с настоящим административным иском.
В обоснование заявления указано, что истец зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое ем предоставлено Корсаковским «Лесхозом» в 1990 году. Согласно техническому паспорту, многоквартирный дом <...> года постройки, барачного типа и состоит из 4 комнат. В августе 2011 года в доме произошел пожар, в результате которого была уничтожена крыша, и дом поврежден по всей площади, виновник не установлен. После пожара, жители многоквартирного дома покинули жилые помещения, дом не восстанавливался и в настоящее время как объект не существует, остались только фундамент и остатки кирпичных печей. После пожара дом не обследовался, решение о пригодности (непригодности) жилых помещений не принималось. Остатки конструктивных элементов сгоревшего строения со временем обрушились и были разобраны жителями прилегающих бараков. С 2009 года истец находился под следствием и до 22 сентября 2014 года отбывал наказание в ИК общего режима № в городе <...>. В апреле 2020 года ФИО2 обратился в межведомственную комиссию с запросом о предоставлении муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Заключение комиссии истцу необходимо, так как входит в перечень документов, необходимых для постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно акту обследования помещения (многоквартирного дома) № от 19 мая 2020 года при проведении обследования многоквартирного дома межведомственная комиссия установила, что многоквартирный <адрес> городского округа (в том числе квартиры №) отсутствует. Несмотря на то, что в комиссию были представлены все документы, согласно перечню, заявителю в предоставлении муниципальной услуге было отказано на основании пункта 1.2.2. административного регламента, поскольку жилое помещение не находится в эксплуатации. Многоквартирный дом по месту регистрации истца введен в эксплуатацию в <...> год, фактически был заселен и эксплуатировался до пожара. Истец полагает, что отсутствие уничтоженного пожаром жилого дома не должно препятствовать рассмотрению вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания или признания дома аварийным. Жилое помещение по месту регистрации истца являлось единственным местом жительства, иных жилых помещений на каком-либо праве истец не имеет. ФИО2 указывает, что отказ в предоставлении муниципальной услуги нарушает его права, поскольку влечет за собой невозможность состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, что послужило основание для обращения в суд с административным исковым заявлением.
2 июля 2020 года администрация Корсаковского городского округа представила возражения на иск, в которых с требованиями административного истца не согласилась, указала, что многоквартирный дом обследован, комиссией установлено, что дом отсутствует, в связи, с чем комиссия не может принять одно из решений, предусмотренных положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлениям Правительства Российской Федерации от 28 января 1996 года №. Запрос получателя муниципальной услуги не соответствует условию, указанному в пункте 1.2.2 регламента.
Административный истец, административные ответчики в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, администрация Корсаковского городского округа просит рассмотреть дело без участия своего представителя, о чем имеется заявление.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав представителя административного истца ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее положение). Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7); основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34); Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46); по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
С учетом части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 5, 8 Положения суд приходит к выводу, что законодателем не предусмотрено иного порядка признания жилых помещений пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно пункту 1 статьи 6 того же Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 28 сентября 2018 года № утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.3 административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю заключения о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания либо мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги
Пункт 2.6 административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Участниками процесса не оспаривается, что документы заявителями были предоставлены в полном объеме в соответствующей форме.
В пункте 2.8 административного регламента указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, в том числе: запрос о предоставлении муниципальной услуги представлен не по форме, к запросу о предоставлении муниципальной услуги не приложены либо не в полном объеме приложены документы, предусмотренные пунктом 2.6.1 регламента.
Из материалов дела следует, что ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги, копией паспорта.
Согласно справке ТО НД Корсаковского района Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в <адрес>, в <...> произошел пожар, в результате которого уничтожена крыша, дом повреждён по всей площади, виновник не установлен.
По сведениям ИЦ УМВД России по Сахалинской области ФИО2 отбывал наказание в <...> с 11 мая 2012 года по 29 сентября 2014 года.
16 апреля 2020 года ФИО2 через представителя ФИО1 обратился в межведомственную комиссию с просьбой провести оценку <адрес>. К заявлению приложено: копия паспорта заявителя, заверенная копия домовой книги, выписка из домовой книги, копия технического паспорта, копия справки о пожаре, фотографии.
22 мая 2020 года межведомственной комиссией ФИО2 направлено сообщение, согласно которому ему отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании части 6 подпункта 2.8.1. административного регламента.
В оспариваемом отказе в предоставлении муниципальной услуги указано, что при проведении процедуры обследования многоквартирного <адрес> городского округа межведомственной комиссией установлено, что многоквартирный <адрес> городского округа (в том числе квартиры №) отсутствуют, в связи, с чем комиссия не имеет возможности принять одно из решений, предусмотренных положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №.
Приведенных в оспариваемом письме оснований к отказу в даче заключения о пригодности (непригодности) жилого помещения для постоянного проживания (отсутствие жилого помещения) административным регламентом и действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах отказ от 22 мая 2020 года № межведомственной комиссии о невозможности принятия решения суд признает не соответствующим закону, а на указанную комиссию возлагает обязанность оказать заявителю соответствующую муниципальную услугу, принять решение по результатам обследования жилого <адрес> в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №, в порядке и сроки, установленные законом.
Довод представителя административного ответчика, указанный в возражениях, о том, что заявителю отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании пункта 1.2.2. регламента, а именно: жилое помещение не находится в эксплуатации и жилое помещение не введено в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, суд находит не состоятельным по следующим основаниям.
Из содержания норм пункта 2 и пункта 3 положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 следует, что ограничение в применении данного положения содержится в пункте 3, согласно которому действие положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Таким образом, в пункте 2 Положения законодатель указывая на жилые помещения находящиеся в эксплуатации, фактически указал на жилые помещения, введенные в эксплуатацию.
Принимая во внимание, что ФИО2 зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, как и остальные жильцы, на жилой дом имеется технический паспорт, жилой дом эксплуатировался жильцами до момента пожара, то у суда не имеется оснований полагать, что данный дом не был введен в эксплуатацию. Факт отсутствия жилого <адрес> в реестре муниципальной собственности в данном случае существенного значения в рамках рассматриваемого дела не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 227, 175, 177, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 – удовлетворить.
Признать незаконным отказ межведомственной комиссии по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 22 мая 2020 года.
Возложить на межведомственную комиссию по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции обязанность оказать соответствующую муниципальную услугу и принять решение в соответствии с требованиями пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, в порядке и сроки, установленные законодательством.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Гаврилюк
Мотивированное решение составлено 30 июля 2020 года.