К<...>
УИД №66RS0002-01-2021-002617-78
Дело № 12-931/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 23 декабря 2021 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Сахарных А.В.
с участием защитника ООО «ДЕО» Горнштейн М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ДЕО» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 21.10.2021 №08-02-14/50-2021, которым юридическое лицо:
общество с ограниченной ответственностью «ДЕО» (далее - ООО «ДЕО», Общество), ИНН <***>, юридический адрес: <...>, ранее не привлекавшееся к административной ответственности по статьям главы 8 КоАП РФ,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей,
установил:
ООО «ДЕО», зарегистрированное по адресу: <...>, в нарушение статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 12 Правил предоставления производителями и импортерами товаров…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2010, в установленный срок до 01.04.2021 не предоставлена в территориальный орган Росприроднадзора отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств в 2020 году.
В соответствии с поступившей жалобой и в судебном заседании защитник Общества, не оспаривая фактических обстоятельств правонарушения, указал, что имеются основания для прекращения производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку из трёх предусмотренных законодательством отчётов лишь один представлен с нарушением срока и всего на 11 дней, отсутствовала фактическая срочность подачи таких документов, поскольку они рассмотрены уполномоченным органом лишь в период с июля по август 2021 года, а сумма экологического сбора, не оспариваемая контролирующим органом, уплачена Обществом в полном объёме 14.04.2021. Данная позиция о необходимости применения в таком случае положений статьи 2.9 КоАП РФ и при значительно большем периоде нарушения сроков предоставления отчёта и оплаты сбора поддержана Седьмым кассационным судом в постановлении от 25.08.2021 №16-5361/2021.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, вынесшее постановление по делу, равно как иное должностное лицо Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, при условии надлежащего извещения о дате, времени и месте в судебного заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения не поступало, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.
В соответствии с частями 10, 16 и 17 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке. Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Пунктами 7, 10 и 12 Правил предоставления производителями и импортерами товаров…, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2010, отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год, отчетность представляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственной регистрации производителя до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Представленными материалами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 14.10.2021; письменным объяснением представителя ООО «ДЕО» Горнштейн М.Б. от 21.10.2021; информацией Росприроднадзора от 30.09.2021 с перечнем лиц, несвоевременно представивших отчетность, согласно которой отчет от ООО «ДЕО» о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств в 2020 году поступил 12.04.2021, подтверждаются выводы о виновности юридического лица в правонарушении, установленном должностным лицом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора.
Кроме того, защитником Общества при рассмотрении жалобы представлены дополнительные документы: согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «ДЕО» с 10.08.2019 является малым предприятием, а в соответствии с платежным поручением экологический сбор ООО «ДЕО» оплачен 14.04.2021.
Квалификация совершенного ООО «ДЕО» деяния является верной, защитником не оспаривается.
Таким образом, судья соглашается с выводами должностного лица административного органа о наличии в деянии ООО «ДЕО» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ, и его доказанности представленными материалами дела.
Вместе с тем согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Правила назначения наказания предусмотрены главой 4 КоАП РФ.
Изучение обжалуемого постановления показало, что при определении наказания должностным лицом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора учтено отягчающее наказание обстоятельство в виде повторного привлечения к административной ответственности в течение года со ссылкой на постановление от 01.04.2021 №08-02-14/14-2021.
Вместе с тем согласно пункту 2 части 2 статьи 4.3 КоАП РФ повторным совершением однородного административного правонарушения считается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, с учётом положений статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ на момент настоящего правонарушения - 02.04.2021, постановление о назначении наказания от 01.04.2021 не вступило в законную силу, в связи с чем не могло быть учтено в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, на основании пункта 2 части 2 статьи 4.3 КоАП РФ, поскольку не обладает свойством повторности.
При таких обстоятельствах судья исключает из постановления ссылку на признание отягчающего наказание обстоятельства в виде повторного совершения однородного административного правонарушения.
Других отягчающих наказание обстоятельства не усматривается.
Судья соглашается с усмотренным должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, смягчающего обстоятельства в виде отсутствия причинения вреда и возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде и отсутствии иного ущерба. Кроме того, судья усматривает дополнительные смягчающие обстоятельства, ранее не учтенные при рассмотрении дела, а именно: раскаяние в содеянном, полное признание вины, добровольное устранение нарушений, повлекших привлечение к ответственности, не связанное с вмешательством контролирующего органа.
Таким образом, при исключении необоснованного учтённого отягчающего обстоятельства, по мнению судьи, возникли обстоятельства, влекущие изменение назначенного наказания в отношении ООО «ДЕО», являющегося субъектом малого предпринимательства и находящимся под особой защитой государства, а именно применения положений части 3 статьи 3.4 КоАП РФ.
При этом препятствий к назначению наказания в виде предупреждения в порядке замены штрафа в случае, когда предупреждение не предусмотрено санкцией статьи, а также при условии отсутствия обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, которые также не установлены по делу ни судьей, рассматривающим жалобу, ни должностным лицом, рассмотревшим дело по существу, судья не усматривает, поскольку, что также обоснованно указано в обжалуемом постановлении, правонарушение не повлекло причинения вреда и возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, не причинило иной ущерб, т.к. данное нарушение связано с порядком и сроками предоставления отчёта, что не связано с производственной деятельностью и не может создать даже гипотетически какой-либо угрозы окружающей среде.
Данное изменение постановления не усиливает назначенное ранее наказание, а также иным образом не ухудшает положение лица, привлеченного к административной ответственности.
В остальной части, помимо указанных нарушений, постановление соответствует нормам статьи 29.10 КоАП РФ и иным предъявляемым КоАП РФ требованиям, вынесено с соблюдением материальных и процессуальных норм, иных оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 21.10.2021 №08-02-14/50-2021, изменить, на основании части 3 статьи 3.4 КоАП РФ заменить назначенное обществу с ограниченной ответственностью «ДЕО» за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в сумме 70 000 рублей на предупреждение.
В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.
<...>
<...>
Судья А.В. Сахарных