Дело № 66RS0003-01-2022-003389-53
Производство 2а-4367/2022
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Марковой Н. А., при секретаре Смирновой А. И.,
с участием административного истца,
представителя административного ответчика ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга – ФИО1, действующей на основании доверенности № 03-11/08928 от 13.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга, заместителю начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга ФИО3 о возврате излишне уплаченного налога,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее по тексту - ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга) об отмене решения, возврату излишне уплаченного налога.
В обоснование требований указала, что 23.12.2021 обратилась в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга с декларацией по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. для получения налогового вычета. Декларация за 2018 г. была зарегистрирована налоговой инспекцией 24.12.2021. В момент подачи налоговой декларации на сайте личного кабинета налогоплательщика не выходила графа, в которой можно заполнить данные своей карты. 24.12.2021 по горячей линии сотрудники указали, что оснований для переживаний нет, декларация отправлена, а заявление можно подать в любой момент пока идет проверка.
26.01.2022 в личном кабинете налогоплательщика истец заполнила заявление распорядиться переплатой и внесла реквизиты своей банковской карты.
17.03.2022 поступили сообщения № 5292, 5293, 5294 от 16.03.2022 об отказе в возврате денежных средств на общую сумму 84891 руб. Причина отказа – нарушен срок подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление предоставлено по истечении трех лет со дня ее уплаты).
На основании изложенного, просит отменить решения ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга № 5292, 5293, 5294 от 16.03.2022; продлить срок проверки и принятия заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга ФИО3
Административный истец в судебном заседании требования уточнила, указала, что просит обязать возвратить излишне уплаченный налог за 2018 г. в сумме 84891 руб. путем принятия соответствующего решения о зачете (возврате) в установленном законом порядке. На доводах иска настаивала в полном объеме.
Представитель административного ответчика ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва.
Административный ответчик заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом и в срок, причины неявки суду неизвестны.
С учетом сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, и, принимая во внимание, что административный ответчик по настоящему делу не является лицом, участие которого при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие указанного лица в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налога, сбора, пени и штрафа установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, в том случае, когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, но по ее результатам возможно обязание налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без его признания недействительным (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).
Как следует из материалов дела, 23.12.2021 представлена декларация по форме 3-НДФЛ по налогу на доходы физических лиц за 2018 г.
По указанной декларации, налоговый вычет составил: 84 891 руб. (2018 г.).
Согласно сообщениям от 16.03.2022 налоговым органом приняты решения № 5292, № 5293, № 5294 об отказе в возврате налогоплательщику налога «НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии ст. 227, 227.1, 228 НК РФ» в размерах 26745 руб., 3633 руб., 54513 руб. соответственно.
Как следует из доводов налогового органа, решение принято в соответствии со ст. 78 НК РФ - заявление на возврат (зачет) имеющейся переплаты может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлена административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотренные сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган.
Вместе с тем, закрепление в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации сроков для возврата налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
В этом случае, в отсутствие в налоговом законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 21 июня 2001 года N 173-О, от 03 июля 2008 года N 630-О-П).
Одновременно, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Трехлетний срок, установленный в ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый орган и не является сроком давности. Кроме того, нормативное положение, адресованное налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.
Согласно предоставленным сведениям, налогоплательщиком в установленный срок предъявлена декларация за налоговый отчетный период 2018 г. о возврате суммы уплаченного налога.
26.01.2022 ФИО2 направлены заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы в общем размере 84 891 руб.
Налоговым органом 16.03.2022 приняты решение об отказе в возврате налогоплательщику налога в сумме 84 891 руб.
Рассматриваемым решением отказано в возврате суммы в виду истечения трех лет со дня ее уплаты.
В соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлена административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотренные сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган.
Судом установлено, что соответствующая декларация на возврат имеющейся переплаты по налогу на доходы физических лиц, оформленное в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации была подана административным истцом 23.12.2021.
Ответчик подтверждает, что по результатам камеральной проверки подтверждена сумма налогового вычета, заявленного налогоплательщиком, однако, учитывая, что такая переплата образовалась за 2018 год, срок ее возврата с 01.01.2019 по 31.12.2021.
Вместе с тем, суд исходит, что налогоплательщиком в установленный срок – в декабре 2021 г. осуществлена подача декларации об осуществлении налогового вычета за 2018 г. Отсутствие заявления с реквизитами о перечислении соответствующей суммы налога не влияет на своевременную реализацию налогоплательщиком права на возврат соответствующей выплаты.
Суд учитывает, что налогоплательщиком осуществлена подача заявления о возврате суммы стандартных и социальных вычетов, предусмотренных пп.4 ч. 1 ст. 218 НК РФ и пп.3 ч. 1 ст. 219 НК РФ в пределах 3-х летнего срока со дня возникновения соответствующего права.
Исходя из вышеуказанных положений закона, право на зачет или возврат излишне уплаченного налога может быть реализовано налогоплательщиком в судебном порядке в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (о наличии переплаты).
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пояснений налогового органа следует, что при подаче налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, административным истцом не было предоставлено заявление с соответствующими реквизитами о перечислении переплаты по налогу за 2018 г. Исходя из копии налогового декларации по форме 3-НДФЛ, поданной ФИО2 в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга 23.12.2021, суд приходит к выводу, что административный истец при должной осмотрительности, добросовестности и разумности могла и должна была узнать о наличии у нее такой переплаты после проведения камеральной проверки должностным лицом и принятия соответствующего решения по налоговой декларации.
Так, пунктом 7 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
Если в налоговом периоде имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут быть использованы полностью, их остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного их использования (пункт 9 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации).
В своевременно поданной налоговой декларации административный истец заявила о своем праве на предоставление ей имущественного налогового вычета, которое было подтверждено налоговым органом по итогам проведенной камеральной проверки.
При этом обязанность налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации, в которой налогоплательщиком заявлено право на предоставление налоговых вычетов по НДФЛ, предоставлять в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченного налога, прямо не предусмотрена нормами статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с исковыми требованиями о возврате излишне уплаченного налога подлежит восстановлению. В связи с чем, административный истец имеет право на возврат излишне уплаченного налога в сумме 84 891 руб. и заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.
При этом, в требованиях о признании незаконными решений № 5292, № 5293, № 5294 об отказе в возврате налогоплательщику налога, суд отказывает, поскольку в силу закона административный ответчик не наделен правом восстанавливать срок для подачи заявления административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга, заместителю начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга ФИО3 о возврате излишне уплаченного налога – удовлетворить частично.
Возложить на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга обязанность вернуть ФИО2 из бюджета переплату по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 84 891 рубль.
В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Н. А. Маркова