ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 66О0000-01-2023-000505-78 от 12.07.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2023-000505-78

12 июля 2023 года Производство № 3а-654/2023

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2023 года

Полный текст решения изготовлен 26 июля 2023 года

Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаа Ч.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о ликвидации местной религиозной организации Церкви евангельских христиан «Исход» г. Екатеринбург,

У С Т А Н О В И Л :

15 февраля 2013 года учредительным собранием местной религиозной организации Церкви евангельских христиан «Исход» г. Екатеринбург (далее также – Церковь) было принято решение о создании указанной организации. Тем же собранием был утвержден устав Церкви, а ее пастором, то есть лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Церкви, избран ( / / )1

На основании поданного ( / / )1 заявления 18 апреля 2013 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации (далее также – Управление) было издано распоряжение № 804 об осуществлении государственной регистрации Церкви при ее создании.

23 апреля 2013 года Церковь была включена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также – ЕГРЮЛ) с присвоением основного государственного регистрационного номера <***>.

Впоследствии Церковь была поставлена на учет в качестве налогоплательщика с присвоением ИНН <***>.

12 сентября 2018 года в ЕГРЮЛ была внесена запись об изменении пастора Церкви, которым был указан ( / / )3

Управление обратилось в Свердловский областной суд (далее также – суд) с административным иском о ликвидации Церкви на основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести и о религиозных объединениях) и пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ввиду недостоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений об адресе Церкви (<...>), по которому последняя не обеспечивает получение юридически значимых сообщений, а равно в связи с непредставлением Церковью сведений об изменении ее адреса и неисполнением ею требований Управления о предоставлении документов, необходимых для проверки ведения названной религиозной организацией деятельности в соответствии с требованиями законодательства, в том числе после направления Управлением по адресу Церкви соответствующего письменного предупреждения.

В судебное заседание, назначенное для судебного разбирательства административного дела, лица, участвующие в деле, должным образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, не явились, явку своих представителей не обеспечили.

При этом Управление при обращении в суд в письменной форме ходатайствовало о рассмотрении административного дела без участия своего представителя, тогда как Церковь не обеспечила получение судебного извещения, направленного по адресу, зарегистрированному в ЕГРЮЛ в качестве ее места нахождения. ( / / )3, до настоящего времени указанный в ЕГРЮЛ в качестве пастора Церкви, то есть в качестве лица, имеющего права без доверенности действовать от имени названной религиозной организации, также не получил судебное извещение, направленное по адресу его зарегистрированного места жительства.

Признавая возможным осуществить рассмотрение административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, в частности в отсутствие представителей Церкви, судом также было учтено то, что во исполнение определения суда от 6 июня 2023 года на официальном сайте Управления 20 июня 2023 года было опубликовано извещение о времени и месте рассмотрения данного дела, а также то, что сведения об объявленном в судебном заседании, открытом 5 июля 2023 года, перерыва до 12 июля 2023 года были размещены на официальном сайте суда.

Исследовав и оценив в совокупности материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска Управления.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на организацию религиозных объединений и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации религиозных объединений в Российской Федерации, регулируются Законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Согласно абзацам первому и третьему пункта 1 статьи 14 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, положений Закона № 125-ФЗ и иных федеральных законов, тогда как в силу абзаца первого и подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица являются осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу подпунктов «в», «в.2» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в ЕГРЮЛ наряду с другими сведениями о юридическом лице содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).

Абзацем первым пункта 9 статьи 8 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях на религиозную организацию возложена обязанность по информированию органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех рабочих дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей федеральный орган исполнительной власти принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.

Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Из положений абзацев первого и второго пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) следует то, что контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «2» пункта 5 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. № 10 (далее – Указа № 10), Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций, включая контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;

Аналогичным полномочием Министерство юстиции Российской Федерации было наделено и действовавшим до издания Указа № 10 Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313.

Порядок осуществления указанного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (далее – Положение).

Пунктом 2 Положения установлено то, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Как следует из пункта 3 и абзаца первого пункта 5 Положения, государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях).

Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) на юридическое лицо возложена обязанность в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.

В силу пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Следовательно, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации религиозной организации предоставлено законом.

В ходе текущего контроля Управлением в деятельности Церкви выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.

Так, в соответствии с Законом № 294-ФЗ, на основании пунктов 2, 4 статьи 25 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, Положения и согласно утвержденному плану проведения проверок юридических лиц 20 декабря 2021 года Управлением было издано распоряжение № 2202-р о проведении плановой документарной проверки Церкви (далее – распоряжение № 2202-р), в котором период проведения указанной проверки был установлен со 2 февраля 2022 года до 2 марта 2022 года, а для целей достижения задач проверки у Церкви были запрошены документы, относящиеся к периоду с 2 февраля 2019 года по 1 февраля 2022 года, включая сведения о деятельности Церкви в проверяемом периоде, распорядительные документы, трудовые договоры, штатные расписания, сведения о структурных подразделениях, сведения о количестве участников, сведения о созданных интернет-сайтах, сведения об источниках формирования денежных средств, документы бухгалтерской отчетности, гражданско-правовые договоры, сведения об образовательной деятельности Церкви, информация о распространяемой Церковью литературе, образцы используемой в деятельности литературы и иные документы.

После издания распоряжения № 2202-р Управление направило по внесенным в ЕГРЮЛ адресам Церкви и ( / / )3 уведомление от 23 декабря 2021 года о проведении плановой документарной проверки, в котором известило о содержании и требованиях указанного ненормативного правового акта, а также о необходимости представления Церковью перечисленных в распоряжении № 2202-р документов ко 2 февраля 2022 года непосредственно в Управление или их направлении в адрес Управления в течение 10 рабочих дней с даты получения данного уведомления (далее – уведомление от 23 декабря 2021 года).

Между тем, ни Церковь, ни ( / / )3 по ранее сообщенным Управлению адресам, внесенным в ЕГРЮЛ, не обеспечили получение уведомления от 23 декабря 2021 года, а равно не представили затребованных распоряжением № 2202-р документов.

В этой связи в акте проверки от 2 марта 2022 года Управление указало на невозможность проверить соответствие деятельности Церкви Закону о свободе совести и о религиозных объединениях, одновременно указав и на выявление таких нарушений законодательства Российской Федерации со стороны Церкви, как неисполнение возложенной на религиозную организацию обязанности по предоставлению затребованных Управлением документов для проверки осуществляемой деятельности, необеспечение получения уведомления от 23 декабря 2021 года по зарегистрированному в ЕГРЮЛ адресу, то есть необеспечение связи по такому адресу, а равно непредставление в Управление документов об изменении адреса Церкви.

По окончания проведения упомянутой проверки Управление направило по внесенным в ЕГРЮЛ адресам Церкви и ( / / )3 предупреждение от 2 марта 2022 года, в котором, ссылаясь на неисполнение Церковью требований, содержащихся в распоряжении № 2202-р и уведомлении от 23 декабря 2021 года, явившееся наряду с необеспечением получения корреспонденции по адресу зарегистрированного места нахождения Церкви причиной изложенных в акте проверки от 2 марта 2022 года выводов о нарушении Церковью требований законодательства, обязало устранить допущенные нарушения в срок до 4 мая 2022 года путем представления ранее затребованных документов.

Между тем, ни Церковь, ни ( / / )3 вновь не обеспечили получение корреспонденции, направленной Управлением по известным ему адресам названных лиц, в связи с чем изложенные в предупреждении от 2 марта 2022 года требования также остались не исполненными.

В силу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

По смыслу приведенного законоположения направленные Управлением уведомление от 23 декабря 2021 года, акт проверки и предупреждение от 2 марта 2022 года, содержащие требования о соблюдении и об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, считаются доставленными Церкви.

В установленный срок и до настоящего времени нарушения действующего законодательства Церковью устранены не были, притом что период, истекший с момента направления Управлением вышеназванных документов, являлся разумным и достаточным для исполнения требований. При этом распоряжение № 2202-р, уведомление от 23 декабря 2021 года, акт проверки и предупреждение от 2 марта 2022 года в судебном порядке Церковью обжалованы не были.

При последующей проверке деятельности Церкви Управлением была получена представленная Министерством общественной безопасности Свердловской области информация, также подтверждающая то, что по адресу, внесенному в ЕГРЮЛ, Церковь фактически отсутствует.

Приняв во внимание документально подтвержденные доводы Управления о неисполнении Церковью требований, изложенных в распоряжении № 2202-р, уведомлении от 23 декабря 2021 года и предупреждении от 2 марта 2022 года, о наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об адресе названной религиозной организации, а равно необеспечение Церковью участия в административном деле и непредставление ею каких-либо документов, опровергающих приведенные доводы Управления, суд пришел к выводу о доказанности административным истцом фактов неоднократного, грубого и систематического нарушения Церковью положений законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, для устранения которых Церковь никаких мер не предпринимает.

В этой связи, поскольку сами по себе выявленные нарушения Церковью действующего законодательства являются основанием для ее ликвидации как представляющие угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества, постольку суд признал рассматриваемый административный иск о ликвидации Церкви подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить.

Ликвидировать местную религиозную организацию Церковь евангельских христиан «Исход» г. Екатеринбург (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья М.С. Рудаков