ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690026-01-2020-003040-65 от 25.01.2021 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело (УИД) № 69RS0026-01-2020-003040-65

Производство № 2а-144/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2021 г. г. Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Харази Д.Т.,

при секретаре Тетюхиной Н.В.,

с участием старшего помощника Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Соцковой Н.А.,

представителя административного ответчика - администрации г. Ржева Тверской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела, возбуждённого по административному исковому заявлению Ржевского межрайонного прокурора Тверской области поданному в защиту неопределённого круга лиц к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным бездействия администрации г. Ржева, выразившегося в непринятии мер по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, о возложении обязанности на администрацию г. Ржева организовать проведение работ по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом,

УСТАНОВИЛ:

Ржевский межрайонный прокурор Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО2 по вопросу бездействия администрации г. Ржева по сносу аварийного дома. Установлено, что многоквартирный дом № 63 по ул. Т. Филиппова г. Ржева Тверской области признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Главы администрации г. Ржева от 21 февраля 2017 г. № 130. Многоквартирный дом включал в себя 57 жилых помещений, из них 47 – в собственности граждан, 10 – в муниципальной собственности. С собственниками 47 жилых помещений заключены соглашения об изъятии жилых помещений путем выкупа, в соответствии с которыми произведено перечисление денежных средств. Из 10 жилых помещений, занятых по договорам социального найма с нанимателями 8 жилых помещений заключены договоры социального найма жилых помещений, с нанимателями 2 жилых помещений предоставлены жилые помещения по договорам маневренного фонда. Постановлением администрации г. Ржева от 26 ноября 2018 г. № 964 внесены изменения в постановление администрации г. Ржева от 21 февраля 2017 г. № 130, срок отселения граждан определен до 31 декабря 2019 г. Постановлением администрации г. Ржева от 25 декабря 2019 г. № 1047 постановлено произвести отселение граждан из аварийного многоквартирного дома в срок до 31 декабря 2020 г. 26 февраля 2020 г. межрайонной прокуратурой произведен осмотр признанного аварийного многоквартирного дома № 63 по ул. Т. Филиппова г. Ржева, в ходе которого установлено следующее. Многоквартирный дом представляет собой железобетонное пятиэтажное трёхподъездное строение. В многоквартирный дом имеется свободный доступ. Территория вокруг дома не ограждена, предупредительные обозначения отсутствуют. Двери входных групп, оконные блоки по всему периметру здания отсутствуют. На наружных стенах балконных плит первых этажей 1-го и 3-го подъездов имеются следы горения. Внутри здания на лестничных клетках отсутствуют вертикальные ограждения (перила). Площадь здания захламлена бытовым и строительным мусором. В первом подъезде на лестничном марше между третьим и четвертым этажами, помещении четвертого этажа использованный медицинский шприц. На пятом этаже первого подъезда оборудована комната, оконные блоки загорожены фанерой, в помещении размещены диван и места для сидения, разбросана пустая упаковка от продуктов питания. В связи с бездействием администрации г. Ржева по расселению и ограничению доступа посторонних лиц в многоквартирный дом, прокуратурой 26 февраля 2020 г. в адрес Главы г. Ржева внесено представление об устранении нарушений закона. С 29 ноября 2020 г. многоквартирный дом полностью расселен, но меры направленные на ограничение доступа посторонних лиц в многоквартирный дом не приняты, что подтверждается повторным осмотром признанного аварийным многоквартирного дома. Бездействий администрации г. Ржева по ограничению свободного доступа в аварийный дом не исключает возможности его посещения, в том числе детьми и подростками, создает условия для использования помещений в целях распития спиртных напитков, употребления наркотических или иных запрещенных веществ, для складирования в них запрещенных предметов и веществ, а также совершения противоправных действий, в том числе лицами, вынашивающими террористические намерения, чем создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей, которые могут беспрепятственно войти в здание, а также наступлению иных тяжких последствий, нарушению прав граждан на безопасные условия жизнедеятельности. Просит признать незаконным бездействие администрации г. Ржева, выразившееся в непринятии мер по ограничению свободного доступа в признанный аварийный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, возложить обязанность на администрацию г. Ржева организовать проведение работ по ограничению свободного доступа в признанный аварийный многоквартирный дом. В обоснование требований прокурор ссылается на ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 1, ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6.1, ч. 1 ст. 15, ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В судебном заседании старший помощник Ржевского межрайонного прокурора Соцкова Н.А. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила удовлетворить, пояснив, что прокуратура намеренно не указала способ ограничения доступа в аварийный дом, чтобы не ограничивать в действиях администрацию г. Ржева.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Ржева ФИО1 действующий на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что в административном исковом заявлении не указано каким именно образом необходимо организовать проведение работ по ограничению свободного доступа в аварийный многоквартирный дом, считаю, что необходимо уточнение требований. В настоящее время у администрации в работе находится проектно-сметная документация о сносе аварийного дома и данный дом в 2021 г. будет снесён. Также пояснила, что бездействие администрации г. Ржева не оспаривает.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Неопределённый круг лиц, в интересах которых направлен иск, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.

В силу п. 6.1, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

При этом на основании п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст. 201 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из анализа данной нормы следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

Судом установлено, что в соответствии с поручением и.о. начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан Прокуратуры Тверской области ФИО3 от 30 ноября 2020 г., Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления – администрацией г. Ржева жилищного законодательства, в том числе в части переселения граждан из аварийного жилья, сноса аварийного жилья, в ходе которой установлено, что многоквартирный дом № 63 по ул. Т. Филиппова г. Ржева Тверской области признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Главы администрации г. Ржева от 21 февраля 2017 г. № 130. Многоквартирный дом включал в себя 57 жилых помещений, из них 47 – в собственности граждан, 10 – в муниципальной собственности. С собственниками 47 жилых помещений заключены соглашения об изъятии жилых помещений путем выкупа, в соответствии с которыми произведено перечисление денежных средств. Из 10 жилых помещений, занятых по договорам социального найма с нанимателями 8 жилых помещений заключены договоры социального найма жилых помещений, с нанимателями 2 жилых помещений предоставлены жилые помещения по договорам манёвренного фонда.

Постановлением администрации г. Ржева от 26 ноября 2018 г. № 964 внесены изменения в постановление администрации г. Ржева от 21 февраля 2017 г. № 130, срок отселения граждан определен до 31 декабря 2019 г.

Постановлением администрации г. Ржева от 25 декабря 2019 г. № 1047 постановлено произвести отселение граждан из аварийного многоквартирного дома в срок до 31 декабря 2020 г.

На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 38-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.

26 февраля 2020 г. межрайонной прокуратурой произведен осмотр признанного аварийным многоквартирного дома № 63 по ул. Т. Филиппова г. Ржева.

В связи с бездействием администрации г. Ржева по расселению и ограничению доступа посторонних лиц в многоквартирный дом, прокуратурой 26 февраля 2020 г. в адрес Главы г. Ржева внесено представление об устранении нарушений закона.

С 29 ноября 2020 г. многоквартирный дом полностью расселён, но меры, направленные на ограничение доступа посторонних лиц в многоквартирный дом, но ответчик длительное время бездействует, не предпринимая к этому надлежащих мер.

При повторном осмотре названного дома работниками прокуратуры 11 декабря 2020 г. выявлено, что в многоквартирный дом имеется свободный доступ. Территория вокруг дома не ограждена, предупредительные обозначения отсутствуют. Двери входных групп, оконные блоки по всему периметру здания отсутствуют. На наружных стенах балконных плит первых этажей 1-го и 3-го подъездов имеются следы горения. Внутри здания на лестничных клетках отсутствуют вертикальные ограждения (перила). Площадь здания захламлена бытовым и строительным мусором. В первом подъезде на лестничном марше между третьим и четвертым этажами, помещении четвертого этажа использованный медицинский шприц. На пятом этаже первого подъезда оборудована комната, оконные блоки загорожены фанерой, в помещении размещены диван и места для сидения, разбросана пустая упаковка от продуктов питания.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 11 декабря 2020 г., фотографиями.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», суд исходит из того, что администрацией г. Ржева Тверской области не приняты надлежащие меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в расселённый аварийный дом по адресу: <...>.

Таким образом, фактически сложившаяся ситуация является недопустимой и требует принятия комплекса мер, направленных на повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности.

С учётом изложенного, непринятие мер, направленных на предупреждение угроз терроризма, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану жизни и здоровья, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Административным ответчиком не представлено каких-либо мотивированных возражений относительно предъявленных к нему требований.

Таким образом, имеются все основания для удовлетворения административных исковых требований.

Утверждение представителя административного ответчика о том, что в административном исковом заявлении не указано каким именно образом необходимо организовать проведение работ по ограничению свободного доступа в аварийный многоквартирный дом, является необоснованной, поскольку, как верно в судебном заседании пояснил старший помощник Ржевского межрайонного прокурора Соцкова Н.А., прокуратура намеренно не указала способ ограничения доступа в аварийный дом, чтобы не ограничивать в действиях администрацию г. Ржева.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Ввиду того, что прокурором не был установлен конкретный срок для выполнения требований ответчиком, суд полагает, что разумным сроком для организации администрацией г. Ржева проведения работ по ограничению свободного доступа в признанный аварийный многоквартирный дом, является один месяц с момента вступления решения в законную силу, в течение которого ответчик должен исполнить требования прокурора. Возражения о неразумности такого срока и недостаточном времени для выполнения всех мероприятий по устранению выявленных нарушений сторонами по делу суду не заявлялись.

В соответствии со ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Согласно Уставу муниципального образования административный ответчик – администрация «Город Ржев» является органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в защиту неопределённого круга лиц к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным бездействия администрации г. Ржева, выразившегося в непринятии мер по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, о возложении обязанности на администрацию г. Ржева организовать проведение работ по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Ржева Тверской области, выразившееся в непринятии мер по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>.

Возложить на администрацию г. Ржева Тверской области обязанность организовать проведение работ по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Д.Т. Харази

Мотивированное решение суда изготовлено 29 января 2021 г.

Дело (УИД) № 69RS0026-01-2020-003040-65

Производство № 2а-144/2021