Дело № 69RS0032-02-2020-000222-03
Производство № 2а-1-120/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 года г. Кувшиново
Торжокский межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в городе Кувшиново Кувшиновского района Тверской области) в составе:
председательствующего судьи Иванковича А.В.,
при секретаре Григорьевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по исковому заявлению ФИО1 к Финансовому отделу муниципального образования «Кувшиновский район» о признании незаконными действия (бездействия) по исполнению требований исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Финансовому отделу муниципального образования «Кувшиновский район» (далее также Финансовой отдел МО «Кувшиновский район») о признании незаконными действия (бездействия) по исполнению требований исполнительного документа.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Арбитражного суда Тверской области по делу А66-17357/2015 от 09 марта 2016 года постановлено взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1» (далее также МОУ «КСОШ № 1») в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ТверьЭнергоСервис» 389423 руб. 98 коп. задолженности и 10789 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины. Во исполнение решения Арбитражного суда Тверской области по делу А66-17357/2015 от 09 марта 2016 года арбитражным судом был выдан исполнительный лист серии ФС №900018497 от 21 апреля 2016 года, который взыскателем ООО «ТверьЭнергосервис» был также направлен в Финансовый отдел Администрации Кувшиновкого района Тверской области, обязанный исполнять судебный акт путем списания денежных средств со счетов должника, и при их недостаточности на счетах, обязан был заблокировать все счета должника и операции по ним. Однако, требования исполнительного листа серии ФС №900018497 от 21 апреля 2016 года до момента обращения в суд не исполнены, и он находится на исполнении. Ответчик обязан был произвести истечение решения суда в течении 3-х месяцев с момента поступления ему па исполнение исполнительного листа, и что не было сделано ответчиком до момента обращения в суд. Ответчик, по мнению заявителя, незаконно бездействует при наличии движения и поступления денежных средств на счета должника, продолжая осуществлять по счетам должника иные расходные операции. Ответчик обязан был еще в конце 2016 года заблокировать все расходные операции до полного исполнения требований исполнительного листа по истечение 3-х месяцев с момента поступления ему на исполнение исполнительного листа заблокировать их.
На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие Финансового отдела Администрации Кувшиновского района Тверской области по не своевременному не исполнению требований исполнительного листа серии ФС № 900018497 от 21 апреля 2016 года; признать незаконным бездействия Финансового отдела Администрации Кувшиновского района Тверской области по не блокировке лицевых счетов МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1», в срок, установленный законом на блокировку счетов при недостаточности средств на исполнение требований исполнительных листов, устранив допущенные нарушения прав взыскателя путем приостановления (блокировки) всех расходных операций по счетам счета МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1», в том числе путем приостановления операции по всем лицевым счетам должника, до полного исполнения требований исполнительного листа серии ФС № 900018497 от 21 апреля 2016 года; наложить на Финансовый отдел Администрации Кувшиновского района Тверской области судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день неисполнения требований исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС № 900018497 от 21 апреля 2016 года, начиная её расчет и взыскание по истечение 10 дня после вступления решения суда в законную силу.
Истец в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик – Финансовый отдел муниципального образования «Кувшиновский район», заинтересованные лица Администрация Кувшиновского района, МОУ КСОШ №1 и Общество с ограниченной ответственностью «ТверьЭнергоСервис» своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств и возражений не представили.
Поскольку все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Административным ответчиком представлены письменные возражения по существу заявленных требований, мотивированные тем, что у ответчика на исполнении находится исполнительный лист серии ФС № 900018497, выданный 21 апреля 2016 года на основании решения Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-17357/2015 от 09 марта 2016 года. Вышеуказанный исполнительный лист поступил в адрес финансового отдела МО «Кувшиновский район» 14 августа 2017 года. Финансовый отдел МО «Кувшиновский район» проинформировал уведомлением № 32 от 14 августа 2017 года МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1» о поступлении исполнительного документа. 21 августа 2017 года в адрес финансового отдела МО «Кувшиновский район» от МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1» поступил запрос-требование о выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа. 14 сентября 2017 года Финансовый отдел МО «Кувшиновский район» направил в адрес главы Кувшиновского района запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения вышеуказанного исполнительного документа. 20 ноября 2017 года в связи с неисполнением должником - МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1» требований исполнительного документа, финансовый отдел МО «Кувшиновский район» проинформировал уведомлением № 44 конкурсного управляющего ООО «ТверьЭнергоСервис» ФИО4. Также, 28 января 2020 года Финансовый отдел МО «Кувшиновский район» направил в адрес главы Кувшиновского района запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения вышеуказанного исполнительного документа в связи с наступлением действий процессуального правопреемства ФИО1 На момент рассмотрения дела судом требования исполнительного листа не исполнены из-за отсутствия поступления дополнительных доходов в бюджет района. В финансовом отделе МО «Кувшиновский район» находятся ранее поступившие исполнительные листы о взыскании кредиторской задолженности с бюджетных учреждений Кувшиновского района, в том числе по МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1». Оплата по исполнительным листам производится при наличии лимитов, отраженных по утвержденной целевой статье «Гашение кредиторской задолженности прошлых лет». По состоянию на 28 июня 2020 года исполнительный лист серии ФС № 900018497 находится под № 69 списка исполнительных документов по муниципальному образованию «Кувшиновский район». Если денежные средства будут перечисляться в пользу гражданина ФИО1, будут нарушены и затронуты интересы третьих лиц, что не допустимо. С 2017 года и по момент направления возражения финансовым отделом МО «Кувшиновский район» исполнены в полном объеме 57 исполнительных листов на общую сумму 3107,1 тыс. руб., в том числе по МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1» исполнены 4 исполнительных листа на сумму 638,0 тыс. руб. По состоянию на 01 июня 2020 года согласно журналу учета и регистрации исполнительных документов по МОУ «КСОШ № 1», в финансовом отделе МО «Кувшиновский район» находятся исполнительные листы по МОУ «КСОШ № 1» в количестве 8 штук на общую сумму 5392,6 тыс. руб., в том числе исполнительный лист серии ФС № 900018497 находится на 8 (последнем) месте. Бюджет муниципального образования «Кувшиновский район» рассмотрен и утвержден Решением Собрания депутатов Кувшиновского района от 23 декабря 2019 года № 14 «О бюджете муниципального образования «Кувшиновский район» Тверской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». В бюджете района на 2020 год предусмотрено гашение кредиторской задолженности прошлых лет в сумме 953,8 тыс. руб., в том числе МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1» по исполнительным листам, полученным в 2015 году в сумме 254,6 тыс.руб. Предусмотреть в местном бюджете средств на гашение кредиторской задолженности прошлых лет, в том числе на исполнительные листы бюджетным учреждениям в большем объеме не представлялось возможным, так как поступление собственных доходов недостаточно даже на финансирование социально-значимых статей расходов местного бюджета (оплата по коммунальным услугам, приобретение продуктов питания в дошкольные и школьные учреждения, подвоз учащихся, приобретение твердого топлива и т.д.) Субсидии, утвержденные Решением Собрания депутатов Кувшиновского района и предоставляемые бюджетным учреждениям согласно положениям ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеют строгое целевое назначение - они предназначены для финансового обеспечения выполнения муниципального задания. Направить на гашение кредиторской задолженности по исполнительным листам целевые субсидии, предусмотренные на выполнение муниципального задания, главный распорядитель средств МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1» не имеет возможности, так как субсидии предназначены для финансового обеспечения выполнения муниципального задания. Все утвержденные субсидии в казначействе муниципального образования подкреплены расходными обязательствами.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
С учетом положений ст. 19, 22, 27 КАС РФ, определения Арбитражного суда Тверской области от 27 марта 2020 года и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2020 года настоящее дело подсудно Торжокскому межрайонному суду Тверской области (постоянное судебное присутствие в городе Кувшиново Кувшиновского района Тверской области).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами Муниципальное общеобразовательное учреждение Кувшиновская общеобразовательная школа №1 зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 02 июля 1996 года и является действующим юридическим лицом. МОУ КСОШ №1 является общеобразовательным бюджетным учреждением. Целью деятельности школы является осуществление образовательной деятельности….
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09 марта 2016 года по делу №А66-17357/2015 с Муниципального общеобразовательного учреждения «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №1» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ТверьЭнергоСервис» взыскана задолженность по муниципальному контракту №128/2 от 01 октября 2015 года за поставленную тепловую энергию в период октября – ноября 2015 года в размере 389423 рубля 98 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 10789 рублей 00 копеек.
21 апреля 2016 года на основании вышеуказанного решения выдан исполнительный лист серии ФС №900018497, который предъявлен к исполнению в Финансовый отдел МО «Кувшиновский район» 14 августа 2017 года. В тот же день, 14 августа 2017 года, Финансовый отдел МО «Кувшиновский район» проинформировал должника о поступлении исполнительного документа. 21 августа 2017 года в адрес финансового отдела МО «Кувшиновский район» от должника поступил запрос-требование о выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа. 14 сентября 2017 года Финансовый отдел МО «Кувшиновский район» направил в адрес главы Кувшиновского района запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения вышеуказанного исполнительного документа. Аналогичное действие повторно было предпринято Финансовым отделом МО «Кувшиновский район» только 28 января 2020 года.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 26 марта 2020 года по делу №А66-17357/2015 года произведена замена взыскателя на ФИО1.
Согласно статьям 16, 318 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 23 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее также Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в рамках государственного задания.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Финансовое обеспечение выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с указанным Кодексом на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 указанного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 2, 7 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в числе прочего, в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 октября 2009 № 1312-О-О, законоположения гл. 24.1 Кодекса направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абз. 9 ст. 69 Кодекса). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абз. 5 п. 3 ст. 217 Кодекса).
В силу специального указания пункта 5 статьи 242.5 Кодекса это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
При этом, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета. Соответственно, как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Кодекса, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Кодекса - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом. При этом, поскольку установленный действующим бюджетным законодательством порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства местных бюджетов в качестве одного из существенных условий предусматривает предельный срок удовлетворения требований взыскателя, не делая каких-либо исключений, исполнение судебного решения за пределами этого срока предполагает соблюдение правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в процессуальном законодательстве (ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нормы действующего законодательства направлены на гарантирование возможности перераспределения - при возникновении такой необходимости - бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.
Порядок обращения взыскания на средства бюджетного учреждения установлен ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ), в соответствии с п. 1 и 2 которого обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение -должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя.
При этом согласно п. 7, 8 ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам бюджетного учреждения - должника не приостанавливаются при предъявлении бюджетным учреждением - должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа или решения налогового органа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа об отсрочке или о рассрочке исполнения решения налогового органа;
После полного исполнения исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший исполнительный документ.
В силу п. 11 ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.
Согласно Положению о финансовом отделе муниципального образования Кувшиновский район, утвержденному решение Собрания депутатов Кувшиновского района от 10 октября 2017 года № 160, финансовый отдел муниципального образования «Кувшиновский район» (далее финансовый отдел) является исполнительным (функциональным) органом муниципальной власти Кувшиновского района специальной компетенции, осуществляющим проведение на территории Кувшиновского района единой финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой политики, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанных сферах иных исполнительных органов муниципальной власти Кувшиновского района, муниципальных органов Кувшиновского района и муниципальных учреждений Кувшиновского района.
В силу п. 4, 6 Порядка исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение и может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации. В рамках настоящего Порядка от имени органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия распорядителя средств местного бюджета, выступают структурные подразделения администрации Кувшиновского района, осуществляющие полномочия распорядителя бюджетных средств, согласно решению Собрания депутатов Кувшиновского района о бюджете на очередной финансовый год.
Пунктами 11-19 Порядка установлено:
11. Финансовый отдел не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и копии заявления взыскателя.
12. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в финансовый отдел информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации текущего финансового года.
13. Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в пункте12 указанного Порядка, представляет информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
14. Для исполнения исполнительного документа должник одновременно с информацией, указанной в пункте12 указанного Порядка, представляет платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатках ассигнований, отраженных на его лицевом счете по соответствующим кодам бюджетной классификации.
15. При нарушении должником требований, установленных пунктами12, 13, 14, финансовый отдел приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в финансовом отделе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника.
16. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) для полного исполнения исполнительного документа должник направляет структурному подразделению администрации, осуществляющему бюджетные полномочия распорядителя средств, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в финансовый отдел.
17. Структурное подразделение администрации, осуществляющее бюджетные полномочия распорядителя средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в финансовый отдел обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) в соответствии с запросом-требованием.
18. Должник обязан представить в финансовый отдел платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим кодам бюджетной классификации.
19. При неисполнении должником требований, установленных пунктами16 и 18 указанного Порядка, финансовый отдел приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника.
Постановлением Администрации Кувшиновского района от 09 марта 2015 года № 82 в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 30 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» утвержден Порядок ведения учета, исполнения и хранения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства казны муниципального образования «Кувшиновский район», муниципальных казенных и бюджетных учреждений, и иных документов, связанных с их исполнением.
В силу п. 1.8, 1.11 Положения финансовый отдел осуществляет методическое руководство за деятельностью бюджетных учреждений муниципального образования «Кувшиновский район» в целях соблюдения единых принципов налоговой политики, финансово-бюджетного планирования, и исполнения бюджета, финансирования производственной и социально-культурной сфер, использования информационных технологий в управлении бюджетным процессом, а также проводит работу по повышению профессионального уровня работников финансовых органов. Решения Финансового отдела, принятие в пределах его компетенции, являются обязательными для структурных подразделений Администрации Кувшиновского района, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и иных организаций Кувшиновского района.
Согласно п. 3.1.42, 3.1.53, 3.1.57, 3.1.58 положения Финансовый отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: Организация и ведение бюджетного учета по исполнению районного бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» как органа, организующего исполнение бюджета и осуществляющего кассовое обслуживание бюджетных, казенных и автономных учреждений; Осуществление методического руководства по вопросам; финансово-бюджетного планирования, в том числе по составлению проектов бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» и местных бюджетов муниципальных образований входящих в состав Кувшиновского района, осуществлению бюджетного процесса в Кувшиновском районе, составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетных смет доходов и расходов казенных учреждений Кувшиновского района; Осуществление санкционирования оплаты обязательств, принятых муниципальными бюджетными, казенными и автономными учреждениями за счет средств целевых субсидий, предоставленных им из бюджета муниципального образования «Кувшиновский район», иных целевых средств; Осуществление платежей по обязательствам бюджетных, казенных и автономных учреждений Кувшиновского района за счет средств бюджетных, казенных и автономных учреждений Кувшиновского района, лицевые счета которых открыты в финансового отделе.
В соответствии с п. 4.1.3, 4.1.7 Положения Финансовый отдел при осуществлении возложенных на него функций имеет право: Давать обязательные инструктивные указания другим органам муниципальной власти Кувшиновского района и подведомственным им учреждениям по вопросам составления, исполнения бюджета муниципального образования «Кувшиновский район» и использования бюджетных средств; Проводить ревизии и проверки финансовой деятельности муниципальных учреждений Кувшиновского района, а также осуществлять контроль над расходованием бюджетных средств, давать обязательные указания к исполнению по устранению выявленных нарушении.
Из объяснений административного ответчика следует, что бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение вышеуказанного судебного акта, в бюджете муниципального района не было предусмотрено, а на 2020 год недостаточно. Кроме того, усматривается, что на исполнении в финансовом органе находятся исполнительные документы иных лиц с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению, и общая сумма задолженности по исполнительным документам (включая задолженность по спорному исполнительному листу) значительно превышает запланированные по расходной статье по исполнению судебных актов расходы, то перераспределение расходов в пределах указанной статьи, раздела не привело бы к исполнению именно спорного исполнительного документа.
Направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета, данная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 01 октября 2009 № 1312-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Обществ с ограниченной ответственностью «Торговый центр «Меркурий» и «Юридическая фирма «Пионер» на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца пятого пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 БК РФ».
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном определении указал, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 БК РФ вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Следовательно приостановление осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в Финансовом отделе МО «Кувшиновский район», осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных учреждений, не могло и не может привести к исполнению требований исполнительного документа.
При этом, административным ответчиком не представлено доказательств принятия им в (в период с 14 августа 2017 года по день вынесения решения суда) надлежащих и систематических мер по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) в соответствии с запросом-требованием должника, а, следовательно, действия (бездействие) Финансового отдела МО «Кувшиновский район» следует признать незаконным, и возложить на него обязанность по устранению допущенных нарушений.
Разрешая требования ФИО1 о выплате ему Финансовым отделом МО «Кувшиновской район» денежных средств до исполнения требований исполнительного документа исполнительного листа серии ФС №900018497, суд находит их неподлежащим удовлетворению, как не предусмотренными действующим законодательством (в том числе положениями ст. 308.3 ГК РФ) по обязательствам в административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Руководствуясь ст. ст. 175-180,218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Финансовому отделу муниципального образования «Кувшиновский район» о признании незаконными действия (бездействия) по исполнению требований исполнительного документа удовлетворить.
Признать незаконными действия (бездействие) Финансового отдела муниципального образования «Кувшиновский район» по исполнению требований исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС №900018497, выданного на основании решения Арбитражного суда Тверской области от 09 марта 2016 года по делу № А66-17357/2015 по иску Общества с ограниченной ответственности «ТверьЭнергоСервис» к Муниципальному общеобразовательному учреждению Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №1 о взыскании задолженности.
Возложить на Финансовый отдел муниципального образования «Кувшиновский район» обязанность обеспечить исполнение требований исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС №900018497, выданного на основании решения Арбитражного суда Тверской области от 09 марта 2016 года по делу № А66-17357/2015 по иску Общества с ограниченной ответственности «ТверьЭнергоСервис» к Муниципальному общеобразовательному учреждению Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №1 о взыскании задолженности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торжокский межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в городе Кувшиново Кувшиновского района Тверской области) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 07 августа 2020 года.
Судья А.В. Иванкович
Дело № 69RS0032-02-2020-000222-03
Производство № 2а-1-120/2020