ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690036-01-2022-002289-74 от 11.08.2022 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-1640/2022

УИД № 69RS0036-01-2022-002289-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2022 года г. Тверь

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Почаевой А.Н.

при секретаре судебного заседания Литвиненко М.С.

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр организации дорожного движения» к ФИО2, ФИО3 о взыскании стоимости перемещения и хранения транспортного средства и возложении обязанности забрать переданную на хранение вещь,

у с т а н о в и л:

ГКУ Тверской области «ЦОДД» обратилось в суд с исковым заявлением, в котором просит:

- взыскать с ФИО2 стоимость перемещения и хранения транспортного средства в размере 383966 рублей,

- возложить на ФИО3 обязанность забрать транспортное средство МАРКА, государственный регистрационный знак , со специализированной стоянки, расположенной по адресу: <...>, в течение 10 календарных дней с даты вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что 06 декабря 2020 года ГКУ Тверской области «ЦОДД» перемещено на названную специализированную стоянку задержанное транспортное средство марки Форд Фокус, государственный регистрационный знак , VIN , собственником которого согласно карточки учета транспортного средства является ФИО3 Транспортное средство сдано на хранение на основании акта приема-передачи транспортного средства для перемещения на специализированную стоянку №1600 от 06 декабря 2020 года. Управлял транспортным средством ФИО2, совершение которым административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило основанием для задержания транспортного средства, что подтверждается протоколом о задержании транспортного средства от 05 декабря 69ЗД №036924. Срок для оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства определяется приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 12 декабря 2018 года № 143-нп «Об установлении сроков оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств» и составляет 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства (пункт 1 приказа).

В связи с тем, что ФИО3 транспортное средство со специализированной стоянки не забрал, у ФИО2 перед учреждением возникли обязательства по оплате стоимости перемещения и хранения транспортного средства, исходя из размеров тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в соответствии со статьёй 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденных Приказами ГУ «РЭК» Тверской области «Об установлении тарифов на перемещение и хранение ГКУ Тверской области «ЦОДД» задержанных транспортных средств» от 12 декабря 2018 года№394-нп (на 2020 год: 2350 рублей – за перемещение одного транспортного средства, 32 рубля – стоимость 1 часа хранения транспортного средства категории «В»), от 09 декабря 2020 года №135-нп (на 2021 год: 34 рубля – стоимость 1 часа хранения транспортного средства категории «В»), от 16 декабря 2021 года № 436-нп (35 рублей – стоимость 1 часа хранения транспортного средства категории «В»). Соответственно стоимость перемещения транспортного средства МАРКА, государственный регистрационный знак , составила 2350 рублей, хранения с 06 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года - 19936 рублей, с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года - 297840 рублей, а с 01 января 2022 года по 17 марта 2022 года – 63840 рублей.

В силу статьи 899 Гражданского кодекса Российской Федерации ФИО3, являющийся собственником транспортного средства, обязан забрать переданную на хранение вещь.

Определением суда от 17 июня 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца привлечено УМВД России по городу Твери.

Представитель истца ГКУ Тверской области «ЦОДД» ФИО1 в судебном заседании поддержала иск по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить.

Ответчики ФИО2 и ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались заказной корреспонденцией по месту регистрации по месту жительства. Корреспонденция возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения». Сообщение, доставленное по указанному адресу, считается полученным, даже если соответствующее лицо фактически не проживает по указанному адресу. Риск неполучения корреспонденции в соответствии со статьёй 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит на лице, ее не получившим, в связи с чем судом признано извещение ответчиков надлежащим.

Третьим лицом УМВД России по городу Твери судебное извещение получено, представитель в суд не направлен.

Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав участника процесса, исследовав содержащиеся в материалах гражданского дела доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности рассматриваемых исковых требований ГКУ Тверской области «ЦОДД».

В силу пункта 7 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемыми в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Согласно части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных, в частности, частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяется задержание транспортного средства.

Задержание транспортного средства включает его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (часть 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.

В силу статьи 906 Гражданского кодекса Российской Федерации правила главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.

Из содержания пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.

Таким образом, исходя из положений приведенных выше правовых норм, при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Согласно Распоряжению Правительства Тверской области от 31 октября 2018 года № 610-рп основными целями деятельности ГКУ Тверской области «ЦОДД», в том числе, являются обеспечение функционирования специализированных стоянок транспортных средств, задержанных за нарушение правил дорожного движения, обеспечение перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, взимания платы стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств, а также возврата задержанных транспортных средств.

Порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, а также возврата транспортных средств определен Законом Тверской области от 28 июня 2012 года № 49-ЗО, согласно части 1 статьи 4 которого оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства осуществляется в сроки и по тарифам, установленным нормативным правовым актом уполномоченного исполнительного органа государственной власти в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Приказом ГУ «РЭК» Тверской области от 12 декабря 2018 года № 394-нп установлены тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в 2020 году, а также срок для оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства - 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства.

Приказом ГУ «РЭК» Тверской области от 09 декабря 2020 года № 135-нп установлены тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в 2021 году.

Приказом ГУ «РЭК» Тверской области от 16 декабря 2020 года № 436-нп установлены тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в 2022 году.

Согласно протокола 69ЗД № 036924 от 05 декабря 2020 года о задержании транспортного средства основанием для задержания транспортного средства Форд Фокус, государственный регистрационный знак <***>, послужило совершение ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Транспортное средство передано сотрудниками ГИБДД представителю ГКУ Тверской области «ЦОДД» для транспортировки и перемещения на специализированную стоянку по адресу: <...> где транспортное средство хранится по настоящее время.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 64 Тверской области от 07 декабря 2020 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что управлял названным транспортным средством в состоянии опьянения и не имея права управления транспортными средствами, чем нарушил пункт 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации.

Поскольку представленными в дело доказательствами, в том числе материалами дела об административном правонарушении № 5-606/2020, подтверждается, что 06 декабря 2020 года на специализированную стоянку ГКУ Тверской области «ЦОДД», расположенную по адресу: <...> было перемещено транспортное средство Форд Фокус, государственный регистрационный знак , задержанное сотрудниками полиции при соблюдении правил, установленных законом, ввиду совершения управлявшим им ФИО2 административного правонарушения, исковые требования к данному ответчику о взыскании стоимости перемещения и хранения заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Суд соглашается с представленным истцом расчетом стоимости перемещения и хранения транспортного средства, поскольку он основан на тарифах, установленных уполномоченным органом, и является арифметически верным, стороной ответчиков не оспорен.

По карточке учета транспортного средства, Форд Фокус, государственный регистрационный знак , зарегистрирован за ФИО3

В силу статьи 899 Гражданского кодекса Российской Федерации ФИО3, являющийся собственником транспортного средства, обязан забрать переданную на хранение вещь. Определяя срок, в течение которого ответчик обязан забрать транспортное средство, суд находит разумным и обоснованным десятидневный срок, указанный истцом для устранения нарушений. Учитывая объем действий, необходимых для устранения выявленных нарушений, суд полагает возможным и отвечающим требованиям целесообразности установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Исходя из вышеуказанных положений закона, с ответчика ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7039,66 рубля (имущественное требование в размере 383966 рублей), с ответчика ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей (неимущественное требование).

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр организации дорожного движения» к ФИО2, ФИО3 о взыскании стоимости перемещения и хранения транспортного средства и возложении обязанности забрать переданную на хранение вещь удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 (паспорт гражданина Российской Федерации ) в пользу Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр организации дорожного движения» (ИНН <***>, ОГРН <***>) стоимость перемещения и хранения транспортного средства в размере 383966 рублей.

Возложить на ФИО3 (паспорт гражданина Российской Федерации ) обязанность забрать транспортное средство МАРКА, государственный регистрационный знак , VIN , со специализированной стоянки, расположенной по адресу: <...>, в течение десяти календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО2 (паспорт гражданина Российской Федерации ) государственную пошлину в бюджет муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь в размере 7039 рублей 66 копеек.

Взыскать с ФИО3 (паспорт гражданина Российской Федерации ) государственную пошлину в бюджет муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Почаева

Мотивированное решение составлено 16 августа 2022 года.

Председательствующий А.Н. Почаева

Дело № 2-1640/2022

УИД № 69RS0036-01-2022-002289-74