ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690038-03-2021-001156-50 от 06.07.2021 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1198/2021

УИД № 69RS0038-03-2021-001156-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2021 года г. Тверь

Московский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Лискиной Т.В.,

при секретаре Плескачевой М.Г.,

с участием

представителя административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика Смоленской таможни ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области, Смоленской таможне об оспаривании действий должностных лиц,

у с т а н о в и л:

ФИО5 через представителя по доверенности ФИО3 обратился в суд с административном иском с учетом уточнения в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ к Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области, Смоленской таможне, в котором просит признать незаконными:

- действия Смоленской Таможни в части признания необоснованной выдачу ПТС , недоведения до заинтересованного лица (собственника ТС) информации о лишении транспортного средства ранее признанного статуса Евразийского экономического союза, неверном расчете госпошлины при ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации, недоведения до заинтересованных лиц информации о причинах, послуживших основанием для проведения проверки законности выдачи ПТС на спорное транспортное средство, недоведения информации о необходимости доплатить госпошлины, а также о механизме расчета госпошлины в части курса Евро, используемого при проведении расчета;

- действия ГИБДД УМВД России по Тверской области в части аннулирования регистрационного учета транспортного средства Nissan Skayline 2S 2004 г.в., VIN номер отсутствует, государственный регистрационный знак , недоведения до собственника транспортного средства в установленном Законом порядке и в установленный Законом срок информации об аннулировании ПТС;

- действия УМВД России по Тверской области в части недоведения до собственника транспортного средства в установленном Законом порядке и в установленный Законом срок информации об аннулировании ПТС;

обязании УМВД России по Тверской области восстановить государственную регистрацию автомобиля Nissan Skayline 2S 2004 г.в., VIN номер отсутствует, государственный регистрационный знак , в установленном законом порядке, выдав при этом оформленные в установленном законом порядке документы (ПТС и СТС).

В обоснование иска указано, что в октябре 2019 года между ФИО5 и ФИО1 был заключен договор купли-продажи автомобиля Nissan Skayline 2S 2004 г.в., VIN номер отсутствует, гос. per. знак . Принадлежность ТС собственнику была подтверждена ПТС . При заключении Договора стороны удостоверились, что транспортное средство принадлежит ФИО1. на законных основаниях и на законных основаниях находится на территории РФ. Транспортное средство было передано ФИО5 вместе с правоустанавливающими документами. Денежные средства были оплачены ФИО1. в полном объеме. Договор составлен в письменной форме, передан на государственную регистрацию в органы ГИБДД, переход права собственности на ТС был зарегистрирован в установленном Законом порядке. 08.02.2021 года истец узнал, что регистрационный учет транспортного средства Nissan Skayline 2S 2004 г.в., VIN номер отсутствует, гос. per. знак был аннулирован еще 24.01.2020 года на основании п. 50 Правил государственной регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом МВД РФ от 26.06.2018 г. № 399 в связи с полученной информацией из Тверской таможни о необоснованно выданном ПТС. Ранее информация об аннулировании ПТС ни в адрес предыдущего собственника ТС ФИО1 ни в адрес ФИО5 уполномоченными органами не направлялась, при том, что и Таможенные органы, и УМВД России по Тверской области в информационных письмах и решениях неоднократно указывали на необходимость направления в адрес собственника ТС информации об аннулировании ПТС на автомобиль Ниссан Скайлайн. Более того, из представленных документов следует, что размер подлежащей уплате государственной пошлины был пересчитан, так как выяснилось, что ввозимое ТС не имело специального статуса Евразийского экономического союза. При этом Главный таможенный инспектор ФИО6 при проведении проверки пришел к выводу о том, что ТС таким статусом обладает, по результатам проведенной Тверской таможней проверки также было установлено, что ввозимое ТС обладает специальным статусом Евразийского таможенного союза. Остается непонятным, когда и на каком основании ТС такого статуса лишилось. ТС проверялось двумя таможенными органами - при вывозе Армянской стороной, при ввозе - Российским таможенным органом, и оба органа пришли к выводу о том, что ТС соответствует всем предусмотренным Законом и международными соглашениями требованиям, соответственно, не нашли нарушений и выдали ПТС. Сведений о том, что послужило основанием для проведения проверки в материалы дела стороной административного ответчика не представлены. Из представленных материалов дела следует, что ФИО1 10.06.2019 года обратился в таможенный орган с Заявлением о проведении таможенного контроля с целью подтверждения статуса товара таможенного союза и выдаче ПТС на приобретенное им ТС Ниссан Скайлайн стоимостью 300 000 рублей. Данное заявление было принято, таможенный орган рассчитал величину госпошлины, подлежащей к уплате за ввоз ТС, госпошлина была оплачена ФИО1. в установленный законом срок и в полном объеме. ТС было ввезено на территорию РФ, ПТС был выдан в установленном Законом порядке. Таким образом, ФИО1 исполнил возложенные на него Законом обязательства в полном объеме. 27.11.2019 года в ходе проведения проверочных мероприятий таможенным органом была выявлена недоплата госпошлины в сумме 872 119,12 рублей, и решение о выдаче ПТС на указанное ТС было отменено. При этом ФИО1. не был в установленном Законом порядке и в установленные законом сроки проинформирован о принятом решении. Собственникам ТС - ни ФИО1., ни ФИО5 не приходила информация о том, что ТС, оказывается, не имеет статуса Европейского экономического союза и им необходимо доплатить госпошлину в сумме 872 119,12 рублей. Полагает, что действия ответчиков в данном случае не были основаны на законе, поскольку, во-первых, величина госпошлины за ввоз товара не может троекратно превышать стоимость самого автомобиля, а, во-вторых, решение о результатах проведенной проверки, необходимости произвести какие-либо действия (доплатить госпошлину), об аннулировании ПТС должно было быть доведено до заинтересованного лица в установленном Законом порядке в установленные Законом сроки.

В соответствии с п. 72 приказа МВД РФ № 496 Министерства промышленности и энергетики РФ № 192, Министерства экономического развития РФ № 134 от 23.06.2005 г. выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными). Прекращение действия Паспорта технического средства, которые не свидетельствуют о незаконности выдачи ПТС и не указывают на его недействительность (с момента выдачи) не может быть положено в основу признания недействительным паспорта транспортного средства, а значит и не может служить основанием для аннулирования государственной регистрации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении 22.04.2011 г. № 5-П, не предполагается отказ в защите прав собственника транспортного средства при рассмотрении по его требованию судом дела о восстановлении регистрационного учета этого транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, без исследования и оценки всех обстоятельств, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Истец полагает, что изложенные обстоятельства свидетельствуют об игнорировании ответчиками указанных ведомственных актов и нарушают конституционное право собственности истца, поскольку аннулирование регистрационного учета автомобиля лишает возможности истца по эксплуатации и распоряжению транспортным средством по своему усмотрению.

Автомобиль Nissan Skayline 2S 2004 г.в., VIN номер отсутствует, гос. per. знак , был поставлен на таможенный учет в Российской Федерации и зарегистрирован в установленном законом порядке. ТС проходил регистрацию в органах ГИБДД, и только в 2020 году выяснилось, что ПТС, якобы, был выдан необоснованно.

Согласно п. 9 Положения о ПТС Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Согласно п. 72 Положения о ПТС, выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).

Истцу неизвестно, какие именно обстоятельства послужили основанием для прекращения (аннулирования) регистрации автомобиля. Полагает, что его права, как собственника ТС, существенно нарушаются по вине административных ответчиков. Имеются основания для признания решения об аннулировании регистрационного учета транспортного средства незаконным, и восстановления государственной регистрации транспортного средства административного истца. Вышестоящему руководителю жалоба на действия должностных лиц не подавалась.

В судебное заседание административный истец ФИО5 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом по указанному в административном исковом заявлении адресу места жительства, воспользовался правом иметь представителя.

Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Смоленской таможни по доверенности ФИО4 в судебном заседании не признал заявленные исковые требования, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.

Как следует из письменного отзыва Смоленской таможни, 10.06.2019 года на Тверской таможенный пост было подано заявление от ФИО1 (ДКП от 17.05.2019г.) о выдаче ПТС на транспортное средство, ввезенное из Республики Армения для личного использования с комплектом документов. Выдача паспорта на транспортное средство производилась на основании заявления, поданного на Тверской таможенный пост собственником транспортного средства, на основании сведений, указываемых лицом, перемещающим транспортное средство, данных товаросопроводительных документов, заключения экспертизы и результатов осмотра транспортного средства NISSAN SIYLINE, кузов V35-300288. Соблюдение требований п.20 Раздела 2 Приказа № 496/192/134 от 23.06.2005г. «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» в рамках представления транспортного средства или шасси таможенным органам собственником было выполнено 18.06.2019 г. в полном объеме, что подтверждается результатами фото-фиксации. Соблюдение требований ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» было выполнено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» в рамках установленного коэффициента в размере 0,26. При проведении документальной проверки должностным лицом Тверского таможенного поста было установлено, что на основании сведений базы данных ФТС России «И-СС ФТС» (Реестр автомобилей, ввезённых из Республики Армения и Кыргызской Республики и выпущенных в свободное обращение) выпуск в свободное обращение заявленного транспортного средства осуществлен 15.01.2018 года на территории Республика Армения по ДТ . Согласно этих данных, должностным лицом Тверского таможенного поста было определено, что транспортное средство обладает статусом товара Таможенного союза. Однако должностное лицо Тверского таможенного поста не учло, что транспортное средство, ввозимое физическим лицом на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения, является выпущенным в обращение товаром ЕАЭС в том случае, если оно было выпущено в обращение в соответствии с нормами законодательства ЕАЭС или до даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. На основании положений, изложенных в Приложении № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанному в г. Минске 10.10.2014 в части статуса товаров и таможенных процедур и анализа документов, представленных при обращении в Тверскую таможню о проведении таможенного контроля с целью подтверждения статуса товара Евразийского экономического союза и выдачи ПТС на приобретенное и ввезенное транспортное средство установлено, что данное транспортное средство не имело статуса товара Евразийского экономического союза, что подтверждается копиями документов о таможенном декларировании в Республике Армения и подлежит таможенному декларированию в соответствии с Порядком совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящихся под таможенным контролем, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311. На основании п. 34 Приложения № 3 к Договору установлен факт неуплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства NISSAN SIYLTNE, 2.5, 2004 г.в., идентификационный номер , объем двигателя 2495 куб. см. В результате произведенного расчета определена сумма таможенных платежей, подлежащих уплате. В соответствии с Приложением № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 в отношении автомобилей, с моменты выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которых превышает 2300 куб.см., но не превышает 3000 куб.см., подлежат уплате таможенные платежи по единой ставке в размере 5 евро за 1 куб.см. рабочего объема двигателя. Следовательно, при ввозе указанного транспортного средства на территорию Российской Федерации физическим лицом для личного пользования, подлежат уплате таможенные платежи по единой ставке в размере: (2495 х 5) х 73.2605 = 913924,74 рублей. При таможенном декларировании в Республике Армения, согласно информации приходного ордера №, в бюджет Республики Армения были плачены таможенные пошлины и налоги в сумме - 357255 армянских драмов = 41805,62 рублей. Следовательно, разница между подлежащими уплате и уплаченными при таможенном декларировании в Республике Армения таможенными платежами составляет – 872 119,12 рублей. В связи с изложенным, по результатам проверки в части правомерности оформления паспорта транспортного средства Тверской таможней в порядке ведомственного контроля отменено решение о выдаче ПТС на данное транспортное средство; на основании пункта 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. №496/192/134, информация о результатах ведомственного контроля направлена в подразделение Госавтоинспекции для признания выданного ПТС недействительным (необоснованно выданными); физическое лицо, обратившееся с заявлением о выдаче ПТС на транспортное средство, письменно уведомлено о необходимости таможенного декларирования транспортного средства в установленном порядке.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. От заинтересованного лица МРЭО ГИБДД УМВД России по Тверской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Явка сторон в судебное заседание не признана судом обязательной, что в силу положений ст.ст. 150, 289 ч.2 Кодекса административного судопроизводства РФ дает суду право на рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

В материалах дела имеются письменные возражения административного ответчика УМВД России по Тверской области по заявленным ФИО5 исковым требованиям, в которых указано, что регистрация транспортного средства Nissan Skayline 2S, 2004 г.в., VIN номер отсутствует, гос.рег.знак , аннулирована на основании заключения проверки, проведенной в УГИБДД УМВД России по Тверской области от 27.12.2019 года. В ходе проверки установлено, что 9 июля 2019 года в МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области зарегистрировано транспортное средство Nissan Skayline 2S, 2004 г.в., VIN номер отсутствует, гос.рег.знак , ПТС от 21 июня 2019 года, на имя гр. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 23 октября 2019 года вышеуказанное транспортное средство перерегистрировано в МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области на имя гр. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 10 декабря 2019 года в МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области поступила информация о признании необоснованно выданными Тверской таможней паспортов транспортных средств, в том числе ПТС от 21 июня 2019 года. В соответствии с п. 72 приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 г. «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», который действовал на момент проведения проверки, выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными). Учитывая тот факт, что Тверской таможней, ПТС признан недействительным, в соответствии с п.п. 3, 50 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 г. № 399 (действовали на момент проведения проверки), и п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 (действовали на момент проведения проверки), регистрация транспортного средства должна быть аннулирована регистрационным подразделением Госавтоинспекции. Прекращение государственного учета не влечет за собой абсолютное лишение прав его собственника (законного владельца) на осуществление принадлежащих ему правомочий в отношении транспортного средства. Таким образом, собственник (законный владелец) вправе обратиться к органу, осуществлявшему регистрацию и снятие с регистрации автотранспортного средства, с заявлением о восстановлении регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства, представив доказательства устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации.

Выслушав объяснения явившихся представителей сторон, исследовав имеющиеся материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

В силу части 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.По смыслу положений ст. 227 КАС РФ суд принимает решение по административному делу об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. При этом обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод принятием оспариваемого решения в силу ст. 226 КАС РФ возлагается на истца.

К обжалуемым в порядке гл. 22 КАС РФ решениям, относятся акты перечисленных выше лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций; к действиям их властное волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению; к бездействию неисполнение перечисленными лицами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В судебном заседании установлено, что 10 июня 2019 года ФИО1 обратился с заявлением в Тверской таможенный пост о проведении таможенного контроля с целью подтверждения статуса товара Евразийского экономического союза и выдачи ПТС на приобретенное и ввезенное транспортное средство Nissan Skyline 2.5, 2004 года выпуска, идентификационный номер VIN V35-300288, предоставив необходимые для этого документы.

Как следует из докладной записки главного государственного таможенного инспектора ОТО и ТК № 1 Тверского т\п ФИО2. от 21.06.2019 года при проведении документальной проверки установлено, что согласно сведениям "ИИС ФТС" и из ДТ заявленное транспортное средство выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения 15.01.2018 года и обладает статусом товара Таможенного союза. 18.06.2019 года в полном объеме выполнено соблюдение требований п. 20 Раздела 2 Приказа № 496\192\134 от 23.06.2005 г. "Об утверждении Положений о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" в рамках представления транспортного средства или шасси таможенным органам. Соблюдение требований ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" выполнено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 г. № 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средства и (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" в рамках установленного коэффициента в размер 0,26.

21 июня 2019 года на имя ФИО1. был выдан паспорт транспортного средства на автомобиль Nissan Skyline 2.5, 2004 года выпуска, идентификационный номер VIN .

09.07.2019 года данное транспортное средство было зарегистрировано в МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области, с выдачей государственного регистрационного знака .

21 октября 2019 года между ответчиком ФИО1. и истцом ФИО5 был заключен договор купли-продажи транспортного средства Nissan Skyline 2.5, 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак .

23 октября 2019 года вышеуказанное транспортное средство было перерегистрировано в МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области на имя ФИО5.

В период времени с 19 ноября 2019 года по 27 ноября 2019 года отделом таможенных процедур и таможенного контроля Тверской таможни были проведены проверочные мероприятия в отношении транспортных средств, ввезенных физическими лицами для личного пользования из Республики Армения, в части правомерности оформления паспортов транспортных средств, в том числе и в отношении транспортного средства Nissan Skyline 2.5, 2004 года выпуска, идентификационный номер VIN , по заявлению ФИО1 В результате указанных мероприятий было выявлено, что главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК № 1 Тверского таможенного поста ФИО2 при совершении операций по оформлению и выдаче ПТС на указанное транспортное средство не были учтены: положения, изложенные в Приложении № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанном в г. Минске 10.10.2014 года; положения Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 г. №107, в результате чего ПТС на данное транспортное средство выдано без взимания причитающихся таможенных платежей, что является основанием для признания ПТС на автомобиль Nissan Skyline 2.5, 2004 года выпуска, идентификационный номер VIN , недействительным (необоснованно выданным).

Согласно положениям, изложенным в Приложении № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанному в г. Минске 10.10.2014 в части статуса товаров и таможенных процедур:

- пункт 13 - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, классифицируемые в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран и помещенные после подписания Договора под таможенный режим ввоза для свободного обращения или таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, отличающимся от установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС, в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации признаются иностранными товарами:

до уплаты таможенных пошлин в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин и сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС;

до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС.

- пункт 30 - ставки таможенных пошлин, налогов, установленные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107, не применяются в Республики Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

- пункт 31 - автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 107;

до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.

пункт 34 - в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего Приложения, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере, указанном в абзаце втором пункта 31 настоящего Приложения, до ввоза на территории других государств - членов Евразийского экономического союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства - члена Евразийского экономического союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыли такие автомобили.

На основании приведенных норм и анализа документов, представленных ФИО1. при обращении в Тверскую таможню 10.06.2019 года о проведении таможенного контроля с целью подтверждения статуса товара Евразийского экономического союза и выдачи ПТС на приобретенное и ввезенное транспортное средство, Тверской таможней правомерно было установлено, что транспортное средство Nissan Skayline 2S, 2004 г.в., кузов V35-, государственный регистрационный знак , не имело на момент таможенного контроля статуса товара Евразийского экономического союза, что подтверждается копиями документов о таможенном декларировании в Республике Армения. Данное транспортное средство подлежало таможенному декларированию в соответствии с Порядком совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящихся под таможенным контролем, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311.

На основании п. 34 Приложения № 3 к Договору Тверской таможней был установлен факт неуплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства NISSAN SIYLTNE, 2.5, 2004 г.в., идентификационный номер V35-, объем двигателя 2495 куб. см. В результате произведенного расчета определена сумма таможенных платежей, подлежащих уплате.

В соответствии с Приложением № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 в отношении автомобилей, с моменты выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которых превышает 2300 куб.см., но не превышает 3000 куб.см., подлежат уплате таможенные платежи по единой ставке в размере 5 евро за 1 куб.см. рабочего объема двигателя.

Следовательно, при ввозе указанного транспортного средства на территорию Российской Федерации физическим лицом для личного пользования, подлежали уплате таможенные платежи по единой ставке в размере: (2495 х 5) х 73.2605 = 913924,74 рублей.

Как следует из материалов проверки Тверской таможни, при таможенном декларировании в Республике Армения, согласно информации приходного ордера №, в бюджет Республики Армения были уплачены таможенные пошлины и налоги по данной машине в сумме - 357255 армянских драмов, что равно 41 805,62 рублей. Следовательно, разница между подлежащими уплате и уплаченными при таможенном декларировании в Республике Армения таможенными платежами составила – 872 119,12 рублей.

В связи с изложенным, по результатам проверки в части правомерности оформления паспорта транспортного средства Тверской таможней в порядке ведомственного контроля правомерно отменено решение о выдаче ПТС на данное транспортное средство; на основании пункта 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. №496/192/134, информация о результатах ведомственного контроля направлена в подразделение Госавтоинспекции для признания выданного ПТС недействительным (необоснованно выданными); а ФИО1. был письменно уведомлен о необходимости таможенного декларирования транспортного средства в установленном порядке, что подтверждается копией письма от 06.12.2019 № 33-01-13/0265 и списком № 1224 внутренних почтовых отправлений от 09.12.2019 года Тверской таможни.

В соответствии с п. 72 приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 г. «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», который действовал на момент проведения проверки, выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).

В судебном заседании установлено, что в УГИБДД УМВД России по Тверской области в декабре 2019 года была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что 9 июля 2019 г. в МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области зарегистрировано транспортное средство Nissan Skayline 2S, 2004 г.в., гос.рег.знак , ПТС от 21 июня 2019 г. на имя гр. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 23 октября 2019 г. вышеуказанное транспортное средство было перерегистрировано в МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области на имя гр. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 10 декабря 2019 г. в МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области поступила информация о признании необоснованно выданными Тверской таможней паспортов транспортных средств, в том числе ПТС от 21 июня 2019 г.

В соответствии с п.п. 3, 50 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 г. №399 и п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605, регистрация транспортного средства должна быть аннулирована регистрационным подразделением Госавтоинспекции, если документы, на основании которых выдан паспорт транспортного средства, признан поддельным (подложным) либо недействительным (необоснованно выданным).

Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности. Именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения.

Данные положения не могут рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

В соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона государственный учет транспортного средства прекращается.

С учетом изложенного, начальником УГИБДД УМВД России по Тверской области правомерно было утверждено 27.12.2019 года Заключение по факту получения информации о необоснованно выданным Тверской таможней паспортов транспортных средств, на основании которого была аннулирована регистрация транспортного средства Nissan Skayline 2S, 2004 г.в., кузов V35-, государственный регистрационный знак .

Согласно реестру 00002/МРО-20 простых писем, направляемых МРЭО ГИБДД № 1 Росси по Тверской области от 24.01.2020 года, ФИО5 было направлено уведомление о принятом решении. Действующее законодательство не содержит требований о направлении подобных извещений заказной корреспонденцией.

Частью 3 ст. 18 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено возобновление государственного учета транспортного средства.

Таким образом, прекращение государственного учета транспортного средства не влечет за собой абсолютное лишение прав его собственника (законного владельца) на осуществление принадлежащих ему правомочий в отношении транспортного средства. Собственник (законный владелец) вправе обратиться к органу, осуществлявшему регистрацию и снятие с регистрации автотранспортного средства, с заявлением о восстановлении регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства, представив доказательства устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.

Таким образом, для признания решения, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) нормативным правовым актам, и нарушение решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При рассмотрении заявленных ФИО5 административных исковых требований указанной в ст. 227 КАС РФ совокупности судом не установлено.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО5 к Смоленской таможне, в состав которой в результате реорганизации вошла Тверская таможня, ГИБДДД УМВД России по Тверской области и УМВД России по Тверской области.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО5 о признании незаконными:

- действия Смоленской Таможни в части признания необоснованным выдачи ПТС , недоведения до заинтересованного лица (собственника ТС) информации о лишении транспортного средства ранее признанного статуса Евразийского экономического союза, неверном расчете госпошлины при ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации, недоведения до заинтересованных лиц информации о причинах, послуживших основанием для проведения проверки законности выдачи ПТС на спорное транспортное средство, недоведения информации о необходимости доплатить госпошлины, а также о механизме расчета госпошлины в части курса Евро, используемого при проведении расчета;

- действия ГИБДД УМВД России по Тверской области в части аннулирования регистрационного учета транспортного средства Nissan Skayline 2S 2004 г.в., VIN номер отсутствует, государственный регистрационный знак , недоведения до собственника транспортного средства в установленном Законом порядке и в установленный Законом срок информации об аннулировании ПТС;

- действия УМВД России по Тверской области в части недоведения до собственника транспортного средства в установленном Законом порядке и в установленный Законом срок информации об аннулировании ПТС;

обязании УМВД России по Тверской области восстановить государственную регистрацию автомобиля Nissan Skayline 2S 2004 г.в., VIN номер отсутствует, государственный регистрационный знак , в установленном законом порядке, выдав при этом оформленные в установленном законом порядке документы (ПТС и СТС) – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Лискина

Решение принято в окончательной форме 13 июля 2021 года.

Судья Т.В. Лискина

Дело № 2а-1198/2021

УИД № 69RS0038-03-2021-001156-50