ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690038-03-2022-002527-27 от 22.09.2022 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1286/2022 (УИД № 69RS0038-03-2022-002527-27)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2022 года г. Тверь

Московский районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Боева И.В.,

при секретаре судебного заседания Борцовой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидорова Е.С. к МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области, и.о. начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Тверской области Виноградову А.В. о признании незаконным отказа о внесении изменений в свидетельство о регистрации транспортного средства, возложении обязанности выдать свидетельство о регистрации транспортного средства с указанием экологического класса транспортного средства, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Сидоров Е.С. обратился в суд с административным иском к МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области о признании незаконным отказа о внесении изменений в свидетельство о регистрации транспортного средства, возложении обязанности выдать свидетельство о регистрации транспортного средства с указанием экологического класса транспортного средства, взыскании судебных расходов.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика было привлечено УМВД России по Тверской области, а в качестве заинтересованных лиц орган по сертификации «Фонд поддержки потребителей» - ОС «Мади-Фонд», АО «Электронный паспорт», Филиал ООО «Ман трак энд Рус» в г.Санкт-Петербурге, и.о.начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Виноградов А.В., процессуальный статус которого при рассмотрении дела был изменён со статуса заинтересованного лица на статус соответчика.

В обоснование заявленных требований указано, что Сидоров Е.С. является собственником автомобиля MAN LE 12.180 4*2 ВВ гос. номер . До 07.02.2022г. в gаспорте транспортного средства экологический класс значился как «не установлен». В феврале 2022г. он обратился в ООО «Эталон» с целью установить экологический класс транспортного средства и внести установленный класс в электронный паспорт транспортного средства. ООО «Эталон» находится в реестре Минпромторга России под номером 242 уполномоченных органов (организаций), осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств) самоходных машин и других видов техники. После проведения необходимых работ ООО «Эталон» установило экологический класс транспортного средства - третий, и внесло установленный класс в электронный паспорт транспортного средства. На основании произведенных изменений 09.02.2022г. административный истец обратился в МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области с целью получения дубликата Свидетельства о регистрации транспортного средства автомобиля MAN LE 12.180 4*2 ВВ гос. номер . Получение дубликата было необходимо после внесения изменений в электронный паспорт транспортного средства с указанием экологического класса - третий. При получении дубликата, Сидоров Е.С. обнаружил, что в нем присутствует запись: экологический класс не установлен. Он обратил внимание на этот факт сотрудника выдавшего документы и предложил исправить ошибку, на это предложение получил ответ, что никаких изменений они вносить не будут. 18.02.2022г. он обратился в МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области с письменной жалобой на отказ заменить экологический класс в свидетельстве о регистрации транспортного средства. В ответе МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области от 18.03.2022г. был подтвержден отказ во внесении изменений. Административный истец полагает, что такие действия сотрудников МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области незаконны. Данные свидетельства о регистрации транспортного средства противоречат данным электронного паспорта транспортного средства.

В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит признать незаконным отказ МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области о внесении изменений в свидетельство о регистрации транспортного средства с указанием экологического класса – «третий». Обязать МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области выдать Сидорову Егору Сергеевичу свидетельство о регистрации транспортного средства с указанием экологического класса «третий». Взыскать с МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области в пользу Сидорова Егора Сергеевича оплаченную госпошлину в размере 300 рублей. Взыскать с МРЭО ГИБДД №1 УМВД по Тверской области в пользу Сидорова Е.С. судебные расходы в размере 18000 рублей.

В судебном заседании Сидоров Е.С., а также его представить Банников С.В. доводы административного искового заявления поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в нём.

Представитель УМВД России по Тверской области Смирнова П.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 ст. 46 Конституции РФ). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 ст. 46 Конституции РФ).

Частью 1 статьи 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что Сидоров Е.С. является собственником транспортного средства MAN LE 12.180 4*2 ВВ, государственный регистрационный знак регион, ввезенного на территорию РФ в 2004 году. Автомобиль был поставлен на регистрационный учет в органах ГИБДД с указанием в том числе сведений о том, что экологический класс для данного транспортного средства - «не установлен». В феврале 2022 года Сидоров Е.С. обратился в ООО «Эталон» с целью установления экологического класса транспортного средства и внесении данных сведений в электронный паспорт транспортного средства. ООО «Эталон» в электронный паспорт транспортного средства были внесены данные о классе указанного транспортного средства – «третий», в связи с чем административный истец обратился в МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области с целью получения дубликата свидетельства о регистрации транспортного средства - автомобиля MAN LE 12.180 4*2 ВВ гос. номер регион. При получении дубликата, Сидоров Е.С. обнаружил, что в нем присутствует запись: «экологический класс не установлен». 18.02.2022г. он обратился в МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области с письменной жалобой на отказ во внесении в свидетельство о регистрации транспортного средства сведений об экологическом классе транспортного средства. К жалобе от 18.02.2022 года Сидоровым Е.С. было приложено свидетельство о регистрации ТС, копия электронного паспорта транспортного средства № и копия паспорта заявителя.

В соответствии с ответом и.о. начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Виноградова А.В. от 18.03.2022 года № 3/227705800890 о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства принадлежащего Сидорову Е.С. было отказано. Полагая, что полученный отказ является незаконным, Сидоров Е.С. обратился в суд с настоящим административным иском.

Решением Комиссии Таможенного Союза от 19 декабря 2011 года № 877 (далее-Технический регламент) был утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), вступивший в силу с 01 января 2015 года, положениями которого транспортные средства и их двигатели, в зависимости от уровня выброса ими загрязняющих веществ, делятся на экологические классы (2, 3, 4 и 5), под которыми понимаются классификационные коды, характеризующие конструкцию транспортного средства или двигателя внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов, а также уровня требований к системе бортовой диагностики.

Таким образом, экологический класс транспортного средства определяется классификационным кодом, характеризующим конструкцию транспортного средства или двигателя внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, и относится к экологическим характеристикам транспортного средства.

Согласно пункту 6 Технического регламента 2015 года используются понятия, установленные Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г., а также применяются термины, которые означают следующее: «документ, идентифицирующий транспортное средство (шасси)» - документ, выпускаемый уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащий сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента; «экологический класс» - классификационный код, характеризующий конструкцию транспортного средства или двигателя внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов, а также уровня требований к системам бортовой диагностики.

Таким образом, на основании приведенных выше положений, экологический класс транспортного средства административного истца должен быть документально подтвержден.

В целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте Совет Министров - Правительство Российской Федерации 18 мая 1993 г. приняло постановление № 477 «О введении паспортов транспортных средств» (Документ утратил силу с 1 ноября 2020 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № 166. С 1 ноября 2020 года бумажные ПТС не оформляются (Решение Коллегии ЕЭК от 22.09.2015 года № 122). Данное Постановление действовало на момент ввоза транспортного средства административного истца на территорию Российской Федерации.

Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (пункт 1 Постановления).

Паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г. (пункт 2 Постановления).

Пунктом 3 названного Постановления утверждено Положение о паспорте транспортного средства (шасси транспортного средства) разрабатывается и утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Согласно пункту 6 указанного Положения, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС (одобрение типа транспортного средства) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии одобрения типа шасси (ОТШ). Допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока на который они были выданы.

Приложением № 14 к Техническому регламенту 2015 года утверждена форма ОТТС, обязательным реквизитом которой являются категория и экологический класс транспортного средства.

В силу пункта 57 того же Положения выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

Строка 13 (экологический класс) заполняется в соответствии с пунктом 36 Положения (пункт 60.6 Положения), то есть в строке «13. Экологический класс» прописью указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.

При отсутствии в паспорте данной строки сведения об экологическом классе транспортного средства в раздел «Особые отметки» вносится запись: «Экологический класс (указывается номер экологического класса)».

Согласно пункту 60.9 Положения строка 17 (ОТТС) заполняется в соответствии с пунктом 41 настоящего Положения, то есть в строке «17. Одобрение типа ТС» указываются номер, под которым сведения об ОТТС или Свидетельстве включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или Свидетельства и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.

Согласно материалам дела, автомобиль MAN LE 12.180 4*2 ВВ гос. номер был ввезен на территорию Российской Федерации в 2004 году. Таможенным органом на него оформлен паспорт транспортного средства строка об экологическом классе отсутствует. В особых отметках, при совершении регистрационного действия от 14.08.2014 года (запись о котором внесена в настоящее ПТС) указано «эк. класс нет данных». 28.12.2021 года Сидоровым Е.С. приобретено транспортное средство марки МАN LЕ 12.180 4Х2 ВВ, 2004 года выпуска, паспорт транспортного средства от 28.12.2021 года. Согласно сведениям, внесенным в ПТС № от 28.12.2021 пункт 13 об экологическом классе содержит запись «Не установлено». 07.02.2022 года ООО «Эталон» выдан электронный ПТС , в который внесена отметка о 3 экологическом классе автомобиля.

Правовая и организационная основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, определяются Федеральным законом от 03.08.2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1764 (далее - Федеральный закон и Правила регистрации соответственно) также определен порядок регистрации транспортных средств в том числе, внесение изменений в их регистрационные данные.

В части 1 статьи 10 названного Федерального закона дано определение регистрационного действия, под которым понимается действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство. Регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения (ч. 3 ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Часть 4 ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к регистрационным действиям относит: 1) постановку транспортного средства на государственный учет - включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные; 2) внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство; 3) прекращение государственного учета транспортного средства - включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении; 4) возобновление государственного учета транспортного средства - отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства; 5) снятие транспортного средства с государственного учета - перенос записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств; 6) восстановление государственного учета транспортного средства - отмена переноса записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств в случае признания действий по снятию транспортного средства с государственного учета незаконными или необоснованными; 7) оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего; 8) оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.

Порядок осуществления таких регистрационных действий, а также состав административных процедур определен Правилами регистрации и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденным приказом МВД России от 28 декабря 2019 года № 950.

Кроме того, аналогичная норма установлена пунктом 15 приложения № 7 к Порядку функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122.

К регистрационным данным транспортного средства ч. 2 ст. 11 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит: 1) государственный регистрационный номер транспортного средства; 2) год выпуска транспортного средства; 3) марка и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства); 4) категория (подкатегория) транспортного средства, на управление которым предоставляется специальное право в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также категория транспортного средства, соответствующая классификации транспортных средств, установленной техническим регламентом Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств; 5) идентификационный номер транспортного средства либо идентификационный номер основного компонента транспортного средства в случае, если транспортное средство не имеет идентификационного номера транспортного средства; 6) цвет транспортного средства; 7) масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) и технически допустимая максимальная масса (полная масса); 8) данные о владельце транспортного средства: а) фамилия, имя и (при наличии) отчество физического лица, фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя с указанием на статус индивидуального предпринимателя, наименование юридического лица; б) место жительства физического лица или индивидуального предпринимателя либо место нахождения юридического лица; 9) мощность двигателя транспортного средства; 10) экологический класс транспортного средства.

Часть 1 ст. 15 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» наделяет должностное лицо регистрационного подразделения правом потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов: 1) заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий; 2) документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия. Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если регистрационное действие совершается с участием специализированной организации или если полномочия представителя владельца транспортного средства основаны на нотариально удостоверенной доверенности; 3) документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных; 4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства; 5) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета; 6) документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств; 7) диагностическая карта, которая содержит заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, оформлена в соответствии с Федеральным законом от 01 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и срок действия которой на дату совершения регистрационных действий не истек, - в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство, или в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство, или в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства.

Для совершения регистрационных действий не допускается требовать представления иных документов, кроме указанных в ч.ч. 1-5 настоящей статьи (ч. 6 ст. 15 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу части 7 той же статьи должностным лицом регистрационного подразделения принимаются к рассмотрению также иные документы, обосновывающие существо заявления о совершении регистрационных действий, представленные по инициативе лица, обратившегося для совершения регистрационных действий.

Представление паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) не требуется, если на транспортное средство оформлен электронный паспорт транспортного средства (электронный паспорт шасси транспортного средства) (ч. 8 ст. 15 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Основания для отказа в совершении регистрационных действий установлены ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так в части 1 указанной статьи указано, что запрещается совершение регистрационных действий: 1) в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства; 2) в случае замены имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства; 3) в отношении транспортного средства, снятого с государственного учета после утилизации; 4) в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов; 5) в отношении транспортного средства, которое находится в розыске либо основной компонент которого находится в розыске.

К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся (ч. 5 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»): 1) запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи; 2) неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств; 3) обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять; 4) непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание; 5) отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт; 6) непредставление транспортного средства для осмотра в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона; 7) наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из обжалуемого ответа о внесении сведений в регистрационные данные транспортного средства было отказано поскольку согласно одобрению типа транспортного средства РОСС RU.0001.11МТ20 экологический класс транспортного средства MAN LE 12/180 4Х2 ВВ, VIN , отсутствует, а согласно паспорту транспортного средства <адрес>, ранее выданного на вышеуказанное транспортное средство в графе «экологический класс» имеется отметка «не установлено».

В соответствии с нормами Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877, внесение сведений об экологическом классе транспортного средства может осуществляться исключительно на основании сведений о нем, указанных в одобрении типа транспортного средства (ОТТС) или в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

Приведенные основания для отказа с учетом того, что к заявлению от 18.02.2022 года Сидоровым Е.С. не были приложены документы, указанные в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятом решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877, позволяющие внести соответствующие изменения в регистрационные данные транспортного средства и обосновывающие несоответствие сведений о транспортном средстве, в том числе сведений об экологическом классе транспортного средства, не противоречит положениям ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а следовательно, оснований для признания отказа во внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства по заявлению Сидорова Е.С. не соответствующим закону, регулирующему спорные правоотношения, у суда не имеется. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность уполномоченных органов вносить исправления в содержание первично выданных паспортов транспортного средства относительно их технических характеристик по заявлению заинтересованных лиц о наличии (по их мнению) ошибок при оформлении данных документов.

Довод стороны административного истца о том, что поскольку ООО «Эталон» в электронный паспорт транспортного средства были внесены сведения об экологическом классе транспортного средства – «третий», следовательно у государственного инспектора не имелось оснований для отказа о внесении в свидетельство о регистрации транспортного средства MAN LE 12.180 4*2 ВВ гос. номер сведений об экологическом классе – «третий», судом во внимание не принимается поскольку в силу п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ПТС, а равно ЭПТС относится к числу документов, идентифицирующих транспортное средство, а не к числу документов, устанавливающих основания для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, о которых говорится в п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, согласно реестру Министерства промышленности и торговли Российской Федерации ООО «Эталон» является организацией уполномоченной на оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники. Сведений о том, что данная организация уполномочена на внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства, в частности изменение (внесение) сведений об экологическом классе транспортного средства, данный реестр не содержит. Документы, подтверждающие указанное обстоятельство в материалах дела также отсутствуют.

При этом само по себе несогласие Сидорова Е.С. с данным ему ответом от 18.03.2022 года № 3/227705800890 и его доводы, не могут служить основаниями для признания его незаконным. В ходе производства по настоящему административному делу судом установлено, что оспариваемый отказ вынесен в установленном законом порядке, уполномоченным должностным лицом и в установленные законом сроки, а потому является законным и обоснованным.

Таким образом, поскольку оснований для признания отказа от 18.03.2022 года № 3/227705800890 МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области Сидорову Е.С. о внесении изменений в Свидетельство о регистрации транспортного средства с указанием экологического класса – «третий» незаконным не имеется, следовательно не подлежат удовлетворению и производные требования административного истца о возложении на МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области выдать Сидорову Е.С. свидетельство о регистрации транспортного средства с указанием экологического класса «третий».

Учитывая все приведенные выше обстоятельства, в действиях МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области суд не находит нарушений требований законодательства, административным ответчиком соблюден порядок принятия решения, установленный требованиями нормативно-правовых актов. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях административного ответчика нарушений требований действующего законодательства. При этом суд учитывает, что ссылки административного истца на нарушения его прав МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего административного дела, доводы истца о нарушении законодательства носят предположительный характер, объективных доказательств нарушения закона административным ответчиком со стороны административного истца не представлено.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Таких оснований для удовлетворения административного иска по данному административному делу не установлено.

Таким образом, оценивая представленные доказательства по правилам ст.ст. 60, 61, 164 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание, что судом не усматривается нарушений требований законодательства со стороны МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области, следовательно действия должностных лиц МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области являются правомерными, в связи с чем, суд находит, что в удовлетворении административного иска в части требований о признании незаконным отказа о внесении изменений в свидетельство о регистрации транспортного средства, возложении обязанности выдать свидетельство о регистрации транспортного средства с указанием экологического класса транспортного средства надлежит отказать.

В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В данном случае, поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Сидорова Е.С. в части признания незаконным отказа во внесении изменений в свидетельство о регистрации транспортного средства, возложении обязанности выдать свидетельство о регистрации транспортного средства с указанием экологического класса транспортного средства, оснований для взыскания с МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек, а также расходов по оплате услуг представителя в размере 18 000 рублей 00 копеек также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Сидорова Е.С. к МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области, и.о.начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Тверской области Виноградову А.В. о признании незаконным отказа о внесении изменений в свидетельство о регистрации транспортного средства, возложении обязанности выдать свидетельство о регистрации транспортного средства с указанием экологического класса транспортного средства, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 18 000 рублей 00 копеек, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В.Боев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06 октября 2022 года.

Судья И.В.Боев

1версия для печатиДело № 2а-1286/2022 ~ М-872/2022 (Решение)