ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2019-008600-37 от 15.06.2020 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-425/2020 (УИД № 69RS0040-02-2019-008600-37)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2020 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.

при секретаре Исаковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Правительства Тверской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, УФССП России по Тверской области, Судебному приставу исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава об отмене окончания исполнительного производства в отношении Правительства Тверской области,

у с т а н о в и л:

Правительство Тверской области обратилось в Центральный районный суд г. Твери с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава об отмене окончания исполнительного производства в отношении Правительства Тверской области.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены УФССП России о Тверской области, Межрайонный отдел судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области, Судебный пристав исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Иванова Е.А..

В обоснование заявленных требований с учетом уточнений указано, что решением Центрального районного суда города Твери от 27.12.2016, оставленным без изменения апелляционным определением Тверского областного суда от 22.03.2017, удовлетворены административные исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, в соответствии с которым было признано незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи», а также ее охранной зоны с указанием координат и отображением данных границ на картографических материалах.

На Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязанность в срок до 01.10.2017 установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи», и ее охранной зоны, подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» и ее охранной зоны.

Также на Правительство Тверской области и Министерство была возложена обязанность в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решения об установлении границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» и ее охранной зоны направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения -памятника природы «Устье реки Держи», и ее охранной зоны, перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» и ее охранной зоны.

Постановлением от 27.10.2017 судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области возбуждено исполнительное производство № 8908/17/69042-ИП в отношении Правительства Тверской области, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения Центрального районного суда города Твери по делу № 2а-4072/2017.

Истец в своем иске указывает, что в решении суда не указано, какие конкретные действия каждый из ответчиков должен совершить в целях исполнения судебного акта, в связи с чем, при исполнении решения суда Правительство Тверской области и Министерство руководствуются нормативными правовыми актами, определяющими полномочия и компетенцию ответчиков в сфере защиты особо охраняемых природных территорий, а именно Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Уставом Тверской области, законом Тверской области от 02.08.2011 № 44-30 «О Правительстве Тверской области», законом Тверской области от 08.12.2010 № 108-30 «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области».

Согласно приведенным нормативным правовым актам решение суда может быть исполнено Правительством Тверской области только путем принятия нормативного правового акта об утверждении описания границ особо охраняемой природной территории. Все иные действия (в том числе касающиеся охранной зоны спорного памятника природы) по исполнению решения суда относятся к полномочиям Министерства.

На основании статьи 5.1 закона Тверской области от 08.12.2010 № 108-30 «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» особо охраняемые природные территории регионального значения и их охранные зоны, созданные (признанные таковыми) соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления (далее -созданные (признанные таковыми)) до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона.

При наличии сведений о площади и местоположении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона, утверждение описания границ особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании решения Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

В случае отсутствия сведений о площади и (или) каком-либо местоположении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона, установление границ особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения, решения Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Порядок принятия решения об утверждении описания границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также об установлении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения определяется Правительством Тверской области.

Согласно статье 3.1 указанного закона Тверской области от 08.12.2010, № 108-3O к полномочиям Губернатора Тверской области в сфере обеспечения охраны природных парков и памятников природы относится принятие решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 указанной статьи, принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, полномочия по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения - это полномочия Министерства и Правительства Тверской области, полномочия по установлению и описанию границ охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - это полномочия Министерства и Губернатора Тверской области.

Кроме того, Министерством было подано заявление о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с тем, что в рассматриваемом деле вновь открывшимися обстоятельствами являются обстоятельства, установленные Министерством при проведении ООО «Стратегия ЭКО» комплексного экологического обследования памятника природы «Устье реки Держи», а именно обстоятельства, связанные с отсутствием обоснованности и необходимости установления охранной зоны особо охраняемой природной территории, а именно, выделение дополнительной буферной (охранной) зоны на настоящий момент и перспективу ближайших лет не является необходимым и представляется экономически нецелесообразным.

Отказывая Министерству в пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, Центральный районный суд города Твери в определении от 09.11.2017 № 2а-4072/2016 фактически пришел к выводу о том, что охранная зона памятника природы «Устье реки Держи» создана одновременно с особо охраняемой природной территорией решением исполнительного Комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273.

С учетом изложенного, исполнение решения суда, в части охранной зоны, предполагает внесение сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости на основании решения исполнительного Комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273.

Указанные действия по исполнению решения суда, в части охранной зоны, относятся к компетенции Министерства согласно Положению о Министерстве.

В свою очередь во исполнение решения суда постановлением Правительства Тверской области от 31.05.2019 № 209-пп утверждены паспорт особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» (далее - ООПТ), графическое описание местоположения границ ООПТ, перечень координат характерных точек границ ООПТ.

Указанное постановление 04.06.2019 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также в газете «Тверские ведомости» (№ 24 (14-18 июня), 2019). В настоящее время текст постановления доступен в справочной правовой системе «КонсультантПлюс».

Сведения о границах ООПТ внесены в Единый государственный реестр недвижимости (реестровый номер ).

Таким образом, решение суда исполнено Правительством Тверской области в полном объеме в соответствии с законодательством.

Постановлением Правительства Тверской области от 31.05.2019 № 209-пп не могли и не могут быть утверждены границы охранной зоны спорной особо охраняемой природной территории, поскольку решение об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения в Тверской области может быть принято только Губернатором Тверской области.

В силу статьи 4 закона Тверской области от 02.08.2011 № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» (далее - Закон № 44-30) Губернатор Тверской области является членом Правительства Тверской области, участвующим в коллегиальном принятии решений.

При этом, Губернатор Тверской области также наделен собственными полномочиями, осуществляемыми единолично, к одному из которых отнесено принятие решения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Полномочия Губернатора Тверской области, осуществляемые единолично, отличные от полномочий Правительства Тверской области, определены статьей 24 Закона № 44-ЗО. Также Губернатор Тверской области осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, Уставом Тверской области и законами Тверской области.

Согласно статье 119 Устава Тверской области Губернатор издает постановления и распоряжения.

Нормативные правовые акты Губернатора издаются в форме постановлений Губернатора. По иным вопросам Губернатор издает распоряжения.

Постановления Губернатора области обязательны для исполнения на всей территории области, они вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено федеральным законом, законом области, самим актом.

В соответствии с приведенными обстоятельствами 20.08.2019 Правительством Тверской области судебному приставу-исполнителю было направлено письмо № 23/5918-11-АН об окончании исполнительного производства № 8908/17/69042-ИП.

Поскольку документы о рассмотрении указанного заявления от Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области в адрес Правительства Тверской области не поступали (21.10.2019 запрошены повторно), Правительство Тверской области обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.

В ходе рассмотрения указанного заявления Правительства Тверской области о прекращении исполнительного производства, Центральным районным судом города Твери в рамках материала № 13а-1266/2019 были запрошены материалы спорного исполнительного производства.

В судебном заседании 09.12.2019 (первое судебное заседание по рассмотрению материала) представитель Правительства Тверской области ознакомился с материалами спорного исполнительного производства, согласно которым 22.08.2019 Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Денисовым Д.Н. исполнительное производство № 8908/17/69042-ИП в отношении Правительства Тверской области было окончено, в связи с исполнением решения Центрального районного суда города Твери по делу № 2а-4072/2016 в полном объеме.

Однако впоследствии 10.09.2019 указанное Постановление об окончании исполнительного производства было отменено вынесшим его лицом без указания причин.

Таким образом, в сложившейся ситуации, как считает административный истец, принудительное исполнение решения суда в отношении Правительства Тверской области необоснованно продолжено.

Поскольку в рамках компетенции Правительством Тверской области совершены все возможные действия по исполнению решения суда, решение суда Правительством Тверской области исполнено, а Постановление об отмене окончания исполнительного производства № 8908/17/69042-ИП от 10.09.2019 противоречит закону и нарушает права и законные интересы Правительства Тверской области.

В связи с этим, Постановление об отмене окончания исполнительного производства № 8908/17/69042-ИП от 10.09.2019 подлежит отмене.

Также административный истец полагает, что в настоящее время утрачена возможность исполнения кем-либо решения Центрального районного суда по делу № 2а-4072/2017 в части установления и описания границ охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи»,

Согласно статье 5.1 закона Тверской области от 08.12.2010 № 108-З0 особо охраняемых природных территориях в Тверской области» особо охраняемые природные территории регионального значения и их охранные зоны, созданные (признанные таковыми) соответствующими органами государсвтенной власти или органами местного самоуправления (далее -созданные (признанные таковыми)) до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), охраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона.

При наличии сведений о площади и местоположении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона, утверждение описания границ особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании решения Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

В случае отсутствия сведений о площади и (или) каком-либо местоположении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона, установление границ особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения, решения комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Сведения о местоположении границ памятника природы «Устье реки Держи» отсутствовали (имелась только выкопировка из плана землепользований колхозов «Сознательный» и «Путь Ильича» с нанесением земельного участка, на котором находится природный объект № 7 «Устье реки Держи», в которой границы ООПТ обозначены прямоугольником, вдоль русла реки Держи, не включая акваторию (имеется в материалах дела, а также приложена к техническому отчету ООО «Стратеги ЭКЮ»),

Учитывая изложенное, установление границ памятника природы «Устье реки Держи» и ее охранной зоны производилось на основании материалов комплексного экологического обследования ООПТ с целью определить точное местоположение границ памятника природы «Устье реки Держи» и его охранной зоны на местности.

Работы по комплексному экологическому обследованию выполнила по государственному контракту ООО «Стратегия ЭКО»,

В составе технического отчета ООО «Стратегия ЭКО» о комплексном экологическом обследовании по памятнику природы «Устье реки Держи» далее - технический отчет ООО «Стратегия ЭКО»), на основании которого определялись границы ООПТ, предусмотрен Подраздел «Обоснование границ ООПТ и охранной зоны», который является аналитическим итогом результатов исследовательской работы в привязке к местности.

В отчете ООО «Стратегия ЭКО» указано на отсутствие необходимости нецелесообразности выделения дополнительных буферных (охранных) зон памятника природы «Устье реки Держи».

На страницах отчета ООО «Стратегия ЭКО» указано, что результатам комплексного экологического обследования предлагается включить в границы памятника природы все выявленные ценные природные природно-антропогенные комплексы с местообитаниями редких охраняемых видов флоры и фауны, местами, имеющими особое рекреационное, эстетическое и научное значение, находящиеся на территории Зубцовского муниципального района Тверской области. При этом, предлагается включить из границ особо охраняемой природной территории застроенные участки, как несовместимые с общим функционированием памятника природы. Выделение границ производилось с целью обеспечения сохранности ценных природных объектов, представленных на территории, на долговременную перспективу.

При определении границ памятника природы учитывалось: расположение объектов охраны, в том числе охраняемых видов флоры и фауны, их экологические особенности и требования к биотопу; расположение геологических объектов; - ландшафтная целостность, и, как следствие, устойчивость природных комплексов; - наличие природных и антропогенных рубежей, хорошо идентифицируемых на местности и в информационном поле государственного кадастра недвижимости; существующие и прогнозируемые негативные воздействия, их источники; -социально-экономическая ситуация и перспективы развития.

Проектом предложено включение в границы памятника природы новых территорий (что свидетельствует о том, что в государственный кадастр недвижимости включены абсолютно новые границы ООПТ, которая по сути при исполнении решения суда была воссоздана вновь).

На основании указанного технического отчета ООО «Стратегия ЭКО», с учетом результатов общественных обсуждений, решения Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования ООПТ, по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, постановлением Правительства Тверской области от 31.05.2019 № 209-пп утвержден паспорт ООПТ регионального значения - памятник природы «Устье реки Держи».

В соответствии с письмом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 19.07.2019 № 19-12784/01-14 сведения о границах памятника природы внесены в Единый государственный реестр недвижимости реестровый номер ).

Таким образом, на сегодняшний день:

- памятник природы «Устье реки Держи» фактически воссоздан вновь, определены его актуальные (новые границы), учитывая материалы комплексного экологического обследования территории, для вновь установленных границ создание охранной зоны не обосновано;

- для описания охранной зоны памятника природы в указанной в 1986 году полосе, шириной 10 м, необходимо исключение данной территории из установленных постановлением Правительства Тверской области от 31.05.2019 № 209-пп границ ООПТ, что необоснованно с точки зрения осуществления охраны особо ценных природных объектов и приведет к уменьшению площади ООПТ,

Согласно пункту 20 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 (далее - Правила), охранные зоны природных парков и памятников природы регионального (значения не могут быть расположены в границах: особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» охранные зоны ООПТ создаются на участках, прилегающих ООПТ.

Согласно пункту 28 Правил создания охранных зон режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Учитывая, что техническим отчетом ООО «Стратегия ЭКО» не обосновано создание охранной зоны, а также перечень ограничений (запретов), устанавливаемых в границах охранных зон ООПТ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятник природы, Министерство природных ресурсов Тверской области, а равно кто-либо другой, не располагает материалами, обосновывающими создание вновь охранной зоны ООПТ и установление режима охраны и использования природных ресурсов в границах охранной зоны.

Поскольку постановлением Правительства Тверской области 31.05.2019 № 209-пп утверждены вновь границы ООПТ, поскольку установление новой охранной зоны в результате комплексного экологического обследования ее обосновано, имеются объективные обстоятельства, которые делают принципиально невозможным исполнение решения суда в части установления и описания границ охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» по Решению исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значении и усилении их охраны» (далее - Решение № 273).

Особое внимание суда стоит обратить, что согласно решению суда по делу № 2а-4072/2017 на административных ответчиков возложена обязанность установить границы охранной зоны памятника природы «Устье реки Держи», указанной в Решении № 273.

Суды кассационной инстанции, отказывая Губернатору Тверской области в рассмотрении кассационных жалоб, ссылались на то, что на Губернатора Тверской области решением суда не возложены какие-либо обязанности. Следовательно в решении суда не идет речи об установлении новой охранной зоны, которая может быть остановлена только нормативным правовым актом Губернатора Тверской области, речь идет об описании границы охранной зоны «Устье реки Держи», указанной в Решении № 273.

Памятник природы «Устье реки Держи» в государственном кадастре недвижимости стоит на учете в новых, актуальных границах свидетельствующих о невозможности определить в отношении них местоположение «старой» охранной зоны, в соответствии с Решение № 273.

На сегодняшний день, в соответствии с пунктами 10, 11 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

До утверждения Правительством Российской Федерации Положения об охранных зонах особо охраняемых природных территорий такие зоны устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ в порядке, установленном Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 (далее -Правила).

Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий в отношении: охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной пасти субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 4 Правил при определении ширины и конфигурации охранной зоны учитывается следующее:

природно-климатические условия и социально-экономическое развитие объекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание охранной зоны;

категории земель на территории, планируемой для создания охранной зоны, их разрешенное использование;

особенности функционального зонирования национального парка или природного парка;

нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

сведения о видах и назначении планируемых для размещения на территории, где предполагается создание охранной зоны, объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, их основные характеристики, указанные в положениях о территориальном планировании, содержащихся в утвержденных документах территориального планирования, а также виды возможного негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов и характеристики зон к особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

конфигурации водосборных бассейнов и береговой линии водных объектов, расположенных на территории, планируемой для создания охранной зоны;

состояние природных комплексов и объектов на территории, планируемой для создания охранной зоны, их ценность.

Таким образом, в обоснование ширины и конфигурации новой охранной зоны, во всяком случае, должно быть положено научное заключение. В рассматриваемом деле научным заключением - техническим отчетом ООО «Стратегия ЭКО» обосновано отсутствие необходимости устанавливать памятника природы «Устье реки Держи» охранную зону.

Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования спорного постановления, в обоснование ходатайства административный истец указал, что о существовании данного Постановления Правительству Тверской области в лице представителя по доверенности стало известно лишь 09.12.2019 (таким образом, 10-дневный срок обжалования истекает 19.12.2019). Почтой, либо иным способом, указанное постановление (а равно и постановление об окончании исполнительного производства) в адрес Правительства Тверской области до 09.12.2019 не направлялось.

В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с заявленными требованиями и восстановить Правительству Тверской области срок обжалования указанного постановления, в связи с уважительностью факта его пропуска.

В судебном заседании представитель Правительства Тверской области по доверенности Суязова А.В. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Судебный пристав исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Иванова Е.А. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований, просила в иске отказать, представила возражения, которые приобщены к материалам дела.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности Арсеньева М.А. просила удовлетворить заявленные исковые требования.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

В связи с изложенным, руководствуясь положениями п. 6 ст. 226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие),-обязанность соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия), нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Право на обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов содержатся также в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Исходя из содержания главы 22 КАС РФ, для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава -исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.ч. 7,8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что Правительству Тверской области о вынесено постановления № 8908/17/69042-ИП об отмене окончания исполнительного производства в отношении должника – Правительства Тверской области стало известно 09.12.2019 года, после чего 19.12.2019 года должником было подано административное исковое заявление об обжаловании вышеуказанного постановления, которое согласно штампу Центрального районного суда города Твери поступило в суд 19.12.2019 года.

В соответствии с п. 1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В связи с указанными обстоятельствами, суд полагает, что процессуальный срок на подачу настоящего административного иска пропущен административным истцом по уважительной причине и данный срок подлежит восстановлению.

Согласно ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, а также иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Для признания решения, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.

В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда города Твери от 27 декабря 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тверского областного суда от 22.03.2017, административные исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области был удовлетворён. Признано незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи», а также его охранной зоны с указанием координат и отображением данных границ на картографических материалах. На Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в срок до 01 октября 2017 года возложена обязанность установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи», и его охранной зоны, подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» и его охранной зоны. На Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязанность в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решения об установлении границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» и его охранной зоны направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи», и его охранной зоны, перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Устье реки Держи» и его охранной зоны.

Постановлением от 27.10.2017 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области возбуждено исполнительное производство № 8908/17/69042-ИП в отношении Правительства Тверской области, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения Центрального районного суда города Твери по делу № 2а-4072/2017.

22.08.2019 Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Денисовым Д.Н. исполнительное производство № 8908/17/69042-ИП в отношении Правительства Тверской области было окончено, в связи с исполнением решения Центрального районного суда города Твери по делу № 2а-4072/2016 в полном объеме.

10.09.2019 указанное Постановление об окончании исполнительного производства было отменено вынесшим его лицом. Исполнительное производство № 8908/17/69042-ИП было возобновлено.

Административный истец основывает свои требования на том, что решение суда в части возложенных на Правительство Тверской области обязанностей административным истцом исполнено в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем оснований для возобновления исполнительного производства и вынесения 10.09.2019 года постановления об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства, не имелось.

Однако с таким утверждением суд согласиться не может.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118 «О судебных приставах» (далее - Закон «О судебных приставах») старший судебный пристав имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.

В соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

В ч. 9 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указано, что в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Поскольку вынесению оспариваемого постановления предшествовал принесенный Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой Тверской области, а впоследующем и проверка в связи с принесением указанного протеста, в связи с невыполнением должником требований исполнительного документа, то у заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Денисова Д.Н. имелись основания для отмены постановления об окончании исполнительного производства.

Более того, в материалах административного дела доказательств фактического исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, не имеется.

В данном случае суд также обращает внимание и на то, что при исполнении Правительством Тверской области решения Центрального районного суда города Твери от 27 декабря 2016 года по делу № 2а-4072/2016 Правительством Тверской области принят не весь комплекс мер по исполнению решения суда. В связи с чем было вынесено постановление об отмене окончания и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству.

Таким образом, поскольку срок действия исполнительного листа не истек; должностное лицо обладало правом на принятие решения по заявлению взыскателя о неисполнении судебного постановления. Учитывая, что проверка заявления взыскателя возможна только в рамках действующего исполнительного производства, закон не предлагает иного способа проверки сведений о неисполнении должником решения суда, чем проведение дополнительных исполнительных действий в рамках возобновленного исполнительного производства.

Указание административного истца на тот, факт, что постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства является незаконным, поскольку решение суда должником исполнено в полном объёме, не могут являться основанием для признания постановления об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству незаконным и его отмене, поскольку доказательств исполнения указанного выше решения суда, административным истцом не представлено.

Статьями 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118 «О судебных приставах», ч. 5 ст. 14, ч.9 ст.47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя, каких-либо ограничений по срокам указанные положения статей не содержат.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств суд считает, что у заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Денисова Д.Н. имелись основания для вынесения оспариваемого постановления от 10.09.2019 года в связи тем, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.

В нарушение требований части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательств исполнения требований исполнительного документа административным истцом не представлено.

В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что административный истец нарушение своих прав действиями заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Денисова Д.Н. не доказал, не представил документальные доказательства исполнения решения суда, в связи с чем у суда отсутствуют основания для признания незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Денисова Д.Н. об отмене окончания исполнительного производства № 8908/17/69042-ИП в отношении Правительства Тверской области от 10.09.2019

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку совокупность условий, необходимая для удовлетворения требований административного истца отсутствует, соответственно, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Правительства Тверской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, УФССП России о Тверской области, Судебному приставу исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Денисова Д.Н. об отмене окончания исполнительного производства № 8908/17/69042-ИП в отношении Правительства Тверской области, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 06 июля 2020 года.

Председательствующий Н.В.Булыгина

Дело № 2а-425/2020 (УИД № 69RS0040-02-2019-008600-37)