ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2021-000788-31 от 23.06.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-654/2021 (УИД)№69RS0040-02-2021-000788-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«23» июня 2021 года город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

Председательствующего судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Цибизовой А.А.,

с участием представителя административного истца прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Розова С.А. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Тверской области, действующего в интересах Российской Федерации, к ГУ МЧС России по Тверской области о признании незаконным и отмене решения аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ГУ МЧС России по Тверской области, оформленное протоколом от 30.04.2020 №2, о признании причины непредставления старшим дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Калининскому району Тверской области управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тверской области Мартыновым М.В. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей за 2019 г. объективной и уважительной; возложении на ГУ МЧС России по Тверской области обязанности рассмотреть уведомление адвоката Лайкова А.В., действующего в интересах Мартынова М.В., от 29.04.2020 (вх. № Г-36) о невозможности последнего по объективным причинам представить сведения за отчетный 2019 г. в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, в соответствии с требованиями пункта 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, абзаца 3 подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, абзаца 3 подпункта «б» пункта 15 Положения о комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2010 №409; признании незаконным и отмене решения аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ГУ МЧС России по Тверской области, оформленное протоколом от 10.09.2020 № 8, о признании причины непредставления старшим дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Калининскому району Тверской области управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тверской области Мартыновым М.В. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей за 2019 г. объективной и уважительной; возложении на ГУ МЧС России по Тверской области обязанности рассмотреть уведомление адвоката Лайкова А.В., действующего в интересах Мартынова М.В., от 07.09.2020 (вх. № Г-53) о невозможности последнего по объективным причинам представить Сведения за отчетный 2019 г. в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, в соответствии с требованиями пункта 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, абзаца 3 подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821, абзаца 3 подпункта «б» пункта 15 Положения о комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2010 №409,

у с т а н о в и л:

Прокурор Тверской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Тверской области с вышеуказанными административными исковыми требованиями.

В обоснование административного иска прокурор указал, что в соответствии со ст. 3 ФЗ от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», службой в федеральной противопожарной службе является федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности – региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ. Приказом начальника ГУ МЧС России по Тверской области от 30.09.2019 № 102-НС Мартынов М.В. назначен на должность старшего дознавателя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Калининскому району Тверской области управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тверской области (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы). Таким образом, Мартынов М.В. замещает должность федеральной государственной службы, является сотрудником федеральной противопожарной службы (ч. 1 ст. 10 Закона № 141-ФЗ). Данная должность включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 (пп. «в» п. 2 раздела II). Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) лица, претендующие на замещение должностей государственной службы, а также замещающие эти должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения), а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Аналогичная обязанность установлена п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона № 141-ФЗ. Порядок представления сведений устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Закона № 273-ФЗ). В соответствии с пп. «б» п. 3, п.п. 7, 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, сведения представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки государственными служащими, замещающими должности государственной службы, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Сведения представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа. В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия). Порядок представления сведений федеральными государственными служащими МЧС России утвержден приказом МЧС России от 15.07.2014 № 364. Во исполнение п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 приказом МЧС России от 20.03.2017 № 120 утверждено Положение об аттестационной комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение). Установлено, что 29.04.2020 в ГУ МЧС России по Тверской области поступило уведомление от 29.04.2020 (вх. № Г-36) адвоката Лайкова А.В., действующего в интересах Мартынова М.В., о невозможности последнего по объективным причинам представить сведения за отчетный 2019 г. в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей. При этом в качестве причины невозможности представления сведений указано избрание в отношении Мартынова М.В. 29.01.2020 меры пресечения в виде заключения под стражу (срок содержания продлен 26.03.2020), изменение 24.04.2020 меры пресечения на домашний арест с наложением на него запретов, в том числе, покидать жилище, получать и отправлять почтово-телеграфные отправления, вести переговоры. К уведомлению приложена копия постановления Московского районного суда г.Твери от 24.04.2020. В нарушение ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» к уведомлению адвоката Лайкова А.В. не приложен ордер на исполнение поручения Мартынова М.В., либо иные документы, подтверждающие его право представлять интересы доверителя. По результатам рассмотрения уведомления адвоката Лайкова А.В. начальником отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области 29.04.2020 подготовлено мотивированное заключение, которым сделан вывод об отсутствии у Мартынова М.В. возможности предоставить сведения на себя, супругу и несовершеннолетних детей за 2019 г., а также об объективности причин, по которым сотрудник не может их предоставить. При подготовке мотивированного заключения изучены уведомление адвоката Лайкова А.В., копия постановления Московского районного суда г. Твери от 29.01.2020 № 3/1-13/2020, копия постановления Московского районного суда г. Твери от 24.04.2020 № 3/2-122/2020, копия постановления Московского районного суда г.Твери от 25.05.2020 № ?-22/2020.

На заседании Комиссии, состоявшемся 30.04.2020, уведомление адвоката Лайкова А.В. рассмотрено с учетом мотивированного заключения начальника отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области. По результатам рассмотрения постановлено признать причину непредставления государственным служащим Мартыновым М.В. сведений на супругу и несовершеннолетних детей объективной и уважительной. Вывод о наличии либо отсутствии объективной и уважительной причины непредставления Мартыновым М.В. сведений на себя Комиссией не сделан. Прокурор полагает принятое Комиссией решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Соглашаясь с наличием у Мартынова М.В. оснований, исключающих возможность представить сведения на супругу и несовершеннолетних детей за 2019 г., Комиссией не учтено, что основанием для проведения заседания Комиссии является заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (абзац 3 пп. «б» п. 15 Положения, абзац 3 пп. «б» п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821). В анализируемой ситуации уведомление от Мартынова М.В. в установленном законом порядке в Комиссию не поступало. Действующее законодательство не предусматривает возможности осуществления гражданами профессиональной служебной деятельности путем выдачи поручения или доверенности. Требованиями антикоррупционного законодательства не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения, в частности, в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей. Ссылаясь на условия избранной в отношении Мартынова М.В. меры пресечения в виде домашнего ареста (запрет на покидание пределов жилища, получение и отправку почтово-телеграфных отправлений, ведение переговоров с использованием мобильных средств связи, включая стационарные и мобильные телефоны, использование сети «Интернет»), Комиссия не учитывает, что в соответствии с ч. 13 ст. 107 УПК РФ подозреваемый или обвиняемый, находящийся под домашним арестом, вправе встречаться с защитником. Более того, запреты, установленные судом в отношении подозреваемого или обвиняемого, могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника (ч. 8 ст. 107 УПК РФ). Также из постановления Московского районного суда г. Твери от 24.04.2020 № 3/2-122/2020 следует, что при наличии письменного разрешения следователя Мартынов М.В. может покидать жилище под контролем органа, осуществляющего надзор в сфере исполнения уголовных наказаний. Факт наличия либо отсутствия обращения Мартынова М.В. к следователю за получением письменного согласия на оставление жилища в целях получения документов и информации, необходимых для представления сведений, Комиссией не исследовался и не учитывался при принятии решения. Установление Мартынову М.В. запретов на покидание пределов жилища, получение и отправку почтово-телеграфных отправлений, ведение переговоров с использованием мобильных средств связи, включая стационарные и мобильные телефоны, использование сети «Интернет», не свидетельствует об отсутствии у него возможности заполнить справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Информация в такую справку может быть внесена со слов Мартынова М.В. Более того, защитнику, представляющему интересы Мартынова М.В., предоставлено право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций (п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). При изложенных обстоятельствах на рассмотрение Комиссии не были представлены достаточные доказательства наличия у Мартынова М.В. объективных причин, препятствующих представлению сведений, в связи с чем вывод Комиссии не обоснован. Вопрос невозможности представить Мартыновым М.В. сведения на себя, супругу и несовершеннолетних детей за 2019 г. повторно рассмотрен на заседании Комиссии 10.09.2020, при этом основанием для ее проведения вновь послужило не обращение самого государственного служащего, а уведомление адвоката Лайкова А.В. от 07.09.2020 (вх. № Г-53), к которому в качестве подтверждения приложена копия постановления Московского районного суда г. Твери от 27.07.2020 № 3/4-35/2020. Следует учесть, что уведомление подано и рассмотрено Комиссией после окончания срока представления сведений, измененного Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2020 № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.» с 30.04.2020 на 01.08.2020. В соответствии с абзацем 2 пп. «а» п. 21 Положения рассмотрение заявления государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения, как правило, проводится, не позднее одного месяца со дня истечения срока, установленного для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Принятие Комиссией 30.04.2020 и 10.09.2020 незаконных решений нарушает публичные интересы государства, в целях реализации которых установлена государственная служба, а также принципы и условия ее прохождения, предусматривающие профессионализм и компетентность, ответственность государственного служащего. Признание без достаточных к тому оснований правомерным факта непредставления государственным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, влечет негативные репутационные потери как для государственного органа, в котором он проходит службу, так и для государства.

Определением Центрального районного суда г. Твери от 06 апреля 2021 года, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Определением Центрального районного суда г. Твери от 04 июня 2021 года, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Розов С.А. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, и просил их удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области, заинтересованное лицо Мартынов М.В., извещённые о месте и времени надлежащим образом, не явились.

С учётом мнения лиц, участвующих в деле, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).

Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ст. 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Как установлено судом, прокуратурой Тверской области проведена проверка в рамках реализации возложенных на органы прокуратуры функций по осуществлению надзора за исполнением федерального антикоррупционного законодательства.

Из представленных материалов следует, что Мартынов М.В. в соответствии с частями 1,2,3 ст. 30 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» назначен на должность старшего дознавателя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Калининскому району Тверской области управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тверской области (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), что подтверждается копией выписки из приказа №102-НС от 30.09.2019 по личному составу.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №141-ФЗ) служба в федеральной противопожарной службе - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности (далее - федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности), территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (далее - подразделение), а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Согласно пп. «в» п. 2 раздела II Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009г. № 557, а также приказа МЧС России от 22 октября 2015г. №565"Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", занимаемая Мартыновым М.В. должность включена в перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которой федеральный государственный служащий обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона №141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В силу п. 3.2 ч. 1 ст. 8 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Закон №273-ФЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Закона №273-ФЗ).

В соответствии с пп. «б» п. 3, п.п. 7, 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки: государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009г. N557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа. В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Порядок предоставления cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в МЧС России регламентирован приказом МЧС России от 15.07.2014 № 364 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и федеральными государственными служащими Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Согласно раздела пп. «а» и «б» п. 6 раздела III вышеуказанного порядка федеральный государственный служащий ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 17 апреля 2020г. N272"О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019г." установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020г. включительно.

Согласно абз. 3 пп. «б» п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, основаниями для проведения заседания комиссии являются: поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа: заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в комиссию по соблюдению Требований к служебному поведению и Урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Тверской области от адвоката Лайкова А.В., действующего в интересах Мартынова М.В., поступило уведомление от 29.04.2020 о том, что Мартынов М.В. по объективным причинам не может представить полные (достоверные) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера себя, своей супруги и несовершеннолетних детей.

Начальником отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Тверской области Еньшиной А.А. 29.04.2020 на имя председателя аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Тверской области подготовлено мотивированное заключение в котором сделан вывод, что причины, в связи с которыми сотрудник не может предоставить сведения за 2019 год являются объективными, в связи с домашним арестом и сопутствующими с ним запретами.

В Главном управлении МЧС России по Тверской области создана аттестационная комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которая в пределах своих полномочий 30.04.2020 на заседании рассмотрела уведомление гражданина Лайкова А.В., адвоката Мартынова М.В. о невозможности предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год Мартыновым М.В. на себя, супругу и несовершеннолетних детей. Комиссия, рассмотрев, предоставленные адвокатом документы, а именно: уведомление гражданина Лайкова А.В., копию постановления Московского районного суда г. Твери от 29.01.2020 дело №3/1-13/2020, копию постановления Московского районного суда г. Твери от 24.04.2020 материал №3/2-122/2020, копию постановления Московского районного суда г. Твери от 25.05.2020 материал №3/4-22/2020, признала, что причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной. Указанное решение аттестационной комиссии отражено в протоколе №2 от 30.04.2020, копия которого представлена в материалы дела.

07.09.2020 в комиссию по соблюдению Требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Тверской области от адвоката Лайкова А.В., действующего в интересах Мартынова М.В., поступило уведомление от 07.09.2020 о том, что Мартынов М.В. по объективным причинам не может представить полные (достоверные) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера себя, своей супруги и несовершеннолетних детей.

Из протокола заседании аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Тверской области от 10.09.2020 №8 следует, что рассмотрено уведомление гражданина Лайкова А.В. – адвоката Мартынова М.В. с предоставленными к уведомлению документами. По результатам рассмотрения уведомления комиссия решила признать, что причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной.

Как следует из представленных суду документов, Мартынов М.В. находился под домашним арестом и ему были установлены следующие ограничения и запреты: покидать пределы жилого помещения без письменного разрешения следователя; общаться со свидетелями, обвиняемыми, проходящими по делу и иными лицами, за исключением близких родственников, круг которых определен ч. 4 ст. 5 УПК РФ; получать и направлять почтово-телеграфные отправления, вести переговоры с использованием мобильных средств связи, включая стационарные и мобильные телефоны, электронную почту, сеть Интернет по обстоятельствам, касающимся расследования настоящего уголовного дела.

Рассмотрение на заседании комиссии вопроса о непредставлении сведений о доходах служащего, а также причин их непредставления может быть инициировано любым членом комиссии (подпункт "в" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821). Уважительной причиной непредставления сведений о доходах служащего может быть любая жизненная ситуация служащего, которую комиссия должна коллегиально рассмотреть (с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации) и направить представителю нанимателя рекомендации о привлечении либо отсутствии объективных причин для привлечения служащего к ответственности.

В силу п. 30 положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2020 № 821, решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер.

В соответствии с п.34 вышеуказанного Положения о комиссиях, руководитель государственного органа обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении руководитель государственного органа в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение руководителя государственного органа оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение Комиссии не содержало властного волеизъявления, не возлагало какую-либо обязанность, носило рекомендательный характер.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что принятые Комиссией решения не могут являться предметом самостоятельного обжалования в рамках КАС РФ. Соответственно требования административного истца о возложении обязанностей также удовлетворению не подлежат, поскольку являются по своей сути способом восстановления нарушенного права.

С учётом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

Согласно п. 2 ч. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в том числе соблюдены ли сроки обращения в суд.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом соблюдены сроки обращения с указанным административным иском в суд, поскольку административный истец узнал об оспариваемых протоколах от 30.04.2020 №2 и от 10.09.2020 №8 лишь получив документы по своему запросу в ноябре 2020 года и 04.02.2021 обратился с указанным иском в суд, то есть в трехмесячный срок установленный в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Прокурора Тверской области, действующего в интересах Российской Федерации, к ГУ МЧС России по Тверской области о признании незаконным и отмене решения аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ГУ МЧС России по Тверской области, оформленное протоколом от 30.04.2020 №2, о признании причины непредставления старшим дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Калининскому району Тверской области управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тверской области Мартыновым М.В. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей за 2019 г. объективной и уважительной; возложении на ГУ МЧС России по Тверской области обязанности рассмотреть уведомление адвоката Лайкова А.В., действующего в интересах Мартынова М.В., от 29.04.2020 (вх. № Г-36) о невозможности последнего по объективным причинам представить сведения за отчетный 2019 г. в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, в соответствии с требованиями пункта 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, абзаца 3 подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, абзаца 3 подпункта «б» пункта 15 Положения о комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2010 №409; признании незаконным и отмене решения аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ГУ МЧС России по Тверской области, оформленное протоколом от 10.09.2020 № 8, о признании причины непредставления старшим дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Калининскому району Тверской области управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тверской области Мартыновым М.В. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей за 2019 г. объективной и уважительной; возложении на ГУ МЧС России по Тверской области обязанности рассмотреть уведомление адвоката Лайкова А.В., действующего в интересах Мартынова М.В., от 07.09.2020 (вх. № Г-53) о невозможности последнего по объективным причинам представить Сведения за отчетный 2019 г. в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, в соответствии с требованиями пункта 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, абзаца 3 подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821, абзаца 3 подпункта «б» пункта 15 Положения о комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2010 № 409 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Е.А. Степанова

Решение в окончательной форме принято 30 июня 2021 года

Дело № 2а-654/2021 (УИД)№69RS0040-02-2021-000788-31