ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2021-002975-66 от 20.07.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1084/2022 (УИД № 69RS0040-02-2021-002975-66)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Лаврухиной О.Ю.,

при секретаре Морозовой Ю.А.,

с участием:

представителя административного истца Администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности - Ковалёвой И.И.,

представителя административного ответчика Территориального управления Росимущества в Тверской области по доверенности - Пойменова А.В.,

представителя заинтересованного лица АО «Почта России» по доверенности – Молодцовой Л.А.,

заинтересованных лиц – Барсуковой Т.И., Липовцевой О.П., Волгиной М.Ю., Ивановой Е.Б., Пешиной Е.И., Бойцовой Р.А., Еремеевой О.А., Королева С.А., Ботовой И.В., Леоновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Твери к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области», возложении обязанности по его отмене,

у с т а н о в и л:

Администрация города Твери обратилась в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, в котором просит признать недействительным Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области» и возложить на административного ответчика обязанность в течение 3-х рабочих дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу его отменить.

В обоснование заявленных требований указано, что законоположения Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную, что требует согласованных действий между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества. Соответственно данные нормы не могут рассматриваться как позволяющие - в нарушение конституционных прав местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности - принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий. Положения о волеизъявлении сторон и договоренности в случаях передачи имущества следуют также из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 года № 8-П и должны быть положены в основу при применении пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Таким образом, волеизъявление органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность федерального имущества является необходимым условием передачи.

В соответствии с Положением о порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности, утвержденным решением Тверской городской Думы № 2 от 15 января 2004 года, волеизъявление на прием в муниципальную собственность федерального имущества оформляется соответствующим решением Тверской городской Думы, при соблюдении необходимых условий, указанных в данном решении.

Порядок приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности утвержден решением Тверской городской Думы от 15 января 2004 года № 2.

Волеизъявление органов местного самоуправления города Твери на приём в муниципальную собственность имущества оформляется решением Тверской городской Думы и издаваемым на основании решения постановлением администрации города Твери о приеме объекта в муниципальную собственность.

Администрации города Твери стало известно о принятии Распоряжения от 19 марта 2021 года № 69-85-р в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории города Твери.

Распоряжение от 19 марта 2021 года № 69-85-р принято, в том числе, в отношении жилых помещений, в которых проживают граждане на условиях договора социального найма, находящихся в многоквартирном жилом доме.

При этом, финансовых средств муниципальному образованию город Тверь на содержание данного имущества Территориальным управлением Росимущества Тверской области не передано.

В жилых помещениях, в отношении которых административным ответчиком принято оспариваемое распоряжение, проживают граждане, в связи с чем они не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения, а именно для предоставления малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, по договору социального найма.

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Таким образом, подобное недвижимое имущество не может быть использовано Администрацией города Твери для выполнения своих полномочий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07 декабря 2006 года № 542-О и от 04 декабря 2007 года № 828-О-П, положения части 11 статьи 154 ФЗ № 122, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления.

Данная процедура в рассматриваемом случае нарушена, волеизъявление органов местного самоуправления на приём в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества не получено, равно как и нарушена процедура принятия в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества, установленная Порядком.

Документы, подтверждающие фактическое использование указанного имущества муниципальным образованием город Тверь отсутствуют.

Документы, подтверждающие согласие на передачу имущества государственного предприятия, на праве хозяйственного ведения, за которым закреплено имущество – отсутствуют.

Аналогичным образом Территориальное управление Росимущества в Тверской области уже пыталось передать недвижимое имущество в собственность города Твери, минуя его волеизъявление, соответствующие распорядительные акты в 2007 году уже признавались недействительными, как противоречащие нормам федерального закона (решение Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2007 года № А66-5621/2007).

Между тем, в нарушение прав муниципального образования город Тверь, в нарушение вышеназванных норм федерального закона и муниципальных нормативных правовых актов административным ответчиком вновь принято распоряжение, аналогичное обжалованному.

Определениями Центрального районного суда города Твери от 30 апреля 2021 года, 28 мая 2021 года, 21 июня 2021 года, 12 июля 2021 года, 04 августа 2021 года и 26 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Главное управление по охране объектов культурного наследия Тверской области, Тверская городская Дума, Шанина Е.С., Мустафаева В., Таршинова Л.А., Управление Росреестра по Тверской области, АО «Почта России», ФГБУ «ФКП Росреестра по Тверской области».

Решением Центрального районного суда города Твери от 24 сентября 2021 года исковые требования администрации города Твери к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании недействительным Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области», и возложении обязанности по его отмене оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 08 декабря 2021 года решение Центрального районного суда города Твери от 24 сентября 2021 года оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года решение Центрального районного суда города Твери от 24 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 08 декабря 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Твери.

Определением Центрального районного суда города Твери от 13 мая 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Межрайонные ИФНС России № 9, 10 по Тверской области (правопреемники Межрайонной ИФНС России № 1 по Тверской области).

Определениями Центрального районного суда города Твери от 13 мая 2022 года и 27 мая 2022 года, занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены зарегистрированные по месту жительства в указанных в приложении к оспариваемому распоряжению жилых помещениях лица: – Шанин Н.Д., Шанин А.Д., Шанин К.Д., Бабушкина Е.Е., Ильина М.В., Мармылева Н.В., Никитина И.М., Тиль О.Ф., Шурупова Н.Н., Савченко Т.Р., Савченко С.А., Орлова Т.И., Орлов Н.В., Агеева Л.Э., Пыжов М.М., Королева В.В., Королев С.А., Волгина М.Ю., Волгин М.С., Коростелева Т.В., Коростелев И.Н., Бойцова Р.А., Орехова З.А., Степанцева Е.В., Степанцев М.Н., Степанцев В.Н., Пешина Е.И., Черкасова Т.В., Черкасов А.С., Черкасова А.С., Березовская С.И., Березовская М.А., Еремеева О.А., Еремеев И.В., Еремеев А.В., Еремеева А.В., Некрасова Н.Н., Некрасова Ю.В., Румянцева Л.А., Румянцева А.М., Липовцева О.П., Январева М.Д., Саморокова Л.И., Леонова Н.А., Фурдилова Е.М., Кузьмина В.М., Гусева Н.Г., Бочкова Т.А., Ботова И.В., Иванова Е.Б., Архипова Г.М., Алешина Л.Н., Берлова С.В., Свистунова О.И.; Токарева Е.П., Токарев А.С., Молоткова Т.И., Кузнецова Я.С., Кузнецова К.С., Барсукова В.М., Нечаева Т.И., Нечаева Л.Г., Нечаева Д.Д., Барсуков Д.М., Волнухина К.С., Магомедгаджиев А.К., Магомедгаджиев Ю.А., Магомедгаджиева З.А., Магомедгаджиева А.Ю., Магомедгаджиева А.Ю., Магомедова А.М., Гостев С.А., Хайдаров Р.Н., Магомедгаджиева Г.И., Сулейманов Р.М., Сулейманов Ш.Р., Сулейманов Р.Р., Сулейманова Ш.Р., Яковлев А.А., Исаев А.В., Григорьева Е.И., Хайдаров Н.Т., Орипова М.Т., Хайдарова Н.Н., Добрынина Т.М., Добрынина С.С., Добрынина Т.С., Добрынина К.В., Стурова Т.С., Рязанцева В.И., Селлиц А.Э., Калинина Т.В., Меньщиков Н.А., Меньщикова П.А., Меньщикова В.А., Меньщиков А.С., Шкобинова С.А., Шкобинова В.В., Чернов В.А., Моисеева В.Н., Шпетер С.В., Шпетер Д.А., Худайназаров Р.М., Губанова М.Д., Максимова Е.А., Максимов И.П., Максимов М.П., Максимов А.Е., Романенко Е.П., Саргсян К..

Представитель административного истца Администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности - Ковалёва И.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в административном иске, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Территориального управления Росимущества в Тверской области по доверенности - Пойменов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Почта России» по доверенности Молодцова Л.А. указала, что оспариваемое Распоряжение Территориального управления Росимущества в Тверской области не противоречит закону и не нарушает права заявителя. Спорное имущество относится к муниципальной собственности. Полагает, что доводы о наличии права хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» на спорное имущество и отсутствие согласия предприятия на передачу имущества, являются необоснованными. Дата реорганизации ФГУП «Почта России» - 01 октября 2019 года. Согласно выписке из ЕГРН от 04 мая 2022 года запись о данном вещном праве ФГУП «Почта России» была погашена 12 апреля 2021 года. Таким образом, независимо от наличия в ЕГРН записи о праве хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» на объект недвижимости до даты её погашения, данное право прекратилось по основанию, изложенному в статье 19 Федерального закона № 171-ФЗ. Соответственно, согласие ФГУП «Почта Россия» на передачу спорного имущества не требовалось.

Заинтересованные лица Барсукова Т.И., Волгина М.Ю., Иванова Е.Б., Пешина Е.И., Еремеева О.А., Королев С.А. в судебном заседании возражали против заявленных требований, пояснив, что не возражают против передачи здания общежития в муниципальную собственность.

Заинтересованные лица Бойцова Р.А. и Леонова Н.А. в судебном заседании пояснили, что не возражают против заявленных требований.

Заинтересованные лица Липовцева О.П. и Ботова И.В. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда.

Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Представитель заинтересованного лица Тверской городской Думы ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.

Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.

Из представленных в материалы дела документов следует, что оспариваемое распоряжение принято 19 марта 2021 года.

Административное исковое заявление Администрации города Твери поступило в суд 06 апреля 2021 года, т.е. в пределах предусмотренного действующим законодательством трёхмесячного срока.

По смыслу части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, 19 марта 2021 года Территориальным управлением Росимущества в Тверской области принято Распоряжение № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области» (том 1 л.д. 35-38).

Из текста данного распоряжения следует, что оно принято в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тверской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 282, во исполнение поручения Росимущества от 02 ноября 2020 года № ЕГ-07/34703.

Данным распоряжением утверждён перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области; передано в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области имущество, составляющее казну Российской Федерации, согласно приложению к распоряжению; Территориальному управлению Росимущества в Тверской области поручено в трехдневный срок со дня издания распоряжения направить передаточный акт в Муниципальное образование город Тверь Тверской области для подписания; Муниципальному образованию город Тверь Тверской области поручено представить на утверждение в Территориальное управление подписанный акт приема-передачи в течение трёх недель с момента получения распоряжения.

Согласно пункту 5 оспариваемого Распоряжения в случае, если в установленный абзацами 24-26 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и распоряжением срок акт приема-передачи не подписан и не представлен муниципальным образованием город Тверь Тверской области в Территориальное управление, акт приема-передачи утверждается Территориальным управлением в одностороннем порядке.

Настоящее распоряжение в силу пункта 6 является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению. Право собственности муниципального образования город Тверь Тверской области возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

Согласно пункту 7 распоряжения, право муниципальной собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Территориальному управлению поручено в течение 15 дней с момента предоставления выписки из ЕГРН подготовить акт приёма-передачи на имущество по форме ОКУД 0504101 и направить муниципальному образованию город Тверь Тверской области для подписания. Подписанный экземпляр акта приема-передачи вернуть в Территориальное управление. Территориальному управлению поручено внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества.

В Приложении к оспариваемому Распоряжению указан перечень имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области.

В указанный перечень включены: жилой дом (общая долевая собственность, кадастровый , общая площадь 60,7 кв.м, адрес: а; индивидуальный жилой дом (общая долевая собственность, ), кадастровый , общая площадь кв.м, адрес: ; общежитие, кадастровый , общая площадь 888,6 кв.м, адрес: ; помещение, кадастровый , общая площадь 1477,5 кв.м, адрес:

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН, объект недвижимого имущества – жилой дом (общая долевая собственность, ), кадастровый , общая площадь 60,7 кв.м, адрес: , зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией ( доля) и Шашиной Е.С. ( доля) (том 3 л.д. 154-158).

Индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , общая площадь 86 кв.м, адрес: зарегистрирован на праве собственности за Мустафаевой В. ( долей), Таршиновой Л.А. ( долей) и Российской Федерацией ( долей) (том 3 л.д. 159-164).

Согласно выпискам из ЕГРН, объекты недвижимого имущества -общежитие, кадастровый , общая площадь 888,6 кв.м, адрес: и помещение с кадастровым номером , общая площадь 1477,5 кв.м, адрес: , зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией (том 3 л.д. 165-180).

Право собственности Российской Федерации на долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: зарегистрировано на основании свидетельства о праве на наследство по закону как на выморочное имущество, что подтверждено копией представленного в материалы дела свидетельства.

Решением Заволжского районного суда города Твери от 26 ноября 2004 года признана выморочным имуществом доля жилого дома . Признано право собственности в порядке наследования по закону на указанное имущество за государством в лице Межрайонной ИМНС РФ № 1 по Тверской области (том 2 л.д. 90-91).

Сведений о возникновении прав иных лиц на вышеуказанное недвижимое имущество в размере зарегистрированных на праве собственности за Российской Федерацией долей в материалах дела не имеется.

Оспариваемое распоряжение для исполнения и акты приёма-передачи имущества направлены административным ответчиком Главе города Твери и поступили в Администрацию города Твери 06 апреля 2021 года.

Глава города Твери письмом от 06 апреля 2021 года № 01/1698-и вернул руководителю Территориального управления Росимущества в Тверской области без подписания акт приёма-передачи недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации в отношении вышеуказанного недвижимого имущества.

В обоснование возврата акта указано, что передаваемые объекты не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения. Решение о намерении принять объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность города Твери уполномоченным органом – Тверской городской Думой не принималось, следовательно, распоряжение Территориального управления Росимущества в Тверской области от 19 марта 2021 года издано без учета мнения уполномоченного органа местного самоуправления в нарушение положений Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Пунктом 1 Приложения № 3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, включая жилищный фонд.

Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу указанного порядка находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В целях реализации порядка передачи имущества федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, принимается решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

В силу пункта 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 5.13 Положения предусмотрено, что право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице Территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».

Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что для принятия решения о передаче имущества, кроме имущества, указанного в пункте 1.1 настоящего постановления, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить следующие документы: а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе; б) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении предлагаемого к передаче недвижимого имущества (в том числе в отношении земельных участков в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости); г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости); д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо); е) заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче; ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче; к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества; л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам; м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.

Таким образом, документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, представляются только в случае, если указанное имущество фактически используется органами местного самоуправления в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности.

Содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа в силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2006 года № 524-О и от 04 декабря 2007 года № 828-О-П разъяснен конституционно-правовой смысл части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и указано, что для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

В Определении от 07 февраля 2012 года № 234-О-Р «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №828-О-П» Конституционный Суд РФ указал, что суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.

При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года № 828-О-П).

Исходя из позиции административного ответчика, передача имущества в муниципальную собственность оспариваемым распоряжением имела объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий для решения вопросов местного значения, поскольку оно не относится ни к одной из указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации (имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации, обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений).

Административный истец при этом ссылался на ненадлежащее содержание переданных объектов прежним собственником и приведение их в состояние, не позволяющее использовать по назначению в качестве жилого фонда, неисполнение с его стороны необходимых мероприятий, направленных на сохранение данного имущества, о чём ему неоднократно указывалось за заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности Администрации города Твери.

Сведений, подтверждающих признание переданных объектов жилищного фонда аварийными, в деле не имеется.

Вместе с тем, как следует из акта Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери от 12 мая 2021 года с приложенными к нему фотоматериалами, при осмотре дома установлено: в незаселённых комнатах 3 этажа выявлены на потолке сухие следы протечек, локальные отслоения обоев. Во всех вспомогательных помещениях на потолке и стенах имеются следы протечек внутридомовых инженерных систем водоотведения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, а также следы плесени и поражения грибком, локальные отслоения обоев, разрешение напольного плиточного покрытия. в коридоре 5 этажа, в комнатах, вспомогательных помещениях и лестнице на потолке имеются следы протечек крыши. При обследовании крыши было установлено: кровельное покрытие выхода на крышу в неудовлетворительном состоянии, как следствие наличие на потолке и стенах лестницы 5 этажа следов протечек, отслоение побелки и шпаклевочного слоя. Все колпаки вентаканалов 80% отсутствуют. Все примыкания вентаканалов и парапетов требуют ремонта. Кровельное покрытие проминается (дышит) из-за большого количества слоев кровельного покрытия (том 2 л.д. 24-39).

Из акта Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери от 12 мая 2021 года с приложенными к нему фотоматериалами следует, что при осмотре дома установлено: на фасадах дома имеются многочисленные разрушения и трещины кирпичной кладки. На карнизных свесах в двух местах отсутствует кирпичная кладка. На крыше имеются разрушения шиферного покрытия. Отсутствуют колпаки на вентиляционных каналах. В чердачном помещении при визуальном осмотре выявлены многочисленные просветы (разрушения) шиферного покрытия. Выявлены разрешения штукатурного слоя цоколя дома. Отмостка дома полностью разрушена. Выявлен крен крыши входной группы. На потолке в подъезде дома имеются следы разрушения окрасочного покрытия, протечек крыши. Выявлены разрушения пола в подъезде (том 2 л.д. 40-49).

Как усматривается из акта Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 08 июня 2021 года с приложенными к нему фотоматериалами, в результате обследования дома установлено, что в границах участка выявлено наличие одноэтажного деревянного жилого дома, имеющего визуальные признаки реконструкции (строительства пристройки из бруса). Исходя из визуального осмотра строение используется полностью (том 2 л.д. 17-19).

Как следует из акта Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 08 июня 2021 года с приложенными к нему фотоматериалами, в результате обследования дома установлено, что в границах земельного участка выявлено наличие одноэтажного деревянного жилого дома. Часть дома имеет визуальные признаки реконструкции (надстройки) второго этажа, а часть (центральная) находится в ветхом состоянии (том 2 л.д. 20-22).

Таким образом, исходя из представленных административным истцом доказательств, судом установлено, что строительные конструкции зданий общежитий, в котором расположены переданные оспариваемым распоряжением жилые помещения, не соответствуют действующим техническим требованиям и нормам, предъявляемым к строительным конструкциям.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, как проживающих в вышеуказанных помещениях, так и посещающих помещения, либо находящихся вблизи от них.

В связи с изложенным, исходя из совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, несмотря на наличие зарегистрированных в переданных жилых помещениях лиц, сохраняющих право пользования ими, установленные по делу обстоятельства указывают на невозможность использования переданных жилых помещений в существующем на дату их передачи состоянии в качестве жилого фонда, то есть для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий для решения вопросов местного значения.

Действующее законодательство не возлагает на муниципальный орган безусловной обязанности по принятию спорного имущества в муниципальную собственность без его волеизъявления при наличии обоснования для непринятия имущества.

Учитывая установленную судом невозможность использования переданных жилых помещений в качестве жилого фонда, т.е. для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий для решения вопросов местного значения, суд приходит к выводу, что отказ Администрации города Твери от принятия имущества в муниципальную собственность не являлся произвольным. Следовательно, в данном случае, в отсутствие волеизъявления муниципального образования на принятие имущества, оснований для принудительной передачи имущества в муниципальную собственность не имелось.

В связи с изложенным, ввиду недоказанности со стороны административного ответчика наличия предусмотренных нормативными правовыми актами оснований для принятия оспариваемого распоряжения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Предусмотренных статьёй 188 КАС РФ оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, а именно наличие особых обстоятельств, при которых замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, по делу не установлено.

Государственная пошлина административным истцом при обращении в суд не уплачивалась с силу положений пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный ответчик от уплаты государственной пошлины также освобожден на основании пункта 19 статьи 333.36 НК РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные административные исковые требования Администрации города Твери к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании недействительным Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области», возложении обязанности по его отмене – удовлетворить.

Признать недействительным Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19 марта 2021 года № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области».

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в течение 3-х рабочих дней со дня вступления в силу решения суда отменить распоряжение от 19 марта 2021 года № 69-85-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Ю. Лаврухина

Решение в окончательной форме изготовлено 03 августа 2022 года

Председательствующий О.Ю. Лаврухина

Дело № 2а-1084/2022 (УИД № 69RS0040-02-2021-002975-66)