ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2021-003581-91 от 28.06.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-933/2021 (УИД) №69RS0040-02-2021-003581-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«28» июня 2021 года город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

Председательствующего судьи Стёпиной М.В.,

при секретаре Новожилове П.В.,

с участием представителя административного истца Лунькова В.А. на основании доверенности и ордера №002993 от 27.04.2021 года адвоката Теряева Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Лунькова В.А. к администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области о признании: акта проверки органом муниципального земельного контроля соблюдением гражданином обязательных требований земельного законодательства №112-64-2020 от 07 августа 2020 года, вынесенного администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; акта проверки органом муниципального земельного контроля соблюдением гражданином обязательных требований земельного законодательства №113-65-2020 от 07 августа 2020 года, вынесенного администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; предписания №112-64-2020 вынесенное администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; предписания №113-65-2020 вынесенное администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области - незаконными

установил:

Луньков В.А. обратился в суд с административным иском к администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области о признании: акта проверки органом муниципального земельного контроля соблюдением гражданином обязательных требований земельного законодательства №112-64-2020 от 07 августа 2020 года, вынесенного администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; акта проверки органом муниципального земельного контроля соблюдением гражданином обязательных требований земельного законодательства №113-65-2020 от 07 августа 2020 года, вынесенного администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; предписания №112-64-2020 вынесенное администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; предписания №113-65-2020 вынесенное администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области – незаконными.

Мотивируя свои требования следующим:

Ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: . 07 августа 2020 года администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области были вынесены акты проверки органом муниципального земельного контроля соблюдением гражданином обязательных требований земельного законодательства №113-65-2020, №112-64-2020. Согласно актов 05.08.2020 года были проведены проверки в отношении земельных участков с кадастровым номером . Проверки были проведены в виде рейдового осмотра без привлечения собственника земельного участка. На основании составленных актов Лунькову В.А. вынесены предписания №112-64-2020, №113-65-2020, предписано устранить указанные нарушения в срок до 01 мая 2021 года. Полагает, что акты №112-64-2020, 113-65-2020, предписания №112-64-2020, 113-65-2020 являются незаконными по следующим основаниям: органы местного самоуправления муниципального округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах округа объектов земельных отношений. Проверка принадлежащих ему земельных участков являлась плановой. Луньков не был извещён о предстоящей проверке, что является существенным нарушением процедуры проверки. Акт проверки подписывается должностным лицом и лицом, в отношении которого проводилась проверка, чего им сделано не было. Лунькову В.А. акты проверки были направлены только в феврале 2021 года, в связи с чем он не мог подписать данные акты либо отказаться от подписи в связи с несогласием, содержащихся в них сведениях. В нарушение указанных положений Порядка акт проверки был оформлен спустя два дня после проведения проверки, был направлен в адрес административного истца спустя более чем полгода после проведения проверки. Вышеуказанные нарушения нарушают права лица, в отношении которого проводится проверка. Указание в актах осмотра на проведение проверки в виде рейдового осмотра не может являться основанием для проведения проверки в отсутствие собственника. Поскольку проверка принадлежащих административному истцу земельных участков была проведена с существенным нарушением норм действующего законодательства, то и составленные по ее тогам акты и предписания, являются незаконными.

В судебное заседание административный истец Луньков В.А., не явился о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, направил в суд своего представителя адвоката Теряева Ю.А., действующего на основании

основании доверенности и ордера №002993 от 27.04.2021 года, который заявленные требования поддержал в полном объеме.

В судебное заседание административный ответчик Администрация Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области, не явился, извещен судом надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, направил в суд свои возражения, согласно которым муниципальный земельный контроль за соблюдением гражданами обязательных требований земельного законодательства на территории Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области в 2020 году проводился в соответствии с планом муниципального земельного контроля за соблюдением гражданами обязательных требований земельного законодательства. Вместе с тем в целях профилактики и предотвращения распространения на территории Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области новой коронавирусной инфекции муниципальный земельный контроль за соблюдением гражданами обязательных требований земельного законодательства, проводился в виде рейдовых осмотров, обследования земельных участков без привлечения гражданина, проверка которого проводится. По итогам проверки составлялся акт, а в случае выявления нарушений оформлялось предписание об устранении нарушений. В случае не выполнения собственником предписания он будет извещён о проведении проверки выполнения предписания с последующим составлением акта о невыполнении предписания и направлением материалов проверки на рассмотрение в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области. В соответствии с пунктами 5,6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Предметом оспаривания являются: акт проверки органом муниципального земельного контроля за соблюдением гражданином обязательных требований земельного законодательства №112-64-2020 от 07 августа 2020 года, вынесенный администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; акт проверки органом муниципального земельного контроля за соблюдением гражданином обязательных требований земельного законодательства №113-65-2020 от 07 августа 2020 года, вынесенный администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; предписание №112-64-2020, вынесенное администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; предписание №113-65-2020, вынесенное администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального округа относит к вопросам местного значения городского округа.

Под муниципальным земельным контролем согласно п.1 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Органы местного самоуправления муниципального округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах округа объектов земельных отношений.

Материалами дела установлено, что в целях обеспечения соблюдения земельного законодательства для обеспечения муниципального земельного контроля на территории Каблуковского сельского поселения, в соответствии с ч.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании решения Собрания депутатов муниципального образования Тверской области «Калининский район» от 06.02.2020 №89 «О передаче полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля» принято решение Совета депутатов Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области от 17.03.2020 №12 «О принятии муниципальным образованием «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля» и заключено между администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» и Администрацией соглашение от 18.03.2020 «О передаче администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля администрации муниципального образования Тверской области Калининского района «Каблуковское сельское поселение» на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 года.

Муниципальный земельный контроль за соблюдением гражданами обязательных требований земельного законодательства на территории Каблуковского сельского поселения Калининского района, Тверской области в 2020 году проводился в соответствии с Планом муниципального земельного контроля за соблюдением гражданами обязательных требований земельного законодательства на территории Каблуковского сельского поселения утверждённым распоряжением Администрации Каблуковского сельского поселения №71-ОД от 30.10.2019 года.

Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области, утверждён постановлением Правительства Тверской области от 14 июля 2015 №321-пп.

В соответствии с п.55 Порядка проверки проводятся с участием гражданина и (или) их уполномоченных представителей. В случае неявки гражданина для участия в проведении проверки при условии его надлежащего уведомления органом муниципального земельного контроля о проведении проверки орган муниципального земельного контроля имеет право провести проверку без его участия.

В соответствии с пунктами 5,6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу Лунькову Валерию Анатольевичу на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства общая площадь 105928 кв.м, адрес объекта: <адрес> (л.д. 25); с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства общая площадь 106609 кв.м, адрес объекта: <адрес> (л.д. 26).

20.07.2020 года Администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области были изданы распоряжения №64-ОД и №65-ОД о проведении плановой выездной проверки в виде рейдового осмотра обследования земельных участков без привлечения гражданина, проверка которого проводится в отношении земельных участков с кадастровым номером площадью 105928 кв.м. и номером , площадью 106609 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес> правообладатель: Луньков В.П..

Согласно Актов проверки от 07.08.2020 года на земельных участках с кадастровым номером и номером принадлежащих Лунькову В.А. выявлен факт зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительность. Залесенность и закустаренность угодий составляет свыше 30 процентов. Признаки сельскохозяйственного производства отсутствуют. Земельные участки в соответствии с его целевым назначением не используется.

На основании актов административному истцу Лунькову В.А. Администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области выданы предписания №112-64-2020 и №113-65-2020 об обязании устранить на земельных участках с кадастровыми номерами и нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 01 мая 2021 года.

Суд приходит к выводу о том, что составленные акты и вынесенные на основании их представления в адрес Лунькова В.А. администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области, обоснованы.

Доводы заявителя о том, что проверка принадлежащих ему земельных участков являлась плановой, он не был извещён о предстоящей проверке, что является существенным нарушением процедуры проверки, акт проверки подписывается должностным лицом и лицом, в отношении которого проводилась проверка, чего им сделано не было, суд находит несостоятельными.

Материалами дела установлено, что в целях профилактики и предотвращения распространения на территории Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) муниципальный земельный контроль за соблюдением гражданами обязательных требований земельного законодательства в соответствии с Распоряжением Администрации Каблуковского сельского поселения №34-ОД от 28.05.2020 «Об особенностях осуществления в 2020 году муниципального земельного контроля за соблюдением гражданами обязательных требований земельного законодательства на территории Каблуковского сельского поселения Калининского района, Тверской области» проводился в виде рейдовых осмотров, обследования земельных участков без привлечения гражданина, проверка которого проводится.

При указанных обстоятельствах доводы Лунькова В.А., изложенные в административном исковом заявлении, являются несостоятельными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела.

Учитывая изложенное, оценив представленные сторонами доказательства с позиций ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что со стороны административного ответчика не усматривается неправомерных действий, которые каким-либо образом нарушали права истца вынесенными решениями администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области.

Таким образом, законных оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Лунькова В.А. к администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области о признании: акта проверки органом муниципального земельного контроля соблюдением гражданином обязательных требований земельного законодательства №112-64-2020 от 07 августа 2020 года, вынесенного администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; акта проверки органом муниципального земельного контроля соблюдением гражданином обязательных требований земельного законодательства №113-65-2020 от 07 августа 2020 года, вынесенного администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; предписания №112-64-2020 вынесенное администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области; предписания №113-65-2020 вынесенное администрацией Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области – незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Стёпина

Мотивированное решение суда изготовлено 12 июля 2021 года.

Дело № 2а-933/2021 (УИД) №69RS0040-02-2021-003581-91