ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2021-009251-56 от 24.06.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2а-458/2022 (УИД №69RS0040-02-2021-009251-56)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Сакаевой А.А.,

с участием представителя административного истца на основании доверенности помощника прокурора Центрального района г.Твери Байдиной Е.Г.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тверской области в интересах неопределённого круга лиц к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия,

у с т а н о в и л:

прокурор Тверской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко - культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия «Здание кавалерийских казарм, XVIII в.» (г.Тверь, наб.А.Никитина, д.36); возложить на Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение государственной историко - культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия «Здание кавалерийских казарм, XVIII в.» (г.Тверь, наб.А.Никитина, д.36), по результатам которой принять одно из решений, предусмотренных пунктом 8 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 №73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец ссылался на следующие обстоятельства. Прокуратурой Тверской области проведена проверка Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - Главное управление) в части надлежащего использования объекта культурного наследия «Здание кавалерийских казарм, XVIII в.» (г.Тверь, наб.А.Никитина, д.36). Здание, расположенное по вышеуказанному адресу согласно приказу Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 31.10.2007 №151 является вновь выявленным объектом культурного наследия Тверской области «Здание кавалерийских казарм, XVIII в.» и включен в соответствующий перечень.

Выявленный объект культурного наследия согласно требованиям ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит государственной охране в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях защиты их от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в реестр конкретизированы в Законе Тверской области от 23.12.2009 №112-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области».

Согласно частям 1 - 3 ст.10 указанного Закона, уполномоченный орган в соответствии с федеральным законодательством принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень. Уполномоченный орган принимает решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр в срок не более одного года со дня принятия решения, указанного в части 1 настоящей статьи. Для обоснования принятия решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

В силу ст.6 указанного Закона к полномочиям исполнительного органа государственной власти Тверской области, уполномоченного в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относится, в том числе, осуществление ведения государственного учета выявленных объектов культурного наследия и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с законодательством.

Согласно Положению о Главном управлении, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 №94-пп, областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством является Главное управление. К основанным задачам Главного управления отнесены, в том числе, реализация государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Главное управление осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; за соблюдением органами государственной власти, местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия.

Вместе с этим административным истцом установлено, что в нарушение положений п.4 ст.64, ст.ст.15, 33, п.1 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73 - ФЗ, частей 1 - 3 ст.10 Закона Тверской области от 23.12.2009 №112-ЗО, Главным управлением государственная историко - культурная экспертиза вновь выявленного объекта культурного наследия «Здание кавалерийских казарм, XVIII в.» (г.Тверь, наб.А.Никитина, д.36), не проведена, ввиду чего решение о включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо об отказе во включении в данный реестр не принято.

Определениями суда, занесёнными в протоколы судебных заседаний от 25.01.2022, 16.02.2022, 14.03.2022, 28.04.2022, 06.06.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Тверской области, Министерство финансов Тверской области, Министерство культуры РФ, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Территориальное управление Росимущества в Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, Администрация города Твери, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Определением судьи от 12.05.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство обороны РФ.

Представитель административного истца на основании доверенностей помощник прокурора Центрального района г.Твери Байдина Е.Г. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, надлежащим образом извещённого о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Как следует из ранее представленного отзыва на административный иск, по мнению административного истца, в отношении вышеуказанного выявленного объекта культурного наследия не проведены все предусмотренные законодательством процедуры и мероприятия, а Главным управлением нарушены нормы Федерального закона №73-Ф3 о принятии решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр. Вместе с тем, нахождение заявленного объекта в статусе выявленных объектов культурного наследия не лишает его государственной охраны. Согласно нормам абз. п.5 ст.16.1 Федерального закона №73-ФЗ, выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр. Положения ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ содержат требования, которые должны выполнять собственники (пользователи) как объектов культурного наследия, включенных в реестр, так и выявленных объектов культурного наследия. В свою очередь, ст.45 Федерального закона №73-ФЗ установлен особый порядок проведения работ по сохранению, подлежащий применению как в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр, так и в отношении выявленных объектов культурного наследия.

Таким образом, выявленный объект культурного наследия (объект археологического наследия) также подлежит государственной охране, и в отношении него подлежат применению все требования к сохранению выявленного объекта культурного наследия, установленные Федеральным законом №73-Ф3, равно как и особый порядок проведения работ на объекте, обеспечивающий его физическую сохранность и сохранение историко-культурной ценности.

Кроме того, наличие проблемы, связанной с включением в Реестр выявленных объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы обусловлено недостаточным объёмом финансирования из регионального бюджета. Выделенных на эти цели денежных средств недостаточно для проведения государственной историко-культурной экспертизы всех выявленных объектов культурного наследия.

Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области, надлежащим образом извещённого о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Из ранее представленных письменных возражений на иск следует, что в рассматриваемой ситуации основополагающее правовое значение имеет факт применения законодательства, действующего на момент выявления заявленного в иске объекта. На момент выявления объекта и включения его в соответствующий перечень, Закон №73-ФЗ действовал в редакции, предусматривающей, что вновь выявленный памятник истории и культуры до включения его в реестр приравнивался к включённым в реестр памятникам.

Утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 №865 Положение об охране и использовании памятников истории и культуры содержало предписание о том, что вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников (пункт 18).

Разделом II Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 №203, был предусмотрен порядок государственного учета памятников истории и культуры. Так, государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (пункт 9 Инструкции). Пунктом 12 Инструкции установлено, что при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры. На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал (пункт 15 Инструкции). Кроме того, на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историкоархитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ (пункт 16 Инструкции).

При этом, согласно пункту 14 Инструкции объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.

Вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны (пункты 20 и 21 Инструкции).

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что сроки проведения экспертизы, а также порядок ее проведения на момент включения объекта в соответствующий перечень вновь выявленных объектов культурного наследия, установлены не были.

Статьей 16.1 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 того же Закона. Порядок включения объектов культурного наследия в Реестр определен статьей 18 Закона №73-ФЗ.

Применительно к положениям Закона №73-ФЗ и статусу объекта как выявленного объекта культурного наследия, в отношении такого объекта в целях определения его историко-культурной значимости требуется проведение историко-культурной экспертизы, на основании заключения которой уполномоченным органом должно быть принято решение либо о включении этого объекта в Реестр в качестве объекта культурного наследия, либо решение об отказе во включении его в Реестр.

Однако, исходя из буквального содержания пункта 8 статьи 18 Закона №73-ФЗ, предусмотренный названным пунктом срок принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр или об отказе в таковом не может быть применен к спорному объекту, поскольку он является выявленным ранее возникновения названной нормы права.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №315-ФЗ не содержит в себе положений, в соответствии с которыми изменения, вносимые им в Закон №73-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу, что исключает применение данных изменений к настоящему спору.

С учетом изложенного, в рассматриваемой ситуации определить дату начала незаконного бездействия Главного управления не представляется возможным.

Кроме того, спорный объект в силу пункта 1 статьи 33 Закона также подлежит государственной охране в целях предотвращения его повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика. Таким образом, административным истцом не доказано и нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

Представители заинтересованных лиц Министерства финансов , Министерства культуры РФ, Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности , Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по , Территориального управления Росимущества в , Министерства имущественных и земельных отношений , департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации , Администрации , Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещённых о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Представителем заинтересованного лица Министерства культуры РФ представлены письменные пояснения по административному иску, в которых указано, что в соответствии со ст.9 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также п.5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 №590, Минкультуры России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст.20 Закона №73-ФЗ регистрация объекта культурного наследия в Реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в Реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия. При этом, согласно п.4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2011 №954, основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в Реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в Реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).

В соответствии со ст.9.1 Закона №73-ФЗ полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых установлен распоряжением Правительства РФ от 01.09.2009 №759-р) переданы для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.

Сведения о заявленном объекте культурного в Реестре отсутствуют. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, осуществляющего учет и государственную охрану, в том числе выявленных объектов культурного наследия на территории Тверской области, объект имеет статус выявленного объекта культурного наследия (приказ Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 31.10.2007 №151).

Норма Закона №73-ФЗ, обязывающая соответствующий орган охраны объектов культурного наследия принять решение о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр либо об отказе во включении такого объекта в Реестр в срок не более одного года со дня принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, введена Федеральным законом от 22.10.2014 №315-ФЗ, то есть после присвоения объекту статуса «выявленный». В соответствии с ч.5 ст.16.1 Закона №73-ФЗ выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране до принятия решения о включении его в Реестр либо об отказе во включении его в Реестр.

Ограничения при использовании объектов культурного наследия предусмотрены п.1 ст.33 Закона №73-ФЗ, согласно которым все объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, независимо от того, включены они в Реестр или являются выявленными объектами культурного наследия.

Также представителем данного заинтересованного лица заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Иных возражений по административному иску от участвующих в деле лиц не поступило.

От Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заявленное ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ ходатайство о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании удовлетворено. При этом, в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания для представления дополнительных сведений о правообладателе объекта отказано, поскольку в нём заявлен иной объект недвижимого имущества – военный городок №32 по наб.Аф.Никитина, д.32 в г.Твери, в состав которого входит здание лаборатории (№36А) и здание КПП (№5А). В рассматриваемом же деле требования заявлены в отношении объекта культурного наследия - «Здание кавалерийских казарм, XVIII в.», расположенного по иному адресу: г.Тверь, наб.А.Никитина, д.36. Установленный судом собственник здания привлечён к участию в деле.

На основании положений ст.150, п.6 ст.226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежат нарушенное право гражданина, юридического лица, группы лиц, публичные интересы.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае обращение прокурора с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц отвечает требованиям действующего законодательства.

Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.

Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.

Поскольку рассматриваемый административный иск, поступивший в суд 27.12.2021, направлен на прекращение длящегося до настоящего времени, по утверждению административного истца, бездействия административного ответчика Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, срок обращения в суд с рассматриваемыми требованиями административным истцом не пропущен.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца (лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление).

В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на доступ к культурным ценностям и обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно абзацам третьему и четвёртому преамбулы указанного Федерального закона, В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Как следует из административного иска, представленных суду письменных материалов дела и не оспаривалось участниками процесса, заявленный объект, расположенный по адресу: г.Тверь, наб.А.Никитина, д.36, согласно приказу Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 31.10.2007 №151, является вновь выявленным объектом культурного наследия Тверской области «Здания кавалерийских казарм» и включен в Список выявленных объектов культурного наследия.

Из представленного в материалы дела уведомления усматривается, что в ЕГРН сведения о здании по указанному адресу не внесены.

В информационной базе федерального имущества сведений об объекте недвижимости, расположенном по адресу: г.Тверь, наб.А.Никитина, д.36, не имеется, что подтверждено сообщением ТУ Росимущества в Тверской области от 24.03.2022.

Согласно выписке от 15.03.2022 Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области из реестра, объект недвижимого имущества по указанному адресу не проходил процедуру учёта в реестре государственного имущества Тверской области.

Из сообщения департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери от 22.03.2022 следует, что здание по указанному адресу в реестре муниципальной собственности не числится, информацией о собственнике департамент не располагает.

Из представленных суду со стороны административного ответчика документов, а именно охранного договора на пользование недвижимым памятником истории и культуры от 30.03.1999, акта технического осмотра состояния памятника от 02.04.1999, карты обследования недвижимого памятника истории и культуры следует, что заявленный памятник архитектуры (Казармы кавалерийские (дом жилой) по адресу: г.Тверь, наб.А.Никитина, д.36, по данным инвентаризации значится в федеральной собственности, находился на балансе Бабушкинской КЭЧ и ранее был предоставлен в пользование 2 ЦНИИ МО РФ.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, а также п.5.4.3 Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 №590, Министерство культуры РФ совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ регистрация объекта культурного наследия в реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия.

При этом согласно п.4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 03.10.2011 №954, основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в Реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).

В соответствии со ст.9.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых установлен распоряжением Правительства РФ от 01.09.2009 №759-р) переданы для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

К числу таких полномочий, согласно п.2 ч.1 указанной статьи Закона, отнесены организация и проведение государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно Положению о Главном управлении, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 №94-пп, областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством является Главное управление. Главное управление является правопреемником комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (п.1 Положения).

К основным задачам Главного управления отнесены, в том числе, реализация государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (п.7 Положения).

Главное управление осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; за соблюдением органами государственной власти, местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия (п.8 Положения).

Статьёй 6 Закона Тверской области от 23.12.2009 №112-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области» также предусмотрено, что к полномочиям исполнительного органа государственной власти Тверской области, уполномоченного в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относится, в том числе, осуществление ведения государственного учета выявленных объектов культурного наследия и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с законодательством.

Сведения об объекте культурного наследия с наименованием «Здание кавалерийских казарм, XVIII в.», расположенном по адресу: г.Тверь, наб.А.Никитина, д.36, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации отсутствуют, что участниками процесса не оспаривалось.

Согласно сообщения Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 26.10.2021, адресованного прокуратуре Тверской области, до настоящего времени государственная историко-культурная экспертиза в целях обоснования включения в реестр в отношении данного объекта культурного наследия не проводилась. Данное обстоятельство участниками процесса также не оспаривалось и явилось основанием для обращения прокурора в суд с рассматриваемым административным иском.

В силу ст.16 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу п.1 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Пунктом 3 данной статьи Закона предусмотрено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.

В случае поступления в региональный орган охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения такого заключения указанный орган охраны объектов культурного наследия направляет заявление о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы, содержащее сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в реестр (п.4 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).

Согласно п.7 указанной статьи Закона, решение о включении объекта культурного наследия в реестр принимается: 1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения; 2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Пунктом 8 данной статьи предусмотрено, что решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Согласно положениям ч.ч.1-3 ст.10 Закона Тверской области от 23.12.2009 №112-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области», уполномоченный орган в соответствии с федеральным законодательством принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень. Уполномоченный орган принимает решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр в срок не более одного года со дня принятия решения, указанного в части 1 настоящей статьи. Для обоснования принятия решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Такое решение в отношение заявленного объекта административным ответчиком на дату рассмотрения дела не принималось.

Представители заинтересованных лиц, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылались на то, что нормы п.8 ст.18 Федерального закона №73-Ф3 введены позже принятия нормативных актов о включении выявленного объекта культурного наследия в Список выявленных объектов культурного наследия, а именно Федеральным законом от 22.10.2014 №315-ФЗ, вступившим в силу 22.01.2015. При этом, ни Федеральный закон №73-Ф3, ни Федеральный закон №315-Ф3 не содержат норм, обязывающих органы охраны применять в отношении таких выявленных объектов культурного наследия вновь введенный порядок о принятии решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр, включая проведение для данной цели государственной историко-культурной экспертизы.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, включение вышеуказанного объекта в Список выявленных памятников истории и культуры Тверской области осуществлялось приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 31.10.2007 №151 в порядке, определенном Федеральным законом №73-Ф3 в прежней редакции, а также Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культур, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 №203, Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 №865.

В силу п.п.11, 12, 14 Инструкции к выявленным памятникам истории и культуры относятся объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

Объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране.

Как следует из п.п.20, 21, 22 Инструкции вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника.

Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.

Проекты государственных списков недвижимых памятников местного значения подготавливаются местными государственными органами охраны памятников на основе списков вновь выявленных объектов и учетных документов каждого объекта и утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.

Таким образом, несмотря на то, что законодательство, в порядке которого заявленный административным истцом объект был включен в Список выявленных объектов культурного наследия, не ограничивало сроками принятие решения о включении выявленных памятников истории и культуры в Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры, которые наделяли объекты, включенные в него, статусом памятников истории и культуры, оно, в любом случае, предусматривало проведение экспертизы каждого из вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, с составлением заключения о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

В соответствии с п.5 ст.16.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Ограничения при использовании объектов культурного наследия предусмотрены п.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, согласно которой все объекты культурного наследия, как включенные в реестр, так и выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, независимо от того, включены они в Реестр или являются выявленными объектами культурного наследия.

Выполнение региональным органом охраны объектов культурного наследия предусмотренных действующим Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ требований по государственной охране выявленного объекта культурного наследия не освобождает его от обязанности принятия дальнейших предусмотренных как ранее действовавшим законодательством, так и действующим законодательством, мер, направленных на обеспечение принятия в отношении каждого выявленного объекта культурного наследия решения о включении в реестр либо об отказе во включении реестр с соблюдением законодательно установленной процедуры, включающей проведение историко-культурной экспертизы.

При этом, в силу прямого указания в п.8 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, такое решение должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

В рассматриваемом случае заявленный административным истцом объект отнесен к выявленным объектам культурного наследия.

Согласно п.2 ст.32 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы.

В силу ст.28 данного Федерального закона, одной из целей государственной историко-культурной экспертизы является обоснование включения объекта культурного наследия в реестр.

В соответствии с п.6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 №569, государственная историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом.

Процедура включения выявленного объекта культурного наследия в реестр, установленная ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, предусматривает, в том числе, организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы, так и сроки, установленные для данной процедуры.

То обстоятельство, что в силу пункта 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 №569, правообладатели объекта также вправе по своей инициативе провести государственную историко-культурную экспертизу, не освобождает региональный орган охраны объектов культурного наследия от выполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей.

Поскольку до настоящего времени процедура включения выявленного объекта культурного наследия в реестр со стороны уполномоченного органа – административного ответчика, не организована, что нарушает право неопределённого круга лиц как на доступ к культурным ценностям, так и на сохранение исторического и культурного наследия, заявленные административные исковые требования о признании незаконным бездействия Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия подлежат удовлетворению с возложением в силу ч.9 ст.227 КАС РФ на административного ответчика обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия, по результатам которой подлежит принятию одно из решений, предусмотренных п.8 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ.

Отсутствие достаточного финансирования не является, вопреки доводам административного ответчика, основанием для освобождения его от выполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Поскольку для выполнения административным ответчиком установленных судом обязанностей необходима организация и фактическое проведение определённого объёма работ, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить для их исполнения заявленный прокурором срок – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Государственная пошлина административным истцом при обращении в суд не уплачивалась с силу п.9 ст.333.36 НК РФ. Административный ответчик от уплаты государственной пошлины также освобожден на основании п.19 ст.333.36 НК РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования заместителя прокурора Тверской области в интересах неопределённого круга лиц к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Здание кавалерийских казарм, XVIII в.» (г.Тверь, наб.А.Никитина, д.36).

Возложить на Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Здание кавалерийских казарм, XVIII в.» (г.Тверь, наб.А.Никитина, д.36), по результатам которой подлежит принятию одно из решений, предусмотренных п.8 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 01.07.2022.

Дело №2а-458/2022 (УИД №69RS0040-02-2021-009251-56)