ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2021-009253-50 от 19.05.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2а-460/2022 (УИД №69RS0040-02-2021-009253-50)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Сакаевой А.А.,

с участием представителя административного истца на основании доверенности помощника прокурора Центрального района г.Твери Гогян М.В.,

представителя административного ответчика Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области на основании доверенности Баклюк Е.К.,

представителя заинтересованных лиц Правительства Тверской области и Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области на основании доверенностей Травкиной О.Н.,

представителя заинтересованных лиц общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» и Тверского городского отделения Тверского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» на основании ордера и доверенности адвоката Афанасьевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тверской области в интересах неопределённого круга лиц к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия,

у с т а н о в и л:

прокурор Тверской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко - культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой, сер.XVIII – XIX в.» (г.Торжок, 2-ой пер.Кирова, д.1); возложить на Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение государственной историко - культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой, сер.XVIII – XIX в.» (г.Торжок, 2-ой пер.Кирова, д.1), по результатам которой принять одно из решений, предусмотренных пунктом 8 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 №73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец ссылался на следующие обстоятельства. Прокуратурой Тверской области проведена проверка Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - Главное управление) в части надлежащего использования объекта культурного наследия «Дом жилой, сер.XVIII – XIX в.» (г.Торжок, 2-ой пер.Кирова, д.1). Здание, расположенное по вышеуказанному адресу согласно приказу Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 30.12.1999 №68 является вновь выявленным объектом культурного наследия Тверской области «Дом жилой, сер. XIX в.» и включен в соответствующий перечень.

Выявленный объект культурного наследия согласно требованиям ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит государственной охране в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях защиты их от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в реестр конкретизированы в Законе Тверской области от 23.12.2009 №112-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области».

Согласно частям 1 - 3 ст.10 указанного Закона, уполномоченный орган в соответствии с федеральным законодательством принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень. Уполномоченный орган принимает решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр в срок не более одного года со дня принятия решения, указанного в части 1 настоящей статьи. Для обоснования принятия решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

В силу ст.6 указанного Закона к полномочиям исполнительного органа государственной власти Тверской области, уполномоченного в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относится, в том числе, осуществление ведения государственного учета выявленных объектов культурного наследия и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с законодательством.

Согласно Положению о Главном управлении, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 №94-пп, областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством является Главное управление. К основанным задачам Главного управления отнесены, в том числе, реализация государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Главное управление осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; за соблюдением органами государственной власти, местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия.

Вместе с этим административным истцом установлено, что в нарушение положений п.4 ст.64, ст.ст.15, 33, п.1 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73 - ФЗ, частей 1 - 3 ст.10 Закона Тверской области от 23.12.2009 №112-ЗО, Главным управлением государственная историко - культурная экспертиза вновь выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой, сер.XVIII – XIX в.» (г.Торжок, 2-ой пер.Кирова, д.1), не проведена, ввиду чего решение о включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо об отказе во включении в данный реестр не принято.

Определениями суда, занесёнными в протоколы судебных заседаний от 25.01.2022, 17.02.2022, 15.03.2022, 28.04.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Тверской области, Министерство финансов Тверской области, Министерство культуры РФ, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество» и Тверское городское отделение Тверского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», Администрация муниципального образования город Торжок.

Представитель административного истца на основании доверенностей помощник прокурора Центрального района г.Твери Гогян М.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области на основании доверенности Баклюк Е.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Как следует из возражений административного ответчика, Главное управление полагает, что не совершало действий (бездействия), противоречащих действующему законодательству. Объект «Дом жилой, сер.XVIII – XIX в.» (г.Торжок, 2-ой пер.Кирова, д.1) поставлен на государственную охрану в качестве вновь выявленного объекта культурного наследия Приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 30.12.1999 №68.

Положениями п.4 ст.64 Федерального закона №73-ФЗ объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, отнесены к выявленным объектам культурного наследия.

По мнению административного истца, в отношении вышеуказанного выявленного объекта культурного наследия не проведены все предусмотренные законодательством процедуры и мероприятия, а Главным управлением нарушены нормы Федерального закона №73-Ф3 о принятии решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр. Вместе с тем, нормы статьи ч.8 ст.18 Федерального закона №73-Ф3 (о принятии решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр в срок не более одного года с даты включения объекта в перечень выявленных объектов) были введены гораздо позже принятия нормативных актов о включении вышеуказанного выявленного объекта культурного наследия в соответствующие списки (перечни), а именно Федеральным законом от 22.10.2014 №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», вступившим в силу 22.01.2015.

В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона №315-Ф3, объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона выявленными объектами культурного наследия, отнесены к выявленным объектам культурного наследия, включенным в перечень выявленных объектов культурного наследия. Вместе с тем, ни Федеральный закон №73-Ф3, ни Федеральный закон №315-Ф3 не содержат норм, обязывающих органы охраны применять в отношении таких выявленных объектов культурного наследия (которые являлись таковыми на основании ранее принятых нормативных актов) вновь введенный порядок о принятии решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр (включая проведение для данной цели государственной историко-культурной экспертизы), равно как и не содержит прямых указаний о том, в каком порядке и в какие сроки должно быть принято данное решение.

Частью 8 ст.18 Федерального закона №73-Ф3 закреплена обязанность органа охраны принять решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр в срок не более одного года со дня принятия решения о включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. То есть, данной нормой определена приоритетная обязанность органа охраны принять в течение года соответствующее решение в отношении объектов, включенных в перечень выявленных объектов культурного наследия в соответствии с новым порядком, введенным в действие Федеральным законом №315-Ф3 и действующим на данный момент.

Кроме того, нахождение вышеуказанных объектов в статусе выявленных объектов культурного наследия не лишает их государственной охраны. Согласно нормам абз. п.5 ст.16.1 Федерального закона №73-ФЗ, выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр. Положения ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ содержат требования, которые должны выполнять собственники (пользователи) как объектов культурного наследия, включенных в реестр, так и выявленных объектов культурного наследия. В свою очередь, ст.45 Федерального закона №73-ФЗ установлен особый порядок проведения работ по сохранению, подлежащий применению как в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр, так и в отношении выявленных объектов культурного наследия.

Таким образом, выявленный объект культурного наследия (объект археологического наследия) также подлежит государственной охране, и в отношении него подлежат применению все требования к сохранению выявленного объекта культурного наследия, установленные Федеральным законом №73-Ф3, равно как и особый порядок проведения работ на объекте, обеспечивающий его физическую сохранность и сохранение историко-культурной ценности.

В связи с изложенным, вывод о несоответствии действующему законодательству бездействия Главного управления, выразившегося в неприменении действующего в настоящее время порядка принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр, является ошибочным.

Представитель заинтересованных лиц Правительства Тверской области и Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области на основании доверенностей Травкина О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам представленного отзыва на административный иск, в котором ссылалась на следующее.

В рассматриваемой ситуации основополагающее правовое значение имеет факт применения законодательства, действующего на момент выявления заявленного в иске объекта. На момент выявления объекта и включения его в соответствующий перечень, действовал Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», устанавливающий полномочия в том числе Советов Министров автономных республик в пределах прав, предоставленных законом, по обеспечению охраны, использования, выявления, учета, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры, находящихся на территории автономной республики (статья 8), подразделяющий в целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения (статья 17), закрепляющий право Советов Министров автономных республик относить недвижимые памятники истории и культуры к категории памятников местного значения (статья 18).

Утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 №865 Положение об охране и использовании памятников истории и культуры содержало предписание о том, что вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников (пункт 18).

Разделом II Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 №203, был предусмотрен порядок государственного учета памятников истории и культуры. Так, государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (пункт 9 Инструкции). Пунктом 12 Инструкции установлено, что при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры. На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал (пункт 15 Инструкции). Кроме того, на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историкоархитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ (пункт 16 Инструкции).

При этом, согласно пункту 14 Инструкции объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.

Вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны (пункты 20 и 21 Инструкции).

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что сроки проведения экспертизы, а также порядок ее проведения на момент включения объекта в соответствующий перечень вновь выявленных объектов культурного наследия, установлены не были.

В преамбуле Закона №73-ФЗ, которым был признан утратившим силу Закон РСФСР от 15.12.1978, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) названы уникальной ценностью для всего многонационального народа Российской Федерации, признаны неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, которым гарантируется их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации путем предоставления государственной охраны, являющейся одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 64 Закона №73-ФЗ, который вступил в силу 29.06.2002, было установлено, что объекты, являвшиеся на день вступления в силу указанного Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к выявленным объектам культурного наследия с последующим переоформлением документов, предусмотренных статьей 17 Закона №73-ФЗ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако такой порядок не был установлен Правительством Российской Федерации, а с 22.01.2015 вступила в силу новая редакция Закона №73-ФЗ, принятая Федеральным законом от 22.10.2014 №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2014 №315-ФЗ объекты, являющиеся на день вступления в силу названного Федерального закона выявленными объектами культурного наследия, отнесены к выявленным объектам культурного наследия, включенным в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Таким образом, согласно действующему законодательству Российской Федерации, заявленный объект является выявленным объектом археологического наследия и в силу закона признается включенным в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Тверской области.

Статьей 16.1 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 того же Закона. Порядок включения объектов культурного наследия в Реестр определен статьей 18 Закона №73-ФЗ.

Применительно к положениям Закона №73-ФЗ и статусу объекта как выявленного объекта культурного наследия, в отношении такого объекта в целях определения его историко-культурной значимости требуется проведение историко-культурной экспертизы, на основании заключения которой уполномоченным органом должно быть принято решение либо о включении этого объекта в Реестр в качестве объекта культурного наследия, либо решение об отказе во включении его в Реестр.

Однако, исходя из буквального содержания пункта 8 статьи 18 Закона №73-ФЗ, предусмотренный названным пунктом срок принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр или об отказе в таковом не может быть применен к спорному объекту, поскольку он является выявленным ранее возникновения названной нормы права.

Федеральный закон от 22.10.2014 №315-ФЗ не содержит в себе положений, в соответствии с которыми изменения, вносимые им в Закон №73-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу, что исключает применение данных изменений к настоящему спору.

С учетом изложенного, в рассматриваемой ситуации определить дату начала незаконного бездействия Главного управления не представляется возможным.

Кроме того, спорный объект в силу пункта 1 статьи 33 Закона №73 также подлежит государственной охране в целях предотвращения его повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика. Таким образом, административным истцом не доказано и нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

Представитель заинтересованных лиц общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» и Тверского городского отделения Тверского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» на основании ордера и доверенности адвокат Афанасьева Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений на иск, в которых ссылалась на следующее.

Требования административного истца не подлежат удовлетворению в связи утратой объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Тверская область, г.Торжок, 2-й переулок Кирова, д.1 с кадастровым номером . В данном случае проведение мероприятий по проведению государственной историко-культурной экспертизы не представляется возможным. Утрата здания произошла из-за бездействия органа, осуществляющего государственную охрану памятника. До момента снятия здания с кадастрового учёта, указанный объект недвижимости принадлежал Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество на праве собственности на основании решения Арбитражного суда Тверской области от 17.06.2013 по делу №А66-13506/2012. При рассмотрении указанного дела сведениями об обременении (ограничении) прав на указанное здание, в том числе связанных с наличием объекта культурного наследия заинтересованные лица не располагали.

Здание по адресу: Тверская область, г.Торжок, 2-й переулок Кирова, д.1 передавалось Тверскому городскому отделению Тверского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество». Длительное время, более 50 лет, указанное здание являлось не жилым, а административным зданием. Указанный объект недвижимости вследствие ветхости пришел в состояние, непригодное для его дальнейшего использования по прямому назначению (разрушение стен, отсутствие кровли, стропильной системы, перекрытий, пола, ветхое состояние фундамента), вследствие чего здание снято с кадастрового учета. Утрата объекта сложилась ввиду ненадлежащего выполнения уполномоченным органом Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области своих обязанностей по порядку выявления объектов культурного наследия, информационному взаимодействию при ведении реестра.

Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ (статьи 16.1, 20.2) уполномоченному органу вменялась обязанность по информационному взаимодействию с органом, осуществляющим государственную регистрацию прав для внесения в ЕГРН сведений о том, что здание по адресу: Тверская область, г.Торжок, 2-й переулок Кирова, д.1 является объектом культурного наследия. До введения в действие Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, у органа, осуществляющего государственную охрану памятников также имелась обязанность по информированию о том, что здание является объектом культурного наследия. Так, в силу п.п.27-28 Постановления Совмина СССР от 16.09.1982 №865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры. Государственные органы охраны памятников устанавливают на каждом недвижимом памятнике истории и культуры охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание о том, что памятник охраняется государством. Образцы охранных досок, устанавливаемых на недвижимых памятниках истории и культуры, утверждаются Министерством культуры СССР. В силу п.62 указанного Постановления Совмина СССР орган, осуществляющий государственную охрану памятников должен выдавать охранные обязательства местным государственным органам охраны памятников: государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также другими организациями и лицами, использующими памятники истории и культуры для научных, культурно - просветительных, туристских и иных целей; жилищными управлениями (отделами) исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, использующими недвижимые памятники (в соответствии с их характером и назначением) как жилые помещения; общественными организациями и гражданами, в собственности которых находятся недвижимые памятники; предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользование которым предоставлены земли с расположенными на них недвижимыми памятниками, за исключением памятников, используемых на основе охранно - арендных и охранных договоров; предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользовании или собственности которых находятся движимые памятники. В силу п.33 Приказа Минкультуры СССР от 13.05.1986 №203 «Об утверждении «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры включают: в том числе установку охранных досок.

Указанные мероприятия, органом, осуществляющим государственную охрану памятников не выполнены: охранное обязательство на объект культурного наследия не оформлено, охранная доска не установлена, сведения в ЕГРН о наличии памятника не внесены. Таким образом, сведениями о том, что в собственности у Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» имеется выявленный объект культурного наследия не располагало. Таким образом, в связи с ненадлежащим выполнением ответчиком обязанностей по выявлению и информационному взаимодействию, сведения об объекте культурного наследия в ЕГРН отсутствовали. Главное управление не возложило на собственника никаких предусмотренных законом обязанностей по охране памятника.

Кроме того, в данном же случае исполнить решение суда будет невозможно в связи с утратой объекта экспертизы.

Представители заинтересованных лиц Министерства культуры РФ, Министерства финансов Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, Администрации муниципального образования город Торжок, надлежащим образом извещённых о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Представителем заинтересованного лица Министерства культуры РФ представлены письменные пояснения по административному иску, в которых указано, что в соответствии со ст.9 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также п.5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 №590, Минкультуры России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст.20 Закона №73-ФЗ регистрация объекта культурного наследия в Реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в Реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия. При этом, согласно п.4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2011 №954, основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в Реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в Реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).

В соответствии со ст.9.1 Закона №73-ФЗ полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых установлен распоряжением Правительства РФ от 01.09.2009 №759-р) переданы для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.

Сведения об объекте культурного наследия с наименованием «Дом жилой, сер.XVIII-XIX в.», расположенном по адресу: г.Торжок, 2-ой пер.Кирова, д.1, в Реестре отсутствуют. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, осуществляющего учет и государственную охрану, в том числе выявленных объектов культурного наследия на территории Тверской области, объект имеет статус выявленного объекта культурного наследия (приказ Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 30.12.1999 №68).

Норма Закона №73-ФЗ, обязывающая соответствующий орган охраны объектов культурного наследия принять решение о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр либо об отказе во включении такого объекта в Реестр в срок не более одного года со дня принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, введена Федеральным законом от 22.10.2014 №315-ФЗ, то есть после присвоения объекту статуса «выявленный». В соответствии с ч.5 ст.16.1 Закона №73-ФЗ выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране до принятия решения о включении его в Реестр либо об отказе во включении его в Реестр.

Ограничения при использовании объектов культурного наследия предусмотрены п.1 ст.33 Закона №73-ФЗ, согласно которым все объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, независимо от того, включены они в Реестр или являются выявленными объектами культурного наследия.

Иных возражений по административному иску от участвующих в деле лиц не поступило.

На основании положений ст.150, п.6 ст.226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежат нарушенное право гражданина, юридического лица, группы лиц, публичные интересы.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае обращение прокурора с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц отвечает требованиям действующего законодательства.

Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.

Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.

Поскольку рассматриваемый административный иск, поступивший в суд 27.12.2021, направлен на прекращение длящегося до настоящего времени, по утверждению административного истца, бездействия административного ответчика Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, срок обращения в суд с рассматриваемыми требованиями административным истцом не пропущен.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца (лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление).

В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на доступ к культурным ценностям и обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно абзацам третьему и четвёртому преамбулы указанного Федерального закона, В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Как следует из административного иска, представленных суду письменных материалов дела и не оспаривалось участниками процесса, заявленный объект, расположенный по адресу: Тверская область, г.Торжок, 2-ой пер.Кирова, д.1, согласно приказу Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 30.12.1999 №68, является вновь выявленным объектом культурного наследия Тверской области «Дом жилой, сер.XVIII – XIX в.» и включен в соответствующий перечень (п.32 по г.Торжку и п.742 в общем перечне).

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН следует, что по указанному адресу: г.Торжок, пер.2-й Кирова, д.1, расположен земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество». На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами

Объект недвижимости с кадастровым номером является нежилым зданием – складом, площадью 55 кв.м. Объект недвижимости с кадастровым номером является нежилым административным зданием общей площадью 323,3 кв.м.

Данные объекты недвижимости, согласно выпискам из ЕГРН, принадлежат на праве собственности общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» и переданы в оперативное управление Тверскому городскому отделению Тверского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество».

Объект недвижимости с кадастровым номером , по данным ЕГРН, являлся нежилым административным зданием общей площадью 375,3 кв.м. Данный объект снят с кадастрового учёта 28.11.2014.

Из представленных представителем общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» и Тверского городского отделения Тверского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» документов усматривается, что на вышеуказанное здание общей площадью 375,3 кв.м. (здание профотдела-затравочной) по адресу: г.Торжок, пер.2-й Кирова, д.1 признано право собственности общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» решением Арбитражного суда Тверской области от 17.06.2013 по иску этой же организации.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, а также п.5.4.3 Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 №590, Министерство культуры РФ совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ регистрация объекта культурного наследия в реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия.

При этом согласно п.4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 03.10.2011 №954, основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в Реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).

В соответствии со ст.9.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых установлен распоряжением Правительства РФ от 01.09.2009 №759-р) переданы для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

К числу таких полномочий, согласно п.2 ч.1 указанной статьи Закона, отнесены организация и проведение государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно Положению о Главном управлении, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 №94-пп, областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством является Главное управление. Главное управление является правопреемником комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (п.1 Положения).

К основным задачам Главного управления отнесены, в том числе, реализация государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (п.7 Положения).

Главное управление осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; за соблюдением органами государственной власти, местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия (п.8 Положения).

Статьёй 6 Закона Тверской области от 23.12.2009 №112-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области» также предусмотрено, что к полномочиям исполнительного органа государственной власти Тверской области, уполномоченного в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относится, в том числе, осуществление ведения государственного учета выявленных объектов культурного наследия и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с законодательством.

Сведения об объекте культурного наследия с наименованием «Дом жилой, сер.XVIII-XIX в.», расположенном по адресу: г.Торжок, 2-ой пер.Кирова, д.1, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации отсутствуют, что участниками процесса не оспаривалось.

Согласно сообщения Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 26.10.2021, адресованного прокуратуре Тверской области, до настоящего времени государственная историко-культурная экспертиза в целях обоснования включения в реестр в отношении данного объекта культурного наследия не проводилась. Данное обстоятельство участниками процесса также не оспаривалось и явилось основанием для обращения прокурора в суд с рассматриваемым административным иском.

В силу ст.16 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу п.1 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Пунктом 3 данной статьи Закона предусмотрено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.

В случае поступления в региональный орган охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения такого заключения указанный орган охраны объектов культурного наследия направляет заявление о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы, содержащее сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в реестр (п.4 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).

Согласно п.7 указанной статьи Закона, решение о включении объекта культурного наследия в реестр принимается: 1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения; 2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Пунктом 8 данной статьи предусмотрено, что решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Согласно положениям ч.ч.1-3 ст.10 Закона Тверской области от 23.12.2009 №112-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области», уполномоченный орган в соответствии с федеральным законодательством принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень. Уполномоченный орган принимает решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр в срок не более одного года со дня принятия решения, указанного в части 1 настоящей статьи. Для обоснования принятия решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Такое решение в отношение заявленного объекта административным ответчиком на дату рассмотрения дела не принималось.

Представители административного ответчика и заинтересованных лиц, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылались на то, что нормы п.8 ст.18 Федерального закона №73-Ф3 введены гораздо позже принятия нормативных актов о включении вышеуказанного выявленного объекта культурного наследия в соответствующие списки (перечни), а именно Федеральным законом от 22.10.2014 №315-ФЗ, вступившим в силу 22.01.2015. При этом, ни Федеральный закон №73-Ф3, ни Федеральный закон №315-Ф3 не содержат норм, обязывающих органы охраны применять в отношении таких выявленных объектов культурного наследия вновь введенный порядок о принятии решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр, включая проведение для данной цели государственной историко-культурной экспертизы.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, включение вышеуказанного объекта в Список вновь выявленных памятников истории и культуры Тверской области осуществлялось приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 30.12.1999 №68 в порядке, определенном Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», действовавшим до 2002 года, Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культур, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 №203, Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 №865.

В силу п.п.11, 12, 14 Инструкции к выявленным памятникам истории и культуры относятся объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

Объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране.

Как следует из п.п.20, 21, 22 Инструкции вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника.

Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.

Проекты государственных списков недвижимых памятников местного значения подготавливаются местными государственными органами охраны памятников на основе списков вновь выявленных объектов и учетных документов каждого объекта и утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.

Таким образом, несмотря на то, что законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, в порядке которого заявленный административным истцом объект был включен в Список вновь выявленных памятников истории и культуры Тверской области, не ограничивало сроками принятие решения о включении выявленных памятников истории и культуры в Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры, которые наделяли объекты, включенные в него, статусом памятников истории и культуры, оно, в любом случае, предусматривало проведение экспертизы каждого из вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, с составлением заключения о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

Согласно п.4 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, в редакции Федерального закона от 22.10.2014 №315-ФЗ, объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, отнесены к выявленным объектам культурного наследия.

В соответствии с п.5 ст.16.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Ограничения при использовании объектов культурного наследия предусмотрены п.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, согласно которой все объекты культурного наследия, как включенные в реестр, так и выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, независимо от того, включены они в Реестр или являются выявленными объектами культурного наследия.

Выполнение региональным органом охраны объектов культурного наследия предусмотренных действующим Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ требований по государственной охране выявленного объекта культурного наследия не освобождает его от обязанности принятия дальнейших предусмотренных как ранее действовавшим законодательством, так и действующим законодательством, мер, направленных на обеспечение принятия в отношении каждого выявленного объекта культурного наследия решения о включении в реестр либо об отказе во включении реестр с соблюдением законодательно установленной процедуры, включающей проведение историко-культурной экспертизы.

При этом, в силу прямого указания в п.8 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, такое решение должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

В рассматриваемом же случае, заявленный административным истцом объект отнесен к выявленным объектам культурного наследия в силу прямого указания в п.4 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, вступившего в силу 29.06.2002.

Согласно п.2 ст.32 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы.

В силу ст.28 данного Федерального закона, одной из целей государственной историко-культурной экспертизы является обоснование включения объекта культурного наследия в реестр.

В соответствии с п.6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 №569, государственная историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом.

Процедура включения выявленного объекта культурного наследия в реестр, установленная ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, предусматривает, в том числе, организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы, так и сроки, установленные для данной процедуры.

То обстоятельство, что в силу пункта 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 №569, правообладатели объекта также вправе по своей инициативе провести государственную историко-культурную экспертизу, не освобождает региональный орган охраны объектов культурного наследия от выполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей.

Поскольку до настоящего времени процедура включения выявленного объекта культурного наследия в реестр со стороны уполномоченного органа – административного ответчика, не организована, что нарушает право неопределённого круга лиц как на доступ к культурным ценностям, так и на сохранение исторического и культурного наследия, заявленные административные исковые требования о признании незаконным бездействия Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия подлежат удовлетворению с возложением в силу ч.9 ст.227 КАС РФ на административного ответчика обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия, по результатам которой подлежит принятию одно из решений, предусмотренных п.8 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ.

Доводы представителя заинтересованных лиц о том, что собственник объекта не был поставлен в известность о нахождении в его собственности выявленного объекта культурного наследия и на него не было возложено никаких предусмотренных законом обязанностей по охране памятника, о необоснованности заявленных исковых требований не свидетельствуют и на необходимость освобождения административного ответчика обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия не указывают.

При этом, снятие с кадастрового учёта одного из трёх расположенных на земельном участке по адресу: г.Торжок, 2-ой пер.Кирова, д.1 объектов недвижимого имущества, на необоснованность административных исковых требований также не указывает.

Достаточных доказательств того, что объект заявленной экспертизы - вновь выявленный объект культурного наследия Тверской области «Дом жилой, сер.XVIII – XIX в.» утрачен в полном объёме, что делает невозможным её проведение, в материалы дела не представлено. По адресу объекта находится несколько объектов недвижимого имущества, часть из которых сохранены.

Снятие одного из объектов недвижимости, расположенного по адресу вновь выявленного объекта культурного наследия, с кадастрового учёта в связи с прекращением его существования само по себе в данном случае указывает на непринятие административным ответчиком надлежащих мер по государственной охране выявленного объекта культурного наследия в целях предотвращения его повреждения, разрушения или уничтожения.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Поскольку для выполнения административным ответчиком установленных судом обязанностей необходима организация и фактическое проведение определённого объёма работ, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить для их исполнения заявленный прокурором срок – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Государственная пошлина административным истцом при обращении в суд не уплачивалась с силу п.9 ст.333.36 НК РФ. Административный ответчик от уплаты государственной пошлины также освобожден на основании п.19 ст.333.36 НК РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования заместителя прокурора Тверской области в интересах неопределённого круга лиц к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой, сер.XVIII – XIX в.» (г.Торжок, 2-ой пер.Кирова, д.1).

Возложить на Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой, сер.XVIII – XIX в.» (г.Торжок, 2-ой пер.Кирова, д.1), по результатам которой подлежит принятию одно из решений, предусмотренных п.8 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 02.06.2022.

Дело №2а-460/2022 (УИД №69RS0040-02-2021-009253-50)