ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2022-003695-56 от 10.08.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2а-1439/2022 (УИД №69RS0040-02-2022-003695-56)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Сакаевой А.А.,

с участием представителя административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области на основании доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о признании незаконным и необоснованным распоряжения,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в Центральный районный суд г.Твери с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, в котором просила признать незаконным и необоснованным распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области от 12.11.2010 №799-р о прекращении адвокатского статуса ФИО2.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылалась на следующие обстоятельства. 01.06.2022 она получила сообщение за подписью судьи Калининского районного суда Тверской области об отказе предоставить сведения о движении административного иска со ссылкой на ст.17 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Аналогичные действия по дискриминации её прав и прав её доверителя совершены судьёй Пролетарского районного суда г.Твери, которая отказалась предоставить ФИО2 для ознакомления материалы дела и протоколы судебных заседаний, ссылаясь на отсутствие у неё членства в некоммерческой общественной организации адвокатская палата. При этом, судья допустила ФИО2 в судебный процесс в качестве представителя истца в суде первой инстанции, и она участвовала в указанном гражданском деле. Аналогичные действия по дискриминации прав административного истца и её доверителей совершили судьи Центрального районного суда г.Твери, Тверского областного суда, Пролетарского районного суда г.Твери, мировые судьи судебного участка №72 Тверской области, судебного участка №64 Тверской области.

Кроме того, административному истцу стало известно, что 17.01.2022 председателем Тверского областного суда сделан запрос в отношении неё в Управление Министерствам юстиции РФ по Тверской области, на который 18.01.2022 получен ответ о том, что распоряжением Управления от 12.11.2010 №799-р прекращен её статус адвоката на основании подпункта 2 пункта 2 ст.17 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ», то есть в связи с нарушением адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката. Указанный ответ использован в целях воспрепятствования юридической работе ФИО2 путем отказов в её допуске в судебные процессы в качестве представителя на основании нотариально удостоверенных доверенностей в интересах её доверителей.

При этом, процессуальное законодательство всех видов судопроизводств Российской Федерации не менялось, а нормы ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» ранее не были включены и не учитывались и в настоящее время также не включены в перечень процессуального законодательства Российской Федерации. Нормы института представительства в Российской Федерации, предусмотренные главой 10 ГК РФ, также не менялись и в этих нормах никогда не учитывались и не учитываются в настоящее время нормы ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2022 по делу №88А-12289/2022 дана правовая оценка факту дискриминации при аналогичных обстоятельствах по другому делу, допущенной в отношении административного истца и её доверителей, выраженной в незаконном отказе в допуске представителя ФИО2 в судебное разбирательство в качестве представителя её доверителей по признаку принадлежности к некоммерческой общественной организации адвокатская палата. Недопуск ФИО2 в судебные процессы в качестве представителя её доверителей незаконно и влечет ограничение процессуальных прав доверителей на обращение в суд через представителя. По мнению административного истца, указанным кассационным определением установлено нарушение установленного законом порядка прекращения её статуса адвоката, что повлекло существенное нарушение её прав, а также незаконное и необоснованное ограничение прав её доверителей.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 28.06.2022, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ННО «Адвокатская палата Тверской области».

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла.

Представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, ссылаясь на доводы представленных письменных возражений на административный иск.

В письменных возражениях представитель административного ответчика ссылалась на следующее. В административном исковом заявлении отсутствуют доводы, в соответствии с которыми заявитель полагает обжалуемое распоряжение незаконным и необоснованным. В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» территориальный орган юстиции ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации. Согласно п.4 ст.17 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Совет Адвокатской палаты Тверской области о принятом решении о прекращении статуса адвоката уведомляет территориальный орган юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр. Пунктами 192, 201, 202, 205 Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05.02.2008 №20 установлено, что по результатам проведения проверки представленных из Совета Адвокатской палаты документов, необходимых для внесения сведений в региональный реестр о прекращении статуса адвоката, выносится распоряжение территориального органа.

Из материалов реестрового дела в отношении адвоката Наумовой JI.H. следует, что соответствующие документы давали основание для принятия такого решения и внесения территориальным органом юстиции в реестр сведений о прекращении статуса адвоката. Сведений об обжаловании решения Совета Адвокатской палаты Тверской области, об изменении или его отмене, во исполнение которого издано распоряжение территориального органа юстиции, в Управлении не имеется. На основании уведомления Совета Адвокатской палаты Тверской области распоряжением от 12.11.2010 №799-р внесены сведения о прекращении статуса адвоката Наумовой Л.H.

Представитель заинтересованного лица ННО «Адвокатская палата Тверской области», надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому решением совета Адвокатской палаты Тверской области от 02.11.2010 признано наличие в действиях адвоката ФИО2 нарушений абзаца 4 п.п.2 п.4 ст.6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и п.п.1 п.1 ст.9 и п.1 ст.8 Кодекса профессиональной этики адвоката. За допущенные нарушения статус адвоката ФИО2 прекращен. Данное решение направлено в Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области. Жалоба на решение о прекращении статуса в суд ФИО2 не подавалась. По мнению заинтересованного лица, доводы административного истца являются необоснованными.

На основании положений ст.150, п.6 ст.226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.

Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.

На основании представленных в материалы дела письменных доказательств судом установлено, что ФИО2 имела статус адвоката, состояла в реестре адвокатов Тверской области под регистрационным номером

В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Пунктом 1 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.7 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.

Подпунктом 2 п.2 ст.17 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ предусмотрено, что статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, на основании заключения квалификационной комиссии при нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката, который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии, и дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре (ст.ст.1, 2 Кодекса).

Согласно п.4 ст.17 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ, о принятом в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи решении совет в десятидневный срок со дня его принятия уведомляет в письменной форме лицо, статус адвоката которого прекращен, соответствующее адвокатское образование, а также территориальный орган юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр.

Решение совета адвокатской палаты, принятое по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд (п.5 ст.17 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ).

В соответствии с п.3 ст.17 данного Федерального закона, лицо, статус адвоката которого прекращен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность.

Согласно копии выписки из протокола №10 заседания Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Тверской области от 20.10.2010, на указанном заседании комиссией при наличии кворума рассмотрены материалы дисциплинарного производства в отношении адвоката ФИО2 и, руководствуясь ст.23 п.9 п.п.1 Кодекса профессиональной этики адвоката, принято заключение о нарушении адвокатом ФИО2 требований абзаца 4 п.п.2 п.4 ст.6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и п.п.4 п.1 ст.9 и ч.1 ст.8 Кодекса профессиональной этики адвоката. Заключение принято единогласно, путём голосования именными бюллетенями.

Как следует из копии выписки из протокола №12 заседания Совета адвокатской палаты Тверской области от 02.11.2010, в соответствии с п.2 подп.2 ст.17 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» решением Совета прекращён статус адвоката ФИО2 с 02.11.2010.

Пунктами 1, 3 ст.14 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусмотрено, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее - территориальный орган юстиции) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - региональный реестр).

Порядок ведения региональных реестров определяется федеральным органом юстиции.

Приказом Минюста РФ от 05.02.2008 №20 был утверждён Административный регламент исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений.

Данный Административный регламент действовал на дату принятия решения Советом Адвокатской палаты Тверской области в отношении адвоката ФИО2 от 02.11.2010 и утратил силу 10.05.2014 в связи с изданием Приказа Минюста России от 23.04.2014 №85.

Приказом Минюста России от 03.03.2014 №26 утверждено Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пунктом 1 которого предусмотрено, что Управление Минюста России по субъекту Российской Федерации является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.

Аналогичное положение содержалось в п.1 действовавшего до 05.04.2014 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утверждённого Приказом Минюста России от 21.05.2009 №147.

Пунктами 192-193 Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по внесению в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация представленных в территориальный орган уведомления совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката и прилагаемых к нему документов; изучение документов, необходимых для внесения сведений в региональный реестр, на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым Законом (Федеральный закон от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») и Административным регламентом; издание распоряжения территориального органа о внесении в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката; внесение в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката; отказ во внесении сведений в региональный реестр.

Для внесения в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката в территориальный орган представляются, в частности, следующие документы: уведомление совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката; копия решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката; выписка из протокола заседания квалификационной комиссии (в случае прекращения статуса адвоката по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 17 Закона.

Требования к документам, представляемым советом адвокатской палаты, содержатся в п.п.194-197 Административного регламента.

Так, уведомление совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката должно быть выполнено в соответствии с приложением №11, на бланке адвокатской палаты машинописным способом или распечатано посредством электронных печатающих устройств, подписано президентом адвокатской палаты и заверено оттиском печати адвокатской палаты. Копия решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката должны быть заверены подписью президента адвокатской палаты и оттиском печати адвокатской палаты. 197. Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии адвокатской палаты должна быть заверена подписью председателя квалификационной комиссии и оттиском печати адвокатской палаты и содержать сведения, предусмотренные пунктом 62 Административного регламента.

Согласно п.62 Административного регламента, выписка из протокола заседания квалификационной комиссии адвокатской палаты должна содержать сведения о составе присутствовавших на заседании членов квалификационной комиссии, наличии кворума, указание на факт голосования именными бюллетенями, результаты голосования, содержание принятого решения, сведения о наличии особого мнения члена квалификационной комиссии.

В соответствии с п.198 Административного регламента, основанием для начала исполнения государственной функции по внесению в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката является получение территориальным органом уведомления совета адвокатской палаты и документов, указанных в пункте 193 Административного регламента. Уведомление совета адвокатской палаты и иные документы, указанные в пункте 193 Административного регламента, представляются в территориальный орган не позднее десяти дней со дня принятия советом адвокатской палаты решения о прекращении статуса адвоката.

Как следует из представленных административным истцом в копиях документов 11.11.2010 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации поступило уведомление Совета ННО «Адвокатская палата Тверской области» за №371 от 11.11.2010 о прекращении статуса адвоката ФИО2 на основании решения Совета адвокатской палаты от 02.11.2010 (протокол №12) с 02.11.2010.

Одновременно с уведомлением были представлены выписка из протокола №10 заседания Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Тверской области от 20.10.2010, выписка из протокола №12 заседания Совета адвокатской палаты Тверской области от 02.11.2010, содержащая решение о прекращении статуса адвоката.

Согласно п.п.201-205 Административного регламента, специалист, ответственный за ведение регионального реестра, проверяет следующие факты: 1) оформлено ли уведомление совета адвокатской палаты в соответствии с порядком, установленным пунктом 4 статьи 17 Закона, и приложением N 11; 2) заверена ли копия решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката подписью президента адвокатской палаты и оттиском печати адвокатской палаты; 3) заверена ли выписка из протокола заседания квалификационной комиссии адвокатской палаты подписью председателя квалификационной комиссии и оттиском печати адвокатской палаты; 4) содержит ли выписка из протокола заседания квалификационной комиссии сведения о составе присутствовавших на заседании членов квалификационной комиссии адвокатской палаты и наличии кворума, указание на факт голосования именными бюллетенями, результаты голосования, содержание принятого решения, сведения о наличии особого мнения члена квалификационной комиссии (в случае, если особое мнение заявлялось); 5) усматривается ли из копии решения совета адвокатской палаты, что статус адвоката прекращен.

По результатам проведенной проверки специалист, ответственный за ведение регионального реестра, принимает одно из следующих решений: о подготовке проекта распоряжения территориального органа о внесении в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката; о подготовке проекта уведомления совету адвокатской палаты об отказе во внесении в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката.

Решение о подготовке проекта распоряжения территориального органа о внесении в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката или о подготовке проекта уведомления совету адвокатской палаты об отказе во внесении в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката принимается в день завершения проверки.

Общий срок изучения представленных советом адвокатской палаты документов не должен превышать пяти рабочих дней.

В соответствии с п.п.205-206 Административного регламента, при соответствии содержания и перечня документов требованиям, предъявляемым Законом и Административным регламентом, специалист, ответственный за ведение регионального реестра, готовит проект распоряжения территориального органа о внесении в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката и передает проект распоряжения с приложением документов, указанных в пункте 193 Административного регламента, руководителю территориального органа (лицу, исполняющему его обязанности) для подписания.

Распоряжение территориального органа должно иметь реквизиты и сведения, предусмотренные пунктом 72 Административного регламента.

Согласно требованиям данного пункта, распоряжение территориального органа должно содержать следующие реквизиты и сведения: наименование территориального органа; дату издания и регистрационный номер распоряжения; фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) адвоката, сведения о котором вносятся в региональный реестр; ссылку на соответствующее уведомление квалификационной комиссии адвокатской палаты (с указанием его реквизитов); подпись руководителя территориального органа (лица, исполняющего его обязанности).

В силу п.207 Административного регламента, руководитель территориального органа (лицо, исполняющее его обязанности) подписывает распоряжение о внесении сведений о прекращении статуса адвоката в региональный реестр, которое передается специалисту, ответственному за ведение регионального реестра. Максимальный срок выполнения действия составляет два рабочих дня.

В соответствии с п.208 Административного регламента, при получении подписанного распоряжения территориального органа о внесении в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката специалист, ответственный за ведение регионального реестра, вносит следующие сведения в графы 9, 10 регионального реестра: в графу 9 - реквизиты решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката; в графу 10 - реквизиты соответствующего распоряжения территориального органа.

Как установлено при рассмотрении дела, на основании полученного уведомления из ННО «Адвокатская палата Тверской области» и представленных одновременно с ним документов, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в следующий рабочий день принято оспариваемое административным истцом распоряжение от 12.11.2010 №799-р «О внесении сведений о прекращении статуса адвоката ФИО2 в реестр адвокатов Тверской области», которым предложено внести сведения о прекращении статуса адвоката ФИО2 (регистрационный ) в реестр адвокатов Тверской области; информацию о прекращении статуса адвоката ФИО2 направить в Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Тверской области, УВД Тверской области, Прокуратуру Тверской области, Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Тверской области, УФСИН Минюста России по Тверской области, Арбитражный суд Тверской области, Тверской областной суд.

Также при рассмотрении дела установлено, что на основании указанного распоряжения сведения о прекращении статуса адвоката ФИО2 внесены в реестр адвокатов Тверской области.

Из анализа содержания ранее действовавшего Административного регламента, а также действующего в настоящее время Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, следует, что внесение в реестр сведений о прекращении статуса адвоката по решению совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката осуществляется на основании распоряжения территориального органа Минюста России, действующего на территории субъекта Российской Федерации, о внесении в реестр сведений о прекращении статуса адвоката, издаваемого на основании поступившего уведомления совета адвокатской палаты.

В ходе рассмотрения дела представленными со стороны административного ответчика письменными доказательствами нашло своё подтверждение соблюдение уполномоченным на принятие оспариваемого распоряжения территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта Российской Федерации, сроков и порядка принятия оспариваемого распоряжения, наличие предусмотренных Федеральным законом от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Административным регламентом достаточных оснований для принятия оспариваемого распоряжения, соответствие содержания оспариваемого распоряжения требованиям указанных нормативных правовых актов.

Предусмотренных п.53 Административного регламента оснований для отказа во внесении в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката у административного ответчика не имелось, поскольку, как усматривается из представленных в материалы дела документов, послуживших основанием для принятия оспариваемого распоряжения, по объёму, форме и содержанию они в полном объёме соответствовали предусмотренным Административным регламентом требованиям к документам, представляемым советом адвокатской палаты (п.п.62, 193, 194-197 Административного регламента).

При этом, суд принимает во внимание, что при проведении проверки представленных советом адвокатской палаты документов на предмет из достаточности для принятия соответствующего распоряжения, соответствия их формы и содержания требованиям нормативных правовых актов, должностные лица административного ответчика не наделены полномочиями по проверке как достоверности поступивших уведомлений о принятых адвокатской палатой решениях, так и законности решений адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката.

Как следует из сведений, представленных ННО «Адвокатская Палата Тверской области», жалоба на решение о прекращении статуса адвоката административным истцом в суд не подавалась. Как указано административным ответчиком, данных об обжаловании решения Совета Адвокатской палаты Тверской области, об изменении или его отмене, во исполнение которого издано оспариваемое распоряжение, в Управлении не имелось.

Таким образом, оспариваемое распоряжение №799-р от 12.11.2010 принято Министерством юстиции Российской Федерации по Тверской области в пределах своей компетенции и в полном соответствии с требованиями действовавшего на дату его принятия законодательства, при наличии предусмотренных к тому оснований, и не может быть признано нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, поскольку необходимой, предусмотренной ч.2 ст.227 КАС РФ совокупности условий для признания незаконным оспариваемого распоряжения административного ответчика не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Доводы административного истца о нарушении её прав и законных интересов, как и прав её доверителей, со стороны судов (судей), рассматривающих дела, в которых она является представителем участвующих в деле лиц, со ссылкой на сообщение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области от 18.01.2022 о прекращении статуса адвоката оспариваемым распоряжением, не подлежат оценке в рамках рассматриваемого административного дела.

Помимо изложенного, в соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец, ранее имевшая статус адвоката, сведения о прекращении которого были внесены в реестр адвокатов Тверской области оспариваемым распоряжением от 12.11.2010 №799-р, о его принятии не могла не знать, поскольку в связи с прекращением соответствующего статуса была лишена права осуществлять адвокатскую деятельность. Более того, утверждённым Приказом Минюста России от 23.04.2014 №85 Порядком ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации предусмотрено, что сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными; реестр размещается на официальном сайте lawyers.minjust.ru в сети Интернет, территориальный орган размещает на своем официальном сайте ссылку на указанный сайт (п.7).

В связи с изложенным, при обращении ФИО2 в суд с рассматриваемым иском 06.06.2022, т.е. по истечении более 10 лет со дня принятия оспариваемого распоряжения, предусмотренный законом срок является пропущенным. Уважительных причин пропуска срока обращения в суд с заявленными требованиями при рассмотрении дела не установлено, административный истец на наличие таковых не ссылалась.

Таким образом, в данном случае административным истцом пропущен срок, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ, что в силу части 8 названной статьи является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку административный истец при обращении в суд государственную пошлину не уплачивала, оснований для освобождения её от уплаты государственной пошлины судом не установлено, в соответствии со ст.ст.103, 114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ, ст.61.1 БК РФ с ФИО2 в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований в доход бюджета муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования ФИО2 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о признании незаконным и необоснованным распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области от 12.11.2010 №799-р – оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 22.08.2022.

Дело №2а-1439/2022 (УИД №69RS0040-02-2022-003695-56)