ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-1119/15 от 23.09.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело№ 7-1119/2015 город       Челябинск

                  Судья: Подымова Н.В.

РЕШЕНИЕ

        23 сентября 2015 года

                      Судья Челябинского областного       суда Майорова Е.Н., рассмотрев жалобу директора муниципального автономного       образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9»       ФИО1 на       решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 03       августа 2015 года по делу об административном правонарушении,       предусмотренном частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, в отношении должностного лица директора       муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя       общеобразовательная школа № 9» ФИО1

установил:

        Заместителем главного       государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского       муниципального района по пожарному надзору ФИО2 30 июня 2015 года       вынесено постановление о привлечении к административной ответственности       директора муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя       общеобразовательная школа № 9» (далее МАОУ СОШ № 9) ФИО1 за       совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и       4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях, и назначено административное наказание с учетом ч. 2 ст.       4.4. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать       тысяч) рублей

        Решением судьи Златоустовского       городского суда Челябинской области от 03 августа 2015 года постановление       должностного лица оставлено без изменения.

        В настоящей жалобе ФИО1       в обосновании доводов указывает на то, что МАОУ СОШ № 9 является       муниципальным учреждении и финансируется из средств бюджета округа.       Денежных средств на соблюдение требований пожарной безопасности не были       предусмотрены. В связи с чем, у нее отсутствовали возможности по       соблюдению данных требований, соответственно её вина и составы       административного правонарушения отсутствуют. Указывая, что ранее подобных       нарушений, не допускалось, часть выявленных нарушения, устранена в ходе       проверки. Полагает, что, ею предпринимались меры по соблюдению требования       пожарной безопасности. Считает, что должностное лицо в постановлении       ограничился лишь перечислением материалов дела и не устанавливал ее вину,       достаточных доказательств того, что у нее имелось возможность       для

                      2

                      соблюдения вменяемых требований,       материалы дела не содержат. Судом не были приняты представленные ею       доказательства об отсутствии в планах финансово- хозяйственной       деятельности МАОУ СОШ на 2013, 2014, 2015 года статьи расходов на       соблюдение требований пожарной безопасности. Просит исключить вмененный в       нарушение пункт, что подвальный этаж не отделен об общей лестничной клетки       первого этажа глухой противопожарной перегородкой 1 - го типа, поскольку       СП 4.13130.2013 п.8.6.1. требования к объемно-планировочным конструктивным       решениям не содержит.

        ФИО1, представитель       Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по       пожарному надзору в судебное заседание не явились, о времени и месте       рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении       судебного заседания в адрес суда не направили.

        Проверив доводы жалобы, изучив       материалы дела в полном объеме, судья областного суда приходит к       следующими выводам.

        В соответствии со ст. 20.4 КоАП       РФ нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев,       предусмотренных статьями 8.32, 11.16 (часть 1), требований к внутреннему       противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и       строений, электротехнической продукции или первичным средствам       пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий,       сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (часть 3), а       также нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям,       эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического       пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей       о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях       или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4)       влекут административное наказание.

        Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального       закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года       руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной       безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные       требования должностных лиц пожарной охраны.

        В силу ст. 38 указанного       Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной       безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе       прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться       имуществом, в том числе руководители организаций.

        Материалами дела установлено, что       19 июня 2015 года в 15 часов 00 минут при эксплуатации здания и помещения       МАОУ СОШ № 9,

                      3

                      расположенного по адресу: <...> ФИО3, 3 мкр выявлены следующие нарушения       требования пожарной безопасности:

        - в нарушение с ч. 1 ст. 64       Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ «Технический регламент       о требованиях пожарной безопасности» отсутствует декларация пожарной       безопасности (декларация за №75412000-00134-0832 от 22.04.2010г. отменена       19.06.2015);

        - в нарушение п.п. 2,       460-462 «Правил Противопожарного режима в Российской Федерации» общая       инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует требованиям,       установленными разделом XVIII ППР, а именно: в инструкции не отражено       допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно       находиться на объекте, а также не указаны конкретные лица ответственные за       обеспечение пожарной безопасности, в том числе ответственные за проводимые       мероприятия, перечисленные в п.462 ППР, не отражены вопросы, перечисленные       в п.461

        - в нарушение требований п.       8.1.6 СП 4.13130.2013 подвальный этаж не отделен от общей лестничной       клетки первого этажа глухой противопожарной перегородкой 1 -го       типа;

        -в нарушение ч.ч. 1,2,6 ст. 134, ч. 4 ст. 145,       табл. 29 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический       регламент о требованиях пожарной безопасности» в помещениях (с числом       посадочных мест более 15), предназначенных для проведения занятий (№№ 10,       11 по тех. паспорту, 1 этаж; №№ 9,11,14,25,27,28,29 по техпаспорту, 2       этаж; №№ 9, 11, 15,26,30 по техпаспорту, 3 этаж) покрытие пола выполнено       линолеумом с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное       подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного       материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом       пожарной опасности выше КМ2); в помещениях (с числом посадочных мест более       15), предназначенных для проведения занятий (№11, 14,27 по техпаспорту, 2       этаж; №№ 6, 9,14 по техпаспорту, 3 этаж) отделка стен выполнена обоями с       неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение       соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не       осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной       опасности выше КМ1); в помещении (с числом посадочных мест более 15),       предназначенном для проведения занятий (№ 30 по техпаспорту, 3 этаж) и в       помещении столовой (с числом посадочных мест более 15) (№ 32 по       техпаспорту, 3 этаж) отделка стен выполнена масляной краской с       неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение       соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не       осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной       опасности выше КМ1); в помещениях (с числом посадочных мест более 15),       предназначенных для проведения занятий (№№ 11,14,27, по тех. паспорту, 2       этаж; № 14 по техпаспорту, 3 этаж) отделка потолка выполнена пластиковой       плиткой с неопределенными свойствами пожарной       опасности

                      4

                      (обязательное подтверждение       соответствия требованиям пожарной безопасности: данного материала не       осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной       опасности выше КМ 1);

        -в нарушение п. 7.7 СП 4.13130.2013 дверь выхода       из лестничной клетки на чердак (помещения №№ 1,22 по тех. паспорту) не       выполнена противопожарной 2-го типа (ярлык со знаком соответствия       требованиям пожарной безопасности отсутствует, сертификат соответствия       требованиям пожарной безопасности отсутствует);

        - в нарушение п. 349 «Правил       Противопожарного режима в Российской Федерации» в помещении книгохранилища       (№29 по тех паспорту, 3 этаж) установлен аппарат, предназначенный для       отключения электроснабжения;

        - в нарушение ч. 4 ст. 4       Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о       требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.2 СНиП II-A.5-70 ширина       эвакуационного выхода из помещения актового зала (№32 по тех. паспорту, 1       этаж) в тамбур (№28 по тех. паспорту, 1 этаж), ведущий непосредственно       наружу, в свету составляет 0,78 м, при требуемой не менее 0,8 м; ширина       эвакуационного выхода из лестничной клетки (№24 по тех. паспорту, 1 этаж)       в тамбур (№23 по тех. паспорту, 1 этаж), ведущий непосредственно наружу, в       свету составляет 0,77 м, при требуемой не менее 0,8 м;

        - в нарушение ч.ч. 1,2,6 ст.       134, ч. 4 ст. 145, табл. 28 Федерального закона от 22 июля 2008 года №       123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в       тамбуре на путях эвакуации (№28 по тех. паспорту, 1 этаж) отделка стен       выполнена масляной краской с неопределенными свойствами пожарной опасности       (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности       данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с       классом пожарной опасности выше КМ 1);

        -в нарушение п. 8.2.1 СП       1.13130.2009 крыльцо эвакуационного выхода из лестничной клетки второго       этажа (№ 56,57 по техпаспорту, 1 этаж), высотой 0,5 м, не имеет       ограждения;

        - в нарушение п.4.4.4 СП       1.13130.2009 в лестничной клетке (№ 37 по техпаспорту, 3 этаж) на путях       эвакуации на высоте 0,20м расположен отопления, выступающих из плоской       стены);

        - в нарушение ч. 7 ст. 83       Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о       требованиях пожарной безопасности» система сигнализации в зданиях,       помещениях школы не обеспечивает дублирование светового и звукового       сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без       участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал       организации.

        Выявленные нарушения отражены в       акте проверки и подпадают по действие ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП       РФ

                      5

                      Усмотрев в действиях директора       МАОУ СОШ № 9 ФИО1 состав административного правонарушения,       предусмотренного ч. ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, должностное лицо Отдела       составило протокол и вынесло постановление о назначении наказания в виде       15 ООО рублей штрафа.

        При этом факт нарушения       требований пожарной безопасности и обстоятельства дела не оспаривались       ФИО1 при составлении акта проверки, протокола об       административном правонарушении, вынесении постановления.

        Подвергнув анализу приведенные       положения законодательных и нормативных правовых актов и установленные       обстоятельства, судья пришел к правильному выводу о доказанности в       рассматриваемом случае факта нарушения требований пожарной       безопасности.

        Собранные по делу об       административном правонарушении доказательства оценены судьей в       соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

        Таким образом, обоснованность       привлечения индивидуального ФИО1 к административной       ответственности по ч. ч.1,3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ сомнений не       вызывает.

        Данное дело рассмотрено, и       административное наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений       процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица       и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.

        Доводы жалобы о том, что МБДОУ №       9 является муниципальным учреждением и финансируется из городского       бюджета, соответственно обязанность по выполнению требований пожарной       безопасности не могут быть возложены на ФИО1 как на должностное       лицо, вина в данном случае отсутствует, основаны на ином понимании норм       права.

        Так, в силу статьи 2.4 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях административной       ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им       административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим       исполнением своих служебных обязанностей.

        Согласно положениям статей 37, 38       Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»       руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной       безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные       требования должностных лиц пожарной охраны; ответственность за нарушение       требований пожарной безопасности в соответствии с действующим       законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или       распоряжаться имуществом, в том числе руководители       организаций.

                      6

                      Статья 38 Закона от 21.12.1994 №       69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяя круг субъектов ответственности       за нарушение обязательных требований пожарной безопасности, отнесла к       таким субъектам, как собственника имущества, так и лиц, уполномоченных       владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе       руководителей организаций. При этом четкого разделения ответственности       собственника объекта защиты и лица, уполномоченного владеть, пользоваться       и распоряжаться объектом защиты (какими могут быть арендаторы, юридические       лица, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного       управления и др.), действующее законодательство не содержит.

        Согласно выписки из приказа от 01       января 1998 года ФИО1 назначена на должность директора       муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная       школа № 9» ( л.д.19).

        Следовательно, ФИО1,       будучи руководителем учреждения, является субъектом ответственности за       нарушения требований пожарной безопасности, в том числе той её       разновидности, которая предусмотрена Кодексом Российской Федерации об       административных правонарушениях.

        Вина лица определяется в каждом       конкретном случае, исходя из вида и характера вменяемого правонарушения и       конкретных обстоятельств дела.

        Мотивированное обоснование       доводам жалобы заявителя об отсутствии финансирования, устранение части       нарушений отражено в решении судьи, основания для переоценки, которой у       судьи областного суда не имеется.

        Не находят своего подтверждения и       доводы жалобы, что должностное лицо в постановлении ограничился лишь       перечислением материалов дела и не устанавливал вину ФИО1, а       также отсутствие достаточных доказательств того, что у нее имелась       возможность для соблюдения вменяемых требований.

        В силу статьи 1 Федерального       закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением       требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее       выполнение специальных условий социального и (или) технического характера,       установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством       Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным       государственным органом.

        Нормативными документами по       пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил,       содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила       пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу       соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности,       стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной       безопасности. Нормативное правовое регулирование в области пожарной       безопасности представляет собой принятие органами государственной власти       нормативных правовых

                      7

                      актов, направленных на       регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной       безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной       власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются       в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 20       Закона N 69-ФЗ).

        Объективная сторона       правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом,       гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности.       Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с       обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к       административной ответственности достаточно самого факта нарушения       (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административное       правонарушение в рассматриваемой сфере считается оконченным с момента       совершения самих противоправных деяний.

        Указание в жалобе на отсутствии       ранее подобных нарушений, на отсутствии в планах финансово- хозяйственной       деятельности МАОУ СОШ на 2013, 2014, 2015 года статьи расходов на       соблюдение требований пожарной безопасности, не свидетельствует о       невозможности привлечения ФИО1 к административной       ответственности по выявленным нарушениям.

        Довод жалобы об исключении       вмененного в нарушение пункта о том, что подвальный этаж не отделен об       общей лестничной клетки первого этажа глухой противопожарной перегородкой       1 - го типа, поскольку требования СП 4.13130.2013 п. 8.6.1. к       объемно-планировочным конструктивным решениям не содержит, основанием к       отмене вынесенного по делу решения служить не может.

        Согласно п. 8.1.6. «СП       1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные       пути и выходы» в лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей       как из надземных этажей, так и из подвального или цокольного этажа,       следует предусматривать обособленные выходы наружу из подвального или       цокольного этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной       перегородкой 1 -го типа.

        Как следует из материалов дела,       при проведении проверки должностным лицом выявлено, что подвальный этаж не       отделен от общей лестничной клетки первого этажа глухой противопожарной       перегородкой 1-го типа, что нарушает требования п. 8.1.6. «СП       1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные       пути и выходы».

        Указание в протоколе и       постановлении ссылки на СП 4.13130.2013 судья областного суда расценивает       как техническая ошибка, не влияющая на законность принятых решений,       устранение которой возможно в порядке, предусмотренном ст. 29.12.1 КоАП       РФ.

                      8

                      Нарушений процессуальных норм при       рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении       постановления по делу об административном правонарушении не       допущено.

        Порядок и срок давности       привлечения к административной ответственности не нарушены.       Административное наказание назначено в пределах санкции ч. ч.1.4 ст. 20.4       КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1,3.5,4.1 -4.3 КоАП РФ.

        На основании изложенного и       руководствуясь статьями 30.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, судья Челябинского областного       суда

решил:

        решение судьи Златоустовского       городского суда Челябинской области от 03 августа 2015 года по делу об       административном правонарушении, предусмотренном частями 1,3,4 статьи 20.4       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в       отношении должностного лица директора муниципального автономного       образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9»       ФИО1, оставить без изменения, жалобу директора муниципального       автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа       № 9» ФИО1-       без удовлетворения.

                      Судья:

                  Е.Н. Майорова