Судья Лукин Е.В. Дело № 7- 112/12
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 16 августа 2012 г.
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дьяконовой З.С., при секретаре судебного заседания Никитине В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Логинова Д.А. на постановление Якутского городского суда РС (Я) от 10 августа 2012 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1, _______ года рождения, гражданина Республики Армения, уроженца .........., зарегистрированного по адресу: .......... ч/д, проживающего по адресу: ..........
постановлено:
Признать ФИО1, _______ года рождения, гражданина Республики Армения, уроженца .........., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей с выдворением за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Сумму административного штрафа перечислить по реквизитам: УФК по PC (Я) (УФМС России по PC (Я)) ИНН № ..., КПП № ..., р/с № ... в ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия), КБК № ..., БИК № ..., ОКАТО № ...
До выдворения содержать ФИО1 в специальном приемнике ЦИАЗ ММУ МВД России «Якутское» для лиц, арестованных в административном порядке.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, и его защитника Логинова Д.А., объяснения представителя УФМС по РС (Я) ФИО2, суд
установил:
30 июля 2012 года в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в связи с тем, что он фактически проживает по адресу: .........., а прописан по адресу: ........... Таким образом, ФИО1 нарушил режим пребывания на территории РФ, поскольку при смене места пребывания не осуществил постановку на миграционный учет по новому месту фактического пребывания, тем самым нарушил ст.ст. 20,21,22 ФЗ «Об учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
Постановлением Якутского городского суда РС (Я) от 10 2012 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации за счет средств из федерального бюджета РФ.
Не согласившись с данным постановлением в части назначения дополнительного наказания в виде выдворения за пределы РФ, защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, указывая на то, что хотя в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8. КоАП РФ, фактические обстоятельства дела позволяют ограничиться применением наказания в виде штрафа. ФИО1, находясь на территории РФ на законных основаниях, переменил место жительства, переехав проживать к родителям, не уведомив об этом миграционный орган.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении ФИО1 и его защитник Логинов Д.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитника, объяснения представителя УФМС по РС (Я), полагавшего привлечение лица к административной ответственности законным и обоснованным, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу об изменении постановления по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Миграционный учет в Российской Федерации иностранных граждан по месту пребывания осуществляется в соответствии со ст. ст. 20 - 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ).
Как следует из ст. 4 Закон N 109-ФЗ, миграционный учет имеет, как правило, уведомительный характер (п. 2) и осуществляется в том числе в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод и для исполнения ими возложенных на них обязанностей (п.п. 1 п. 1), а также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям (п/п 6 п. 1).
При этом в основу организации миграционного учета положены принципы свободы передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, защиты государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права, сочетания интересов личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты иных национальных интересов Российской Федерации, доступности совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета, а также унификации правил миграционного учета (п. 3).
Необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону, в качестве которой в соответствии с п/п 7 п. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ, может выступать гражданин Российской Федерации,
Из материалов дела следует, что ФИО1 имеет миграционную карту, согласно которому установлен срок его пребывания на территории РФ с 09 июля 2012 года по 06 октября 2012 года. Имеется копия отрывной части уведомления, которой подтверждается факт уведомления принимающей стороной, Л., о прибытии и месте пребывания иностранного гражданина ФИО1 по адресу: ...........
Из пояснения ФИО1 следует, что фактически он проживает по адресу: ........... При этом данных о направлении уведомления о прибытии в указанное место пребывания не имеется.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ФИО1 правил миграционного учета, то есть совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Санкция ч.1 ст. 18.8. КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением или без таковой. Назначая дополнительное наказание в виде административного выдворения, суд обосновал необходимость применения указанного дополнительного наказания тем, что с 22 января 2008 года ФИО1 находится в федеральном розыске по возбужденному 22 января 2008 года в Республике Армения уголовному делу. В то же время суд указывает, что смягчающих или отягчающих ответственность ФИО1 обстоятельств не установлено.
Перечень отягчающих ответственность обстоятельств, приведенный в ст. 4.3 КоАП РФ, является исчерпывающим, и такого основания, как объявление в розыск привлекаемого к административной ответственности лица, не предусматривает. Вопросы выдачи (экстрадиции) обвиняемых, подсудимых в государство гражданства решаются в рамках правовой помощи по уголовным делам и представляют собой выполнение отдельных процессуальных действий на основании запроса иностранного правоохранительного органа в соответствии с международным договором или принципом взаимности, а не путем выдворения лица из РФ в рамках производства по административному делу. При этом заслуживают внимание доводы защитника ФИО1 о том, что кроме компьютерной распечатки об объявлении в розыск ФИО1, других данных, подтверждающих это обстоятельство, не имеется. Кроме того, ФИО1 несколько раз пересекал границы РФ и Республики Армения в 2012 году и не был при этом задержан.
Ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ одним из обстоятельств, смягчающим административную ответственность, признается раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
С учетом характера совершенного правонарушения, смягчающего ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, наличия миграционной карты со сроком действия до 06 октября 2012 года, суд считает возможным не применять в отношении ФИО1 дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Якутского городского суда РС (Я) от 10 августа 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1, изменить.
Считать ФИО1, _______ года рождения, гражданина Республики Армения, уроженца .........., зарегистрированного по адресу: .........., проживающего по адресу: .........., привлеченным к административной ответственности по ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
ФИО3 Мишаевича в специальном приемнике ЦИАЗ ММУ России «Якутское» прекратить немедленно.
Председательствующий: З. С. Дьяконова