Судья Ермакова Л.А. Дело № 7-114/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Смоленского областного суда Холикова Е.А. при секретаре Зуйковой А.А., рассмотрев жалобу судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 на постановление судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 5 сентября 2019 года по заявлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 о прекращении исполнительного производства об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации,
установил:
постановлением судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 30 апреля 2019 года, вступившим в законную силу 14 мая 2019 года, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации. До административного выдворения ФИО2 помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Смоленской области.
(дата) судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 на основании постановления от (дата) возбуждено исполнительное производство №, предмет исполнения: принудительное выдворение за пределы Российской Федерации в отношении должника ФИО2 в пользу УВМ УМВД России по Смоленской области.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 обратилась в суд с заявлением о прекращении указанного исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения, ссылаясь на то, что ФИО2 является лицом без гражданства.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 поддержала заявление, пояснила, что иных действий по исполнению постановления, помимо установления гражданства, принято не было.
ФИО2, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В письменном ходатайстве просил прекратить исполнительное производство, указал, что в учреждении находится более <данные изъяты>.
Представитель УВМ УМВД России по Смоленской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Постановлением судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 5 сентября 2019 года в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 о прекращении исполнительного производства отказано.
В жалобе судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 просит отменить постановление судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 5 сентября 2019 года, ссылаясь на отсутствие сведений о государстве, готовом принять ФИО2, и сведений о постоянном месте жительстве должника.
В Смоленский областной суд заинтересованное лицо ФИО2 не явился, извещен надлежаще, явку представителя не обеспечил, в связи с чем определено рассмотреть дело по жалобе в его отсутствие.
Заявитель судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 поддержала доводы жалобы.
Представитель УВМ УМВД России по Смоленской области ФИО3 не возражал против удовлетворения жалобы.
Ознакомившись с жалобой, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 31.8 КоАП РФ вопрос о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания рассматривается судьей, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса (ч. 1); решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления (ч. 4).
Согласно ст. 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае: издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (п. 1); признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (п. 2); смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим (п. 3); истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 данного Кодекса (п. 4); отмены постановления (п. 5); вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (п. 6).
Положения ст. 31.7 КоАП РФ содержат исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу (ч. 1).
Согласно п. 2 ст. 32.9 КоАП РФ постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц - при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32.10 КоАП РФ исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется.
Меры по определению государства выезда иностранного гражданина и лица без гражданства и оформлению документов, необходимых для выезда из Российской Федерации указанных лиц, которым назначено административное выдворение в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации, принимаются территориальным органом Федеральной миграционной службы России по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, в порядке, установленном соответствующими нормативно-правовыми актами, в том числе Приказом Минюста России № 100, МИД России № 7509, ФМС России № 375, ФСБ России № 271 от 19.05.2014 «Об утверждении Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации».
На основании п. 5 вышеуказанного Приказа судебный пристав-исполнитель незамедлительно уведомляет о возбуждении исполнительного производства в отношении иностранного гражданина, лица без гражданства, подлежащих административному выдворению, МИД России и структурное подразделение территориального органа ФМС России.
В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель направляет в территориальный орган ФМС России запрос о предоставлении информации и (или) документов, необходимых для выезда иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, а в отношении лица без гражданства - в том числе информации об определении государства выезда.
Пунктом 6 вышеуказанного Приказа предусмотрено, что в необходимых случаях по запросу судебного пристава-исполнителя или по собственной инициативе, но не ранее вступления в силу постановления судьи, территориальный орган ФМС России принимает меры по оформлению в дипломатическом представительстве или консульском учреждении государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного иностранного гражданина свидетельства о его возвращении в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания, а для лица без гражданства, подлежащего административному выдворению, при отсутствии сведений о государстве постоянного (преимущественного) проживания по согласованию с МИДом России - меры по определению государства выезда лица без гражданства и оформлению документов, необходимых для выезда из Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, п. 1 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения исполнения принятого постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации применяется обеспечительная мера в виде помещения иностранных граждан или лиц без гражданства в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Пунктом 4 ст. 35.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ определено, что содержание (пребывание) иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении осуществляется до его выдворения за пределы Российской Федерации.
При этом, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 года № 14-П указано, что продолжительность содержания в таком учреждении не должна превышать обоснованно необходимую для преследуемой цели -принудительное выдворение иностранца или апатрида. При выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.
Отказывая в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1, судья, руководствуясь приведенными нормами закона с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 31.7 КоАП РФ оснований для прекращения исполнения постановления о назначении ФИО2 административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, а доводы судебного пристава-исполнителя о невозможности выдворения признал необоснованными.
Указанные выводы нахожу основанными на правильном применении положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания с учетом порядка исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст.ст. 31.7, 31.8, 31.9, 32.10 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, в связи с отсутствием документов, удостоверяющих личность ФИО2, УВМ УМВД России по Смоленской области направлен запрос в Консульский отдел Посольства У. в Российской Федерации о проверке принадлежности или непринадлежности к гражданству У. ФИО2
(дата) Консульским отделом Посольства У. сообщено, что подтвердить принадлежность ФИО2 к гражданству У. не представляется возможным.
Заключением инспектора отдела по вопросам миграции МО МВД России «Ярцевский» от (дата) ФИО2 признан лицом без гражданства.
В ходе рассмотрения заявления о прекращении исполнительного производства, судьей установлено, что судебным приставом-исполнителем запросы в целях принятия мер по определению государства для выезда ФИО2 и оформлению документов, необходимых для выезда из Российской Федерации, в компетентные органы не направлялись.
Установленный факт отсутствия у ФИО2 гражданства Республики Украины не является основанием для прекращения исполнительного производства об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Срок исполнения постановления по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 от (дата) не истек, исчерпывающих мер к исполнению вступившего в законную силу постановления судьи о назначении административного наказания органами, на которые возложена такая обязанность, не принято.
При рассмотрении дела нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления судьи районного суда, допущено не было, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, в постановлении всем доводам судебного пристава-исполнителя об отсутствии фактической возможности административного выдворения дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, не допущено.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.2-30.7 КоАП РФ, судья
определил:
постановление судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 5 сентября 2019 года по заявлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 о прекращении исполнительного производства об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации оставить без изменения, а жалобу судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Е.А. Холикова