Дело №7-1168/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 18 ноября 2021 года
Судья Нижегородского областного суда Минеева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО3, действующего в интересах Администрации г. Нижнего Новгорода, на решение судьи Автозаводского районного суда г. Нижний Новгород от 04 августа 2021 года, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Нижнего Новгорода по пожарному надзору № 168 от 10 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации г. Нижнего Новгорода,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Нижнего Новгорода по пожарному надзору № 168 от 10 июня 2021 года Администрация г. Нижнего Новгорода признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Автозаводского районного суда г. Нижний Новгород от 04 августа 2021 года жалоба Администрации г. Нижнего Новгорода удовлетворена частично: указанное выше постановление изменено, путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты> рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, защитник ФИО3, действующий в интересах Администрации г. Нижнего Новгорода, просит состоявшиеся по делу судебное решение и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Администрации г. Нижнего Новгорода состава административного правонарушения.
В судебное заседание в Нижегородский областной суд участники не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, уважительных причин неявки судом не установлено. Судьей вышестоящей инстанции, пересматривающим дело по жалобе, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Абзацем 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 Правительством Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
В силу ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Как видно из материалов дела, 18 апреля 2021 года произошел пожар по адресу: [адрес], в результате которого сгорела сухая трава на площади 600 кв.м.; 19 апреля 2021 года произошел пожар по адресу: [адрес], у озера, в результате которого сгорела сухая трава на площади 1 гектар.
Из ответа и.о. первого заместителя председателя Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами
ФИО4 от 12 мая 2021 [номер] на обращение администрации г. Н. Новгорода, территория, расположенная в кадастровом квартале [номер], относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено. Уборка и содержание земельного участка, расположенного в границах указанного квартала, относятся к полномочиям администраций районов г. Н.Новгорода (л.д. 27).
В соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 9, ч. 1, ст. 14, п. 10, ч. 1, ст. 16 обеспечение первичных мер пожарной безопасности отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Положениями ст. 26 Устава города Нижнего Новгорода определено, что структуру органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода составляют:
городская Дума города Нижнего Новгорода;
глава города Нижнего Новгорода;
администрация города Нижнего Новгорода;
контрольно-счетная палата города Нижнего Новгорода.
В соответствии со ст. 41 Устава Администрация города Нижнего Новгорода является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом города Нижнего Новгорода собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Нижегородской области.
Администрация города Нижнего Новгорода осуществляет полномочия, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом.
Согласно п. 11 ч. 10 ст. 43 Устава реализация первичных мер пожарной безопасности отнесена к полномочиям администрации города. Согласно п. 17 ч. 4 ст. 43 Устава на Администрацию возложены, в том числе полномочия собственника водных объектов.
Положениями ст. 56 Устава, установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением города, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Устава администрации районов осуществляют обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления по реализации вопросов местного значения и государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Положениями п. 10 ст. 8 Устава, закреплено, что к вопросам местного значения города относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города.
Таким образом, ответственность за выполнение первичных мер пожарной безопасности, лежит на администрации города Нижнего Новгорода.
Следовательно, администрация города обязана реализовывать первичные меры пожарной безопасности на территории города Нижнего Новгорода, за исключением земельных участков, переданных в пользование третьим лицам.
При указанном, доводы жалобы о том, что Администрация г. Нижнего Новгорода правообладателем земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 52:18:00400073 не является, поэтому не может нести ответственность за нарушение правил противопожарного режима в отношении данного участка, является несостоятельным.
Как усматривается из материалов дела, Администрацией г. Нижнего Новгорода не произведена работа по сбору сухой растительности и покоса трав. Таким образом, в нарушение п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, юридическим лицом не исполнена обязанность по очистке территории городского округа от сухой растительности, что привело к возникновению пожара.
Указанные нарушения юридическим лицом допущены в условиях особого противопожарного режима, введенного на территории г. Нижнего Новгорода с 14 апреля 2021 года постановлением администрации г. Нижнего Новгорода № 1543.
Вина юридического лица подтверждается собранными по делу доказательствами: сообщением о происшествии от 18 апреля 2021 года; донесением о пожаре от 18 апреля 2021 года и 19 апреля 2021 года; протоколами осмотра места происшествия с планом-схемой места пожара и фототаблицей; объяснением ФИО5 и ФИО6; ответом и.о. первого заместителя председателя Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами ФИО4 от 12 мая 2021 [номер] на обращение администрации г. Н. Новгорода; постановлением администрации г. Н. Новгорода от 14 апреля 2021 года [номер]; протоколом об административном правонарушении от 28 мая 2021 года [номер]; актами от 27 мая 2021 года с приложением фотоматериалов; иными материалами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в деянии Администрации г. Нижнего Новгорода состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия Администрации г. Нижнего Новгорода квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и постановления должностного лица, в своей совокупности направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей городского суда и должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением и постановлением должностного лица, не является основанием к их отмене, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и судебного решения незаконными и необоснованными, не установлено.
Административное наказание в виде административного штрафа при его соразмерном снижении до <данные изъяты> рублей назначено Администрации г. Нижнего Новгорода в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, ст. 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Вместе с тем, в водной части решения судьи районного суда неверно указана часть статьи: вместо ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ указано ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в мотивировочной части решения судьи неверно указано что «Администрации г. Н.Новгорода не является его правообладателем и не может нести ответственность за нарушение противопожарного режима в отношении указанного выше земельного участка», а также пункт Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, вместо 67, указано 77. Однако, данные обстоятельства являются техническими описками, не влияющими на законность и обоснованность решения судьи районного суда, между тем данные описки могут быть устранены судьей, вынесшим решение, в порядке ч. 1 ст. 29.12.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7
КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Автозаводского районного суда г. Нижний Новгород от 04 августа 2021 года и постановление заместителя главного государственного инспектора г. Нижнего Новгорода по пожарному надзору № 168 от 10 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации г. Нижнего Новгорода - оставить без изменения, жалобу защитника ФИО3, действующего в интересах Администрации г. Нижнего Новгорода, - без удовлетворения.
Судья областного суда Минеева И.А.