ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-117/20 от 12.02.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-117/2020 Судья: Макарова О.Б.

РЕШЕНИЕ

12 февраля 2020 года город Челябинск

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Епишиной Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» по жалобе защитника публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» Шепилова С.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 11 октября 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 19 декабря 2019 года,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Роспироднадзора ФИО9 от 11 октября 2019 года , оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области, юридическое лицо – публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее по тексту ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Защитник ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Шепилов С.В. обратился с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить. В доводах жалобы указывает на то, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушении, доказательств того, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах производства и потребления, в материалы дела не представлено. В обоснование доводов также указывает на то, что мазут, находящийся в резервуарах не может быть признан отходами производства без соответствующего документального подтверждения; промышленная площадка ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (территория старого мазутного хозяйства») не может быть признана объектом размещения отходов. Как отходы, так и объект размещения отходов имеют специальный статус, который подтверждается выдачей соответствующей лицензии на деятельность по размещению отходов производства и потребления, разработкой проектной документации и признания в соответствии с требованиями законодательства РФ указанного земельного участка в качестве объекта размещения отходов. Ссылается на нарушение требования КоАП РФ при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а именно в постановлении отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения.

Прокурор Малышева О.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, считает решение судьи районного суда законным.

Законный представитель ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и его защитник Шепилов СВ., представитель административного органа в судебное заседание в Челябинский областной суд не явились, извещение о времени и месте рассмотрения жалобы получили. На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав прокурора, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация); объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии п. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Как следует из материалов дела, Магнитогорской природоохранной прокуратурой на основании обращения гражданина по вопросам незаконного захоронения отходов на территории промышленной площадки ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», загрязнения почвы и подземных вод проверена проверка, по результатам которой составлен акт осмотра от 04 июля 2019 года.

В ходе проверки установлено, что в собственности ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» находится земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, на территории которого расположено подземное сооружение – мазутохранилище, содержащее маслянистую жидкость темного цвета. Мазутохранилище сверху засыпано грунтом, заросшим травой и древесно-кустарниковой растительностью. Размеры мазутохранилища на поверхности составляют <данные изъяты> метров на <данные изъяты> метров, высота до <данные изъяты> метров. На поверхности мазутохранилища имеются <данные изъяты> горловин смотровых люков, <данные изъяты> частично разрушенных здания насосных станций, <данные изъяты> дыхательных башен (трубок). Горловины <данные изъяты> люков закрыты металлическими крышками, запирающие устройства для указанных крышек отсутствуют. С восточной стороны от мазутохранилища имеются, строительные, бытовые отходы, остатки древесной растительности, следы демонтажа сооружения, <данные изъяты> частично разрушенных здания насосных станций. <данные изъяты> горловин смотровых люков, <данные изъяты> из которых открыты. Под зданиями насосных станций в смотровых люках имеется маслянистая жидкость черного цвета.

В связи с выявленными нарушениями обязательных экологических требований магнитогорским природоохранным прокурором 13 августа 2019 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» с участием защитника юридического лица.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: пояснениями представителя ПАО «ММК», решением о проведении проверки, решением о проведении проверки, актом обследования территории, схематическим чертежом земельного участка, актом осмотра, фототаблицей, перепиской, документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, объяснениями, актом проверки, книгой учета исходящей корреспонденции, а также другими материалами дела, которые полностью согласуются между собой. Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о наличии вины ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и правильно квалифицировали его действия по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ.

Согласно п. п. 5, 6, 7, 20 Порядка учета в области обращения с отходами, утверждённого Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде.

Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2. 3, 4 к Порядку).

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с п. п. 3.1. 3.11. 4,12, 5.56 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

Отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Хранилище отходов - сооружение, предназначенное для хранения отходов.

Хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала, времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.

На основании и, п. 5.1. 9.2 «ГОСТ 10585-2013, Межгосударственный стандарт. Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия», введенный в действие Приказом Госстандарта от 22.11.2013 N 1868-ст. мазут является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

Гарантийный срок хранения мазута - 5 лет со дня изготовления.

В Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, включены остатки мазута, утратившие потребительские свойства (код — 4 06 913 11 33 3). Указанный отход отвесен к отходу III класса опасности.

Из ответа директора по охране труда, промышленной безопасности и экологии ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» ФИО6 от 11.07.2019 ранее мазут применялся в мартеновских печах до момента перехода на газовое топливо, который был осуществлен до 1990-х гг., в настоящий момент мазут в качестве топлива в технологических агрегатах ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» не используется. Из объектов мазутного хозяйства на территории ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» остались резервуары склада, которые использовались для приема мазута, и некоторые объекты инфраструктуры. Очистка резервуаров после использования по назначению не производилась. В 2018 году демонтированы объекты погрузочно-разгрузочного участка, с 2019 года запланировано начало работ по демонтажу резервуаров.

ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» разработана и утверждена программа выполнения работ по ликвидации мазутохранилища, пунктом 2 предусмотрена организация работ по утилизации отходов мазута и очистке воды, находящейся в резервуарах. При этом проектная документация на проведение работ по ликвидации подземного мазутохранилища и рекультивации земельного участка не разработана.

Судьей районного суда установлено, что на момент рассмотрения дела документов о выводе из эксплуатации объектов размещения отходов в установленном порядке ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» представлено не было.

Учитывая изложенное, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что содержащиеся в мазутохранилище остатки мазута являются отходами, а само сооружение - хранилищем отходов, то есть объектом размещения отходов.

Таким образом, позиция заявителя, что общество неправильно привлечено к административной ответственности отклоняется как несостоятельная.

Доводы жалобы о том, что специальный статус отходов подтверждается выдачей соответствующей лицензии на деятельность по размещению отходов, разработкой проектной документации и признанием земельного участка в качестве объекта размещения отходов, несостоятельны.

Невыполнение хозяйствующим субъектом обязанности по получению и разработке необходимой документации в сфере обращения с отходами не свидетельствует о том, что остатки сырья, материалов, веществ не являются отходами, а сооружение, используемое для хранения отходов - объектом размещения отходов.

ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм экологического законодательства, а именно, обеспечить полноту и достоверность учета в области обращения с отходами производства и потребления, тем самым общество допустило нарушение требований экологического законодательства при нахождении в собственности объекта размещения отходов.

При рассмотрении жалобы судьей районного суда, с учетом положений статьи 26.11 КоАП РФ, дана верная оценка всем представленным по делу доказательствам, которые являются допустимыми и достаточными для установления виновности ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьей 8.2 КоАП РФ. Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» допущено не было.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено Магнитогорским природоохранным прокурором в соответствии с требованиями ст. 28.4 КоАП РФ. Содержание постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.

Постановление должностного лица соответствует требованиям статей 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, дана квалификация деянию, указана статья КоАП РФ вменяемая нарушителю, копия постановления вручена в установленном законом порядке.

Административное наказание назначено ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» с учетом всех обстоятельств дела в переделах санкции части 10 статьи 8.2 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ и является справедливым. При этом учтен характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей городского суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 11 октября 2019 года и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 19 декабря 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» Шепилова С.В. - без удовлетворения.

Судья Е.Н. Майорова